Похожие презентации:
Мыслители прошлого об обществе и человеке
1.
2.
3.
4.
На ранней стадии общественного развитияосновным способом понимания мира является
мифология
Миф в переводе с греческого –
предание, сказание
Логос – слово, учение
5. Существует несколько тематических циклов мифов:
• Космогонические мифы опроисхождении
человека и
человеческого
общества
Индейская
мифология
6.
• Антропогонистические мифы о происхождениичеловека и
человеческого
общества
Индийская
мифология
Кельтская
мифология
7.
• Эсхатологические –мифы,
Вещая птица
предрекающие
Симург - Иранская
мифология
«конец света»,
конец времён
Бог Огня Английская
мифология
Китайская
мифология
8.
Славянскаямифология
Скандинавская
мифология
Этрусская
мифология
9.
В мифах о происхождениимира и людей часто выделяют две идеи
Идея творения:
Мир создан каким-либо
сверхъестественным
существом – Богом,
великим колдуном
Идея развития:
Мир постепенно
Развился из некоего
Бесформенного
состояния –
Хаоса, воды
или яйца и т.д.
10.
Сотворение мира,Кафедральный собор
Монреале, мозаика, XII в.
Ян Брейгель Младший, «Бог
создаёт Солнце, Луну и звёзды»
11. Философия зародилась на Востоке в Древней Индии
Индийская мифологияШива и сын его Сканда
Мифология
Древнего Китая
12.
13.
ВедыВеды — сборник
самых древних
священных писаний
индуизма на
санскрите (наиболее
ранняя
разновидность
древнеиндийского
языка )
14.
Закат солнца над Гангой вМаяпуре. На протяжении
тысячелетий, индуисты
почитают реку Гангу и
поклоняются ей в форме
олицетворяющей её богини
Ганги
Индийские мыслители
считали:
«Всё, существующее на
Земле, имеет живую
бессмертную душу и,
поэтому, нуждается в
поклонении»
15.
Мир боговМир людей
Демоны, духи
обитатели
Многочисленных
адов
Пространство,
где процветает
райская жизнь
Социальная
структура
отражает
космическую
иерархию
Они не имеют никакого
выбора и полностью
зависят от тех условий,
в которые попали
16. Мир людей
Брахманы –мудрецы,
толкователи Вед
Кшатрии –
воины,
правители
Вайшья –
класс
земледельцев и
скотовод
Судры –
слуги
Белый цвет
благости и
святости
Красный цвет
власти и
страстей
Жёлтый цвет
умеренности и
трудолюбия
Черный цвет
означал
невежество
17.
18. Даосизм
Учение возникло вДревнем Китае.
Основателем
считается Лао-Цзы
Лао-Цзы покидает
Китай верхом на
буйволе
19. Цель философов-даосов:
Уйти от страстей исущности жизни,
приблизиться к Дао,
чтобы обрести
долголетие или
даже бессмертие
Дао
20. Суть учения:
В мире существуетдва начала – Инь
(темное, женское),
которое
рассматривается как
пассивное ожидание
и Ян (светлое,
мужское) – активный
поиск чего-то
Даосская монада,
изображающая
концепцию Инь-Ян
21. Человек должен следовать двум целям:
Оберегатьсебя от опасности
Стараться
прожить как
можно дольше
22.
23. Конфуций (552 – 479 гг. до н. э.)
Разработал учение о«благородном муже»
- человеке, который
интересы общества и
государства (у
Конфуция это
тождественные
понятия) ставит на
первое место,
пренебрегая своими
личными
Конфуций
24. Идеальное общества, по мнению мыслителя, должно базироваться на трёх принципах:
Соблюденияритуалов и
обрядов
Гуманности
Практического
воплощения
нравственных
форм жизни
25.
Основу образованиядолжно составлять
изучение традиций и
мудрости предков
Поведение человека
должно отражать
законы, на основе
которых существует
вселенная
Суть
учения
Человек должен
осознавать
собственную судьбу,
которую ему не
дано изменить
Человек должен
сосредотачивать
свои усилия на том,
что подвластно
его воле
26. «Правильное» государственное устройство Конфуция
ГосударствоГлава:
Император –
«наместник
Бога на земле»
Слой людей (жу),
соединяющих в
себе свойства
философов,
литераторов,
учёных и чиновников
Отношения между
людьми
регулируются
моральными
нормами
27.
