Похожие презентации:
Культурно-религиозные традиции в международных отношениях
1.
Для специальности:41.03.05 «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Кафедра международных отношений права
к.ист.наук, доцент Котляр Надежда Васильевна
Культурно-религиозные традиции
в международных отношениях
Владивосток, 2021
2.
Лекционные файлыможно найти в
портфолио Котляр Н.В. –
метод.работа –
презентации – 2021
Культурно-религиозные
традиции в
международных
отношениях.
Презентации
лекционного курса
для гр.БММО-20
3. Содержание курса:
Тема 1. Культура и религия:
основные термины
Тема 2. Индейская культурнорелигиозная традиция
Тема 3. Иудаизм
Тема 4. Зарождение и
распространение христианства
Тема 5. Раскол христианского
мира: католичество,
православие, протестантство
Тема 6. Зороастризм
Тема 7. Ислам
Тема 8. Мазхаб. Конфликты в
исламском мире
Тема 9. Индуизм. Основы
национальной религии
Тема 10. Буддизм: история, направления, религиозный культ
Тема 11. Буддизм с современном мире
Тема 12. Национальные религии (верования) в Китае. Конфуцианство. Даосизм
Тема 13. Культурно-религиозные традиции Японии
Тема 14. Культурно-религиозные традиции Кореи
Тема 15. Культурно-религиозные традиции Латинской Америки
Тема 16. Мультикультурализм: защита и критика
4. Мировые религиозные культуры или Классификация религий
Тема 1. Культура и религия. Основные понятияКультура: материальная и духовная. Религия – форма духовной культуры
Национальная культура
Религиозная культура
Культурно-религиозные факторы (причины)
Культура + религия + ….= традиция
Мировые религиозные культуры или Классификация религий
5.
Соотношение понятийКультура
Рели́гия - представления,
нормы поведения и образ
жизни, основанные на вере в
Бога (монотеизм) или богов
(политеизм, язычество)
Религия форма духовной культуры
Cultura – возделывание, обработка
почвы [труд]
Religio – набожность,
почитание святыни
Т
Р
А
Д
И
Ц
И
Я
6. Культура
КУЛЬТУРА - способ организации и развитиячеловеческой жизнедеятельности,
представленный в продуктах
материального и духовного труда,
в системе социальных норм и учреждений,
в духовных ценностях,
в совокупности отношений людей к природе,
между собой и к самим себе
7. Национальная культура
8. Религиозная культура
9. Основные понятия: культура-религия-традиция
КультураРелигия
Традиции
Религия·лат. religio набожность,
почитание святыни
Cultura – возделывание,
обработка почвы [труд]
Рели́гия - представления, нормы
поведения и образ жизни,
основанные на вере в Бога
(монотеизм) или богов
(политеизм, язычество)
КУЛЬТУРА - способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных
норм и учреждений, в духовных ценностях,
в совокупности отношений людей к природе, между собой и к
самим себе
Традиция - лат. traditio
предание, обычай
Тради́ция— множество
представлений, обрядов,
привычек и навыков,
практической и общественной
деятельности, передаваемых из
поколения в поколение,
выступающих одним из
регуляторов общественных
отношений передаваемых из
поколения в поколение
10.
Культурно-религиозные факторы = этнические факторы*группировка,
запрещенная в
РФ
Этнический конфликт — форма межгруппового конфликта, когда группы
с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку
11. Международные отношения – общение государств (территориальных образований) за пределами их территорий
12.
Тема 2.Культура, религия, традиция.
