Похожие презентации:
Римская империя
1. Հռոմեական կայսրության ժամանակաշրջան
0бщество.Римская империя - сильная военная мощь и
административная организация.
Глубокие изменения в сознании общества и угнетенных
масс населения.
Растут имущественные и социальные противоречия,
растет сумма зла и неблагополучия в общественной
жизни, учащаются бедствия и катастрофы в личном
существовании.
Судьба личности и усиление тяги обездоленных,
потерпевших крушение людей и целых обществ к
религии, стремление к религиозному самозабвению и
утешению.
2. Հռոմեական կայսրության ժամանակաշրջան
Для научно мыслящих умов открывается возможностьтворчества в специальных науках. Эти отдельные науки
обособляются из единства, которое они составляли
прежде с философией.
Математика, астрономия, механика, медицина,
филология, риторика, литературная критика,
литературоведение становятся специальными науками,
требующими специальных знаний и профессиональной
подготовки.
Развивается специальная эрудиция, возникают
научные, иногда огромные, библиотеки и хранилища
рукописей. Афины, Александрия, Пергам, Родос крупные научные центры.
3. Հռոմեական կայսրության ժամանակաշրջան
С Востока на Запад проникает ираспространяется волна религиозных
учений, культов, мистерий, которые по
всей империи находят благоприятную
почву и атмосферу для своего
упрочения и развития.
Терпимость римских императоров к
чужеземным, по большей части
восточным, культам способствует не
только их появлению и укоренению в
Риме, но и взаимодействию между
ними, их «сплаву», смещению
(синкретизму).
Отвечая на запросы общества, сама
философия становится религиозной, а
в некоторых учениях даже
мистической.
Արևելքից արևմուտք
թափանցում և տարածվում են
կրոնական ուսմունքների,
պաշտամունքների,
խորհուրդների ալիք, որոնք
պարարտ հող և մթնոլորտ
գտնում են ամրապնդմանամ և
զարգացման համար:
Արձագանքելով
հասարակության պահանջներին
փիլիսոփայությունը դառնում է
կրոնական և որոշ
ուսմունքներում նույնիսկ
առեղծվածային:
4.
Мистицизм (от греч. μυστικος —скрытый, тайный) — философское и
богословское учение, а также особый
способ понимания и восприятия мира,
основанный на
эмоциях,
интуиции и
иррационализме.
Различные мистические доктрины
встречаются во всех мировых религиях
и верованиях и имеют общие черты:
тяготеют к интуитивизму и
символизму;
предполагают практику определённых
психофизических упражнений или
медитаций, необходимых для
достижения определенного состояния
разума и психики.
5.
Религиозная мистика — сверхъестественные явления и религиознаяпрактика, направленная на связь с потусторонним миром и
сверхъестественными силами,
цель мистической практики - непосредственная связь (единение) с Богом
и божественными силами.
Ещё в античной Греции практиковались мистерии — тайные религиозные
обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта.
Мистерии — богослужение, совокупность тайных культовых
мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались
лишь посвящённые - включали в себя пиры, ритуальные пляски и
церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие
смерть и воскресение.
Платон: лишь посвященные в них блаженствуют после смерти / միայն
ձեռնադրվածները երանություն են վայելում մահից հետո
Цицерон: — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими
надеждами / միստերիաները սովորեցնում են և լավ ապրել և բարի
հույսերով մահանալ
6.
Социальные условия эллинистическо-римского периода, определенныйотход от политики и утрата интереса к теоретической философии.
обращение к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем
мире.
В конце античной эпохи мир охватила все усиливающаяся страстная
религиозность
Неоплатонизм (Плотин, Plotinus 205-270): индивид в гигантском
космологическом порядке, зло – изъян бытия. Цель – освобождение
души от ее смертной оболочки (тела), чтобы душа оказалась во
всеохватывающем единстве (unto mystica) с мировой душой.
Неоплатонизм – наставление о сверхъестественных силах.
