6.60M

История культурно - досуговой деятельности. Барокко Московского царства

1.

2.

•Барокко – это жизнь готовых форм культуры в
исторически напряженный момент,
отмеченный предощущением гибели целой
культурно-исторической эпохи, своего рода ее
предсмертностью, это если еще не конец, то во
всяком случае уже «предфинал» традиционной
культуры.

3.

Отсюда идет и представление о
«странности» или «причудливости»
форм и идей, порожденных барокко,
само название которого пошло от
португальского слова, означающего
причудливость, странность.

4.

Древнерусская культура в
XVII веке переживала свой
«предфинал»: с одной стороны, она
пользовалась готовыми словесными,
художественными и мыслительными
формами, ибо ничего, кроме этого, не
имела в своей предшествующей
истории;

5.

с другой же стороны, она уже не могла
удовлетвориться этими формами, ибо
их «готовость» уже не соответствовала
требованиям времени, его
объективным историческим
особенностям.

6.

При этом готовые литературные
и иные культурные формы, к
которым обращались
представители русского XVII
века, были, так сказать,
«дважды готовыми»:

7.

с одной стороны, русское барокко, как
и любое другое барокко, перенимало
и изживало те формы, которые Русь
имела в своей предшествующей
древней и средневековой культурной
истории;

8.

с другой же стороны, формы барокко,
которые Русь осваивала на переломе от
своего средневековья к Новому времени,
были заимствованными у Запада (через
польское и отчасти чешское влияние) во
время Смуты и вскоре после ее затихания.

9.

На Руси, писал академик
Д.С. Лихачев, было одно барокко –
заимствованное, но оно же было и
отечественным, т.е. укорененным на
национальной почве и усвоенным русской
культурой как свое, самобытное.

10.

Заимствование готовых форм было
органичным и закономерным, поскольку
соответствовало внутренней логике
саморазвития русской культуры на этом
историческом этапе.

11.

Западная культура, как и сам Запад, была
одновременно притягательной, соблазнительной и
опасной, грозящей утратой самобытности. Характерна
критика Запада, которая звучит в сочинениях первого
русского панслависта
Юрия Крижанича (хорвата по происхождению и
православного по убеждению).

12.

Агрессивному и богатому Западу
противостоит у Крижанича духовно и
нравственно богатое славянство, которое
он мыслит как объединенное общностью
культуры, языка.

13.

Однако, отвергая одни принципы и формы как
устаревшие или констатируя их невольный
упадок и компрометацию, русская культура
XVII века еще не выдвигала ничего
принципиально нового по сравнению со своей
традиционной культурой древности и
средневековья.

14.

Появление в XVII веке в отечественной
культуре идей и образов барокко лишний раз
подтверждало именно это.

15.

Имели место «встречные течения»:
«чужое» прививалось и осваивалось через
сборники переводных произведений,
через придворный театр, появившийся в
правление Алексея Михайловича,
через духовные канты и проповеди,
через частные библиотеки и
новую школьную литературу.

16.

Просвещенное «латинство» было своего рода
«модой» отечественных образованных людей
второй половины XVII – начала XVIII веков.

17.

Популярность барокко в социальных верхах русского
общества была подготовлена многими изменениями,
произошедшими в XVII веке:
переходом к новой системе жанров и
распространившимся экспериментаторствам в этой
области,
секуляризацией культуры( светского),

18.

•развитием философского, литературного
образования и
•просветительства,
•расширением литературной тематики и
•социальной среды писателей, мыслителей,
иных деятелей культуры.

19.

Стилистическая и идейная двойственность барокко
проявлялась в том, что оно активно эксплуатировало
средневековые идеи и образные мотивы, но с
выраженным оттенком дистанцирования,
отчуждения от соответствующего содержания
(эти образы, мотивы и сюжеты носили во многом
условный, подчеркнуто эстетизированный характер,
т.е. принимались не всерьез, именно как форма,
отдельно от содержания).

20.

В отечественной культуре, не знавшей
Возрождения, новейший западный стиль был
тематически и образно очень близок вполне
архаичному мировоззрению русского XVII века,
еще никуда не ушедшему от собственного
средневековья.

21.

Отечественной культуре не требовался
возврат к средневековью, как Западу,
поскольку Россия никуда от своего
средневековья и не уходила и лишь
стояла на пороге Нового времени, не
переступая его.

22.

Речь могла идти только о продолжении и
переосмыслении культурного наследия средневековья;
и в этом смысле русское барокко естественно
примыкало к древнерусской культуре, ее идеям и
образам, сюжетам и мотивам.

23.

Функцию Ренессанса в России, по словам
академика А.М. Панченко, выполнило
барокко.
• Но оно же одновременно осуществило и
функцию раннего русского Просвещения.

24.

Древнерусские культурные формы проникались
совершенно не свойственным им идейным
содержанием, а старое, древнерусское содержание
культуры облекалось в нововременные культурные
формы, что каждый раз давало неповторимый эффект
причудливого взаимодействия старого и нового в
русской культуре XVII века.

25.

