Похожие презентации:
Фольклор и литература. Лекция 1.1
1. Фольклор и литература
Лекция 1.1.2. План лекции
• Парадигмы художественности• Фольклор и постфольклор
• Формы бытования словесности
3. Парадигмы художественности
Синкретизм
Дорефлективный традиционализм
Рефлективный традиционализм
Креативизм
4. Синкретизм
• танец+пение+жестикуляция+артикуляция (часто в состоянии измененного
сознания), обряды, ритуалы.
• пантеизм (язычество).
• К. Леви-Стросс о камланиях шаманов.
5. Проблемы изучения
• С. – это результат исследовательскойреконструкции, попытка описать иную
форму сознания;
• В современном мире С. как явление
отсутствует;
• В ряде случаев С. используется как
прием в визуальных искусствах (театр,
перформанс и т.д.).
6. Дорефлективный традиционализм
• Коллективный автор (нет автора de jureи de facto);
• Система жанров (загадка, пословица,
былина);
• Система топосов (красна девица, ясно
солнышко, мать сыра земля);
• Система действующих лиц (Микула
Селянович, Садко).
7. Волх – Волх(в) - Вольга
Микула – Викула – Никола8. Сюжет инициации
• Восходит к обрядовым практикам(мальчик становится мужем, отрок –
воином);
• Является базовым для всей
литературы;
• События сказок часто связаны с
инициацией.
9. Проблемы изучения
• Поздно получили письменнуюфиксацию (влияние историкофилологической школы);
• Многочисленные варианты одних и тех
же сюжетов – канонического текста нет;
• Морфология сюжета (В.Я. Пропп)
• В литературе Ф. становится одним из
источников образов, тем, стилей.
10. Рефлективный традиционализм
• Наличие автора (часто скрытого);• Формирование канона (жанр, стиль,
установка);
• Система жанров (духовные: риторические;
агиографические, светские);
• Система топосов (Адам, Моисей, Давид;
Иисус, Деяния апостолов); =Библия
• Система действующих лиц (исторические
фигуры).
11. Книга – модель мира
В начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово. Сейбе искони к Богу: вся тем быша, и без него ничтоже бысть,
еже бысть.
12. Система противопоставлений
Книжное / фольклорное
Священное / бытовое;
Духовное / телесное;
Свое / чужое;
Назидательное / развлекательное.
13.
ФОЛЬКЛОРДЛ
АВТОР
Коллективный
автор / -
Имперсональн
ый автор / -
ЖАНР
НЕТ КАНОНА
КАНОН
ВЫМЫСЕЛ
ВРЕМЯ И
ПРОСТРАНСТВО
Фантастическо ИСТИНА
е+
действительно
е
14. Планы практических занятий
• Слово о полку Игореве;• Хождение за три моря
15. Креативизм
• Наличие автора;• Разрушение канона (многообразие жанровостилевых установок);
• Система жанров (условность номинации
жанров);
• Многообразие топосов (Фольклор, Библия,
Античность, Возрождение, авторские
книги);
• Время, пространство, действующие лица – по
замыслу автора.
16. Проблемы изучения
• Периодизация (XVII век или XVIII век?)• Интерпретация авторского текста (Что хотел
сказать автор? false; Что говорит мне
авторский текст? true)
• Фабула, сюжет, событийная организац ия
(словари сюжетов и мотивов, Дж. Кавелти).
• Неисчерпаемый источник для
литературоведческих и культурологических
интерпретаций.
17. Автограф Аввакума
• Житие протопопа Аввакума, им самимнаписанное
18. Житие протопопа Аввакума
• 1. Оправдание человеческой личности• 2. Поиск новой художественной формы
• 3. Отказ от средневековых принципов
идеализации
• 4. Новый язык: просторечие,
«природный русский язык»
• 5.Ценность чувства, искренность:
«Ударить душу перед Богом»
19.
• 6. Сочувствие, сострадание к своиммучителям – новая черта в агиографии
• 7. Художественное мышление Аввакума
пронизано бытом
• 8. Быт героизирован, личность
приподнята, полна пафоса
• 9. Конфликт личности и окружающего
мира, Аввакум пытается подчинить себе
действительность
• 10. Могущество личности, могущество
человека затмило могущество
официального положения феодала
20. Практические занятия
Ломоносов
Екатерина II
Фонвизин
Крылов
Державин
Карамзин
Радищев
21. Выводы
• Развитие культуры может бытьпредставлено как эволюционный
процесс;
• Парадигмы художественности
обновляются, это обновление не носит
стадиального характера (тренды);
• Каждая национальная литература
демонстрирует как закономерности
(мировая литература), так и
отступления от общих правил.