Christianity/Впервые удовлетворительное выражение эта религиозная
страстность нашла в христианстве с его идеей живого
персонифицированного Бога и небесного рая. Христианство
обращалось к каждому – надежда для каждого.
Христианство и эллинистическая интеллектуальная жизнь – две
стратегии.
7.
Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философииIII—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы
философии Платона, Аристотеля и восточных учений.
Парадигма неоплатонизма сводится:
к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа /
երրորդություն Միասնական-Միտք-Հոգի
к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого
и всеобщего» к разобщенной материи մատերիա;
к мистически-интуитивному познанию высшего / բարձրագույնի
միստիկ-ներըմբռնողական իմացություն;
к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к
достижению чистой духовности с помощью аскезы или экстаза.
Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире,
порождаемом от запредельного ему первоначала;
учение о «восхождении» души к своему истоку;
разработка теургии (практических способов единения с Божеством).
8.
• Квадрат.• Геометрический символ, значение которого связывается с числом
четыре, равенством, прямотой, порядком, единообразием,
землей.
• Квадрат предполагает упорядочивание четырех различных
элементов. В силу этого он соответствует символике числа четыре и
всех четырехчастных структур.
• Четное число и форма – стабильность.
• В системе этических представлений - истина, справедливость и
мудрость.
• В психологическом отношении – прочность и устойчивость.
• Образ стабильной структуры, статической целостности.
9.
• Квадрат.• Квадрат
• основная модель (наряду с кругом) структурирования
мира,
• в элементарном (четыре стихии – основные элементы
природы: огонь, воздух, вода и земля) / բնության
տարրեր – կրակ, օդ, ջուր, հող
• в пространственном (четыре стороны света),
• во временном (четыре времени года, стадии
человеческой жизни и эпохи человечества).
10.
ИзображениеЧисло рёбер,
Тип правильного Число сторон
примыкающих
многогранника
у грани
к вершине
Тетраэдр
Общее число
вершин
Общее число Общее число
рёбер
граней
3
3
4
6
4
4
3
8
12
6
օկտաէդր,
ութանիստ
3
4
6
12
8
Додекаэдр
5
3
20
30
12
3
5
12
30
20
քառանիստ
Куб
խորանարդ
Октаэдр
Икосаэдр
իկոսաէդր,
քսանանիստ
11.
Платоновы тела – пять уникальныхформ. Задолго до Платона ими
пользовался Пифагор, назвав их
идеальными геометрическими
телами. Древние алхимики
ալքիմիկոս и такие великие умы,
как Пифагор, считали, что эти тела
связаны с определенными
элементами:
куб (А) – земля,
Тетраэдр, 4-гранник (В) – огонь,
Октаэдр, 8-гранник (С) – воздух,
Икосаэдр, 20-гранник (D) – вода,
Додекаэдр, 12-гранник (E)– эфир,
сфера – пустота.
Эти шесть элементов являются
строительными блоками Вселенной.
Они создают качества Вселенной.
А. Խորանարդ– հող,
В. Քառանիստ – կրակ
С. Օկտաէդր, ութանիստ – օդ,
D. Իկոսաէդր, քսանանիստ – ջուր,
E. Դոդեկաէդր – եթեր,
գունդ – դատարկություն.
12. Архитектура Римский классицизм: империя; власть; арка; свод; интерьер
13.
14.
Влияние греческих иэтрусских прототипов на
римскую архитектуру
несомненно.
Первый храм Юпитера на
Капитолии построен на
этрусском фундаменте.
15.
Храм Юпитера на Капитолии. Eго направленность являетсяопределяющей для всех римских культовых сооружений.
Этрусские традиции: центрические сооружения имперского периода от
мавзолея Августа (нач. 28 г. до н.э.) до замка Сант-Анджелои, гробницы
Адриана (оконч. в 139 г.).
«Римская волчица» - этрусская скульптура.
16.