Здесь особенно важна была свойственная
барокко соревновательность:
идей, форм, жанров, стилей;
острая борьба нового со старым, завершавшаяся
не победой одного над другим, а странным и
противоречивым сочетанием одного и другого,
создававшим впечатление пестрой
эклектичности и мозаичности целого.

26.

Образованные русские люди XVII века, стояли
перед двойным культурным выбором:
предпочтение «своей» культуры
(но «мужичьей») или «чужой» (но «ученой»).

27.

С точки зрения традиционной культуры,
очень малоподвижной и тяготеющей к
консервации ключевых идей, образов,
жанров, принципов и т.п., наиболее
удачным следовало считать сохранение
«своей», а не насаждение «чужой»
культуры.

28.

Однако, с точки зрения идеалов и культурных
явлений, близких Просвещению, которые
проникали в Россию XVII века, достоинств в
культуре «мужицкой» (т.е. массовой,
общераспространенной) было немного; гораздо
соблазнительней выглядела культура «ученая»,
заимствованная у Запада.

29.

Столкновение интересов патриотических,
опрокинутых в прошлое, с одной стороны, и
интересов Просвещения, ориентированных в
будущее, – с другой, оказывалось драматическим и
неразрешимым.

30.

Однако именно такой, внутренне
противоречивый процесс, подготавливавший
социокультурный раскол и одновременно
осуществлявший переход к Новому времени,
оказался наиболее оптимальным и
действенным.

31.

Высокая, «ученая» культура прижилась в
придворной среде и ориентировалась на редких
европейски просвещенных представителей
родовой знати, дворянства, духовенства.
Это была элитарная культура.

32.

Низкая, «мужицкая» – обосновалась в
национально образованной городской
среде и была востребована купечеством,
мещанством, служилыми приказными
людьми (чиновниками того времени), т.е.
была массовой и демократической в
самом буквальном смысле.

33.

• Поляризация русской культуры XVII века на
«высокое» и «низкое» барокко имела свое
смысловое и функциональное обоснование.

34.

Если «низкое» барокко брало на себя задачи
Предвозрождения, призванного преодолеть
наследие русского средневековья, то «высокое»
барокко выполняло функцию русского
Предпросвещения и подготавливало наступление
Нового времени, соединившего на российской
почве черты классицизма и собственно
Просвещения.

35.

« Идеи и образы, темы и сюжеты заимствовались из
прошлой эпохи, но переосмысливались почти до
неузнаваемости.
Главное, что менялось, – это оценки героев и событий,
идей и поступков.
Вместо былой однозначности и строгой иерархичности на
первый план выходила амбивалентность,
двусмысленность

36.

Как это бывало и в западно-европейском
барокко, границы между добром и злом, верой
и неверием, истиной и ложью или
заблуждением неудержимо размывались, и на
первый план выходила целеустремленная
прагматика, постепенно отрицая идеалы любого
свойства.

37.

Нельзя не упомянуть и еще об одном
жанровом и стилевом явлении, впервые
возникающем в русской культуре в XVII
веке, – появлении сатиры.

38.

Такие литературные произведения XVII века, как «Повесть
о Шемякином суде»,
«Повесть о Ерше Ершовиче»,
«Калязинская челобитная»,
лишь внешне сохраняют форму документов деловой
письменности, которые на самом деле
пародируются и травестируются
(комически переиначиваются).

39.

40.

Древнерусское сказочно-сатирическое повествование
восточного (индийского) происхождения о
неправедном судье Шемяке, литературный памятник
неправды в последние времена уделов (XV век).

41.

42.

Объектом осмеяния становятся суд и деятельность
государственных чиновников, занимающихся
мздоимством и крючкотворством, монахи и
священники.

43.

Возрожденческий критический пафос и апофеоз
смеховой культуры, впервые в России обретающей
письменную, литературную форму, делает эти
произведения предшественниками русской сатиры XVIII
века, подготавливая, таким образом, Новое время.

44.

При этом активно заявляла о себе точка зрения
демократических, прежде всего городских низов,
собственно, и выступавших с критикой
общественных порядков или их деформации.

45.

Однако смех в повестях XVII века в отличие от более
поздней сатиры эпохи Просвещения не направлен на
объект критики и осуждения, а носит амбивалентный
характер.
Например, калязинские монахи, пишущие свою
челобитную епархиальному начальству, отнюдь не
являются только предметом разоблачения.

46.

В этом смехе заключена и
ренессансно-утверждающая сила,
и барочный скептицизм
в отношении как утверждения, так и отрицания,
и предвосхищающий
Просвещение критико-обличительный пафос.

47.

Безымянные, скорее всего коллективные авторы
сатирических повестей не скрывают того, что они
симпатизируют бедному брату-истцу (из «Повести о
Шемякином суде»), равно как и бедному ответчику
Ершу Щетиннику, обвиненному пристрастными
судьями в разбое и сутяжничестве, а также бражнику,
собственным умом и сообразительностью
добившегося лучшего места в раю («Слово о
бражнике»).

48.

