20.29M
Категория: ИсторияИстория

Предметный мир Древнего Рима

1.

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ДРЕВНЕГО РИМА
Всего слайдов:
Иллюстративные:
Информативные:

2.

Предметный мир древнего Рима
1. Историческая справка
1.3 Характерные черты
Древние римляне были и очень рационалистичны в образовании
своего предметного мира.
Объекты, которые предназначались для кухонного использования были
весьма функциональны и за частую являлись предшественниками
современных кухонных механизмов.
В Древнем Риме появился первый самовар, также имелись
приспособления для подогревания пищи.
В организации общественного быта Древнего Рима мы впервые
встречаемся с тем, что теперь называют «функциональным решением
среды».
2

3.

Предметный мир древнего Рима
2. Изобретения Древнего Рима
2.1 Бетон
Римский бетон (лат. opus caementicium). Слово Caementum означало
«бутовый камень», «тёсанный камень» и также каменные
составляющие для наполнения полостей несущих стен.
Причины массового применения бетона в Древнем Риме:
Большой объем строительства.
Требовалось быстрое строительство.
Римская бюрократия.
Прочность и долговечность.
Заметное применение бетона на территории древнеримского
государства началось примерно с конца IV в. до н. э. и продолжалось
около-700 лет.
3

4.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.1 Исторический обзор
Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого
орнамента.
Римляне в период империи широко заимствовали образцы этрусского
и греческого искусства.
Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их
творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету.
С III в. до н.э. Искусство этрусков постепенно растворяется в римском
искусстве.
4

5.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.1 Исторический обзор
Античные орнаменты. Сверху вниз: меандр; “бегущая
волна”; плетенка; жемчужник; бусы; акант; ионики;
пальметты.
5

6.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.2 Характерные черты
Основные римские элементы орнаментики — это изображения
животных, пальметок, грифонов и крылатых львов, сцены из греческой
мифологии и др.
Римляне отдавали предпочтение коринфскому и композитному
архитектурным ордерам и их главному мотиву – аканту.
Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб
считался символом высшего небесного божества, орел — символом
Юпитера и т. д.
Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви
к роскоши.
6

7.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.2 Характерные черты
Акант в орнаменте Древнего Рима. Рельеф из
Помпей. Неаполь, Рим.
7

8.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.1 Исторический обзор
Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э.
Тарквиния, Этрурия. Музей Виллы Джулиа, Рим.
8

9.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.2 Характерные черты
Виды орнамента отличаются по построению и называются розеттой,
бордюром и раппортом.
Розетта - это замкнутая композиция, построенная с применением
плоскости или оси симметрии.
Бордюр - это замкнутая композиция, орнамент, схема которого имеет
ритмический повтор элементов в две противоположных стороны.
Раппорт, представляет собой неограниченную композицию, в которой
прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом,
образуя сетку.
9

10.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.2 Характерные черты
Панель с растительным орнаментом (деталь).
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (нижняя
панель). Рим, Италия.
10

11.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.2 Характерные черты
Эней, приносящий жертвы Пенатам.
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (верхняя
панель). Рим, Италия.
11

12.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.2 Характерные черты
Панель с растительным орнаментом.
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (нижняя
панель). Рим, Италия.
12

13.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.2 Характерные черты
Панель с растительным орнаментом (деталь).
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (нижняя
панель). Рим, Италия.
13

14.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних
цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции,
использовали объемно-пространственный принцип изображения.
В древнеримской мозаике, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.
Портреты, особенно женские, часто идеализированы.
Натюрморт - один из популярнейших жанров. Особенно любимы
дары моря.
Нередки были и орнаментальные мозаики.
14

15.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Мозаики – одно из выдающихся достижений изобразительного
искусства античного Рима.
В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения
интерьеров общественных зданий и частных домов.
Спрос на мозаику был очень высок, поэтому качество могло быть
разным.
Различаются два вида: настенная и напольная с геометрическим
узором и фигуративной композицией – ”эмблемой” в центре.
На ряде мозаик можно увидеть пейзажи, календарь
сельскохозяйственных работ, а также чисто декоративные мотивы:
многоцветные волны, цветы лотоса, свастики, витой шнур,
треугольники и т.п.
15

16.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Фрагмент напольной мозаики т. н. «Дома Диониса». II в. н. э.
Городской музей Санта-Джулия. Брешиа, Италия.
16

17.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Фрагмент напольной мозаики т. н. «Дома Диониса».II в. н. э.
Городской музей Санта-Джулия.Брешиа, Италия.
17

18.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Напольная полихромная мозаика с изображением хора учеников
- фрагмент. Мрамор, цветной камень, стеклянная паста.
Конец II — нач. III вв. н. э. Капуя, Италия.
18

19.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Битва Александра с Дарием. 125—120 гг. до н. э.
5,82 × 3,13 м. Неаполь, Италия.
19

20.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Бой петухов (деталь). Мозаика из Помпей
Национальный археологический музей.
Неаполь, Италия.
20

21.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Курия Юлия.Центральная часть пола. I в. до н. э.
Римский Форум.
Рим, Италия.
21

22.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Июнь. Деталь. Смальта. III в.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
22

23.

