4.78M
Категория: СоциологияСоциология

Введение в теорию социологии

1.

Рудненский индустриальный институт
Тема: Введение в теорию социологии
Лекция №2 по дисциплине: «Социология»
Тажибаев Радик Хамитович – старший преподаватель кафедры ИиСГД

2.

План лекции
1. Теории социологии
2. История становления социологии как науки
3. Развитие отдельных школ и направлений
социологии

3.

1. Теории социологии
Социологическая наука, несмотря на
сравнительно молодой возраст,
представляет собой сложно
структурированную область
научного знания и включает три
уровня:
1) общую социологическую теорию
(общую социологию);
2) частные социологические теории
(теории среднего уровня);
3) конкретные (эмпирические)
социологические исследования.

4.

Общая социологическая теория
Общая социологическая
теория направлена на
выяснение общих
закономерностей
функционирования и
развития социума. На этом
уровне осуществляется
анализ основных категорий,
понятий и законов
социологии.

5.

Частные социологические теории (теории
среднего уровня)
Частные социологические теории (теории
среднего уровня) занимаются изучением отдельных
областей социальной жизни. В них условно можно
выделить три раздела:
1) исследования социальных институтов
(социологии семьи, образования, культуры,
политики, религии и т.д.);
2) исследования социальных общностей
(социологии малых групп, толпы, этносоциологии,
территориальных образований и т.д.):
3) исследования социальных процессов (социологии
конфликтов, процессов мобильности и миграции,
массовых коммуникаций и т.д.).

6.

Конкретные (эмпирические) социологические
исследования
Конкретные (эмпирические)
социологические
исследования определяют и
обобщают социальные факты с
помощью регистрации каких-то
свершившихся событий. Системы
фактов, полученные в результате
конкретно-социологических
исследований, составляют в
конечном счете эмпирическую базу
социологического знания.

7.

По степени сложности анализа социального
процесса выделяют:
макросоциология
исследует поведение в
процессах взаимодействия
крупномасштабных
социальных общностей этносов, наций, социальных
институтов, государств и т.д.
микросоциология
акцентирует внимание на
индивидах, устанавливает
особенности поведения во
взаимодействиях между людьми,
главным образом в малых
группах (семье, трудовом
коллективе, группе сверстников
и т.п.).

8.

Макросоциология и микросоциология
макросоциология
Макросоциологическая
проблематика
рассматривалась в основном в
теориях структурного
функционализма и
социального конфликта
микросоциология
К этому направлению
социологии относятся:
-теория символического
интеракционизма,
-теория обмена и др.

9.

Причинно-следственные связи в социальном
опыте
Принцип причинности является одной
из основных норм любой научной
деятельности. Он ориентирует
исследователя на объяснение
социальных фактов и явлений, отвечая
на вопрос «почему?». Причинность
означает наличие такой связи между
явлениями, при которой одно явление
выступает в роли причины,
вызывающей (порождающей),
изменяющей другое явление
(следствие).

10.

Пример причинно-следственной связи

11.

2. История становления социологии как науки
Процесс осмысления общества, общественной
жизни начинается у истоков человеческой
истории. Общество становится объектом
анализа людей даже прежде самой личности,
ведь в первобытном состоянии личность почти
не выделяет себя из рода, хотя человек и
начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по
мере развития личности, когда обозначается
основной вопрос общественной жизни «Что
важнее: общество или личность в ее
неповторимости, индивидуальном
своеобразии восприятия и отражения
действительности?» и возникают
представления о социальном равенстве и
неравенстве.

12.

Ученые древнего востока об обществе
В середине I тыс. до н. э. осознание неизбежности социального
неравенства вылилось в концептуальное обоснование его
необходимости. На Востоке критическое переосмысление
социальных установок, заложенных в мифологическом сознании,
было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры

13.

Конфуцианство
Идеалом конфуцианства является
создание гармоничного общества по
древнему образцу, в котором всякая
личность имеет свою функцию.
Гармоническое общество построено на
идее преданности - лояльности в
отношении между начальником и
подчинённым, направленной на
сохранение гармонии и самого этого
общества. Конфуций сформулировал
золотое правило этики: «Не делай
человеку того, чего не желаешь себе».

14.

Ученые Античности об обществе
На Западе социальная мысль достигла своего
апогея в Афинах V-IV вв. до н. э. в творчестве
Сократа, Платона и Аристотеля.

15.

Платон «Государство»
У Платона общество уподобляется
«огромному человеку». Трём началам
человеческой души (разумному,
яростному и вожделеющему) в
идеальном государстве аналогичны тоже
три начала (совещательное, защитное и
деловое), которым в свою очередь
соответствуют три сословия –
правители, воины и производители
(ремесленники, земледельцы).

16.

Справедливость, по Платону,
состоит в том, чтобы каждое сословие
занималось своим делом.
Неравенство с помощью
«благородного вымысла»
обосновывается как естественное,
исходно предопределенное: хотя все
люди рождены землей, но у одних
примешано золото, значит, они
должны править; у других – серебро,
и посему они становятся воинами; у
третьих примешаны железо и медь,
они призваны быть производителями.
Все сословия служат сохранению
единства, стабильности общества.