Напротив, люди зажиточные и благополучные,
злоупотребляющие своим положением и
эксплуатирующие простых людей в том или
ином- отношении, подлежат осмеянию и
осуждению.

49.

Отечественный смех горек и нередко страшен.
Не случайно жизнь человека из народа рисуется в этих
произведениях полной неудач и нелепиц, досадных
случайностей и необъяснимых происшествий,
зловещих предзнаменований и плохих концов.

50.

Особенно полна таких
неожиданностей и запутанности
городская жизнь, не
подчиняющаяся закономерностям
циклического времени, которое
явно преобладает в сельской
местности.

51.

Герой «Азбуки о голом и небогатом человеке» в алфавитном
порядке излагает от первого лица картину мира,
сопутствующую его несчастной жизни.
«Аз есмь голоден и холоден, и наг и бос»;
«Нагота и босота – то моя красота» и т.п.
Сам мрачный колорит подобной «азбуки жизни»
представляется извечной формулой злополучного бытия
бедняка – самого массового представителя населения Руси, т.е.
обобщенным образом всей страны, живущей по логике
абсурда и усугубляющихся бедствий.

52.

От лица изгоев общества – завсегдатаев городского
кабака, пропойц и нищих, слагаются даже
специфические молитвы, явно пародирующие
настоящие молитвы
• («Служба кабаку»).
• Вместо «Святый Боже, Святый крепкий, Святый
бессмертный, помилуй нас», кабацкие ярыжки
возглашают: «Свяже хмель, свяже крепче, свяже
пьяных и всех пьющих, помилуй нас, голянских».

53.

• Дай же тебя, Господи, и сего дни, и оставите,
должники, долги наша, яко и мы оставляем
животы свои на кабаке, и не велите нас на правеж
(взыскание долга с телесным наказанием), ничего
нам дати, но избавите нас от тюрьмы».
• У голи кабацкой свое богослужение –
бражничество, свой храм – кабак, свои колокола –
«малые чарки» и «полведришки пивишка», свои
«богослужебные» книги и «молитвенные» тексты,
подобные приведенным.

54.

Кощунственные, смеховые моления
и службы здесь, как и в западноевропейских карнавалах, не носят
буквально антирелигиозного
характера, хотя, несомненно,
антиклерикальны
(антицерковные).

55.

• Пародирование церковных ритуалов и текстов
– это отстаивание обездоленными низами
общества своего права на понимание и
прощение, на снисхождение к нечеловеческим
условиям жизни и слабостям тела и духа, на
спасение грешной души, несмотря на все ее
вольные или невольные провинности.

56.

• Это борьба за собственную, хотя бы и
еретическую интерпретацию и оценку земной
юдоли и «того света».
• Это народный протест против потустороннего
деления на классы и ранги, против посмертной
ответственности бедной души за последствия
социального неравенства и обездоленности в
этой жизни.

57.

• Как писал академик Д.С. Лихачев,
«смех над самим собой». С горечью
мешают свой оптимизм «питухи»:
«Кто пьян, тот сказывается богат
вельми»; или – «Безместно житие
возлюбихом...

58.

• Наг объявляшеся, не
задевает, ни тлеет
самородная рубашка, и пуп
гол. Когда сором, ты закройся
перстом. Слава тебе, Господи,
было да сплыло, не о чем
думати, лише спи, не стой,
одно лише оборону от
клопов держи, а то жити
весело, а ести нечего».
Трезвая
безнадежность –
оборотная сторона
пьяного смеха, и
горькая насмешка
над наивными
утопиями –
трагическая цена
тоскливой
городской
повседневности
народных масс.

59.

Оригинальность и вычурность формы,
функциональная инновативность, сочетание
заимствованности и «модности» представляли
высокий барочный стиль в русской культуре
конца XVII – начала XVIII веков как решительное
обновление культуры, как ее европеизацию и
отчасти насильственную перестройку.

60.

Не случайно высокое барокко развивалось
и распространялось в той самой среде,
которая подготовила и проводила
петровские реформы (в том числе и задолго
до самого Петра), которая содействовала
развитию и распространению
просветительства в самых разнообразных
формах.

61.

• В этом смысле традиции так называемого
московского (или «нарышкинского») барокко,
установившегося при дворе Алексея
Михайловича, были продолжены в
петербургском барокко,
• при дворе Петра Великого.

62.

Деятель восточнославянской
культуры, духовный
писатель, богослов, поэт,
драматург, переводчик.
Был наставником детей русского
царя Алексея
Михайловича от Марии
Милославской: Ивана,
Софьи и Фёдора.
Основатель школы при
Заиконоспасском
монастыре,
учитель Сильвестра Медведева.
Симеон Полоцкий

63.

Особенно впечатлял современников
(да и потомков тоже) его сборник
«Вертоград [сад] многоцветный»,
насчитывавший 1155 названий, в
каждом из которых нередко
помещался целый цикл
– от 2 до 12 стихотворений.

64.

• Барочные ученые стихи основаны на
контрасте, и наглядное
противопоставление полярных качеств или
предметов представляется автору весьма
поучительным как в нравственном, так и в
познавательном отношении.
• В цикле из четырех шестистиший «День и
нощь» Симеон Полоцкий воссоздает
картину многообразия Божьего мира.