22. Жанры древнерусской литературы: слово, поучение, моление
Лекция 1.2.23. План лекции
• Периодизация древнерусскойлитературы;
• Риторические жанры (слово, моление,
поучение);
• Проблемы изучения «Слова о Полку
Игореве»
24. Западноевропейские вехи
Античность
Средневековье (0 / 1)
Возрождение (1,2,3)
Новое время (Просвещение)
25. Корректировка
Античность
Средневековье (0 / 1)
Возрождение (1,2,3)
Новое время (Просвещение)
26.
• …В ней не было ни Шекспира, ни Данте. Этохор, в котором совсем нет или очень мало
солистов и в основном господствует унисон
[Лихачев].
• Искусство живописцев и создателей первых
памятников словесности – прежде всего
искусство традиции, и лишь во вторую
очередь – искусство индивидуальной
творческой инициативы [Лихачев].
27. Периодизация древнерусской литературы
Домонгольский период• Киевская Русь;
• областные литературы русских княжеств;
Московский период
• литература эпохи ордынского ига, вторая
половина XIII—XV века
• литература Русского государства XVI века
• переходная (к Новому времени) литература
XVII века, очень неоднородная в историкокультурном отношении.
28. Периодизация древнерусской литературы
• собственно древнерусская литература(архаика), XI — начало XIII века;
• средневековая русская литература
(традиционализм), XIII—XVI века;
• литература периода перехода к Новому
времени (новаторство), XVII — первая
треть XVIII.
29. Точка отсчета – крещение Руси
• «христианизация протекала как демонстративная менаместами старой (языческой) и новой (христианской)
религии. Внешним, но весьма значительным проявлением
этого было пространственное перемещение святынь в
процессе крещения, идол Перуна был свержен с киевских
гор на Подол, то есть на то место, где тогда находилась
христианская церковь св. Ильи (христианский двойник
Перуна), а христианская церковь была построена наверху,
на месте прежнего языческого капища. Итак, происходит
радикальная мена «верха» и «низа». Владимир (как затем и
Петр) как бы переворачивает сложившуюся систему
отношений, меняя плюсы на минусы, он не просто
принимает новую систему ценностей, заменяя старое
новым, но вписывает старое в новое — с отрицательным
знаком» [Лотман, Успенский].
30. Двуязычие
• Древнерусский (устная сфера);• Старославянский (письменная сфера).
31. Двоеверие (диглоссия)
• Устойчивое осознание русской земли как «новой»парадоксально сочетается с активизацией весьма архаических
кулыурных моделей. Само понятие «нового» оказывается
реализацией представлений, корни которых уходят в
глубочайшую старину. При этом можно отметить две модели построения «новой кулыуры».
1) Сохраняется глубинная структура, сложившаяся в
предшествующий период, однако она подвергается
решительному переименованию при сохранении всех основных
старых структурных контуров. В этом случае создаются новые
тексты при сохранении архаического культурного каркаса.
2) Меняется самая глубинная структура культуры. Однако и
меняясь, она обнаруживает зависимость от существовавшей
ранее культурной модели, поскольку строится как
«выворачивание ее наизнанку», перестановка существовавшего
с переменой знаков.
32. Католичество и православие
РайРай (духовное)
Чистилище ↑↓
Ад (телесное)
Ад
Лимб
33. Константы
Вера и верность (храм)
Разум и разумность
Слово и словесность (книга)
Бессмертность – Царствие небесное
34.
• Литература – священнодействие.Читатель был в каком-то отношении
молящимся. Он предстоял
произведению, как и иконе, испытывал
чувство благоговения.
• Балагурство и шутовство противостоят
в литературе торжественности и
церемониальности.
35. Функции летописного свода
• Совокупность написанныхпроизведений (обозрение).
• Запись – фиксация события –
закрепление в истории;
• Обновление и приращение;
• Должное сливается с сущим;
• История не сочиняется. Сочинение –
ложь (литературный этикет).
36.
• Летописец и его читатель верят вчудеса как факт жизни;
• Вымысел недопустим;
• История не сочиеняется
• Действующие лица – исторические.
37. Ранние памятники
• Речь философа (к князю Владимиру,изложение истории с христианской точки
зрения);
• Сказание о первоначальном
распространении христианства;
• Слово о Законе и Благодати митрополита
Илариона (закон – Агарь, Моисей (ВЗ),
Благодать – Сарра, Христос (НЗ),
символические схемы христианского
богословия; распространение христианства
по русской земле, будущее русского народа,
Владимир=Константин).
