2.63M
Категория: СоциологияСоциология

Введение в теории социологии лекция по курсу «Социология». Лекция № 2

1.

ЛЕКЦИЯ № 2
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

2.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ
2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
3. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
СОЦИОЛОГИИ

3.

1. ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА, НЕСМОТРЯ НА СРАВНИТЕЛЬНО
МОЛОДОЙ
ВОЗРАСТ,
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
СОБОЙ
СЛОЖНО
СТРУКТУРИРОВАННУЮ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ВКЛЮЧАЕТ
ТРИ УРОВНЯ:
1)
ОБЩУЮ
СОЦИОЛОГИЧЕСКУЮ
ТЕОРИЮ
(ОБЩУЮ
СОЦИОЛОГИЮ);
2) ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ СРЕДНЕГО
УРОВНЯ);
3)
КОНКРЕТНЫЕ
(ЭМПИРИЧЕСКИЕ)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ.

4.

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАПРАВЛЕНА
НА
ВЫЯСНЕНИЕ
ОБЩИХ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИУМА. НА
ЭТОМ УРОВНЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ
КАТЕГОРИЙ, ПОНЯТИЙ И ЗАКОНОВ СОЦИОЛОГИИ.

5.

ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
(ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ)
ЧАСТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ СРЕДНЕГО
УРОВНЯ) ЗАНИМАЮТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. В НИХ УСЛОВНО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ
РАЗДЕЛА:
1) ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (СОЦИОЛОГИИ
СЕМЬИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ПОЛИТИКИ, РЕЛИГИИ И Т.Д.);
2) ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (СОЦИОЛОГИИ
МАЛЫХ ГРУПП, ТОЛПЫ, ЭТНОСОЦИОЛОГИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ И Т.Д.):
3) ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (СОЦИОЛОГИИ
КОНФЛИКТОВ, ПРОЦЕССОВ
МОБИЛЬНОСТИ
И
МИГРАЦИИ,
МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И Т.Д.).

6.

КОНКРЕТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНКРЕТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЯЮТ
И
ОБОБЩАЮТ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ С ПОМОЩЬЮ РЕГИСТРАЦИИ
КАКИХ-ТО
СВЕРШИВШИХСЯ
СОБЫТИЙ.
СИСТЕМЫ
ФАКТОВ, ПОЛУЧЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОНКРЕТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОСТАВЛЯЮТ В
КОНЕЧНОМ
СЧЕТЕ
ЭМПИРИЧЕСКУЮ
БАЗУ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

7.

ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ АНАЛИЗА
СОЦИАЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВЫДЕЛЯЮТ:
МАКРОСОЦИОЛОГИЮ
ИССЛЕДУЕТ ПОВЕДЕНИЕ В
ПРОЦЕССАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КРУПНОМАСШТАБНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ ЭТНОСОВ, НАЦИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ
ИНСТИТУТОВ, ГОСУДАРСТВ И Т.Д.
МИКРОСОЦИОЛГИЮ
АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА
ИНДИВИДАХ,
УСТАНАВЛИВАЕТ
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В
МАЛЫХ
ГРУППАХ
(СЕМЬЕ,
ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ГРУППЕ
СВЕРСТНИКОВ И Т.П.).

8.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ И
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ
МАКРОСОЦИОЛОГИЧССКАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА
РАССМАТРИВАЛАСЬ В
ОСНОВНОМ В ТЕОРИЯХ
СТРУКТУРНОГО
ФУНКЦИОНАЛИЗМА И
СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
СОЦИОЛОГИИ ОТНОСЯТСЯ
ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО
ИНТЕРАКЦИОНИЗМА, ТЕОРИЯ
ОБМЕНА И ДР.

9.

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В
СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ
ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ
ОСНОВНЫХ НОРМ ЛЮБОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОН
ОРИЕНТИРУЕТ
ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
НА
ОБЪЯСНЕНИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ И ЯВЛЕНИЙ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС
«ПОЧЕМУ?». ПРИЧИННОСТЬ ОЗНАЧАЕТ НАЛИЧИЕ ТАКОЙ
СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ, ПРИ КОТОРОЙ ОДНО ЯВЛЕНИЕ
ВЫСТУПАЕТ
В
РОЛИ
ПРИЧИНЫ,
ВЫЗЫВАЮЩЕЙ
(ПОРОЖДАЮЩЕЙ), ИЗМЕНЯЮЩЕЙ ДРУГОЕ ЯВЛЕНИЕ
(СЛЕДСТВИЕ).

10.