Предметный мир древнего Рима
3. Орнаментика
3.3 Орнаментальные мотивы
Мозаичный декор свода круговой галереи (деталь).
Середина IV в. н. э. Мавзолей Константины Августы (церковь Св.
Констанции). Рим, Италия.
23

24.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Инсула (лат. Insula) — в архитектуре Древнего Рима — многоэтажный
жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи
внаём.
Инсулы появились в III века до н. э.
В инсулах не было канализации, они были неотапливаемые и
малоосвещенные.
Из-за частых обрушений и пожаров в Риме съёмщики квартир и комнат
в инсулах жили в постоянной опасности потери жилья и собственной
жизни.
24

25.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Из-за скученности жилья при пожарах погибало много людей,
поскольку эвакуация была затруднена.
Квартиры беднякам, служили местом для ночёвки и хранения
скромного имущества, большую часть дня жители города проводили на
улице, в лавках и на рынках, в забегаловках и банях.
На первых этажах инсул, в более комфортабельных квартирах селились
обеспеченные жильцы — зажиточные вольноотпущенники, всадники и
даже сенаторы.
В римских городах не было районов, где селились только бедняки, —
рядом с ветхими инсулами строились городские особняки и
общественные постройки.
25

26.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Инсулы на форуме Траяна с торговыми лавками на первом этаже,
антресолями и квартирами выше. Рим, Италия.
26

27.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Категории остийских инсул:
Основной архитектурный тип с лавками
на первом этаже и квартирами выше;
Сочетание двух объединённых, с задней
стороны граничащих рядов лавок с
квартирами на первом этаже;
Сочетание первых двух основных типов
построек вокруг внутреннего дворика;
Остийская инсула — «Дом Юпитера и Ганимеда» с
квартирами на первом этаже, Рим, Италия.
27

28.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Лавки на первом этаже обычно не сообщались с
квартирами выше, к ним вели отдельные лестницы
28

29.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Отделка стен внутреннего дворика выполнена из камня,
выложенного в виде сети.
29

30.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Фасад полностью выложен кирпичной кладкой.
Лестница из травертина ведёт на второй этаж инсулы
30

31.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Жилой комплекс, выстроенный из кирпича: в стене
(слева) хорошо видна структура кирпично-бетонной
постройки.
31

32.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.1 Инсула
Несмотря на ужасные условия инсул,
цена на аренду была очень высокой жилья не хватало.
У подножия Капитолия у лестницы к
церкви Санта-Мария-инАрачели сохранилась пятиэтажная
инсула.
На первом этаже дома располагались
торговые лавки, над ними были
антресоли, на верхних этажах квартиры.
Инсула Аракоели у подножия Капитолия — одна из
немногих инсул, сохранившихся до наших дней.
32
Рим, Италия.

33.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Домус (лат. domus) — дом-особняк одного рода. Разница между
Домусом и Инсулой: «Домус — особняк, в котором живёт одна семья,
Инсула — многоквартирный дом, заселённый множеством не
связанных между собой семей.»
Италийский городской особняк развился из деревенской усадьбы,
собиравшей под одной крышей множество полезных помещений.
Ранние итальянские особняки представляли собой прямоугольные в
плане здания с помещениями, сгруппированными вокруг атриума с
небольшим садиком, в задней части.
Со временем под влиянием греческой архитектуры образовался
классический древнеримский особняк.
33

34.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Внутреннее устройство помпейских домов (известны по раскопкам)
демонстрируют сходные типовые черты.
Домус делился на две части: с одной группой помещений —
официальной, группировавшейся вокруг атриума, и второй,
семейной — вокруг перистиля.
В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются
в стройном порядке по сторонам от главной оси.
Лучшие образцы домуса сохранились в Помпеях («Дом Пансы», «Дом
Фавна», «Дом Веттиев»).
34

35.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Дом Пансы, представляющий собой
классический римский дом с атриумом и
перистилем, расположенными на одной
оси
Дом многое пережил за историю своего
существования, поэтому состояние его
сохранности довольно плачевно.
Перистиль дома был окружен 16
ионическими колоннами,
поддерживавшими перекрытия.
Дом Пансы в Помпеях.
Неаполь, Рим, Италия.
35