38.
• Ныне небеса просветишася, темных облак яковретища съвьлекъша, и светлымь въздухом слава
господню исповедають. Не си глаголю видимая
небеса, нъ разумныя... Днесь весна красуеться
оживляющи земное естьство, и бурьнии ветри тихо
повевающе плоды гобьзують, и земля семена
питающи зеленую траву ражаеть. Весна убо красная
есть вера Христова... бурнии ветри — грехотворнии
помыслы... земля же естьства нашего, аки семя
слово божие приемши и страхом его болящи присно,
дух спасения ражаеть
39. Повесть временных лет
• Се бо суть рекы, напаяюще вселеную;• Списки: Лаврентьевская, Радзивилловская,
Ипатьевская, Хлебниковская
• …черноризца Федосьева монастыря
Печерского… ; игумен Силивестр святаго
Михаила написах книгы си Летописецъ…;
Нестор, Остромир, Вышата, Янь: От него же и
аз многа словеса слышах, еже и вписах в
летописаньи семь, от него же слышах =
следы работы плеяды книжников.
40. Композиция ПВЛ
• Ветхий Завет: Бытие (сказание оВеликом потопе и Вавилонской башне);
• Славянские племена (Иафет); Кий, Щек,
Хорив; Путь из варяг в греки;
• Посещение Руси апостолами
41. Композиция ПВЛ
• 852 год – первый поход на Константинополь;• Центральная тема – выбор веры и
обоснование гражданского и юридического
порядка;
• 1117 год – чудесное явление в КиевоПечерском монастыре.
• Своды - В основную ткань «встраиваются»
отдельные тексты (сюжеты).
42. Характеристика летописца
• Давно и бесспорно установлено, что«рукой летописца управляли
политические страсти и мирские
интересы» [Лихачев];
• Летопись – свод различных идеологий;
летописец пытается отобрать те,
которые сходны по своей
направленности, иногда различные по
исходным позициям [Лихачев]
43. Поучение Владимира Мономаха
• Единственный список: Лаврентьевскаялетопись;
• «Своеобразное собрание сочинений»:
поучение, письмо к князю Олегу
Святославовичу (Гореславовичу),
деяния;
• «О, многострастны и печальны аз!».
44. Моление и Слово Даниила Заточника
• Моление читалось и перерабатывалосьна протяжении веков;
• При этом сохраняется выработанность
и устойчивость формы (автор[ы]);
• Дворянин? Дружинник? Холоп?
• Произведение опирается на явления
русского быта.
45. Моление
• Въструбимъ, яко во златокованыятрубы, в разумъ ума своего и начнемъ
бити в сребреныя арганы возвитие
мудрости своеа. Въстани слава моя,
въстани въ псалтыри и в гуслех.
Востану рано, исповемъ ти ся. Да
разверзу въ притчах гаданиа моя и
провещаю въ языцех славу мою.
Сердце бо смысленаго укрепляется въ
телеси его красотою и мудростию.
46. Слово о погибели русской земли
• XV-XVI вв.• Список жития Александра Невского
• Небольшой фрагмент
47.
• Отселе до угор, и до ляхов, до чахов, отчахов до ятвязи и от ятвязи до литвы,
до немець, от немець до корелы, от
корелы до Устьюга, где тамо бяху
тоимичи погании, и за Дышючим морем,
от моря до болгар, от болгар до буртас,
от буртас до чермис, от чермис до
моръдви, — то все покорено было
богом християньскому языку поганьскыя
стра́ны...
48. «Задонщина», XV век
• 1852 г. – открытие «Задонщины».• «Задонщина» - «поэтический ответ
XV в. автору Слова» (Д.С. Лихачев)
49. ЗАДОНЩИНА
• И рцем таково слово: лудчи бо нам, брате,начати поведати иными словесы о
похвальных сих, о нынешнех повестех, о
полку великаго князя Дмитрея Ивановича и
брата его Владимера
• Начаша ти поведати по делом и по былинам.
Не проразимся мыслию по землями, помянем
первых лет времена, похвалим вещего Бояна,
горазна гудца в Киеве. Тот бо вещий Боян
воскладоша горазная своя персты на живыя
струны, пояша руским князем славы…
50.
• Конец XIX в. – Луи Леже: первична«Задонщина», вторично СПИ.
• 40 гг. XX в. – Андрэ Мазон развил
теорию скептиков
• Историки А.А. Зимин, Лев Гумилев
– сторонники теории скептиков
• 1973 г. – Анджело Данти: новые
методы перестройки отношений
«Задонщины» и СПИ
51.