Светский праздник,
религиозный праздник: фактор
внешнеполитического имиджа
13. Осенины славянские народные традиции (восточные славяне: русские, украинцы, белоруссы) Праздник урожая. Хозяйственная
деятельность восточных славян- Благодарение МатериЗемле (Мокоши):
жатва
- обновление огня:
старый огонь гасили и
зажигали новый,
который добывали
ударами кремня
С «осенин» основная
хозяйственная
деятельность
переносилась с поля
в огород или в дом:
начинался сбор м
заготовка овощей
14. 1 марта – новый посевной год
Народный календарь (аграрный, земледельческий,древнеславянский, русский традиционный) –
организовывал обрядовый цикл: сельскохозяйственных работ и
семейно-бытовой жизни
1 марта – новый посевной год
Коло – круг
15. Народный календарь (погодоведение), календарь природных ритмов
Некрылова А. Ф. Круглый год.Русский земледельческий
календарь, 2017
16. Три встречи осени. Осенины праздновали трижды: 14 сентября, 21 сентября, 27 сентября
14 сентября - день Семёна-летопроводца. С Семена начиналась работа в избах при огне;прекращались полевые работы.
21 сентября - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои
права. Обновление огня; хождение к воде с благодарением – овсяным хлебом. Праздник посвящён
собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию.
27 сентября – осеннее равноденствие; Воздвиженье - «двигаться» (осень
«разворачивается» [замирает] навстречу зиме»; хлеб – в амбар; птицы – на юг; «кафтан с шубой
сдвинулся»)
Осенины, оспожинки, Богородицкая - http://s14921.vh.co.ru/bit/obrd_osen.html
17.
Первые осенины –14 сентября
церковное
новолетие
[1 сентября по
старому стилю;
дату установил
императорхристианин
Константин
Великий. Особый
молебен.
Завершение
жатвы;
благодарение
Матери-Земле]
Вторые
Осенины
отмечали 21
сентября –
Рождество
Пресвятой
Богородицы
[Госпожинки,
Богородицкая;
почитание
женщиныпродолжательницы
рода; «на
Пречистой в поле
чисто»; «бабье
рождество»]
Религиозная составляющая:
14 сентября, 21 сентября, 27 сентября
Третьи
Осенины
приходились
на 27 сентября
Воздвижение
Честного и
Животворящего Креста
Господня.
[Укорачивается день
= крест способен
одолеть тьму]
Так же в странах
канонического присутствия
Русской Православной
Церкви
18. Празднование Осенин в детском саду
http://mdou124lip.ru/index.php?id=14&page=10Празднование
Осенин в
детском саду
19.
http://maxpark.com/community/43/content/1517721Празднование Осенин
C 22 по 23 сентября в реконструкторском поселении «Гардарика» (около
Челябинска) состоялось празднование Осенин – древнего
славянского праздника Равноденствия
20. Указом царя Ивана III в 1492 г. празднование Нового года перенесено на 1 сентября, объединив с праздником сбора урожая срок
сбора податей и оброкаНовый год 1 сентября 1492 г.
Праздник новолетия возник в Римской
империи.
Установлен период в несколько лет, в конце
которого собирали налоги с населения
(индикт).
Примерно в 462 г. время начала индикта
было установлено
1 сентября, а налоги собирались раз
в 15 лет
Иван III Васильевич (Иван Великий) (1440-1505) – великий князь Московский (1462-1505) и государь всея Руси.
В период правления Ивана 3 был принят герб – двуглавый орел, который до сих пор является гербом современной РФ.
21.
Принятие церковного новолетия Церковным Собором 1492 г.Совершилось в память победы 1 сентября 312 г. Императора Константина Великого над
враждебным к христианам Максентием и дарования свободы христианству
Завоевание турками-османами Балканского
полуострова к концу ХV в.
Этим подчеркивалось, что Русь
считает себя преемницей Византии
(Второго Рима), что тогда имело
огромное значение для
самосознания русского государства
как Третьего Рима
Международный статус
России. Москва – Третий Рим
22.
Карта Европы вXVI–XVII вв.