65.

• Полуденное солнце «палит нивы» и скотов
«зело греет», жнецы трудятся и подкрепляют
себя после трудов «пищею и сном»... «Так
естество отчески строит еже быти, / Закон всем
пишет вещем нуждый сохранити».
• Полный контраст дневному умиротворению
представляет собой картина ночи:

66.

• Нощь мрачная тму страшну на землю наводит,
• Изветы часто, злобы и поводы родит
• В готовых на вся злая, что злый ум вмещает.
• Обаче своя игры, утехи нощь знает,
• Временем есть полезна; но мудрый блюдется
• Тмы нощныя, день любит, да в ней не преткнется.

67.

А в стихотворении «Монах» контраст основан на
противопоставлении «иночества» и «бесчинства».
Если для истинного монаха келья, пост, молитва, нищета,
победа над искушениями и «мзда вечная» составляют набор
неотъемлемых атрибутов, то для «бесчинных» монахов границ
развращения не существует: они злоупотребляют вином и
любят других жен, чревоугодничают и сквернословят, и
погибают духом...

68.

• Иными словами, Симеон одновременно
пишет панегирик добронравному монаху
и сочиняет обличение монаху дурному.
Подобное парное сопоставление делает
стихотворение рассудительным и
назидательным (ср. сходные мотивы в
«Калязинской челобитной» с поправкой
на ренессансный и амбивалентный
характер «низового» барокко).

69.

• Монаху подобает в келий седети,
• Во посте молитися, нищету терпети,
• Искушения врагов силно побеждати
• И похоти плотские труды умерщвляти <...>
• Но увы безчиния! Благ чин погубися,
• Иночество в бесчинство в многих преложися.
• О честных несть зде слово: тыя почитаю,
• Безчинные точию с плачем обличаю.

70.

Панегирические стихи Симеона Полоцкого,
посвященные членам царской фамилии и
написанные по поводу тех или иных событий
придворной жизни, положили начало целой
литературной традиции, которую продолжили
ученики основоположника русского барокко и во
многом предвосхитили похвальные оды
классицизма XVIII века.

71.

Любимый ученик Симеона Полоцкого
• Сильвестр Медведев
вынашивал план руководства
московской культурой и тесно общался с царевной
Софьей, рассчитывая на ее поддержку и помощь в идее
«латинизации» России. Вручая царевне проект
«привилея», Сильвестр Медведев обратился к ней с
панегириком:

72.

• Мудрости бо ти имя подасеся,
• богом Софиа мудрость наречеся,
• Тебе бо слично науки начата,
• яко премудрой оны совершати

73.

Однако надеждам русского «западника» не
удалось осуществиться: не желая ссориться с
патриархом Иоакимом, Софья Алексеевна
отдала русскую культуру и образование «на
откуп» «грекофилам» во главе с патриархом,
и Славяно-греко-латинская академия попала
в его руки.

74.

Впоследствии, после падения Софьи, Сильвестр
Медведев как ее сообщник и единомышленник был
обезглавлен на Красной площади, тем самым
возглавив печальный мартиролог русских писателей,
погибших насильственной смертью.
Однако жанр панегирика с далеко идущим
подтекстом и целой программой культурных
преобразований был продолжен и
при Петре, и после него.

75.

76.

77.

78.

•В духе посвящения С. Медведева сочинил
свое «Приветствие царевне Софье
Алексеевне» (1681) третий известный
представитель русского барокко – Карион
Истомин.

79.

• Иеромонах Карион (Истомин;
конец 1640-х, Курск, Русское
царство — 15
мая 1717, Москва, Русское
царство) — русский писатель,
справщик, придворный
поэт, иеромонах московского
Чудова монастыря,
глава Московского печатного
двора (4 марта 1698 — 15 ноября
1701). Близкий
родственник Сильвестра
(Медведева).

80.

81.

Он также толковал имя царевны как «еллинское»
наименование мудрости и призывал
правительницу покровительствовать философии и
наукам, доказывая, что именно «мудрость святая»
сделает Россию великой, подрастающих детей –
разумными, а всех остальных российских мужей
избавит от «всякой нужи».

82.

• Ничто же убо Бог благий возлюбит,
• Точию сего, иже дней не губит:
• Но с мудростию присно пребывает
• И конец всех дел известно смотряет.
• Зде во велице России издавна
• Мудрость святая пожеланна славна:
• Да учатся той юнейшие дети
• И собирают разумные цвети <...>

83.

В подобных панегириках была заложена
плодотворная в будущем традиция:
многочисленные «оды на восшествие...»
В. Тредиаковского, А. Сумарокова,
М. Ломоносова и других – вплоть до
стихотворений Г. Державина
• эксплуатируют найденную
• С. Медведевым и К. Истоминым идею:

84.