ПРИМЕР ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ
СВЯЗИ
НАИБОЛЬШАЯ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ЖИЗНИ
ОТМЕЧАЕТСЯ В РЕГИОНАХ ШОТЛАНДИИ С НАИМЕНЬШЕЙ
ПЛОТНОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ И САМЫМ НИЗКИМ УРОВНЕМ
БЕЗРАБОТИЦЫ. В США ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
КОРРЕЛИРУЕТ С УРОВНЕМ ДОХОДА (ЖИЗНЬ БЕДНЯКОВ И
ЛЮДЕЙ НЕВЫСОКОГО СОЦИОЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА
ЧАЩЕ ОБРЫВАЕТСЯ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО). В СОВРЕМЕННОЙ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАТУС
КОРРЕЛИРУЕТ С ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ЖИЗНИ.
- ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ, ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?

11.

2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК
НАУКИ
ПРОЦЕСС ОСМЫСЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
НАЧИНАЕТСЯ У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ. ОБЩЕСТВО
СТАНОВИТСЯ ОБЪЕКТОМ АНАЛИЗА ЛЮДЕЙ ДАЖЕ ПРЕЖДЕ САМОЙ
ЛИЧНОСТИ, ВЕДЬ В ПЕРВОБЫТНОМ СОСТОЯНИИ ЛИЧНОСТЬ ПОЧТИ
НЕ ВЫДЕЛЯЕТ СЕБЯ ИЗ РОДА, ХОТЯ ЧЕЛОВЕК И НАЧИНАЕТ
РАЗМЫШЛЯТЬ, ОЦЕНИВАТЬ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ УГЛУБЛЯЮТСЯ ПО МЕРЕ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, КОГДА ОБОЗНАЧАЕТСЯ ОСНОВНОЙ ВОПРОС
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ «ЧТО ВАЖНЕЕ: ОБЩЕСТВО ИЛИ ЛИЧНОСТЬ В
ЕЕ
НЕПОВТОРИМОСТИ,
ИНДИВИДУАЛЬНОМ
СВОЕОБРАЗИИ
ВОСПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?» И ВОЗНИКАЮТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ И НЕРАВЕНСТВЕ.

12.

УЧЕНЫЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ОБ
ОБЩЕСТВЕ
В СЕРЕДИНЕ I ТЫС. ДО Н. Э. ОСОЗНАНИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА ВЫЛИЛОСЬ В КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ЕГО НЕОБХОДИМОСТИ. НА ВОСТОКЕ КРИТИЧЕСКОЕ
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК, ЗАЛОЖЕННЫХ В
МИФОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ, БЫЛО ОСУЩЕСТВЛЕНО В УЧЕНИЯХ
БУДДЫ, КОНФУЦИЯ, ЗАРАТУСТРЫ

13.

КОНФУЦИАНСТВО
ИДЕАЛОМ КОНФУЦИАНСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ
ГАРМОНИЧНОГО ОБЩЕСТВА ПО ДРЕВНЕМУ ОБРАЗЦУ, В
КОТОРОМ ВСЯКАЯ ЛИЧНОСТЬ ИМЕЕТ СВОЮ ФУНКЦИЮ.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОСТРОЕНО НА ИДЕЕ
ПРЕДАННОСТИ - ЛОЯЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ
НАЧАЛЬНИКОМ И ПОДЧИНЁННЫМ, НАПРАВЛЕННОЙ НА
СОХРАНЕНИЕ ГАРМОНИИ И САМОГО ЭТОГО ОБЩЕСТВА.
КОНФУЦИЙ
СФОРМУЛИРОВАЛ
ЗОЛОТОЕ
ПРАВИЛО ЭТИКИ: «НЕ ДЕЛАЙ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧЕГО НЕ
ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».

14.

УЧЕНЫЕ АНТИЧНОСТИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
НА ЗАПАДЕ СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ ДОСТИГЛА СВОЕГО АПОГЕЯ В
АФИНАХ V-IV ВВ. ДО Н. Э. В ТВОРЧЕСТВЕ СОКРАТА, ПЛАТОНА И
АРИСТОТЕЛЯ.

15.

ПЛАТОН «ГОСУДАРСТВО»
У ПЛАТОНА ОБЩЕСТВО УПОДОБЛЯЕТСЯ «ОГРОМНОМУ
ЧЕЛОВЕКУ». ТРЁМ НАЧАЛАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
(РАЗУМНОМУ, ЯРОСТНОМУ И ВОЖДЕЛЕЮЩЕМУ) В
ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ АНАЛОГИЧНЫ ТОЖЕ ТРИ
НАЧАЛА (СОВЕЩАТЕЛЬНОЕ, ЗАЩИТНОЕ И ДЕЛОВОЕ),
КОТОРЫМ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СООТВЕТСТВУЮТ ТРИ
СОСЛОВИЯ – ПРАВИТЕЛИ, ВОИНЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ
(РЕМЕСЛЕННИКИ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ).

16.

