Похожие презентации:
Лекция 6. Развитие античной философии (часть 1)
1.
Лекция 6.Развитие античной
философии (часть 1)
2.
Вопросы:1.
Периоды
развития
античной
философии:
досократовский,
классический, эллинистический, римский. Основные черты
раннего периода философии Древней Греции.
2.
Учение о субстанции как первооснове бытия. Онтология
элейской школы. Античный атомизм. Первые идеи диалектики.
Гераклит.
3.
Периоды развития античной философии.
В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний)
означает «древность». В узком смысле с понятием «античность»
связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего
Рима.
Расцвет культуры в Древней Греции V в. до н.э. является
поразительным. Одновременно, как вспышки сверхновых звезд,
появляются: поэзия-лирика Сапфо и Алкея, драма — Эсхила, Софокла и
Эврипида, скульптура — Фидия и Поликлета, Парфенон и театр
Диониса, законодательство Солона и установление афинской
демократии Перикла, Геродот и Фукидид.
Одна из главных особенностей греческой философской мысли это
плюрализм, демократическая терпимость к чужому мнению,
соревновательность, осознание необходимости поступательного
развития, критический дух свободного исследования и вера в успех
человеческих дерзаний и творческой деятельности
4.
Периоды развития античной философииПервый
период
называют
натурфилософским
(досократическим). Он охватывает VI-V в.в. до н.э.
К нему относятся милетская и элейская философские школы,
учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов.
Второй период называют классическим, или сократическим. Он
развивался на протяжении середины V – IV в.в. до н.э. Этот период
подготовлен учением софистов, и именно в этот время появились
школы великих учителей мировой философии – Сократа, Платона и
Аристотеля.
В
третий
период
развивалась
философия (конец IV – П в.в. до н.э.).
эллинистическо-римская
5.
Периоды развития античной философии.Натурфилософия. Милетская школа
В VIII-VI вв. до н.э. Милет был самым процветающим городом в
Малой Азии. Здесь столкнулись два мира — Европы и Азии. Смешение
наций, культур, языков и верований, которые невозможно было совместить,
соединить. Милетцы искали общезначимые истины, независимые от
различных мифологий и местных представлений. Они обратились к общей
природе вещей.
Своеобразие взглядов милетцев, в отличие от восточной мудрости,
заключается в том, что в центр своего философствования они поставили не
нормы морального поведения человека, а проблемы космоса, Вселенной.
Ход их рассуждений, очевидно, был таков: прежде чем говорить о природе
человека, нужно определить, что такое природа, ведь человек — это только
часть мироздания. Их мышление космично, они мыслят мирами, для них
человеческий мир — это только малое проявление более объемных миров.
6.
Периоды развития античной философииДля милетцев главное —
определить
вещи
как
объективные совокупности
свойств, которые можно
наблюдать,
описывать,
подсчитывать, измерять и
т.д. Они ставят вопрос: что
является основанием вещей,
какова их субстанция?
7.
Периоды развития античной философииПервым
древнегреческим
философом
был
Фалес, причисляемый античной традицией к "семи
мудрецам".
Фалес был хорошо знаком с вавилонской и
египетской религией и наукой, учился у египетских
жрецов математике и астрономии. Опираясь на эти
знания, установил периодичность затмений.
Фалес все объясняет одной причиной и основой
— водой. У него мир — это плоский остров,
омываемый рекой по имени Океан. Никаких книг он
не писал, а учил устно, и сделал много полезного для
своего города.
8.
Периоды развития античной философииАнаксимандр, ученик Фалеса, более
может быть назван философом в силу
высокой
абстрактности
его
рассуждений. Он — автор первого
философского сочинения "О природе"
— название, которое даже стало
жанром подобных произведений. До
нас дошли лишь его отрывки.
9.
Периоды развития античной философииАнаксимандру
приписывается
понятие
"апейрон"
как
бесконечной и неопределенной субстанции, хотя наличие такой
высокой абстракции ставится некоторыми исследователями под
сомнение. Мир у него выглядел как геоцентрическая модель. В
центре — Земля в виде барабана, куска колонны или головки сыра.
На одной стороне живут люди, на другой, вниз головой —
антиподы. По хрустальному своду, по его желобам, движутся
солнце, луна и планеты, неподвижные звезды прикреплены к
куполу свода. Человек произошел от рыбы, а вообще жизнь
возникла в воде и т.п.
10.
Периоды развития античной философииАнаксимен основным началом считал воздух,
одновременно воздух есть божество. У
Анаксимена Вселенная дышит, как живое
существо. Все многообразие вещей есть
результат разрежения и сгущения воздуха.
"Разрежаясь,
(воздух)
становится
огнем,
сгущаясь, — ветром, потом — облаком,
(сгустившись) еще больше, — водой, потом —
землей, потом — камнями, а из них — все
остальное” .
На каждой пылинке — свои города и селения. Он
не видел качественной определенности материи,
абсолютизировав
количественные
характеристики вещей.