восхваляя государя, внушить ему невзначай
программу социальных и культурных преобразований,
как будто бы исходящую от него самого, и тем самым
превратить монархию в просвещенную,
покровительствующую наукам и искусствам,
философствующую на троне и выступающую
источником благотворных социальных и политических
преобразований во славу отечества.

85.

Продолжая традицию поэтических
энциклопедий, Карион Истомин написал
стихотворные «Малый букварь» (1694) и
«Большой букварь» (1696) – учебные
книги, предназначенные
для царевича Петра Алексея.

86.

Стихи, характеризующие каждую букву, дидактичны,
рассудочны и представляют собой нанизывание
различных слов на эту букву, связь между которыми
кажется настолько искусственной, что автор и не
пытается преодолеть интонации перечислительности.
• Вот, например, как представляется стихотворная
статья на букву «К»:

87.

• Како кто хощет видом си познати,
• В первых вещей сих будет то писати.
• Киты суть в морях, кипарис на суши.
• Юный, отверзай в разум твоя ушы.
• В колесницу сядь, копием борися,
• Конем поезжай, ключем отоприся.
• Корабль на воде, а в дому корова,
• И кокошь в требу, и людем здорова.
• Отложи присно тщеты недосуги,
• Колокол слушай, твори в небе други!

88.

•Показательна та настойчивая вера поэтов
русского барокко в живительную силу
Разума, который является источником
знаний и нравственного благополучия,
познания окружающего мира и личной
карьеры, мудрости и спасения души.

89.

Поэтические назидания выглядят еще
слишком прямолинейными и
наивными, однако автор уверен в
полезности своих наставлений для
будущих поколений и общественного
прогресса.

90.

Высокое русское барокко – типичное явление
придворной культуры, распространяющееся в
заведомо узком, достаточно
специализированном кругу подготовленных
ценителей.
В этом отношении русское барокко, конечно,
представляло собой иную, во многом
альтернативную тенденцию развития
отечественной литературы и культуры, нежели
демократическая городская культура:

91.

• Это стиль официальный, помпезный,
манерный.
• Ему не присуща внутренняя свобода; в нем
много орнаментального, искусственно
логического, абстрактно-отвлеченного.
Характерно стремление барочных литераторов
соединить
поэзию и науку, эстетизм и формальные изыски с
дидактизмом и назойливым морализаторством.

92.

• Темы стихотворных сборников основоположника
«высокого» русского барокко Симеона Полоцкого
напоминают, с одной стороны, древнерусские
«азбуковники», с другой – обширные энциклопедические
словари, где различные сведения, социальные и
этические категории, звери и растения, камни и
различные предметы эклектически соединены в
алфавитном порядке и изложены поэтически.

93.

94.

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в
период правления царя Алексея
Михайловича

95.

Личность царя Алексея Михайловича привлекательна
именно своей разносторонностью. Соединение
глубокой религиозности и аскетизма с охотничьими
наслаждениями и светлым взглядом на жизнь не было
противоречием в натуре и философии
Алексея Михайловича.

96.

В детстве Алексей Михайлович получил хорошее
музыкальное образование. В зрелом возрасте он сочинял
церковные песнопения. Из них сохранилась
только стихира «Достойно есть», написанная в европейском,
или «венецианском» (в терминологии 17 века) стиле,
основанном на польско-украинской традиции, где ведущую
партию играют басы.

97.

Стихира вошла в репертуар
мужского хора
издательского Отдела
Московской патриархии
«Древнерусский распев»
9 (19) марта 1629
Москва, Русское царство
29 января (8
февраля) 1676 (46 лет)
Москва, Русское царство

98.

С течением времени у подростка (11—13 лет)
появляется маленькая библиотека; из книг,
ему принадлежавших, упоминаются, среди
прочего, «Лексикон» и «Грамматика»,
изданные в Литве, а также «Космография».

99.

В своем детище, "Уряднике сокольничья пути", он
очень тонко рассуждает о красоте разных
охотничьих птиц, о прелести птичьего лета и удара,
о внешнем изяществе своей охоты.

100.

«Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он
содержит больше трёхсот смотрителей за соколами и
имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из
Сибири и бьют уток и другую дичь. Он охотится на
медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать,
травит их собаками.

101.

Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена
города запираются до его возвращения.
Когда Царь отправляется за город или в поле для
увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не
беспокоил его просьбами». Сэмюэль Коллинз —
английский врач при царском дворе.

102.

103.

Царь был не только умным, но и образованным
человеком своего века. Он много читал, писал письма,
составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать
свои воспоминания о польской войне, упражнялся в
версификации (стихосложении). Он был человеком
порядка по преимуществу;
«делу время и потехе час» (то есть всему своё время) —
писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и
не укрепится».

104.

105.

106.

Алексей Михайлович сознательно позволял себе
свои охотничьи и комедийные развлечения, не
считал их преступными, не каялся после них.
"И зело потеха сия полевая утешает сердца
печальныя, - пишет он в наставлении сокольникам,
- будите охочи, забавляйтеся, утешайтеся сею
доброю потехою... да не одолеют вас кручины и
печали всякия".

107.