17.

Аристотель
Аристотель критикует «Государство»
Платона, отстаивая приоритет
индивидуальных интересов и защищая
право личности на индивидуальность.
Чрезмерное стремление к
обобществлению, например
предлагаемая Платоном общность
имущества, жен и детей, по мнению
Аристотеля, ведет к стиранию
индивидуальности, к
бесхозяйственности и лени, усугубляет
социальную путаницу, подготавливает
политический кризис.

18.

Ученые Средневековья
В период Средневековья
развитие социальных
отношений осуществляется
преимущественно под
контролем системы
нравственных, религиозных
норм, что оказало влияние и
на развитие социальной
мысли.

19.

Аврелий Августин
(354-403)
- оправдывал существование
имущественного неравенства;
- государство – наказание за первородный
грех, является системой господства одних
людей над другими, предназначено не
для достижения людьми счастья, а только
для выживания в этом мире;
- справедливое государство –
христианское.

20.

Фома Аквинский
(1225-1274)
- осуществил «модернизацию»
раннесредневекового
христианства на основе
комментариев Аристотеля;
- его Учение стало важным
шагом в укреплении духовной
власти католицизма над
развитием социальной жизни.

21.

Изучение общества в Новое Время
В Новое Время изучение
общества продолжили такие
ученые как Томас Гоббс,
Джон Локк, Тюрго и другие.

22.

Томас Гоббс
(1588-1679)
создал понятие
общественного договора. В
его труде «Левиафан»
осуществляется идея
перехода к гражданскому
обществу и обоснование
легитимности власти.

23.

Джон Локк
(1632-1704)
- естественное состояние - это равенство,
где господствуют законы разума;
- государство - это желание сохранить
свободу и естественность;
- главное отличие естественного
состояния от гражданского - наличие
общего установленного закона;
- заключение общественного договора
ограничивает свободу государства.

24.

Тюрго Анн Робер Жак
(1727-1781)
Создал идею социального прогресса.
Прогресс - основной закон жизни
человечества. Всё ведёт к прогрессу.
Разные народы по-разному
развиваются, так как в них разное
количество талантливых людей.
Просвещение ведёт к прогрессу.
Скорость прогресса зависит от
обстоятельств.

25.

3. Развитие отдельных школ и направлений
социологии
- Позитивизм - (Огюст
Конт);
- Органицизм - (Герберт
Спенсер);
- Исторический
детерминизм - (Карл
Маркс).

26.

Огюст Конт
(1798-1857)
- использовался термин «социальная
физика»;
- развитие общества подчиняется
природным законам;
- социология часть естествознания;
- социология – главная из
естественных наук;
- позитивный = научный.

27.

Социология Огюста Конта
- Теологическая (фиктивная) стадия. На
ней человек объясняет процессы,
происходящие в жизни, действием
сверхъестественных сил.
- Метафизическая (абстрактная)
стадия. Представления о
сверхъестественных силах заменяются
абстракциями, воплощенными в
различных идеях.
- Научная (позитивная) стадия.
Человечество, признав невозможность
полного познания мира, отказывается от
решения глобальных проблем. Люди стали
исследовать вещи, которые находятся в
пределах их досягаемости.

28.

Герберт Спенсер
(1820-1903)
- английский философ и социолог,
родоначальник эволюционизма;
- основатель органической школы
социологии;
- идеолог либерализма;
- автор работы «Система
синтетической философии» в 10-ти
томах.

29.

Социология Герберта Спенсера
Теория социальной эволюции:
- «естественный отбор»,
- «борьба за существование»,
- «выживание сильнейшего».
Правительство не должно вмешиваться
в естественные процессы,
протекающие в обществе. Только в
таких условиях люди
«приспособленные» будут выживать, а
«неприспособленные» - вымирать;
только сильные смогут адаптироваться
и достигать всё более высоких уровней
исторического развития.

30.

Социализм и коммунизм –
невозможны. Людям
свойственны любовь к власти,
честолюбие,
несправедливость и
нечестность. «Все попытки
ускорить прогресс
человечества с помощью
административных мер ведут
лишь к возрождению
учреждений, свойственных
низшему (т.е. военному) типу
общества».

31.

Карл Маркс
(1818-1883)
- немецкий философ, социолог,
экономист, общественный деятель,
историк;
- автор классического научного
труда по политической
экономии «Капитал. Критика
политической экономии».

32.

Научные труды Карла Маркса
На основе его творчества появились
следующие направления:
1) В науке - научный
метод материалистической диалектики.
2) В философии - материалистическое
понимание философии Гегеля.
3) В социально-гуманитарных науках материалистическое понимание истории
культуры.
4) В социальной практике и
современных социально-гуманитарных
науках - научный социализм, первая
научная теория классовой борьбы.
5) В экономической теории - научная
критика политической экономии, первая
научная теория прибавочной стоимости.
English     Русский Правила