• Лихачев: «Серьезность темы,которой посвящена книга, и
серьезность научных претензий,
которые в нее вложены, требуют и
серьезности исполнения. Нельзя на
такие темы писать романизованные
исследования, утомительно
оснащая их всевозможными
остротами, каламбурами,
ребусами, фельетонными
приемами дурного вкуса»
52.
53. Подведем итоги
• Древнерусская литература – словесностьсредневековья, неразрывно связанная с
концептами веры (религии) и народа
(принадлежности к этнической общности).
• Памятники ДЛ можно отнести к
рефлективному традиционализму.
• Круг читателей этой литературы
незначителен, отсюда – сакрализация акта
письма и акта чтения.
54. Домашнее задание
• Изучить слайды 53-79; подготовиться кдебатам.
55. Слово о полку Игореве
«Слововозвышается не в пустыне, не на равнине,
а среди горной цепи, где есть памятники
исторические, ораторские, житийные, где есть
произведения, сходные по своему типу, где
высказывались сходные патриотические идеи,
возникали сходные темы» (Д.С. Лихачев)
56.
• Но проразимся мыслию над землями ипомянем первых лет времена и
похвалим вещего Бояна, гораздаго
гудца в Киеве. Тот Боян воскладаше
гораздыя своя персты на живыа струны
и пояше князем руским славы».
57. История изучения СПИ
• 1185 г. – время похода Игоря• 1187 г. – время создания СПИ
• XVI в. – время составления рукописи
(Хронограф) с единственным списком СПИ
• 1791 г. – обнаружение рукописи МусинымПушкиным в Спасо-Ярославском монастыре
• 1795 г. – копия для Екатерины II
• 1797 г. – первые известия об СПИ
• 1800 г. – первое издание СПИ
• 1812 г. – пропажа рукописи из дома МусинаПушкина
58.
59. Вид рукописи
60.
• «Недавно отыскалась рукопись подназванием «Песнь полку Игореву»,
неизвестным писателем сочиненная. За
многие до нас веки в ней упоминается
Боян, российский песнопевец» (М.М.
Херасков, 1797 г.)
• «Два года тому назад в наших архивах
был обнаружен отрывок из поэмы
«Песнь воинам Игоря» (Н.М. Карамзин,
1797 г.)
61.
• А.И. Мусин-Пушкин – обретательрукописи XVI века в Спасо-Ярославском
монастыре
• А.Ф. Малиновский и Н.Н. БантышКаменский - публикаторы СПИ – 1800 г.
62.
63.
• «Радуюсь, что Синодальная библиотекацела и не перестаю тужить о
пушкинской. История наша лишилась
сокровища» (Н.М. Карамзин, 1813 г.)
64. Теория скептиков
Теория скептиков
1813 г. – выступления проф.
Каченовского и писателя
Сенковского:
1.Единственный список?
2.СПИ – подделка наподобие
«Песен Оссиана» Макферсона
3. Авторы подделки: Карамзин,
Иоиль Быковский, Мусин-Пушкин…
65. Сторонники подлинности СПИ
• В.А. Жуковский (1817 г.), А.С.Пушкин, Н.С. Тихонравов (1868 г.),
Потебня (1878 г.), Е. Барсов (1889
г.), В.Н. Перетц (1926 г.), В.П.
Адрианова-Перетц (1950 г.), Д.С.
Лихачев (1955 г.), Л.А. Дмитриев,
Борис Гаспаров (2000 г.), Андрей
Анатольевич Зализняк (2004 г.)
66.
• К.Ф. Калайдович в 1813 г. обнаружил врукописи 1307 г. приписку:
• Псалтырь: «При сих князех сеяшется и
ростяше усобицами, гыняша жизнь
наша, в князех которы, и веци
скоротишася человеком»
• СПИ: «Тогда при Олзе Гориславичи
сеяшется и ростяшет усобицами,
погибаша жизнь Даждьбога внука»
67.
• Автор СПИ – современник событий1185 г.
• Зализняк А.А.: «Подделка не является
абсолютно невозможной, но её можно
допустить только в том предположении,
что её осуществил некий гений, причём
пожелавший полностью скрыть от
человечества свою гениальность».
68.
Слово о полку Игореве возвышаетсяуединенным памятником в пустыне
нашей древней словесности» (А.С. Пушкин «О
«
ничтожестве русской литературы»)
«Слово
возвышается не в пустыне, не на равнине, а
среди
горной
цепи,
где
есть
памятники
исторические, ораторские, житийные, где есть
произведения, сходные по своему типу, где
высказывались сходные патриотические идеи,
возникали сходные темы» (Д.С. Лихачев)
Волнующая красота и удивляющая глубина
«Слова» – не чудо, а закономерность» (В.Д.
