89.42K
Категория: СоциологияСоциология

Общество как предмет исследования социологии понятие общества и классификация обществ (лекция 3)

1.

Лекция 3. Общество как предмет
исследования социологии
Понятие общества и классификация
обществ
Теория информационного общества и
нетократия
Социальная стратификация и креативный
класс

2.

– Понятие общества и классификация обществ
• Предметом изучения социологии является общество и
общественные отношения. Общество является системой
разнообразных человеческих взаимоотношений,
объединенных в единое целое принципами
общежития, таких как культура, которая включает
национальные традиции, единые, исторически
сложившиеся поведения. Немецкий социолог М. Вебер
определял общество как продукт взаимодействия
людей, результат их социальных взаимодействий в
интересах всех и каждого. Аристотель называя человека
общественным животным, подразумевал, что человек
не может жить вне общения и общества себе подобных.

3.

• Обладая общественной природой, человек создает
культуру, под которой понимается вторая,
искусственно созданная им среда обитания.
Понятие культуры происходит от латинского слова
cultura, что значит возделывать и представляет
собой все то, что возделано, культивировано или
сделано искусственно при помощи разума
человека. Вернадский называл данную среду
ноосферой или сферой разума. В этом смысле
искусственно созданная среда обитания или
культура противостоит естественной природе или
натуре

4.

• Таким образом, общество – это система
взаимоотношений, куда входят семья,
социальные классы, гражданское
общество, такие социальные институты как
образование, здравоохранение, спорт,
наука, искусство, различные социальные
группы, объединенные единым
социальным интересом.

5.

• Согласно принципу индустриализации
общества делятся на
• традиционное
• индустриальное
• постиндустриальное общество.

6.

• Согласно марксистскому подходу общества делятся на
следующие общественно-экономические формации:
• первобытнообщинная общественно-экономическая формация
• рабовладельческая общественно-экономическая формация
• феодальная общественно-экономическая формация
• капиталистическая общественно-экономическая формация
• социалистическая общественно-экономическая формация.

7.

• Согласно цивилизационному подходу О.
Шпенглера, Н. Данилевского, А. Тойнби
общества разделяются на определенные
цивилизационно -культурные типы. Также
общества можно разделить на письменные
и дописьменные, индустриальные и
аграрные, светские и теократические,
оптимистические и пессимистические
общества.

8.

• Шпенглер выделял 8 основных цивилизаций, куда входили
египетская, индийская, вавилонская, китайская, грекоримская, византийско-арабская, западноевропейская, майя.
Английский историк Дж. Тойнби выделял девятнадцать
самостоятельных цивилизаций, включающие в себя
следующие типы: египетская, андская, китайская,
минойская, шумерская, майя, индская, хеттская,
сирийская, эллинистическая, западная, православная,
дальневосточная, иранская, арабская, индуистская,
вавилонская, юкатанская, мексиканская; к
дальневосточной примыкало ее ответвление в Японии, а
к православной - ответвление в России

9.

• . Современный американский философ С.
Хантингтон говорит о столкновении
восточной, исламской цивилизации и
западной, христианской цивилизаций.

10.

• 2.Теория информационного общества и
нетократия
Рассматривая современную классификацию
обществ в 21 веке следует подробнее рассмотреть
теорию информационного или
постиндустриального общества. Переход от
индустриального к постиндустриальному
(информационному) обществу, начавшийся в конце
XX - начале XXI века, ведет к трансформации всей
жизни общества, включая экономическую,
социальную, политическую сферы.

11.

• Теория постиндустриального общества
• Теория «информационализма»
• Теория транзитологии, изучающую
закономерности перехода к
демократическому обществу 21 века
• Футурология как наука о будущем.

12.

• В целом, под информационным обществом, в
данный момент понимают общество нового
типа, формирующееся в результате
глобальной научной революции,
порожденной взрывным развитием
информационно-коммуникативных
технологий. Такое общество стало
рассматриваться как глобальное, в котором
обмен информацией не имеет ни временных,
ни пространственных, ни политических границ

13.

• 6) переход от институализированной помощи
к самопомощи;
• 7) переход представительной демократии к
партиципаторной демократии соучастия;
• 8) переход от бюрократической иерархии к
рабочим электронным сетям;
• 9) переход от господства Севера к значимости
Юга;
• 10) переход от дихотомии «или-или» к
многообразию выбора.

14.

• Дж. Несбит в своей книге «Что нас ждет в 1990-е годы.
Мегатенденции. Год 2000»
• еще в 1982 г. выделил следующие 10 базовых мегатенденций в
различных слоях общества, присущих периоду трансформации
индустриального общества в информационное:
• 1) переход от индустриального состояния к
информационному состоянию во всех сферах
общественной системы;
• 2) переход от развитых технологии к высоким и
сверхвысоким;
• 3) переход от национальной экономики к мировой;
• 4) переход от краткосрочных процессов и прогнозов к
долгосрочным прогнозам;
• 5) переход от централизации к децентрализации;

15.

• Общество, формирующееся в результате новой глобальной
научно-технической революции, порожденной взрывным
развитием информационных и коммуникационных технологий;
• общество знания, в котором главным условием благополучия
каждого человека становится знание, полученное благодаря
беспрепятственному доступу к информации и умению работать
с ней;
• глобальное общество, в котором обмен информацией не
имеет ни временных, ни пространственных, ни политических
границ;
• общество с новой экономикой, где основная часть валового
продукта (ВВП) производиться на основе создания и продажи
наукоемких технологий и информационных продуктов.

16.