36.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Дом Пансы в Помпеях.
Неаполь, Рим, Италия.
36

37.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Иллюстрация дома Панса (интерьер), Неаполь, Рим, Италия.
созданная в Тур дю Монд, Париж 1864г
37

38.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Площадь дома Фавна составляла почти
3000 кв.м.
Внутри постройки было много
просторных жилых комнат и различных
хозяйственных строений.
Можно сказать, что этот дом был
прототипом современного жилого
комплекса, потому что внутри его был
маленький коммерческий торговый
центр.
Дом Фавна в Помпеях.
Неаполь, Рим, Италия.
38

39.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Дом Фавна в Помпеях. Неаполь, Рим, Италия.
39

40.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Дом Фавна в Помпеях. Неаполь, Рим, Италия.
Реконструкция
40

41.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Дом Веттиев - некогда роскошный
особняк, частично разрушенный
знаменитым извержением вулкана
Везувия в 79 году н.э.
Особняк расположен на северовосточной окраине города-музея Помпеи,
в Италии.
Особняк Веттиев считался одним из
самых богатых домов в Помпеях.
Дом Веттиев в Помпеях.
Неаполь, Рим, Италия.
41

42.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Дом Веттиев в Помпеях. Неаполь, Рим, Италия.
42

43.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.2 Домус
Дом Веттиев в Помпеях. Неаполь, Рим, Италия.
43

44.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла (лат. villa — загородный или деревенский дом) — в прошлом
большинстве случаев загородный дом, как правило, предназначенный
для сезонного проживания.
Жилище делается иногда двойным: одна часть, обращенная на юг,
служит зимним жильем, другая, обращенная на север,— летним.
Гроты или нимфейоны с фонтанами образовали убежища от летнего
зноя.
Распространение калориферного отопления, позволившее расширить
число зимних помещений, сделало удобным пребывание на вилле
круглый год.
44

45.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана (итал. Villa Adriana) —
разрушенная
императорская вилла в Тиволи близ Рима.
В 125 году н.э. началось строительство
виллы Адриана в Тиволи.
В состав виллы входило около тридцати
зданий.
Говорят, что император Адриан лично
разрабатывал проект для своего
творения.
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
45

46.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
На огромной территории в 120 гектаров
развернулись живописные пруды и
парки.
Здесь же расположены разнообразные
постройки – библиотеки, театр, сады,
термы, башня, храм, академия, здания
для охраны, рабов, обслуживающего
персонала.
Вилла императора Адриана объединила в
себе египетскую, греческую, восточную
культуры.
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
46

47.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Портики виллы, были умышленно
занижены, чтобы император мог
чувствовать себя выше.
Для украшения виллы императора
Адриана в Тиволи сюда доставляли копии
и подлинники известных на то время
произведений искусства.
Для того, чтобы избавиться от лишнего
шума и надоедливого персонала, были
оборудованы подземные дороги для
повозок и людей.
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
47

48.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
Макет.
48

49.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
Макет.
49

50.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
50

51.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
51

52.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
Большие термы виллы.
52

53.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
53

54.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
54

55.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
Реконструкция.
55

56.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
Реконструкция.
56

57.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Строения виллы Адриана возведены из
местного известняка тибуртина.
Арки и иные архитектурные элементы
сооружений сложены из тонкоплиточного
кирпича толщиной примерно 2,5 см.
Облицовка стен, по мнению историков,
сетчатая облицовка из кирпича
одновременно служила опалубкой, в
которую заливался бетон.
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
57

58.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Наиболее интересной частью виллы
Адриана является Канопа.
Канопа представляет собой удлиненный
пруд с размерами примерно 100х20 м,
окруженный остатками колонн и статуй.
Сооружение имитирует древнеегипетское
поселение Каноб, на месте которого
находится современный город Абукир.
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
58

59.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
59

60.

Предметный мир древнего Рима
4. Жилой дом Древнего Рима
4.3 Вилла
Вилла Адриана. 138 г н.э
Неаполь, Тиволи, Италия.
60

61.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Древне Римские интерьеры отличалась своим великолепием и
роскошью.
В строительстве римлян впервые появилось понятие внутреннего
пространства.
Для оформления жилищ использовались только материалы
натурального происхождения .
Для декоративных моментов и для отделки помещения использовали
золотистые, белые и терракотовые цвета.
Самое главное, общая цветовая палитра всего помещения должна
выглядеть немногословно, без лишнего пафоса, лаконично.
Использовали ковры и занавеси для дверных проемов.
61