Дома потомковКонфуция в его родном
городе, Цюйфу
Общим для учений
восточных философов
было «растворение»
человека в
окружающем мире, его
невмешательство в
существующие
социальные
отношения
28.
29. Платон (427 – 347 гг. до н. э.)
Первый греческиймыслитель,
основавший
философскую
школу.
Платоновская
Академия
просуществовала
почти 900 лет
Скульптура головы
Платона
30. Платон отождествлял понятия «общество» и «государство»
ОбществоГосударство
31.
Платон выделял3 стадии
общественного
развития
Династия, состояние общества без
бедных и богатых, без писанных
законов, властью распоряжались
старейшины родов и передавали её
по наследству
Идеальное государство,
основанное на принципе
справедливости
Аристократия – эпоха, когда
возникают большие поселения
людей, существует
законодательство
и выборная власть.
В этот период появляется
государство
32. Государство делится на три группы:
Правители-философыВоины-стражи,
обеспечивающие
порядок
Группа земледельцев
и ремесленников
33. Модель идеального государства Платона
• Государством управляют мудрецы-философы• Опирается оно на доходы от натурального
хозяйства и обходится без торговли и денег
• Отсутствие частной собственности
• Вся жизнь в государстве строжайшим образом
регламентирована и чётко организована
• Общая цель: забота о моральном совершенстве,
достигаемом благодаря развитию наук, и
о с о б е н н о
ф и л о с о ф и и
34. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)
Ученик АкадемииПлатона, организатор
и систематизатор всех
накопленных к его
времени научных
знаний. Основатель
собственной
философской школы –
Ликей (лицей)
Скульптура головы
Аристотеля — копия работы
Лисиппа, Лувр.
35. Аристотель указывал, что государство обладает особыми полномочиями – политическими, полномочиями господства, власти
ГосударствоОбщество
36.
Аристотельвыделял 3 формы
объединения людей
Государство
Селение
Семья
37.
«Правильные»формы
правления
Монархия –
власть находится
у наследного,
законного
представителя
Аристократия –
власть лучших
представителей
народа
Демократия –
власть
осуществляют
все граждане
38.
«Неправильные»формы
правления
Тирания –
единоличное
правление,
установленное в
результате
насильственного
захвата власти
Олигархия –
власть немногих;
Власть,
принадлежащая
небольшой
кучке богачей
Охлократия –
власть толпы
39. Основные задачи государства
• Недопущение чрезмерного ростаполитической власти личности
• Предотвращение излишнего накопления
и м у щ е с т в а г р а ж д а н а м и
• Удержание в повиновении рабов
40.
Платон нафреске
Рафаэля
Санти
Древнегреческие
мыслители отстаивали
идею первенства
государства перед
личностью. В их трудах
государство обладало
широкими правами по
отношению к человеку,
вопрос же о правах
человека по отношению к
государству вообще не
ставился
Бюст Аристотеля, римская
копия оригинала Лисиппа
41.
42.
43. Авторы
Английские мыслителиТ. Гоббс и Д. Локк
Т. Гоббс
Д. Локк
44.
Государство –Теория
божественного
происхождения
общества
результат договора
граждан, сознательно
ограничивших часть
своих прав, добровольно
передавая их
государству, с целью
сохранения остальных
прав
45. Томас Гоббс
Первоначальное,естественное
состояние
человека –
«война всех
против всех»
Люди стремились
выйти из этого
состояния путём
заключения
«общественного
договора», то есть
учреждением
государства
Государство вправе
использовать все
средства для
поддержания
мира и безопасности
46. Джон Локк
Естественноесостояние
основано на
организующем
начале – закон
природы
Гражданское
состояние возникает
тогда, когда люди
отказываются
от естественной
власти и
обращаются за
защитой к закону
Цель государства:
сохранение свободы
и собственности,
приобретённой
посредством труда
Идея разделения
властей на
законодательную,
исполнительную
и судебную
47.
48. Вольтер (1694 - 1778) - французский философ-просветитель, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник; был сторонником
Вольтер (1694 - 1778) - французский философпросветитель, поэт, прозаик, историк, публицист,правозащитник; был сторонником
Равенства
граждан перед
законом
Ввёл термин
«философия
истории»
Свободы слова
Конституционной
монархии
Неприкосновенности
частной
собственности
49.