«
Греков)
69. Историческая основа СПИ
• 1184 г., февраль 1185 г. – славный поход Киевскогокнязя Святослава, который «притрепал половецкие
полки»
• 23 апреля 1185 г., вторник, Игорь выступил в поход с
сыном Владимиром и племянником Святославом
Рыльским
• 1 мая – солнечное затмение
• Встреча Игоря и брата Всеволода (когда?)
• 10 мая 1185 г., пятница, – первый бой с половцами:
«потопташа полки половецкие»
• 11 мая 1185 г., суббота, – начало второго боя:
половецкие полки стояли, «аки борове»
• Утром в воскресенье дрогнули полки ковуев
• «Бишася день, бишася другый, третьего дни к
полудни пали стязи Игореви»
• Войско погибло. В плен попали 15 человек, в том
числе все 4 князя
70.
71. Датировка СПИ
• Б.А. Рыбаков: 1185 г. («подлинныйисторический документ»)
• М.Д. Приселков: до апреля 1187 г.
• Д.С. Лихачев: осень 1187 г.
• И.П. Еремин: 1187 или начало 1188 г.
• Л.Гумилев: 1249–1252 г.
• Н.С. Демкова: июль 1194 г. (умер
Святослав Всеволодович) – май 1196 г.
(умер Всеволод)
72. Персонажи СПИ
• Игорь Святославич Новгород-Северский, сынЧерниговского князя, внук Олега Святославича:
1151–1202 гг.
• Владимир, сын Игоря, 1172– 1212 гг. (от первой
жены у Игоря 3 сына), был помолвлен с дочерью
Кончака. В 1187 г. возвращается из плена с «женой и
дитятею»
• Всеволод («Буй–тур») – брат Игоря: 1160–1196 гг.
• Ярославна – жена Игоря, дочь могущественного
Галицкого князя Ярослава Осмомысла, вышла замуж
в 1184 г.
• Святослав Всеволодович, Киевский князь, умер в
1194 г.
• (Святослав Рыльский, племянник, повешен в 1211 г.)
73. Система персонажей
Тема войны:• Игорь и Всеволод – воины
• Гзак и Кончак – воины
Тема мира
• Святослав, князь Киевский
• Ярославна
74. Проблема жанра СПИ
• Воинская повесть? Поэма?Былина? Торжественная речь?
• В.П. Адрианова-Перетц: это
книжное произведение, возникшее
на основе устной поэтичекой
традиции (плачи и славы)
• И.П. Еремин: это памятник
эпидейктического красноречия
• Д.С. Лихачев: светская ораторская
проза + былина
75. Д.С. Лихачев:
СПИ находится вне традиционныхжанров, оно стоит на грани
фольклора и литературы.
• Эпос проникается
публицистическим и лирическим
началом (Песнь о Роланде,
Нибелунги, саги).
• Жанр СПИ не может быть
определен.
76. Особенности композиции
• Тройственная композиция (3 в 3-х)• I Вступление – автор выбирает стиль и
манеру повествования
• 1) Запев (Боян)
• 2) Зачин
• 3) Запев (Боян)
77.
• II Основная часть• 1) поход Игоря (половецкие степи)
– поэтический эпос
• 2) «златое слово» (Киев) – лиропублицистическое
повествование
• 3) плач Ярославны (Путивль), побег
Игоря– лиро-эпическое
повествование
78. III Заключение
• 1) Припевка (Боян и Ходына): «РекъБоян и Ходына, Святославля
песнотворца …»
• 2) Возврашение Игоря на Русскую
землю: «Игорь князь в русской земле»
• 3) Славы русским князьям: «Певше
песнь старым князьям, а потом
молодым пети»
79. Цель высказывания
• Неудача Игоря, плен• Сон Святослава и его Златое слово
(поучение)
• Плач Ярославны (п л а ч)
• Возвращение Игоря из плена
80. ПОЭТИКА
• Патриотическая идея окрашена лирикой• Внешняя последовательность событий
и отношение к ним
• Вольная лирическая взволнованная
импровизация на тему похода
• Автор заполняет собою всё
произведение, от начала до конца
81. Поэтика СПИ
- Диалогическое строение- Маятниковое движение темы
- Поэтика повторяемости («узорочье»)
- Ритм (частый, протяжный,
исчезающий). Ритмическая проза
- Поэтические образы природы
- Метафоры и символы
- Сравнения и уподобления, контрасты
- Звукопись («потопташа поганые полки
половецкие»)