62.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Стены и другие поверхности помещений практически не
подвергались какой-либо обработке.
Потолки украшали фресками, лепниной и барельефами.
Вся мебель в интерьере изготовлялась только из натурального дерева.
В центре гостиной римского интерьера размещался огромный круглый
стол.
Обязательными мебельными атрибутами в античной комнате были
сундуки и комоды, в которых хранились ценные вещи.
Скамейки для сидения и стулья были низкими и не украшались
никаким декором.
62

63.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Иллюстрация древне римского интерьера. Бумага
акварель. Автор Альма-Тадема, сэр Лоренс
1901 г. Манчестер, Великобритания.
63

64.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Римский Меценат Лоуренс Альма-Тадема 1868г.
Коннектикут, США.
64

65.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Репетиция Гамельнского дудочника и Жены Диомеда , Гюстав
Буланже ,Париже, Франция. 1860 г.
65

66.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Термополий — закусочная на первом этаже инсулы.
Остия, Рим,Италия.
66

67.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Настенные росписи на первом этаже инсулы.
Остия, Рим,Италия.
67

68.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.1 Характерные черты
Комната на втором этаже в инсуле у Капитолия.
Достаточно редкий случай инсулы капитальной постройки, с
перекрытием этажей сводами. Рим,Италия.
68

69.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
В Древнем риме декор отличался разнообразием форм и богатством
материала.
Монументальные здания нередко облицовывались мрамором и имели
бронзовые двери и кровли из бронзовой или позолоченной черепицы.
В интерьере здания все его части — пол, стены и своды —
использовались для создания парадного красочного убранства
целого.
В небогатых домах, а также в зданиях утилитарного назначения полы
делались кирпичные, обычно выложенные в елочку.
В императорских дворцах и крупных общественных зданиях стены
обычно облицовывались белым или цветным мрамором.
69

70.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Важным элементом интерьера римского здания был свод.
Живописные панно иногда также включались в декорацию свода.
На сводах императорских дворцов применялась позолоченная
лепнина.
Статуи, во множестве украшавшие жилые и общественные здания,
сады и виллы, как правило, являлись копиями знаменитых
произведений греческой пластики.
Бассейны фонтанов, стены терм и нимфеев часто отделывались
стеклянной мозаикой оранжевых, зеленых и голубых цветов.
70

71.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Полы нимфея и терм в Остии.
Рим,Италия.
71

72.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Термы Нептуна в Остия Антика.
Рим,Италия.
72

73.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Термы Нептуна в Остия Антика.
Рим,Италия.
73

74.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца (Фрагмент).
Сицилия, Италия.
74

75.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца (Фрагмент).
Сицилия, Италия.
75

76.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца (Фрагмент).
Сицилия, Италия.
76

77.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца.
Сицилия, Италия.
77

78.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца.
Сицилия, Италия.
78

79.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца.
Сицилия, Италия.
79

80.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца.
Сицилия, Италия.
80

81.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Пьяцца Армерина. Мозаика пола дворца.
Сицилия, Италия.
81

82.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Фрески виллы Мистерий. ок. II-I в. до н. э.
Сицилия, Италия.
82

83.

Предметный мир древнего Рима
5. Интерьер в Древнем Риме
5.2 Декор интерьера
Галерея с видами древнего Рима. Живопись Жованни Паоло
Панни, 1754-1757гг, Сицилия, Италия.
83

84.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.1 Характерные черты
По сравнению с Грецией было использование в Римской мебели
пластичных украшений (резьба по дереву и металлическая пластика).
Для мебели наиболее часто использовалась древесина кедра, туи,
оливы, ясеня и клена, для интарсии — самшит, пальма, платан и черное
дерево.
Декоративное оформление зависело от характера применявшихся
инструментов, было много выточенных и изготовленных рубанком
элементов мебели.
В обиходе были различные типы мебели, отвечающие
разнообразным запросам.
84

85.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.2 Стулья
Основной мебелью для сиденья римлянам служили табурет, складной
стул, кресло.
Табуреты - изготавливались из дерева или бронзы, были без спинки и
имели выточенные ножки.
Складные стулья - курульный стул, которые использовали важные
персоны.
Кресло (Троны) - императорское кресло– только для императора,
которые часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в
виде звериных лап.
85

86.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.1 Характерные черты
Мебель и элементы мебели Древнего
Рима.
Слева на право: Бронзовая скамья,
табурет, мраморная ножка в виде
фантастического животного, мраморное
сиденье с характерным орнаментом из
волют, стол с мозаичной крышкой и
мраморными ножками, столик с
ножками в виде звериных копыт,
парадное сиденье, мраморные опоры
стола с изображением животных,
парадное сиденье с покрытием из
листовой бронзы, плетеное кресло,
табурет из дерева и бронзы, складной
табурет, каркас кровати, точеная
мебельная деталь с членениями,
характерными для бронзы.
86