Начиная с 200 г. до н.э. Римраспространяет свое господство
на Грецию и Малую Азию.
Победители с усердием
перенимают все, что предлагала
греческая культура: от
письменности до названий
божеств / Геркулес-Геракл (бог и
герой), Апполон, ЭскулапАсклепий (бог врачевания, сын
Апполона), Бона Деа (добрая
богиня)
17.
Они похищают художественныепроизведения из святилищ,
копируют греческую скульптуру в
мраморе.
Греками являются и архитекторы.
Гермодор Саламинский – храмы
Юпитера Статора и Юноны Регины,
146 г. до н.э.
Apollodorus of Damascus
Аполлодор Дамаскский (время
деят. 97-130)
– форум Траяна (111), Пантеон
(120-125), сооружены по римскому
образцу.
18.
19.
20.
Псевдодиптер, подобныйпериптеру и диптеру.
Отличается от периптера
вдвое большим расстоянием
между стенами целлы и
колоннадой,
от диптера – (с его двойной
колоннадой) – наличием
только одного ряда колонн.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Форум в своих основныхэлементах сформировался
ко 2 в. до н.э.
От хронологической
асимметрии к симметрии.
27.
Новая строительная техника римлян.Римское строительное искусство берет свое начало из этрусского и
греческого. Однако, греки – тонкие художники, римляне –
практические строители. Вкусы римлян отличаются от греческих как в
общем рещении зданий, так и в их конструкциях и убранстве. Это
проявляется и в направленности архитектурного творчества, и в
преобладании гражданских зданий над конфессиональными,
культовыми. Новые задачи. Римские строители используют этрусский
опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными
системами, приспособленными к собственным художественным
задачам.
Соединение арок с архитравной системой – новая, типично римская
архитектура.
Результат – архитектура, характерная размахом и колоссальным
масштабом – специфическое проявление мощи Римской империи.
Имперская психология + сугубо утилитарные соображения (уже в
эпоху поздней республики Рим приближается к миллионному
населению. Форумы, театры, цирки, термы возводятся не только к
вящей славе императора, но чтобы вместить толпы народа).
28.
Новые планировочные и пространственные элементы →необходимость создания новых конструктивных систем. Римляне
создают впервые свободные от внутренних опор монументальные
пространства. Пантеон, Базилика Максенция (Maxentius). При
использовании сводчатых конструкций больших пролетов возникают
значительные нагрузки на опоры, поэтому вместо колонн опорная часть
решается в виде стены → ордерная система имеет преимущественно
декоративный характер.
Конструкции и формы. В систему сводов римляне внесли новое не
только в плане их конструирования, но и формы.
Свод большого пролета – кирпичный каркас, с заполненными
эмплектоном промежутками.
Цилиндрические своды, крестовые своды.
Техническое достижение – умение перекрывать большие пространства
системой крестовых сводов. Создание огромных купольных сводов над
центричным и многоугольным помещениями.
Суперпозиция
29.
Аркада – замена архитрава архивольтом. Новое гибкое соединениеарочной архитектуры и ордерной системы. Преимущество – расстояние
между колоннами не зависит от длины каменной перемычки.
Архитравный принцип – художественный знак тектоники, пилон, арка и
стена – действительные конструктивные элементы.
30.
31.
Усиление выразительности и пластичности фасадов.Псевдопериптер → колоннада или пилоны, отодвинутые от стены
(вместо связанных колонн), раскрепованный антаблемент, за колонной
пилястра, вместе с колонной поддерживающая выступающую часть
антаблемента.
32.
Архитектор ПоллионВитрувий (Vitruvius Pollio,
Marcus, время деят. 46-30 до
н.э.). Римский архитектор и
теоретик, малоизвестный в свое
время, но приобретший
огромную влияние,
популярность, начиная с раннего
Ренессанса.
Служил у Юлия Цезаря во время
африканской войны (46 г. до н.э.).
Построил базилику в Фано.
