Социология маскулинности
Основные теории маскулинности
Возникновение современной маскулинности. Гегемонная маскулинность
171.00K
Категория: СоциологияСоциология

Социология маскулинности

1. Социология маскулинности

2.

«Мужские исследования» - критическое, в
значительной степени политизированное
направление гендерных исследований. Их
возникновение в качестве самостоятельной
исследовательской сферы в 1970-е гг.
непосредственно связано с воздействием
второй волны феминизма на развитие
социальной теории в целом.
Объектом изучения социологии
маскулинности изначально были
«маргинализированные типы маскулинности»,
связанные с расовой, этнической
принадлежностью или сексуальной ориентацией.
Впоследствии в поле внимания ученых
попала нормативная, доминантная
мужественность.

3.

Традиционная, нормативная
мужественность (Э. Гидденс) - совокупность
следующих черт:
стремление доминировать над другими
мужчинами в сфере общественной жизни;
двойной стандарт;
разделение женщин на «чистых» и «нечистых»;
понимание половых различий как
незыблемых, данных Богом и природой;
представление о женщинах как существах
иррациональных, с неясными желаниями и
действиями;
разделение труда по признаку пола.

4. Основные теории маскулинности

Мужские исследования могут быть
систематизированы по разным
основаниям.
Так, Р. Коннелл выделил 4
основных стратегии категоризации
мужественности:
• эссенциалистская
• позитивистская
• нормативная
• семиотическая

5.

Стратегия эссенциализма направлена на
определение природных черт, составляющих
сущность маскулинности. Один из наиболее
ярких примеров - психоаналитическая теория
З.Фрейда. Понятие маскулинности сводится к
набору природно обусловленных образцов
поведения, установок, рассматриваемых как
вторичные психологические признаки мужчины.
Позитивистская парадигма определяет
маскулинность посредством эмпирического
описания того, какие мужчины есть «на
самом деле» (в разных социальных средах и
культурах). Позитивистски ориентированные
ученые исследуют идеал-типические образы
мужественности и женственности,
промежуточные типы остаются вне фокуса
исследования.

6.

Нормативный подход к определению
маскулинности исходит из факта половой
дифференциации и предполагает
существование нормативной модели
мужественности, стандарта того, какими
должны быть мужчины. Один (доминантный)
тип мужественности постулируется в качестве
социальной нормы, а другие виды
мужественности позиционируются в качестве
маргинальных, отклоняющихся от нормы.
Семиотический подход определяет
маскулинность посредством символического
различия, в рамках которого маскулинность и
фемининность находятся в отношениях
оппозиции. То есть мужественность
определяется как не-женственность.

7.

К. Клаттербау выделил
следующие направления:
• консервативное
• про-феминистское
• движение за права мужчин
• духовное
• социалистическое
• ориентированное на конкретные
группы.

8.

Консервативное направление
предполагает, что для мужчин вполне
естественно быть защитниками женщин и
кормильцами семьи, а также политически и
социально доминировать.
Наиболее яркая работа в рамках этого
направления - книга Дж. Гильдера «Половое
самоубийство». В ней он высказывает
довольно пессимистические взгляды
относительно «мужской природы», называя
мужчин варварами, стремящимися к
немедленному удовлетворению своих
желаний, легко прибегающими к насилию.
Общество, по мнению Гильдера, может
ограничить их необузданную природу с
помощью женщин.

9.

Про-феминистское направление (М.
Киммель, Дж. Плек) - представители отвергают идеи
о том, что традиционная маскулинность
морально оправдана или биологически
детерминирована. Она, по их мнению, основана на
мужских привилегиях, с одной стороны, и
угнетении женщин, с другой.
Радикальные про-феминисты считают, что
маскулинность была создана и поддерживается
на базе женоненавистничества и насилия против
женщин, и существует в контексте патриархата как
политического и социального порядка.
Либеральные про-феминисты считают, что
маскулинность представляет собой наложенную
на мужчин систему ограничений, так же как и
фемининность – система ограничений, наложенных
на женщин.

10.

Направление, связанное с борьбой за права
мужчин (Г. Голдберг, У. Фаррелл)), разделяет точку
зрения либеральных про-феминистов на
трактовку маскулинности как системы
ограничений, но считают, что эта система носит
больше вреда мужчинам, чем женщинам.
Маскулинность – это набор взглядов и
способов поведения, используемый как средство
самозащиты, с помощью которого мужчины
пытаются справиться с непосильными задачами,
возлагаемыми на них обществом.
Представители данного направления
подчеркивают зависимость мужчин от женщин. В
результате этой зависимости мужчины вырастают
изолированными друг от друга, они не умеют строить
отношения с другими мужчинами, часто даже
испытывают к ним недоверие и ненависть
(гомофобия).

11.

Духовное направление основано на том,
что маскулинность является продуктом
глубинных бессознательных архетипов
(обнаруживают себя в фольклоре, мифах,
ритуалах).
Социалистическое направление
рассматривает маскулинность как социальный
феномен, связанный с экономически заданной
социальной структурой. Маскулинность
определяется тем, кто какую работу выполняет,
кто контролирует труд других и кто распоряжается
продуктами этого труда.
Направление, ориентированное на
интересы различных групп, противостоит
универсальным представлениям о
маскулинности (белый гетеросексуал среднего
класса) – маскулинность чернокожих мужчин,
маскулинность геев.

12. Возникновение современной маскулинности. Гегемонная маскулинность

Категория «маскулинность» не является
самостоятельной, она бинарна по отношению
к фемининности, так как обретает смысл
только при противопоставлении всему тому,
что «не-мужское».
Это по сути социокультурный
образец, набор поведенческих практик,
которые могут реализовываться не
обязательно биологическими мужчинами.

13.

В возникновении современной маскулинности сыграли
главную роль 4 историко-культурных фактора:
• новые представления о личности и сексуальности,
возникшие в Европе Нового времени в связи с
происходящими культурными трансформациями;
• возникновение колониальных империй, режим
которых имел отчетливо маскулинизированный
характер;
• выдвижение на первый план рациональности как
важнейшего качества, необходимого для того, чтобы
преуспеть;
• возникновение централизованных национальных
государств, имеющих вооруженные силы.
В результате всех этих процессов постепенно
сложился образ «гегемонной маскулинности» как
базовый, центральный образец, которому должны
соответствовать «настоящие мужчины».

14.

Понятие гегемонной маскулинности
было предложено Р. Коннеллом и его
соавторами Т. Карриганом и Дж. Ли.
Концепция гегемонии была заимствована
ими у марксистского теоретика А. Грамши.
Гегемонная маскулинность – это
способ, с помощью которого
определенные группы мужчин
приспосабливаются к позиции власти и
благосостояния, а также производят и
легитимируют социальные отношения,
поддерживающие их господство.

15.

Коннелл выделил следующие
особенности гегемонной
маскулинности:
• господство не только над
женщинами, но и над другими
группами мужчин (молодые мужчины,
низкоквалифицированные рабочие,
гомосексуалисты);
• обязательная гетеросексуальность;
• соответствие историческому
контексту.

16.

Известный исследователь маскулинности
Р. Бреннон формулировал 4
основных компоненты мужской
роли, то есть социально
предписанные условия состоявшейся
маскулинности:
• необходимость отличаться от женщин;
• необходимость быть лучше других;
• необходимость быть независимым и
самодостаточным;
• необходимость обладать властью над
другими.
English     Русский Правила