Карта Европы в XVI–XVII
http://moodle.dist-368.ru/?time=1643662800
23. Повышение международного статуса России в начале ХVIII в. Три направления политики Петра I
Швеция:борьба за
выход к
Балтике; союз
с Данией и
Польшей;
династические
связи с
германскими
государствами
Османская
империя: борьба
за выход к южным
морям
Иран: торговля
24.
Указ «О новомсчислении лет»
в 1699 г.
предписал
считать первое
января 7208
года от
сотворения
мира первым
января 1700 г.
от Рождества
Христова, а
начало
гражданского
нового года
перенести на 1
января.
Последний,
осенний Новый
год на Руси
отпраздновали
1 сентября
7208 года.
Чтобы синхронизировать
российское летоисчисление с
европейским.
Годы отсчитывались от Рождества
Христова, а гражданский новый год
начинался 1 января
Праздновать гражданский
Новый год начали 1 января с 1699 г.
по указу Петра Первого
25.
Гражданский Новый год1 января 1699 г.
-елка – в церквях и общественных местах. Елка украшалась деревянными игрушками, орехами, сладостями
- полночное бдение
- народное гуляние длилось 7 дней
- каждый вечер возле Кремля гремели пушки, а в частных дворах пускали залпы из более мелких орудий.
- перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином
- ворота домов украшали еловые и можжевеловые ветки
- на столбах висели смоляные бочки, которые поджигались и придавали празднику торжественности
26.
Новый годпраздновали до
революции 1917 г.,
когда новогодние
гуляния запретили
27.
художник Александр Дудин ©https://www.livemaster.ru/topic/2668573-novyj-god-na-staryh-kartinah-raznyh-hudozhnikov
28. В Российской Империи Рождество праздновали 25 декабря
«С Рождественского сочельника солнцеидет на лето, а зима – на мороз»
Две недели до Рождества праздновались святки
29. Святки – день зимнего солнцеворота – праздник народившегося солнца - основной зимний праздник Российской Империи
Святки – день зимнего солнцеворота – праздник народившегося солнца основной зимний праздник Российской ИмперииСвятки начинались
22/23.../25 декабря
– в день зимнего
солнцеворота, и
продолжались до 6
января (нет точной
даты начала –
связано с
астрономическими
явлениями).
Коляда –
уменьшительноласкательное от
«коло», солнцемладенец
(представлялось
мальчиком или
девочкой, - солнце
среднего рода)
Праздник Коляда —
это праздник победы
сил света над
тёмными силами
Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического
представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года.
22 декабря – праздник Корочуна – завершителя старого года
30. Позднее праздник Коляды (рождество бога зимнего солнца) был замещен праздником Рождества Христова
Праздник Коляды – имеет дохристианские корни и связанс зимним солнцестоянием
обряды - залог урожайного
года, достатка, благополучия на
следующий год
Позднее праздник Коляды
(рождество бога зимнего
солнца) был замещен
праздником Рождества
Христова
31.
Народно-христианский праздникКоляды = колядование (обряды
Рождества)
В христианском современном мире колядование связано с Рождеством
Христовым — славянское народное название рождественского
Сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также
Святок от Рождества до Крещения. Основное значение — славянские
обрядовые реалии Рождества.
Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с
использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни,
одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания
32. Святки – длятся две недели. Начинаются в Рождественский сочельник (6 января) и завершается 19 января в день Крещения. Затем
Васильев день или Новый год по старому стилю (14 января)6 Января –
Сочельник
«колядки –
24 декабря /
6 января»
7 Января Рождество
«праздник Коляды –
народившегося солнца»
19 января - Крещение
Святки – зимний солнцеворот – от Рождества до Крещения
Старый и новый стиль
33.
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.Рождество после революции 1917 г.
Елка - пережиток
34.
Елка = «немецкая выдумка», буржуазныйпережиток, религиозный праздник
в стране атеизма
В годы Первой
мировой войны с
рождественской
елкой боролись
как с «немецкой
выдумкой», в
1920–30-е годы —
как с «буржуазным
пережитком»
https://slavia.ee/history/istori
ya-rossii/15472-rozhdestvov-strane-sovetov
35. Новогодний праздник – буржуазный пережиток Внутренняя политика и внешнеполитический имидж России в начале ХХ в.
https://ppt-online.org/21312536.