(разр.). В почтенном возрасте
сочинил Десять книг об
архитектуре, посвященную
Августу (Augustus).
33.
Это единственный полный трактат по архитектуре, написанный в эпохуантичности и дошедший до наших дней.
Несколько копий манускриптов были известны и использовались в
средние века.
В 1414 Поджио Брачиолини (Poggio Bracciolini) обратил внимание на
копию в St Gall и вскоре трактат стал считаться путеводителем для всех
прогрессивных архитекторов.
Альберти, Франческо ди Джорджио многое почерпнули из
витрувианского трактата для своих сочинений и строений.
Первое издание текста опубликовано в Риме в 1486 и первое
иллюстрированное издание Фра Джиокондо в 1511. В 1520, по
указанию Рафаеля, издан итальянский перевод и в 1521 - другой
перевод с развернутыми комментариями Чезаре Чезариано (Cesare
Cesariano) и пронумерованными иллюстрациями.
34.
Содержание книгОбразование архитектора. Основные положения и отделы архитектуры.
Местоположение города. Расположение общественных зданий.
Возникновение и развитие жилища. Учение физиков о началах вещей.
Строительные материалы и способы кладки.
О соразмерности в храмах и человеческом теле. Классификация
храмов. Пропорции в ионийском ордере.
Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской капители.
Украшения различных ордеров. Пропорции дорийских храмов.
Общественные здания. Жилые дома.
Сводчатые потолки, штукатурные работы. Стенная живопись. Мрамор.
Естественные краски.
О воде.
Астрология и предсказания погоды.
Военные машины и орудия.
35.
Книга первая. В первой книге своего сочинения я изложил то, чт‘ообязан соблюдать и чт‘о должен знать каждый архитектор
Вступление.
Глава 1. Образование архитектора.
Глава 2. Основные положения архитектуры.
Глава 3. Отделы архитектуры.
Глава 4. Местоположение города.
Глава 5. Городские стены.
Глава 6. Внутреннее расположение города. Ветры и их направление.
Глава 7. Расположение общественных зданий.
36.
Глава 1. Образование архитектора.Наука архитектора основана на многих отраслях знания и на
разнообразных сведениях, при помощи которых можно судить обо
всем, выполняемом посредством других искусств. Эта наука
образуется из практики и теории. Практика есть постоянное и
обдуманное применение опыта для выполнения руками человека
работ из любого материала по данному чертежу. Теория же
заключается в возможности показать и обосновать исполнение в
соответствие с требованиями искусства и целесообразности.
… Он должен быть человеком грамотным (поддерживать память
записями),
умелым рисовальщиком (изобразить задуманное произведение),
изучить геометрию (геометрия учит употреблению циркуля и
линейки, что облегчает составление планов зданий, при помощи
оптики в здание правильно пропускается свет с определенных сторон
неба, посредством арифметики составляют смету постройки,
вычисляют размеры, разрешают вопросы соразмерности),
37.
всесторонне знать историю (уметь дать отчет о намеченных впроизведениях украшений - кариатиды, пелопонесский город Карии,
союз с персами против Греции, память потомства о наказании
побежденных карийцев; Персидский портик с изваяниями персов,
поддерживающих антаблемент – эта колоннада упоминается
писателем Павсанием в описании Спарты, 2 в. н.э.: «Замечательное
здание на площади – персидская колоннада, построенная из добычи,
полученной от персов, и мало-помалу доведенная до нынешних
рамеров и великолепия: на колоннах – статуи персов, в том числе
Мардония, сына Говриева, и Артемисии, дочери Лигдама,
царствовавшей в Галикарнасе, которая по собственному желанию
приняла участие в походе Ксеркса и отличилась в Саламинском
сражении),
38.