ПЛАТОН «ГОСУДАРСТВО»
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПО ПЛАТОНУ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ
КАЖДОЕ
СОСЛОВИЕ ЗАНИМАЛОСЬ
СВОИМ ДЕЛОМ.
НЕРАВЕНСТВО С ПОМОЩЬЮ «БЛАГОРОДНОГО ВЫМЫСЛА»
ОБОСНОВЫВАЕТСЯ
КАК
ЕСТЕСТВЕННОЕ,
ИСХОДНО
ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОЕ: ХОТЯ ВСЕ ЛЮДИ РОЖДЕНЫ ЗЕМЛЕЙ, НО
У ОДНИХ ПРИМЕШАНО ЗОЛОТО, ЗНАЧИТ, ОНИ ДОЛЖНЫ
ПРАВИТЬ; У ДРУГИХ – СЕРЕБРО, И ПОСЕМУ ОНИ СТАНОВЯТСЯ
ВОИНАМИ; У ТРЕТЬИХ ПРИМЕШАНЫ ЖЕЛЕЗО И МЕДЬ, ОНИ
ПРИЗВАНЫ БЫТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ. ВСЕ СОСЛОВИЯ
СЛУЖАТ СОХРАНЕНИЮ ЕДИНСТВА, СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.

17.

АРИСТОТЕЛЬ
АРИСТОТЕЛЬ КРИТИКУЕТ «ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА,
ОТСТАИВАЯ ПРИОРИТЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
И
ЗАЩИЩАЯ
ПРАВО
ЛИЧНОСТИ
НА
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ЧРЕЗМЕРНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К
ОБОБЩЕСТВЛЕНИЮ,
НАПРИМЕР
ПРЕДЛАГАЕМАЯ
ПЛАТОНОМ ОБЩНОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ЖЕН И ДЕТЕЙ, ПО
МНЕНИЮ
АРИСТОТЕЛЯ,
ВЕДЕТ
К
СТИРАНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, К БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТИ И ЛЕНИ,
УСУГУБЛЯЕТ СОЦИАЛЬНУЮ ПУТАНИЦУ, ПОДГОТАВЛИВАЕТ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС.

18.

УЧЕНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В
ПЕРИОД
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОД КОНТРОЛЕМ СИСТЕМЫ
НРАВСТВЕННЫХ, РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ, ЧТО ОКАЗАЛО
ВЛИЯНИЕ И НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ.

19.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
(354-403)
- ОПРАВДЫВАЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ
ИМУЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА;
- ГОСУДАРСТВО – НАКАЗАНИЕ ЗА
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ, ЯВЛЯЕТСЯ
СИСТЕМОЙ ГОСПОДСТВА ОДНИХ
ЛЮДЕЙ НАД ДРУГИМИ,
ПРЕДНАЗНАЧЕНО НЕ ДЛЯ
ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮДЬМИ СЧАСТЬЯ, А
ТОЛЬКО ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ В ЭТОМ
МИРЕ;
- СПРАВЕДЛИВОЕ ГОСУДАРСТВО –
ХРИСТИАНСКОЕ.

20.

ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225-1274)
- ОСУЩЕСТВИЛ
«МОДЕРНИЗАЦИЮ»
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО
ХРИСТИАНСТВА НА ОСНОВЕ
КОММЕНТАРИЕВ АРИСТОТЕЛЯ;
- ЕГО УЧЕНИЕ СТАЛО
ВАЖНЫМ ШАГОМ В
УКРЕПЛЕНИИ ДУХОВНОЙ
ВЛАСТИ КАТОЛИЦИЗМА НАД
РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ
ЖИЗНИ.

21.

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА В НОВОЕ ВРЕМЯ
В НОВОЕ ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВО
ПРОДОЛЖИЛИ ТАКИЕ УЧЕНЫЕ КАК ТОМАС ГОББС,
ДЖОН ЛОКК, ТЮРГО И ДРУГИЕ

22.

ТОМАС ГОББС
(1588-1679)
СОЗДАЛ ПОНЯТИЕ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА.
В ЕГО ТРУДЕ «ЛЕВИАФАН»
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИДЕЯ
ПЕРЕХОДА К ГРАЖДАНСКОМУ
ОБЩЕСТВУ И ОБОСНОВАНИЕ
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ

23.

ДЖОН ЛОКК
(1632-1704)
- ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - ЭТО
РАВЕНСТВО, ГДЕ ГОСПОДСТВУЮТ ЗАКОНЫ
РАЗУМА;
- ГОСУДАРСТВО - ЭТО ЖЕЛАНИЕ
СОХРАНИТЬ СВОБОДУ И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ;
- ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО
СОСТОЯНИЯ ОТ ГРАЖДАНСКОГО НАЛИЧИЕ ОБЩЕГО УСТАНОВЛЕННОГО
ЗАКОНА;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ДОГОВОРА ОГРАНИЧИВАЕТ СВОБОДУ
ГОСУДАРСТВА.

24.