Рождество в России после революции 1917 г.Атеистическая
идеология
37. Рождество после революции 1917 г. В календаре отмечалась красным цветом
После революцииРождество еще 12 лет
официально
считалось выходным
днем и отмечалось в
календарях красным
цветом.
24 сентября 1929 г.
вышло постановление
Совнаркома о
переходе на
непрерывную рабочую
неделю – отменили
воскресенье
Совнарком заменили
юлианский календарь
на григорианский
Праздник плавно
сместился с 25 декабря
на 7 января
http://www.stranasssr.net/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%BF%
D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B2-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2
%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%
D0%BE-%D0%B2-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80.html
38.
Рождество после революции 1917 г. – детский праздникВ 1935 году. 28 декабря в газете
«Правда» вышла статья за подписью
члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева:
«Следует этому неправильному
осуждению елки, которая является
прекрасным развлечением для детей,
положить конец. Комсомольцы,
пионер-работники должны под Новый
год устроить коллективные елки для
детей. В школах, детских домах, в
дворцах пионеров, в детских клубах, в
детских кино и театрах — везде
должна быть детская елка! <…>
Давайте организуем веселую встречу
Нового года для детей, устроим
хорошую советскую елку во всех
городах и колхозах!»
http://zefirka.net/2014
/12/26/novogodniefotografii-iz-sssr1950-x/
39.
Новогодний праздник. ОткрыткиВ 1947 году 1 января –
новогодний праздник
– объявили
выходным днем
40. В 1937 году снова начали праздновать новый год
1 января 1937 годаДом союзов в г. Москва
41.
В 1937 г. на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качествеспутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский
сказочный персонаж
42. С 1998 г. российский Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг
43. Терем Снегурочки в Костроме
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0#/media/File:%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC_%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8.JPG
44. Праздник новогодний в СССР: роль идеологии. Праздник трудового народа
Краснаяпятиконечная
звезда на
вершине
заменила
Вифлеемскую,
вместо
ангелов на
ветвях —
летчики, танки,
ракеты.
45.
Новогодний праздник. Открытки46.
Рождественская елка потихонькупревращалась в «комсомольскую».
Примечательно, что два года, с 1922
по 1924 г.г., в СССР отмечали так
называемые «комсомольские
святки», в которых причудливо
переплетались рождественские
традиции с пропагандистскими
речами и политическими докладами
47.
48.
49. Встреча Нового 1987 года сопровождалась взаимным обменом новогодними телеобращениями между СССР и США: к советскому народу
Международныепоздравления с
новым годом.
Встреча нового
1987 года
Встреча Нового 1987 года
сопровождалась взаимным
обменом новогодними
телеобращениями между СССР и
США:
к советскому народу обращался
Президент США Рональд Рейган, а
Михаи Горбачёв — к народу США
https://www.youtube.com/watch?v=N9jM5k8mkaw
50. Православное Рождество стало государственным праздником в России после распада Советского Союза в 1991 году
наканунеРождества,
6 января 2011 г.,
Президент вновь
обратится к народу с
официальным
поздравлением
С 2005 года, правительство России
приняло решение расширить праздники и
сделать новогодние каникулы - 10 дней
51. Современные традиции и празднования: светский и религиозный праздник
52.
https://ru.wikipedia.orgРождество в России
Религиозный
праздник
53.
Служение Патриарха в Храме Христа Спасителяна Рождество
Религиозный
праздник
54. До Рождества длится самый строгий пост – с 28 ноября по 6 января
55. 7 января по новому стилю или 25 декабря по старому Рождество Христово празднуют 4 Православных Церкви:
Православные арабы вИерусалиме (но день в
Израиле рабочий).