внимательно слушать философов (философия возвышает духархитектора и искореняет самонадеянность – никакая работа не может
быть выполнена без честности и добросовестности; философия
объясняет природу вещей, н-р, физические вопросы, связанные с
проведением воды),
быть знакомым с музыкой (быть осведомленным в канонической и
математической теории, правильно рассчитывать напряжение баллист,
катапульт и скорпионов, где для правильного натяжения тетив нужен
слух мастеров; медные сосуды в театрах помещают в нишах под
скамьями согласно математическому расчету звуков разной
высоты, распределяют по окружности согласно мызыкальным
согласиям или созвучиям: по квартам, по квинтам и октавам, вплоть
до двойной октавы, для того, чтобы голос актера, попадая в униссон
с сосудами усиливался),
39.
иметь понятие о медицине (определение различных наклонов неба климата, для определения воздуха, пригодностей той или иной воды),знать решения юристов (знать отделы права, чтобы принять меры
против спорных дел) и
обладать сведениями в астрономии и в небесных законах
(определять ориентацию).
Следовательно, если образование архитектора так обширно и столь
богато и обильно многими разнородными сведениями, я не думаю,
чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором,
кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли
образования к другой и, впитав в себя знание многих наук и искусств,
дошел до самых высот архитектуры.
40.
На протяжении римской истории архитектурная профессияформируется в массовую.
Сфера применения труда архитектора: утилитарные и монументальные
постройки, дороги, мосты, военные лагеря. Архитектор выполняет
проекты, руководит постройкой, участвует в военных походах.
Фронтин (40-105), куратор вод – государственная должность
инспектора акведуков в Риме. Написал в 97-ом сочинение «О римских
акведуках» с описанием всех водопроводов Рима, фиксацией их трасс и
названием всех их подземных и наземных сооружений.
41.
Книга вторая. …рассмотрел материалы, нужные для постройкизданий
Вступление.
Глава 1. Возникновение и развитие жилища.
Глава 2. Учение физиков о началах вещей.
Глава 3. Сырцовый кирпич.
Глава 4. Песок.
Глава 5. Известка.
Глава 6. Поццолана.
Глава 7. Камень.
Глава 8. Способы кладки.
Глава 9. Строевой лес.
Глава 10. Верхняя и нижняя ель.
42.
Книга третья. … в третьей я говорил об устройстве храмов, оразличных их типах, о том, какие и скольких видов существуют
храмы, а также о распределении частей в каждом из этих типов в
отдельности, причем все это применительно к ионийскому ордеру –
одному из тех трех, которые обладают тончайшими
соотношениями в своих модельных пропорциях.
Вступление.
Глава 1. О соразмерности в храмах и человеческом теле.
Глава 2. Классификация храмов.
Глава 3. Пять видов храмов.
Глава 4. Фундаменты.
Глава 5. Пропорции базы, капителей и антаблемента в ионийском
ордере.
43. О соразмерности в храмах и человеческом теле.
Леонардо Да Винчи. Витрувианский человек. 1490.Vitruvian Man, Study of proportions, from Vitruvius's
De Architectura. 1490-1492.
Коричневые чернила, металлический карандаш,
пер. 34.3 x 24.5 см (13.50 x 9.65)
Venice Gallerie dell’Accademie
44.
" Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерениячеловека..."
длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из
четырех пальцев равна ладони
ступня составляет четыре ладони
локоть составляет шесть ладоней
высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24
кисти)
шаг равняется четырём локтям
размах человеческих рук равен его высоте
расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его
высоты
расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
длина руки составляет 2/5 его высоты
расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
длина ушей 1/3 длины лица
45.
Рисунок сам по себечасто используется как
неявный символ
внутренней
симметрии
человеческого тела, и
далее, Вселенной в
целом.
Впоследствии по этой же
методике Корбюзье
составил свою шкалу
пропорционирования,
повлиявшую на
эстетику архитектуры
XX века.
Витрувианский человек - рисунок, сделаный
Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах,
как иллюстрация для книги, посвященной трудам
Витрувия. Рисунок сопровождается
пояснительными надписями, в одном из его
журналов. На нем изображена фигура
обнаженного мужчины в двух наложенных одна
на другую позициях: с разведенными в стороны
руками, описывающими круг и квадрат.