Таким образом, в сознании Алексея
Михайловича охотничья потеха есть
противодействие печали, жизнь не есть печаль,
и от печали нужно лечиться, нужно гнать ее - так
и Бог велел. Эта набожность оказывала
могущественное влияние и на государственные
понятия, и на житейские отношения царя
Алексея Михайловича.

108.

Алексей Михайлович был настолько увлечён
звёздным небом, что в начале 1670-х годов
он, через руководившего Посольским
приказом А. С. Матвеева, попросил датского
резидента достать ему телескоп.. В последние
годы жизни царь увлёкся европейской
музыкой.

109.

110.

Религия имела важную ипостась в досуге царя.
Современники единодушно отзывались об Алексее
Михайловиче как человеке глубоко религиозном.
В любой обстановке он соблюдал все требования
церковного обряда, истово молился, постился,
совершал «походы" в монастыри на поклонение
святыням. В нем религия и молитва не исключали
удовольствий и потех.

111.

112.

Государь прославился и пышными торжествами, которые он
регулярно проводил в своем дворце. В царской семье
развлечениям и праздничным пирам уделяли особое
внимание.
Несмотря на все религиозные правила, еду царю всегда
подавали на золотых блюдах, которые были инкрустированы
драгоценными и полудрагоценными камнями.

113.

Приглашенные на пир гости ели из посуды,
соответствующей их статусу. Так, члены боярской
думы вкушали пищу из золоченых тарелок и
кубков, а стрелки и простые люди — из
серебряной и оловянной посуды.
Все торжественные трапезы проходили в Столовой
палате дворца, и ее убранство нисколько не
отличалось по своему великолепию от блюд, из
которых ел правитель.

114.

115.

Любимым развлечением Алексея Михайловича была
игра в шахматы
(и другие близкие им настольные игры).

116.

117.

Царь ослабил строгость придворного этикета.
Он ездил в гости к своим придворным,
интересовался их семейными делами, приглашал
на вечерние трапезы.
Алексей Михайлович увлекался ведением хозяйства.
В Измайлово он выращивал виноград, завел скотные
и птичьи дворы. Почти каждое лето царь проводил
в Коломенском.

118.

Несмотря на добродушие
и благожелательный нрав, в делах
государственных монарх проявлял
твердость. Так, патриарха Никона
за стремление утвердить первенство
церковной власти он сослал в монастырь
под строгий надзор.

119.

В период правления Алексея Михайловича формируется
Потешная палата, как место царского вечернего досуга. Здесь
выступали новые лица, которые содержались во дворце нарочно
для царской потехи. Забавлялись так же игрою в шахматы или
слушал кого-нибудь из дряхлых, бывалых стариков, которых
нарочно держали при дворце для царского утешения.

120.

• Впрочем, при царе Алексее Михайловиче эти вечерние
потехи во дворцовых хоромах делались все степеннее и
серьезнее. Шутов и скоморохов сменили бахари и
домрачеи, т. е. певцы и рассказчики народных былин и
сказаний.

121.

122.

123.

124.

Реплика деревянного дворца 17 века, пожалуй, наиболее
грандиозная реконструкция памятника русской
архитектуры. Это самая известная достопримечательность
Москвы, находящаяся за пределами ее центра. Село
Коломенское было основано жителями города Коломна,
бежавшими от хана Батыя.

125.

Во времена правления царя Алексея Михайловича
Коломенское стало царской резиденцией.
В 1660 г. здесь был построен деревянный дворец.
Бывавшие во дворце иностранцы неустанно
восхищались его богатым убранством. Современники
называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света».

126.

Историческое сооружение, где несколько веков назад жил
государь, — один из знаковых культурных объектов
столицы.
Дворец царя Алексея Михайловича возвели во второй
половине 17 века. Однако в 1767 году деревянный терем
разобрали. Спустя много лет в «Коломенском» появилась
точная копия дворца, построенная на основе архивных
чертежей. Свои двери для посетителей терем распахнул в
2010 году.

127.

128.

129.

130.

131.

Рукописная газета «Куранты»: дайджест зарубежных новостей,
условное название первой русской рукописной газеты,
издававшейся в России в 17 веке на протяжении около 80 лет.
Газета была рукописной и готовилась дьяками Посольского
приказа в нескольких экземплярах специально для царя и его
приближённых, которым её зачитывали вслух (об этом говорит
помета «государю чтено и боярам»).

132.

Источником информации служили в основном
иностранные газеты (регулярно выписывались
Посольским приказом с 1631), а также сообщения
иностранных корреспондентов, среди которых были
голландец Исаак Масса, швед Мельхер Бекман, рижанин
Юстус Филимонатус, шведский резидент в Москве Петер
Крузбиорн.

133.

134.

Газета выходила без постоянного названия, но в «Переписной
книге царя Алексея Михайловича» (1676) названа «куранты о
всяких вестях». Предполагают, что слово «куранты» не позже
1649 года стало обозначать столбцы с вестями, так как это
слово входило в название нескольких голландских газет 17
века (в деловой письменности иностранные газеты называются
также «печатные вестовые письма»).

135.