11.
Периоды развития античной философии.Натурфилософия. Гераклит Эфеский
Вторым
после
Милета
очагом
древнегреческой философии в Малой Азии
был город Эфес, родина философа
Гераклита.
Гераклит
—
один
из основоположников диалектики.
Первоосновой всего считал огонь.
До нас дошло 140 фрагментов из
написанного Гераклитом.
Тексты его непросты для истолкования, он
писал образным языком и использовал
множество метафор и аллегорий.
12.
Периоды развития античной философииМышление Гераклита, как и милетцев, космично . Все в космосе
закономерно и совершается согласно Логосу (слову). Логос
отождествлялся с огнем. "Огонь" — выражение энергетического
принципа движения, он все разъединяет и все соединяет. "Этот
космос, единый для всех, не созданный никем из богов и никем из
людей, есть, был и будет вечно живым огнем, мерами
воспламеняющимся и мерами угасающим." Природа движения также
рассмотрена у Гераклита. Это — единство и борьба
противоположностей. Из расходящегося — прекрасная гармония, все
происходит
через
борьбу,
"война
отец
всего"
и
т.д.
Противоположности
взаимопредполагают
друг
друга,
взаимопереходят, изменяя сущность вещей; взрывая ее, переходят к
гибели.
13.
Периоды развития античной философииУ Гераклита мы обнаруживаем зачатки теории познания: "Я
предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить". В то же
время чувственный опыт может вести к многознанию, а многознание
не научает быть мудрым. Мудрость заключается только в одном:
признать разум как то, что управляет всем через все. Ей присущ
"самовозрастающий логос". Гераклит пытался разобраться в понятиях
"необходимость" и "случайность". Первое выражается логосом,
второе — судьбой. Космос — сочетание логоса (необходимости) и
случайности ("царство ребенка", "играющее дитя").
14.
Периоды развития античной философииОсновал Пифагорейский союз – закрытое сообщество
своих последователей, уже при жизни почитавших
Пифагора как высшее существо.
Членами союза могли быть свободные граждане, как
мужчины, так и женщины, на протяжении ряда лет
выполняющие определенные условия и правила этого
тайного общества.
Суть учения Пифагора составляет положение «Все вещи
суть числа» - сущность любой вещи может быть
описана числовым соотношением.
Еще одна интересная идея пифагорейцев – переселение
душ. По Пифагору, любая душа может вселиться в
любое тело (это не зависит от того, как была прожита
предыдущая жизнь).
Именно Пифагор ввел в обиход сам термин философия.
15.
Периоды развития античной философии.Натурфилософия. Элейская школа
Элея — город в Италии.
Известны три представителя
этой школы — Ксенофан,
Парменид и Зенон. Они
развили учение о бытии в
философском,
а
не
естественнонаучном плане.
Четко
отделив
область
мнения и область знания,
чувственное и рациональное,
бытие и небытие, бытие и
мысль о бытии, элеаты
сделали
принципиальный
шаг навстречу философской
метафизике.
16.
Периоды развития античной философииУчение Парменида — это вызов представлениям о всеобщем
движении и множественности миров, т.е. философии Гераклита и
Анаксимандра. Он продолжил, логически завершил представления
ранних греческих мыслителей о субстанциональности материальных
начал, обобщил их в форме единого бытия. Производит впечатление
масштабность мысли Парменида, который последовательно доводит
ее до окончательного вывода: бытие есть, а небытия нет. Бытие — это
то, что возникает и не исчезает, всегда оставаясь равным самому себе.
Для этого Пармениду пришлось резко противопоставить два мира —
внешний, данный нам в чувствах, и истинный, доступный только
разуму. Этим самым Парменид разделил явление и сущность,
видимость и сущность.
17.
Периоды развития античной философииКритическое сомнение — начало всякого познания. Отделив
кажущееся (мир "во мнении") и реально-истинное (мир "по знанию"),
Парменид открыл внутреннее сознание человека, так как для человека
изменение его внутреннего состояния ведет к изменению для него
всего мира.
Логика его рассуждений такова: если бытие происходит из
небытия, значит, бытие равно самому себе. Если допустить, что бытие
произошло из небытия, то придем к абсурду, ведь не может нечто
произойти из ничего — это невозможно. Парменид приходит к
выводу, что бытие едино, цельно и неизменно. Оно не возникает, не
изменяется и не уничтожается. Такие абстрактные рассуждения для
Парменида более убедительны, чем чувственные свидетельства.
Парменида интересует сам процесс поиска истины, и он пытается
прояснить этот процесс для своего сознания.
18.