Рисунок и текст иногда называют каноническими
пропорциями. При исследовании рисунка можно
заметить, что комбинация рук и ног в
действительности составляет четыре различных
позы.
Поза с разведенными в стороны руками и не
разведенными ногами, вписывается в квадрат
("Квадрат Древних").
С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны
руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при
смене поз, кажется, что центр фигуры движется,
на самом деле, пуп фигуры, который является
настоящим её центром, остается неподвижным.
46.
Книга четвертая. В этой же книге я буду говорить о правилах,установленных для ордеров дорийского и коринфского, и выясню
различия между ними и особенности каждого из них
Вступление.
Глава 1. Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской
капители.
Глава 2. Украшения различных ордеров.
Глава 3. Пропорции дорийских храмов.
Глава 4. Целла и предхрамье.
Глава 5. Ориентировка храмов.
Глава 6. Двери храмов.
Глава 7. Тускские храмы.
Глава 8. Круглые и другие виды храмов
Глава 9. Алтари.
47. Глава 1. Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской капители.
Коринфские колонны по всей своейсоразмерности ═ ионийским, но
высота капителей делает их
соответственно более
вытянутыми и стройными, так
как вышина ионийской капители
составляет треть толщины
колонны, а вышина коринфской
равняется всему поперечнику
ствола. Таким образом, поскольку
коринфские капители на 2/3
толщины больше, они сообщают,
благодаря своей вышине, более
стройный вид колоннам.
Ионийская капитель. Высота ═ 2/3
модуля.
Коринфская капитель. Высота всей
части, украшенной завитками и
листьями равняется 2 модулям, вся
высота капители вместе с абаком
═ 2 1/3 модулям.
48. Глава 1. Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской капители.
Что касается остальных членов,помещающихся сверху колонн, то
в коринфских колоннах их
располагают или согласно
дорийской соразмерности или
также, как это принято в
ионийском ордере, ибо
коринфскому ордеру не было
присвоено своего собственного
расположения карнизов и
остальных украшений, но и
мутулы на его карнизах и капли
на архитравах располагают в
соответствии с триглифами
(дорийский стиль), или украшают
рельефами с зубчиками и
карнизами (ионийский стиль).
49.
Таким образом, третий ордер возник из двух других путем введенияособой капители. В соответствии с формами колонн получили
названия три ордера: дорийский, ионийский и коринфский.
Самый древний дорийский ордер, форма которого сложилась
случайно, когда царствующий в Ахайе и во всем Пелопоннесе Дор
воздвиг на урочище Юноны в древнем городе Аргосе святилище, а
затем и в остальных городах Ахайи построил другие святилища
того же ордера, хотя правила соразмерности тогда еще не
возникли.
Позднее афиняне, руководствуясь ответами оракула дельфийского
Аполлона, с общего согласия всей Эллады, вывели 13 колоний в Азию,
под верховным предводительством Иона, которого сам и дельфийский
оракул Аполлон в прорицаниях объявил своим сыном – в Карии Ион
основал крупные города Эфес, Милет, Миунт, Приену, Самос, Теос,
Колофон, Хиос, Эритры, Фокею, Клазомены, Лебед и Мелиту.
Эти города после изгнания карийцев и лелегов, назвали по имени
своего вождя Иона эту страну Ионией.
50.
• Стали строить святилища и первое –храм Аполлону Панионийскому,
наподобие виденным в Ахайе, и
назвали его дорийским, т.к. впервые
увидели этот ордер в дорийских
городах.
• Не имея правил соразмерности для
дорийских колонн, желая сделать их так,
чтобы они были и пригодны для
поддержания тяжести и обладали
правильным и красивым обличием, они
измерили след мужской ступни по
отношению к человеческому телу …
1/6… и применили это соотношение к
колонне.