Окончательно выпуск «Курантов» был упорядочен в
1660—1670 годах боярином Посольского приказа
А.Л. Ордин-Нащокиным.
Редакционный коллектив (переводчики, правщики,
переписчики) назывался «курантельщики».
Внешне газета представляла собой узкие листы
склеенной бумаги, исписанные столбцом сверху вниз.
Такие столбцы текста порой были длиной несколько
метров.

136.

137.

Кроме пиршеств царь любил европейскую культуру. Именно
оттуда он позаимствовал идею организовать первый в России
театр при дворе. Стоит заметить, что во времена правления
Алексея Михайловича театральное искусство очень сильно
порицалось религией.

138.

Актеров в 17 веке называли не иначе как
«лицедеи» и «кривляки». 1660г. – указ
«призвать в Московское государство из
немецкой земли мастеров комедию делать».
Но князь очень полюбил театр и осуществил
свою задумку
17 октября 1672 года.

139.

При царе Алексее появилась на Москве и совсем новая
«потеха», театр на иноземный образец, на котором
представляли разные пьесы, что дало начало
профессиональному русскому театру, пока еще придворному. В
селе Преображенском (личной вотчине государя) возвели
«Комедийную хоромину» - первое театрально здание.

140.

Новый политический, культурный и бытовой уклад
начинался во дворце Алексея Михайловича,
построенном на востоке Москвы, в селе
Преображенском.
Театр воспринимался как — вещь по дедовским
понятиям невиданной и даже еретической.

141.

Алексей Михайлович, богобоязненный и «тишайший»,
находившийся под давлением патриарха Никона и
издававший «грозные» указы против скоморохов,
постепенно освобождается от гнетущего влияния.
Оглядывается на европейские державы, испытывает
интерес к новшествам.

142.

В первый день работы театра состоялся первый
профессиональный спектакль в России. Девять часов
вместе с боярами и думными
чинами правитель следил за «Артаксерксовым
действом».

143.

Как бы это ни было парадоксально, но первый
российский спектакль был поставлен на
религиозную тему. Его режиссером стал пастор
Грегори, который позже стал первым драматургом
страны.

144.

145.

Текст пьесы делился на действия и картины,
но проходил без антрактов и перерывов.
Все представления хотели
сделать доступными лишь для взоров мужчин.
Но царица Наталья Кирилловна Нарышкина изъявила
желание посмотреть постановку.
Тогда в Театральной палате поставили специальную
решетчатую перегородку, которая отделяла ее от остальных
гостей, но и не закрывала обзор.

146.

Приказ полковнику, иноземцу на чужой земле
Николаю фон Стадену, приговорить в русскую службу
среди прочих мастеров «двух человек трубачей да
двух человек, которые б умели комедии всякие
строить». Главным сподвижником в этом деле
становится «ближний боярин» Артамон Сергеевич
Матвеев.

147.

«Западник», знакомый со всем, что происходит в Европе,
женатый на шотландке. Заведовал Посольским приказом,
контролирован международный отдел.
Он и предложил Иоганна Готфрида Грегори, пастора
лютеранской церкви в Немецкой слободе.

148.

Указ иноземцу Грегори на комедии действовать из
Библии книгу Эсфирь: «Пред царем должны были
пройти реальные лица, которые во "гробах уже две
тысячи лет заключены были".
Грегори создал сценический текст библейской легенды
об Эсфири, получившей название «Артаксерксово
действо» и подготовил 60 исполнителей, исполнявших и
женские роли.

149.

Как бы это ни было парадоксально, но первый российский спектакль
был поставлен на религиозную тему.
Пролог, эпилог, 7 длинных действий, между коими еще
разыгрывались еще 3 веселые комические интермедии.
Использовалась и инструментальная музыка, впервые вышедшая изпод запрета - исполняли её музыканты, вывезенные фон Стаденом.

150.

151.

Московский самодержец превратился в театрала.
Затем набрали в актеры русских молодых людей около
70 человек, обучавшихся «на дворе» у Грегори.
Он подготовил с ними
«Олофернову комедию» или «Иудифь».

152.

Первые актеры: Васька Мешалкин, Николай и Родион Ивановы,
Кузьма Журавлев, Тимофей Максимов, Лука Степанов и др.
Известны, так как подписались под письменным обращением к
царю. «Милосердный государь, царь и великий князь Алексей
Михайлович! Пожалуй нас холопей своих, вели государь нам
свое великого государя жалованье на пропитание поденной
корм учинить, чтоб нам холопем твоим будучи у того
комедийного дела, голодною смертью не умереть. Царь
государь смилуйся, пожалуй».

153.

Царь пожаловал выдавать по «4 деньги» на день каждому
из своих комедиантов. «Государева потеха», целиком
подчинялась дворцовому церемониалу.
Смерть государя – 26 января 1676 г.
Театр прекратил существовать.
Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев был сослан.

154.