• Философское обоснования теории
информационного общества берет свое
начало в футурологии как науке о будущем.
Американские социологи Д. Белл и О.
Тоффлер, предложили свое видение
грядущего постиндустриального общества.
Работа Д. Белла «Грядущее
постиндустриальное общество. Опыт
социального прогнозирования» впервые
была опубликована в 1973 г., а книга О.
Тоффлера «Третья волна» опубликована в
1980 г.

17.

• Ученые пришли в своих работах к обширным
футурологическим прогнозам о развитии ближайшего
будущего, а именно, как развитие информационных
технологий повлияет на культуру, экономику и политику
в будущем. В
• теоретической концепции Д. Белла характеристиками
будущего общества являются, то, что:
• 1. Информация станет главным источником и
средством производства;
• 2. Рост производства информационных услуг;
• 3. Изменение образа жизни и образа деятельности в
соответствии с методом использования информации.

18.

• Итак, согласно О. Тоффлеру 20 век- это век
массового общества, массовой культуры,
тоталитаризма 21 век- век демассификация и
деиерархизация общества и культуры;
децентрализация производства усиление
индивидуализма и космополитизма. Под
космополитизмом понимается понятие
глобализирующегося мира, в котором
стираются грани между государствами и
человек может чувствовать себя гражданином
мира.

19.

• Итогом перечисленных теорий о информационном
обществе 21 века является возникновение понятия
нетократии, которое дословно означает власть
электронной сети. Нетократия – это новый термин,
который подчеркивает возрастающую роль
электронных коммуникаций в экономике, в виде
смешения информационных и финансовых потоков
в рамках глобальной системы транснациональных
корпораций, а также социальных электронных
сетей и электронной демократии в политической
сфере.

20.

• 3.Социальная стратификация и креативный класс.
• Социальная стратификация – это принцип
разделения общества на определенные стратыслои, которые разделяются либо по типу
деятельности, либо по принципу экономического
дохода, либо по отношению к собственности.
Понятие страта было заимствовано из геологии,
где под стратами понимаются пласты земли. В
социологии под стратами понимаются слои или
пласты общества.

21.

• Согласно функционалисткому подходу социальное
разделение зависит от значимости и престижа
выполняемых функций в обществе. Если та или иная
профессия является уникальной и труднозаменимой,
труд человека, который занимается данной профессией,
обычно, высоко оплачивается и считается престижным.
Например, профессия космонавта или узкого
специалиста в какой- либо научной медицинской
области. Наоборот, низкоквалифицированный, либо
физический труд обычно легко заменяемый и
низкооплачиваемый. Из данного подхода следует
разделение общества на страты, согласно
экономическому доходу и престижу,

22.

• Дюркгейм в своей работе «О разделении
общественного труда»построил теорию
стратификации
• Согласно его теории существует три критерии
определения статуса человека: престиж
профессии, экономический доход,
образование. Согласно данной классификации
все общество делится на высший, средний,
низший слои, которые, в свою очередь,
каждый делятся на два уровня.

23.

• Первая страта – это высший класс, который
делится на первый и второй уровни высшего
класса. Первый уровень - это наивысший класс.
Люди, принадлежащие данному классу - это
знатные, богатые не в первом поколении,
обладающие собственностью более 1 миллион $
крупные собственники. В американском обществе
к ним относятся управляющие
общенациональными корпорациями и банками,
владельцы престижных фирм, высшие военные и
государственные чины.

24.

• Второй уровень высшего класса, чаще всего
представляют нувориши – люди,
разбогатевшие в первом поколении. Они
могут не иметь престижного образования и не
являться выходцами из аристократических
семей. Это люди шоу-бизнеса,
разбогатевшие на биржевой игре или в ходе
приватизации т.д. Им свойственно
выставлять свое богатство на показ.
Например, «новые русские», «новые казахи» и
т.д.

25.

• Вторая страта – это средний класс, который также
делится на 2 подуровня: высший и нижний уровни.
Высший уровень среднего класса представляют собой
высокообразованных специалистов, занятых
интеллектуальным трудом – профессора ВУЗ-ов,
учителя, ученые, деловые люди, имеющие высокие
доходы врачи, юристы, владельцы фирм.
• Нижний уровень средний класса - «белые
воротнички»: государственные чиновники,
канцелярские служащие, секретари, кассиры,
делопроизводители.

26.

• Третья страта - низший класс, который также
подразделяется на первый и второй уровни.
• Первый уровень низшего класса- это рабочий класс,
характерный признак которого физическая работа,
для которой не нужно особого образования:
заводские рабочие и прочие работники физического
труда.
• Второй слой низшего класса – это люди работающие
«на хозяина» – домашняя прислуга, посудомойки,
садовники, привратники дворники и т.д. К ним также
относятся маргиналы, люди, выброшенные из социума нищие, бродяги, бомжи

27.

• Интересным представляется понятие
креативного класса, которое являет собой
часть среднего класса, ставшей самой
влиятельной и массовой социальной группой в
развитых странах, к примеру, в США их доля
составляет 30 % всех работающих.
Креативный класс активно включен в
глобальный мир. Именно он сегодня создаёт в
развитых странах повестку дня, служит
образцом для подражания и формирует
общественное мнение.

28.

• Американский социолог Р.Флорида
известен как автор теории креативного
класса. Согласно его исследованиям,
ключевым фактором успешного
экономического развития городов и
регионов является творческая элита.
Наряду с культурным развитием, одним из
факторов успешности теории Р. Флорида
является идея толерантности.

29.

• Понятие креативного класса полностью
соответствуе определению элиты А. Тойнби
о том, что элита – это творческое
меньшинство, противостоящее
нетворческому большинству.
English     Русский Правила