• Таким образом, дорийская колонна
стала воспроизводить в зданиях
пропорции, крепость и красоту
мужского тела.
51.
• При строительстве храма Диане, желаяпридать ему иной вид, они применили
ступню утонченного женского тела, и
сначала сделали колонну толщиною в
1/8 ее высоты... Под основание они в
качестве башмака подвели базу, на
капители поместили волюты,
свисающие справа и слева наподобие
завитых локонов, и, словно прической,
украсили передние части их киматиями
(дорийский киматий-гусек, лейсбийский
киматий- каблучок) и плодовыми
гирляндами, а по всему стволу провели
каннелюры, спускающиеся подобно
складкам на платье замужних женщин.
52.
Таким образом, при изобретении двух различных видов колонн ониподражали в одном из них неукрашенной и голой мужской красоте, а
в другом – утонченности женщин, их украшениям и соразмерностям.
53.
Но последующие поколения,пойдя вперед в своих суждениях
об изяществе и утонченности и
имея вкус к более стройным
размерам,
установили высоту дорийской
колонны в 7 диаметров ее
толщины,
а ионийской в 9.
И этот ордер был назван
ионийским, потому что впервые
был создан ионийцами.
54.
Третий ордер, называющийся коринфским, подражаетдевичьей стройности…
Изобретение этой капители, по преданию: на могилу
умершей девушки из Коринфа кормилица положила
уложенные в корзину несколько вещей, которая девушка
при жизни берегла как зеницу ока, а чтобы они подольше
сохранились под открытым небом, покрыла их
черепицей.Эта корзина случайно была поставлена на
корень аканфа, который , с наступлением весны,
придавленный этой тяжестью, пустил из своей середины
листья и стебельки, которые разрастаясь по бокам корзины
и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы,
принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах (?5 в. до н.э.), известный как
художник изящных и утонченных мраморных работ (автор
«пляшущих лаконянок» из бронзы, золотого светильника в
Эрехтейоне и статуи Геры в Платеях), проходя мимо
гробницы, обратил внимание на эту корзину и нежность
обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной
вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн
по этому образцу, определил их соразмерность и установил
с этого времени правила для построек коринфского ордера.
55. Коринфская капитель
Соразмерность капители с абаком═ толщине нижней части колонны.
Ширина абака определяется тем,
что диагонали, проведенные от
одного угла к другому, будут вдвое
длиннее высоты капители. Эти
лицевые стороны выгибаются от
крайних углов абака внутрь на 1/9
долю ширины лицевой стороны.
Низ капители должен быть той же
толщины, что и вершина колонны
без уступа и астрагала.
56. Коринфская капитель
Исключив толщину абака, надоразделить остаток на три
части, из которых одна должна
быть дана нижнему листу;
второй лист займет среднюю
часть. Такой же высоты должны
быть и стебельки, из которых
растут листья, выдающиеся
так, чтобы они могли
поддерживать волюты, которые,
вырастая из стебельков,
выходят к самым углам абака;
меньшие завитки против
середины изгиба абака
вырезаются под цветком,
находящимся на абаке. Цветки по
четырем сторонам следует
делать по размеру толщины
абака.
57. Глава 2. Украшения различных ордеров.
1.2.
3.
4.
Древнейший тип с
выступающими балками
Балки срезаны заподлицо
Торцы обшиты триглифами
Дорийская конструкция
58.
Книга пятая.Вступление.
Глава 1. Форум и базилика.
Глава 2. Казначейство, тюрьма и курии.
Глава 3. Театр, выбор места для него и его акустика.
Глава 4. Гармония.
Глава 5. Расположение голосников в театре.
Глава 6. План театра.
Глава 7. Греческие театры.
Глава 8. Акустика театра.
Глава 9. Портики и аллеи.
Глава 10. Бани.
Глава 11. Палестра.
Глава 12. Гавани, волнорезы и верфи.
59.