Периоды развития античной философииПоэма Парменида "О природе", как она дошла до нас, состоит из трех
фрагментов: Введение (проэмий), Путь истины, Путь мнения . Главное в ней
— как прийти к истине, выделить и отбросить ложные мнения. Это возможно,
так как "мыслить — то же, что быть... Можно лишь То говорить и мыслить,
что есть.” “Парменид, — писал А.Н. Чанышев, — не только устанавливает
тождество мышления и бытия, но и нащупывает в этом тождестве разность
мышления и бытия, различая, правда, еще очень смутно предмет мысли и
мысль о предмете” .
Существование в бытии совсем не то же, что существование в
воображении. Но где же критерий истинности существования? У Парменида
мы его не найдем, важнее, что он этот вопрос поставил, да еще в такой резкой
парадоксальной форме . А.Ф. Лосев писал к "Философской энциклопедии" (Т.
VI. С.215): "Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид
вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его
философского и научного осознания мало одной чувственности, но
необходимо еще и абстрактное мышление".
19.
Периоды развития античной философииЗенон Элейский был учеником Парменида. Он выдвинул ряд силлогизмов
для подтверждения учения Парменида о единстве, неизменности,
неподвижности бытия. Из этих апорий (затруднений) наиболее известны
четыре: "дихотомии" (деление надвое), “стрела”, "Ахиллес и черепаха",
"стадион". Излюбленным способом доказательств Зенона были
доказательства от противного и доведение до абсурда. Ему были уже
известны некоторые способы (законы) формальной логики, которыми он
пользовался. Например, закон исключенного третьего.
20.
Периоды развития античной философииАнаксагор подготовил возникновение атомистической теории как физического
учения. В противоположность Пармениду, он считал, что мир множествен и
состоит из бесконечного количества элементов больших и малых; в свою очередь,
их можно делить до бесконечности, и нет абсолютно малого и абсолютно
большого элемента. Эти частицы различаются качественно и представляют как бы
семена вещей, поздние философы (от Аристотеля до Лукреция) назвали их
гомеометриями (подобочастные). Это частички вещества, которые могут
образовать мясо, кровь, кость, золото, камень и т.д. Распространяясь повсюду, они
собираются вместе, сближаются друг с другом” . Эти частицы движутся не сами
по себе, а приводятся в движение умом (нусом), который у философов различных
направлений интерпретируется по-разному — то как материальная причина, то как
духовное и личное начало. Главное для Анаксагора — все-таки не ум, а физикомеханистическое объяснение природы: ступенька к атомизму.
21.
Периоды развития античной философии.Демокрит
Согласно учению Демокрита, природа состоит из атомов и
пустоты. Первые выполняют роль бытия, вторая — небытия.
Пустота — это пространство, в котором движутся, свободно
падают, парят атомы.
Атомы неделимы, неизменны, отличаются только количественно
— по величине, форме, положению; они сталкиваются, цепляются
друг за друга и образуют тела. Атомы сами по себе нейтральны,
бескачественны. Они не имеют цвета, запаха, вкуса, это
мельчайшие, невидимые частички, которые, соединяясь, образуют
тела, которые мы уже можем ощущать, — как, например, пылинки,
освещенные лучами солнца, в, казалось бы, прозрачном воздухе.
Однако Демокрит фактически не мог объяснить, как сталкиваются
атомы. Если они свободно падают все вместе, то находятся всегда
на одинаковом расстоянии друг от друга и не столкнутся, пока на
них не подействует какая-то сила извне.
22.
Периоды развития античной философии. ДемокритБольшое значение Демокрит придавал причинности.
"Открытие хотя бы еще одной причины я предпочитаю
престолу персидского царя," — говорил он. Все явления
обусловленные и возникают естественным путем. Задача
ученого — познание причин. Но когда мы чего-то не знаем,
мы говорим, что это случайно. Случайность — результат
недомыслия.
Демокрит
отвергает
беспричинную,
случайность, но не столкновение обстоятельств. Так, люди
объясняют
смерть
Эсхила
от
небесного
камня
вмешательством богов, но это могут быть и естественные
причины. — например, орел бросает камни в черепах, чтобы
их разбить. Такое случилось и с Эсхилом .
23.
Периоды развития античной философииДемокрит писал: "(Лишь) в общем мнении существует
сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении —
холодное, в мнении — цвет; в действительности же
(существуют только) атомы и пустота." Истина, считает
Демокрит, лежит в глубине. Только разум и рассуждения
помогают нам выявить причину, источник наших ощущений
— невидимые атомы. Этот вид познания он называет
"светлым", это рациональное знание причин.
Согласно его представлениям, чувственное познание
субъективно, рациональное — объективно. Оно не только
помогает познать сущность явлений, отделить субъективное от
объективного, но и проникает в объективную природу вещей.
24.
Литература1. Спиркин, А. Г. Философия в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического
бакалавриата / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2017. — 402 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-53402014-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/400574
2. Балашов Л.Е. Философия: учебник. – М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и
К», 2017 / ЭБС «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/
3. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник.-3-е изд.. перераб. и доп.. 2003
https://inlib.biz/filosofiya_828_829/filosofiya-uchebnik-izd-pererab.html