Вольтер осуждалкатолическую
церковь –
«раздавите эту
гадину, разрушьте
здание обмана».
Вольтер
«Если бы бога не
было, то его
следовало бы
выдумать».
Вольтер
50. Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - французский писатель, мыслитель, композитор
Считал, чтопричина перехода
к гражданскому
состоянию – частная
собственность и
имущественное
неравенство
Выступа за
защиту
мелкой
собственности
Сторонник
республики
51.
Ж. Ж. Руссо«Республика более
всего приближает
людей к равенству»
Ж. Ж. Руссо
«Когда-то люди
жили в гармонии с
природой, но с
появлением
частной
собственности всё
изменилось»
Ж. Ж. Руссо
52.
53. Адам Смит (1723 - 1790)
Английский экономист ифилософ
«Булочник печёт вкусные булки
не из любви к человечеству»
А. Смит
«Люди, работая на себя,
работают на других»
А. Смит
«Дайте человеку голую скалу в
частную собственность, и он
превратит её в цветущий
сад»
А. Смит
А. Смит
54. Адам Смит
В основеобщественных
отношений лежит
разделение
труда
Для процветания
экономики страны
необходимы
следующие
условия:
1. Частная собственность
2. Невмешательство
государства в экономику,
низкие налоги
3. Отсутствие препятствий
для развития
личной инициативы
55. В социальной структуре А. Смит выделил основные классы
Наёмные рабочиеКапиталисты
Крупные
земельные
собственники
Различая их по источникам дохода
Заработная
плата
Прибыль
Рента
56.
57. Представители
А. Сен-СимонПредставители
Французские
философы
А. Сен-Симон
(1760 – 1825),
Ш. Фурье
(1771 – 1850) и
английский
социалист-утопист
Р. Оуэн
Р. Оуэн
Ш. Фурье
58. Сущность теории
Созданиеидеального
общественного
строя социалистического
Социалисты-утописты
59. Характерные черты «идеального» общественного строя
Социальнаягармония
и общность
интересов всех
граждан
Труд
обязателен
Свободный
творческий
труд
Все
создаваемые
блага
распределяются
по труду
Равноправие в
возможности
применения
своих
способностей
Государственное
планирование
в производственной
сфере и в
сельском
хозяйстве
60.
61. Г. Гегель
Немецкий философконца XVIII - начала
XIX вв.
Под «гражданским
обществом»
понимал сферу
материальной,
экономической
жизни и
деятельности людей
Г. Гегель
62. Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса. Он выделяет три исторических ступени и соответственно три типа общества
Восточный мирАнтичность
Германский мир
63.
64. О. Конт (1798 – 1857)
Французскийфилософ и социолог
Ввёл в научный
оборот понятие
«социология»,
понимая под ней
науку, изучающую
законы
общественной жизни
О. Конт
65. Теория Конта включает в себя три идеи
Закон трёхстадий развития
Классификация
наук
Социальная
статика
и социальная
динамика
66. Закон трёх стадий
Теологическая:люди осваивают
мир, одушевляя
природные явления
и процессы
Метафизическая:
абстрактное
отражение объектов
(причины,
необходимость и т.д.)
Позитивная:
достижение
подлинно научных
знаний
67. «Иерархия основных наук»
МатематикаАстрономия
Физика
Химия
Биология
Социология
Социологиях
базируется на
достижении
предыдущих наук
68. Г. Спенсер (1820 - 1903)
Английский философи социолог.
Разработал теорию
эволюции общества
как целостного
организма.
Г. Спенсер
69. Выделял два типа общества
«Военное» с принудительнымхарактером
сотрудничества
людей
«Промышленное» основанное на
добровольном
сотрудничестве
70. Общество, по мнению Спенсера, включает в себя три системы
ПроизводящуюРаспределяющую
Регулятивную
71. Средства социального контроля
«Страх перед живыми»(законы, охраняемые
государством)
«Страх перед мёртвыми»
(соблюдение религиозных
норм и запретов)
72.
Идеи Спенсера иКонта стали базой
быстрого развития
социологии в ХХ в.