Книга шестая.Вступление.
Глава 1. Расположение здания согласно климатическим условиям.
Глава 2. Соразмерность домов в зависимости от их местоположения.
Глава 3. Пропорции главных помещений.
Глава 4. Правильное расположение помещений.
Глава 5. Расположение домов сообразно потребностям хозяина.
Глава 6. Сельские постройки.
Глава 7. Греческий дом.
Глава 8. Фундаменты.
60.
Книга седьмая.Вступление.
Глава 1. Полы.
Глава 2. Приготовление извести для штука.
Глава 3. Сводчатые потолки и штукатурные работы.
Глава 4. Штукатурка в сырых местах и украшение столовых.
Глава 5. Стенная живопись.
Глава 6. Мрамор.
Глава 7. Естественные краски.
Глава 8. Киноварь и ртуть.
Глава 9. Изготовление киновари.
Глава 10. Искусственные краски. Черная.
Глава 11. Лазурь. Жженая охра.
Глава 12. Белила. Ярь-медянка.
Глава 13. Багрец.
Глава 14. Краски, заменяющие багрец, охру, горную зелень и индиго.
61.
Книга восьмая.Вступление.
Глава 1. Нахождение воды.
Глава 2. Дождевая вода.
Глава 3. Различные свойства отдельных водных источников.
Глава 4. Признаки хорошей воды.
Глава 5. Нивелировка и нивелирные инструменты.
Глава 6. Проводка воды.
62.
Книга девятая.Вступление.
Глава 1. Зодикальный круг.
Глава 2. Фазы луны зодиака.
Глава 3. Путь солнца по двенадцати знакам.
Глава 4. Северные созвездия.
Глава 5. Южные созвездия.
Глава 6. Астрология и предсказания погоды.
Глава 7. Аналемма и ее вычерчивание.
Глава 8. Солнечные и водяные часы.
63.
Книга десятая.Вступление.
Глава 1. Машины и орудия.
Глава 2. Подъемные машины.
Глава 3. Виды движения.
Глава 4. Водоподъемные машины.
Глава 5. Водяные колеса и мельницы.
Глава 6. Водяной винт-улитка.
Глава 7. Насос Ктесибия.
Глава 8. Водяной орган.
Глава 9. Годомер.
Глава 10. Катапульты и скорпионы.
Глава 11. Баллисты.
Глава 12. Настройка катапульт.
Глава 13. Осадные машины.
Глава 14. Черепаха.
Глава 15. Черепаха Гегетора.
Глава 16. Защитные приспособления.
64.
Витрувианское отверстие.Вход или окно, у которых стороны
слегка наклонены внутрь по
направлению к вершине, делая
их более тяжелыми, наподобие
египетских. Описаны Витрувием.
«1. Правила устройства храмовых
дверей и их наличников
следующие: прежде всего надо
установить, какого они будут
ордера, ибо существуют
следующие ордера входных
дверей: дорийский, ионийский и
аттический.»
Витрувианский завиток
65.
Аполлодор Дамаскский (Apollodorus of Damascusвремя деят. 97-130).
Род. в Сирии, отправился в Рим и стал официальным архитектором
Траяна (97-117).
Участвовал в военной кампании Траяна
Мост через Дунай
Его архитектурные шедевры – в Риме, где он осуществил почти все
постройки Траяна
Форум Траяна. 111. Внушительная осевая планировка и искусная игра
симметрии иллюстрируют его стиль – блестящее сочетание
Эллинистических и чисто Римских традиций.
Пантеон. 120-125 (сооружены по римскому образцу)
Одейон
Гимнасий
Термы
66.
67.
Рынок в конечной частиКвиринальского холма
Вовлечен в работы в порту Рима
(Fiumicino) и Civitavecchia.
Арка Траяна в Анконе (Ancona).
115.
Арка Траяна в Беневент. 115.
(Benevento). Возведена в честь
постройки дороги Рим-Бриндизи.