ТЮРГО АНН РОБЕР ЖАК
(1727-1781)
- СОЗДАЛ ИДЕЮ СОЦИАЛЬНОГО
ПРОГРЕССА;
- ПРОГРЕСС - ОСНОВНОЙ ЗАКОН
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ВСЁ ВЕДЁТ
К ПРОГРЕССУ. РАЗНЫЕ НАРОДЫ ПОРАЗНОМУ РАЗВИВАЮТСЯ, ТАК КАК В
НИХ
РАЗНОЕ
КОЛИЧЕСТВО
ТАЛАНТЛИВЫХ
ЛЮДЕЙ.
ПРОСВЕЩЕНИЕ ВЕДЁТ К ПРОГРЕССУ.
СКОРОСТЬ ПРОГРЕССА ЗАВИСИТ ОТ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

25.

3. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ШКОЛ И
НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИОЛОГИИ
- ПОЗИТИВИЗМ - (ОГЮСТ КОНТ)
- ОРГАНИЦИЗМ - (ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР)
- ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - (КАРЛ МАРКС)

26.

ОГЮСТ КОНТ
(1798-1857)
- ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ТЕРМИН
«СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА»;
- РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИРОДНЫМ
ЗАКОНАМ;
- СОЦИОЛОГИЯ ЧАСТЬ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ;
- СОЦИОЛОГИЯ – ГЛАВНАЯ ИЗ
ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК;
- ПОЗИТИВНЫЙ = НАУЧНЫЙ

27.

СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА
- ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (ФИКТИВНАЯ) СТАДИЯ. НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК
ОБЪЯСНЯЕТ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ЖИЗНИ, ДЕЙСТВИЕМ
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ СИЛ.
- МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ (АБСТРАКТНАЯ) СТАДИЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ СИЛАХ ЗАМЕНЯЮТСЯ АБСТРАКЦИЯМИ,
ВОПЛОЩЕННЫМИ В РАЗЛИЧНЫХ ИДЕЯХ.
- НАУЧНАЯ (ПОЗИТИВНАЯ) СТАДИЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ПРИЗНАВ
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ
РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. ЛЮДИ СТАЛИ ИССЛЕДОВАТЬ
ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В ПРЕДЕЛАХ ИХ ДОСЯГАЕМОСТИ.

28.

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
(1820-1903)
- АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ И
СОЦИОЛОГ, РОДОНАЧАЛЬНИК
ЭВОЛЮЦИОНИЗМА;
- ОСНОВАТЕЛЬ ОРГАНИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ;
- ИДЕОЛОГ ЛИБЕРАЛИЗМА;
- АВТОР РАБОТЫ «СИСТЕМА
СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
В 10-ТИ ТОМАХ

29.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ:
- «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР»,
- «БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ»,
- «ВЫЖИВАНИЕ СИЛЬНЕЙШЕГО».
ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ДОЛЖНО ВМЕШИВАТЬСЯ В ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ. ТОЛЬКО В ТАКИХ
УСЛОВИЯХ ЛЮДИ «ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ» БУДУТ ВЫЖИВАТЬ, А
«НЕПРИСПОСОБЛЕННЫЕ» - ВЫМИРАТЬ; ТОЛЬКО СИЛЬНЫЕ СМОГУТ
АДАПТИРОВАТЬСЯ И ДОСТИГАТЬ ВСЁ БОЛЕЕ ВЫСОКИХ УРОВНЕЙ
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

30.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА
СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ – НЕВОЗМОЖНЫ.
ЛЮДЯМ СВОЙСТВЕННЫ ЛЮБОВЬ К ВЛАСТИ,
ЧЕСТОЛЮБИЕ, НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ И НЕЧЕСТНОСТЬ.
«ВСЕ ПОПЫТКИ УСКОРИТЬ ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
С ПОМОЩЬЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕР ВЕДУТ
ЛИШЬ
К
ВОЗРОЖДЕНИЮ
УЧРЕЖДЕНИЙ,
СВОЙСТВЕННЫХ НИЗШЕМУ (Т.Е. ВОЕННОМУ) ТИПУ
ОБЩЕСТВА».

31.

КАРЛ МАРКС
(1818-1883)
- НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ,
СОЦИОЛОГ, ЭКОНОМИСТ,
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ,
ИСТОРИК;
- АВТОР КЛАССИЧЕСКОГО
НАУЧНОГО ТРУДА
ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИИ «КАПИТАЛ.
КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИИ».

32.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ КАРЛА МАРКСА
НА ОСНОВЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА ПОЯВИЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ:
1) В НАУКЕ - НАУЧНЫЙ МЕТОД МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ.
2) В ФИЛОСОФИИ - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ
ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ.
3) В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.
4) В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ - НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ, ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ
ТЕОРИЯ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ.
5) В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - НАУЧНАЯ КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИИ, ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ.

33.

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила