10.32M
Категория: ИсторияИстория

Первая мировая война и рождение современной архитектуры

1.

Первая мировая война
и рождение современной
архитектуры
Осмысление эстетических
возможностей современных
материалов архитектуры

2.

• Архитектура ХХ века существенно
отличается от других эпох главным образом
из-за использования новых строительных
материалов.

3.

• Развитие новых технологий началось и их
философское осмысление началось еще в
19 веке.

4.

• Одним из пионеров современной
архитектуры был Анри Лабруст, выпускник
Эколь-де-Базар – оплота академизма, с
которым культура ХХ века боролась.

5.

• Лабруста увлекала идея Кювье, что по одной
кости животного можно установить его облик.
• Это привлекло его внимание к скелетам.
• Каркас здания, являясь его скелетом, должен
иметь и мускульную оболочку и кожу.

6.

• Скелет здания может иметь очень
традиционную оболочку, гармонирующую с
традиционной застройкой.

7.

Анри Лабруст. Библиотека Сент-Женевьев. Париж. 1843—50

8.

• Но внутренние помещения представляют
собой новое пространство,
спроектированное с применением
металлических конструкций, которые
замаскированы: им придан вид
классических колон.

9.

10.

• Затем Лабруст продолжает развивать
возможности металлического каркаса.

11.

Анри Лабруст.
Национальная
библиотека
Франции.
1854-75

12.

Джозеф Пэкстон. Хрустальный дворец. 1851

13.

• В данном случае прототипом послужил не
скелет животного, а структура листа
гигантской амазонской кувшинки Виктория
Регия, для которой Пэкстон строил
оранжерею.

14.

15.

16.

• Открытие Пэкстона быстро стали
достоянием общественности.
• Архитекторов заинтересовала идея
пространственного модуля, который можно
практически бесконечно умножать.

17.

• Стали очень популярны стеклянные
кровли, который использовались в
общественных сооружениях.

18.

Джузеппе Меньони. Галерея Виктора Эммануила II.
Милан. 1865-77

19.

Владимир Шухов. Перекрытие Верхних торговых рядов.
1890-93

20.

• Другая область применения металлических
конструкций – это строительство мостов.

21.

Джон Фоулер, Бенджамин Бейкер. Железнодорожный
мост через залив Ферт-оф-Фор. Эдинбург. 1890

22.

В. Шухов. Мост через реку Енисей в Красноярске. 1899.

23.

• Металлические конструкции выводятся из
сферы чисто технической, инженерной с
помощью рекламной акции.

24.

Париж. 1889

25.

• Несмотря на крайне противоречивые
отзывы, Эйфелева башня заставила
воспринять сам по себе металл как факт
архитектуры, а не просто строительства.

26.

• В Америке высотное строительство
развивалось наиболее активно.
• Первые небоскребы имели «кожу»
традиционной стилистики, отдаленно
напоминающие итальянские палаццо
Ренессанса.

27.

Дэниел Бернем. Флэтайрон-билдинг («дом-утюг»). Нью-Йорк, 1902

28.

• Постепенно это технической достижение
начинает восприниматься как факт
искусства.

29.

Фото Альфреда Стиглица.
«Флэтайрон - то же для
Соединенных Штатов, чем
Парфенон был для
Греции».

30.

• Фотографа интересует не декор, а общий
силуэт здания.
• Со временем красоту начинают видеть в
технической структуре сооружений.
• Происходит перелом в восприятии
архитектуры под влиянием, в частности,
современного искусства.

31.

• Зигфрид Гидеон, ведущий теоретик
архитектуры модернизма, любуется уже не
силуэтом Эйфелевой башни, а самим
массивом конструкций (фото 1905 г.),
вытягивая сходство с гравюрами
Пиранези.

32.

33.

Эль Лисицкий.
Обложка книги
Ричарда Нойтры
«Америка».
1930

34.

Овальный павильон для Всероссийской выставки 1896 года в
Нижнем Новгороде. Вид снаружи, 1896

35.

Сетчатая оболочка
Шухова – новый
вид перекрытия.

36.

Владимир Шухов. Строительство Киевского
(Брянского) вокзала в Москве. 1917

37.

Радиобашня III
Интернационала В.
Шухова - одновременно
архитектурный и
инженерный шедевр.

38.

Владимир Татлин.
Макет Башни III
Интернационала.
1919-1920
Металлическая
конструкция,
имеющая
художественный
облик.

39.

• Железобетон – новый строительный
материал, наряду с металлом.

40.

Открытие железобетона и получение патента в 1867

41.

• Железобетоном в художественном
отношении быстро заинтересовались
ученики Виоле-ле-Дюка.
• Железобетон соединяет в себе гибкость
металла и статическую прочность бетона.

42.

Анатоль де Бодо. Церковь Сен-Жан . Париж, 1894-99

43.

• Значительная часть поверхности стен
оставлена без декора.
• В первую очередь работают форма и свет.

44.

Огюст Перре.
Дом на ул.
Франклина,
Париж. 1904

45.

• «Нагота – это вечная прерогатива красоты».
Огюст Перре

46.

Перре. Театр на Елисейских Полях .1913

47.

«Весна священная», Стравинского, Нежинского, Рериха 1913

48.

Огюст Перре.
Гараж на улице
Понтье в Париже.
1905

49.

• Сцепка сооружений из новых материалов с
традиционными стилями в отделке
существовала и казалась необходимой до
Первой мировой войны.
• Усиливается сближение между
инженерными сооружениями и зданиями,
которые должны традиционно иметь более
парадный облик.

50.

Эжен Фрейсине. Ангары для дирижаблей в Орли.
1916-24

51.

52.

Огюст Перре.
Нотр Дам дю Рейнси.
1922

53.

54.

• Стекло было известно и использовалось в
архитектуре с Древнего Рима.
• К концу 19 века начинается производство
стеклоблоков и совершенствуется листовое
стекло.
• Роль стекла в архитектуре переосмысляется.

55.

Бруно Таут. Стеклянный павильон
на выставке Немецкого
Веркбунда, Кёльн. 1914

56.

57.

Бруно Таут. Лист из серии «Альпийская
архитектура». 1917

58.

59.

И.И. Леонидов.
Город Солнца.
1943-59

60.

Леонидов И. И.
Проект «Института
Ленина». 1927

61.

62.

Мис ван дер Роэ.
Проект стеклянного
небоскреба на
Фридрихштрассе,
Берлин.
Рисунок 1919 года.

63.

Мис ван дер Роэ.
Проект небоскреба на
стальном каркасе со
стеклянными стенами.
1922

64.

Гропиус. «Образцовая фабрика» на выставке
немецкого Веркбунда. Кельн, 1914

65.

Илья Голосов. Москва. Клуб им. Зуева, 1927—1929 гг.

66.

• Общая работа мысли о будущем
архитектуры происходит в разных странах.

67.

Ле Корбюзье / Le Corbusier. Проект «Дом-ино» (Dom-Ino).
1914

68.

Вальтер Гропиус. Комплекс Баухауза»в Дессау.
1925-26

69.

70.

Гропиус.
Дома мастеров
Баухауса.
Дессау. 1926

71.

Эль Лисицкий. Горизонтальные небоскребы. 1925

72.

Ле Корбюзье. Вилла Савой, Пуасси. 1928-31

73.

74.

75.

76.

Пьером Шаро, Бернадрд Бийвойе. Стеклянный дом. 1932

77.

78.

79.

Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом. 1936-39

80.

81.

Филип Л. Гудвин и Эдвард Дюрелл Стоун. Здание Мома. 1939
English     Русский Правила