Остальные православные
страны (Греция, Болгария,
Румыния и пр.) празднуют
Рождество с католиками 25
декабря, поскольку перешли
на новый стиль.
Русская, Сербская,
Грузинская и
Иерусалимская.
Соответственно, 7 января
- праздничный день в
странах с населением ,
охватываемых этими ПЦ:
в России, Беларуси,
Украине, Казахстане,
Молдове, Кыргызстане;
в Сербии, Черногории,
Македонии, Албании;
Боснии и Герцеговине;
в Грузии.
Поэтому в Молдавии, где
много прихожан Румынской
ПЦ, 25 декабря также
выходной день. Также это
день выходной и в Беларуси
- там много католиков.
Польская Православная
Церковь разрешает своим
прихожанам праздновать по
любому календарю - или 7
января (но в Польше этот
день рабочий), или 25
декабря (в праздник вместе
с католиками).
Также 7 января празднуют
старостильники в греческом
монастыре на Афоне.
56. Угощение - в Грузии — коркоти, в России — сочиво, на Украине — рождественская кутья: крупу, заправленную медом, сухофруктами,
Рождество по юлианскому календарю отмечают сегодняхристиане, относящие себя не только к Русской православной
церкви, но и к Грузинской, Сербской, Иерусалимской и
Коптской
Украина
Угощение - в
Грузии —
коркоти, в России
— сочиво, на
Украине —
рождественская
кутья: крупу,
заправленную
медом,
сухофруктами,
орехами,
яблоками,
принято есть в
Рождество в
разных странах
57.
Празднование Рождества в детском садуhttps://rosobrazovanie.ru/articles
/rozhdestvo-vdetskom-sadu.html
58. Рождество в современной России – после нового года
59. С Новым годом и Рождеством!
60.
Новогодние иРождественские
торжества на
центральной
площади
Владивостока
61. http://www.vladivostok-eparhia.ru/news/patriarhia/2012/?id=20869
2017: вечером, после торжествна центральной площади
Владивостока, митрополит
Владивостокский и Приморский
Вениамин возглавил в
Покровском кафедральном
соборе Великую
Рождественскую вечерню
http://www.v
ladivostokeparhia.ru/n
ews/patriarh
ia/2012/?id=
20869
Богослужения по случаю Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в храме Покрова Богородицы
62.
Крещение как омовение водой63. Владивосток, Санаторная
64. Влияние культурно-религиозных традиций в международных отношениях:
-
-
-
Фактор формирования
внешнеполитического имиджа
«синхронизировать» - обозначить свою
принадлежность к культурнорелигиозной традиции страны/региона;
использовать для развития или
обоснования МО-связей (присутствия,
распространения) и т.д.
использовать для формирования
самосознания нации
-
-
Фактор взаимодействия с другой
культурно-религиозной традицией – в
качестве одной из основ МОвзаимодействия (свой-чужой)
«соединить культуры» - синкретизм (симбиоз
или синтез // разобщение, «взрыв веры»,
«смещение оси веры»)
выстраивание светских норм (с сохранением
основ национальной-народнойтрадиционной-языческой культуры)
использовать для формирования
самосознания нации
65. Литература
66.
67.
Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур — М.: Олма-пресс, 2005, 608 с.Рыбаков Б. А. Язычество древних славян — М.: Hаyка, 1981.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи — СПб.: Издательство МГУ, 1885. —
245 с.
Терещенко А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999. — 336 с. — (по изд. 1847 –
1848 гг.).
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым – С-Пб: 1895;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav
Осенины, оспожинки, Богородицкая - http://s14921.vh.co.ru/bit/obrd_osen.html
68. Религия в Российской Федерации
https://infourok.ru/prezent
aciya-poobschestvoz
naniyu-natemureligioznieorganizaciirossiyskoyfederaciiklass942496.html
Религия в Российской Федерации