87.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.1 Характерные черты
Бронзовый табурет. Национального археологического музея
Неаполя. Неаполь, Италия.
87

88.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.3 Столы
Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение.
Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене
блюд менялся и стол.
Обычно столы делались на трех, четырех или одной ножке, а также с
цельными боковинами.
Ножки выполнялись в виде звериных лап, были резными.
Верхняя часть украшалась иногда мозаикой или инкрустацией из
камней.
Наиболее ценной считалась столовая доска из туи, произраставшей в
Африке.
88

89.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.3 Столы
Туалет римской дамы.
Живопись 19 века, Хуан Хименес и Мартин.
89

90.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.4 Кровати
Кровати Древнего Рима изготавливалась в основном из древесины,
богато драпировалась и имела мягкую обивку.
Четырёхугольная деревянная рамка с низкими – косыми или изогнутым
– изголовьем несли четыре выточенные ножки.
Для придания кровати эффектного вида, её декорировали
профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения.
Все важные дела римляне делали лежа: читали, писали, решали
важные дела, кушали, заключали сделки, принимали гостей.
На базе этой мебели возникли и носилки, с помощью которых
состоятельные люди передвигались по городу.
90

91.

Предметный мир древнего Рима
6. Мебель в Древнем Риме
6.3 Столы
Помпейская кровать, украшенная костью. (Реконструкция)
91

92.

Предметный мир древнего Рима
7. Ремесла
7.1 Исторический обзор
Ремесло, как и в Греции – не почетное занятие. Им занимаются те, кто
не смог заработать другим способом.
Появление и распространение крупных мастерских – эргастериев –
узкоспециальных, изготавливают продукцию в массовом масштабе.
Самые большие эргастерии -военные, для снабжения армии. Благодаря
этому римляне добились стандартизированности вооружения воинов.
Существовали отдельные мастерские при легионах, которые
осуществляли починку, замен и тд.
Усилятся специализация металлообработки.
92

93.

Предметный мир древнего Рима
7. Ремесла
7.2 Строительство
Резко меняется техника строительства, но техника обработки камня – та
же, что и в Греции.
Основным строительным материалом становится обожженный
кирпич– плинфа.
Изобретение и использование римского бетона.
С эпохи империи бетонные сооружения начинают преобладать.
Камень использовали либо бутовый, либо кирпич. Драгоценные камни только для облицовки.
Появляются новые конструкции:
- арки, изобретение римлян – своды и купола.
93

94.

Предметный мир древнего Рима
7. Ремесла
7.4 Стеклоделие
Появляется бесцветное стекло, которое вытесняет металлическую и
отчасти керамическую посуду.
Парфюмерная посуда – вся стеклянная.
Появляются стеклянные сосуды для питья, фигурная рельефная
стеклянная посуда.
Впервые появляется оконное стекло.
94

95.

Предметный мир древнего Рима
7. Ремесла
7.4 Стеклоделие
Флаконы для духов. Стеклянные бутылки были в большом
разнообразии форм, Многие из них идентичны флаконы
сегодняшнего дня.
95

96.

Предметный мир древнего Рима
7. Ремесла
7.6 Сукноделие
Сукноделие выделяется, как новое ремесло.
Помпеи – центр сукноделия.
Сукно – один из основных материалов для одежды – нетканая ткань,
тонкий фетр – сваленная шерсть в сыром виде с использованием
специальных растворов.
Сукно окрашивали.
Выделяются отдельные ремесленники – красители.
96

97.

Предметный мир древнего Рима
7. Ремесла
7.6 Сукноделие
Пенелопа у ткацкого станка.
Краснофигурная ваза. V в. до н. э. Афины,Греция.
97

98.

Предметный мир древнего Рима
Послесловие
Сукноделие выделяется, как новое ремесло.
Искусство Древнего Рима оставило множество замечательных
памятников в самых разных областях, начиная от произведений
архитектуры и кончая стеклянными сосудами.
Римская строительная техника и архитектура оказали большое
влияние на западноевропейскую архитектуру.
98

99.

Предметный мир древнего Рима
Послесловие
Сукноделие выделяется, как новое ремесло.
Искусство Древнего Рима оставило множество замечательных
памятников в самых разных областях, начиная от произведений
архитектуры и кончая стеклянными сосудами.
Римская строительная техника и архитектура оказали большое
влияние на западноевропейскую архитектуру.
99
English     Русский Правила