Школьный театр
В царствование Алексея Михайловича – школьный театр,
просуществовавший примерно 150 лет.
У него были свои традиции, законы, сюжеты.
Руководил голландец, доктор Бидлоо. Он переманивал
учеников академии, знавших латынь.
В гошпитале был свой школьный театр.
Постановки отличались злободневностью.
Школьный театр в России просуществовал до середины
18 века, до момента расцвета деятельности
любительских и полупрофессиональных трупп
(«охотников»).

155.

Расцвет школьного театра в начале 17 века
В Европе – в начале XVI века в духовных учебных заведениях.
• Облегчить усвоение учащимися латинского языка (на
котором велось преподавание и служба) и запоминание
библейских сюжетов, составляющих основу всех школьных
пьес.

156.

Действенное орудие постижения учениками
ораторского искусства, необходимого для духовной
карьеры.
«Чтобы прервать умственную лень и пробудить
дух», вводя в необходимую зубрежку элемент игры,
делая его более интересным и доступным.

157.

Родоначальник школьной драматургии – ученый-монах из
Белоруссии Симеон Полоцкий (в миру Самуил ПетровскийСитнианович, 1629-1680). Царь остановился в городе
Полоцке, где его приветствовали «декламацией»,
сочиненной С.Полоцким.
Образованность и несомненный поэтический дар –
приглашение в Москву. Состоял учителем царских детей.
Обучал в школе при Спасском училищном монастыре, в
котором позже по проекту организуется Славяно-греколатинская академия.

158.

Основные черты школьных пьес – абстрактность и
аллегоричность.
Главные действующие лица – Время, Мир, Смерть, Благолепие,
Злость, Смирение, Зависть, Истина…
Конкретный человек как носитель общих черт, признаков,
качеств, достоинств/недостатков, без индивидуализации.
Обязательна пропорция и симметрия в соотношении
положительных и отрицательных персонажей.

159.

Пьеса «О Навходоносоре царе, о теле злате и трех отроцех
в пещи не сожженных» на основе обряда «Пещного
действа».
«Комедия притчи о блудном сыне».

160.

В период правления царя Алексея Михайловича в
России появилось не только театральное
искусство. Образцы швейцарской мебели, обои,
немецкие наряды, изучение астрономии и
медицинская практика кровопускания и многое
другое.

161.

162.

163.

• Таким образом, русское барокко послужило
«мостом» в Новое время. Оно во многом
способствовало преодолению средневековья,
став русским Предвозрождением и
одновременно подготовило почву для русского
классицизма и культуры Просвещения, выступая
в роли своеобразного Предпросвещения

164.

• РУССКИЙ «РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС»
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV–XV ВВ.: своеобразие
русской культуры в художественной
деятельности:
-«философия Пантократора» Ф. Грека и
«философия Спаса» А. Рублева;
«философия в красках» А. Рублева как
отражение русской духовности и
самобытности;

165.

•своеобразие древнерусского
подвижничества:
•благотворительно-просветительская
деятельность С. Радонежского как
отражение христианской традиции
«служения миру»;
•монастыри как центры культуры.

166.

• Культурная и общественная деятельность
православной церкви.
• Факторы, обусловливающие выбор князем
Владимиром восточного христианства
византийского образца.
• «Византийская симфония».
• Принятие христианства как государственной
религии.
• Изменение культурного статуса как
историческая драма.

167.

• Разрушение языческой культуры в контексте
положения об уважительном отношении к
прошлому.
• Следы языческой культуры.
• Православие – генетический код русской
культуры.
• Теоретическое обоснование митрополитом
Иларионом русского народа как носителя
подлинного православия.

168.

• Новая историческая общность – Святая Русь.
• Православный человек и его заповеди. Сергий
Радонежский – олицетворение праведной
жизни.
• Монастырские реформы.
• Новое содружество людей.
• Стефан Пермский – духовный вождь пермского
народа. Серафим Саровский.

169.

• Подвиг столпничества.
• Святые покровители Санкт-Петербурга.
• Христианизация Руси – культурный переворот.
• Кирилл и Мефодий – основатели славянской
азбуки.
• День славянской письменности.

170.

•Греческая литература
•Церковные книги
•Переводы византийских хроник
•Сочинения по устройству мира

171.

• Монастыри – центры летописания,
распространения письменности, хранения книг
и рукописей.
• Создание монастырских школ, духовных
семинарий, училищ, церковно-приходских
школ.

172.

•Монастыри – центры
благотворительности, призрения.
Странноприимные дома.
• Дом Трудолюбия Иоанна
Кронштадтского.
•Церковные ремесла.
•Наука и религия.

173.

•Искусство и религия.
•Произведения деятелей искусства на
библейские сюжеты. Библеизмы.
•Использование библеизмов в
повседневной жизни.
•Законодательство о свободе совести.

174.

• Просветительская деятельность первых русских
западников второй половины XVII в.
• (Ф. Ртищев, Г. Котошихин, А. Ордин-Нащокин,
• Ю. Крижанич, А. Матвеев, С. Полоцкий) и
традиционалистов
• (Аввакум, иерей Лазарь, дьякон Федор,
• грекофилов – (Никон, Е. Славинецкий).
•Придворный театр царя Алексея
Михайловича.

175.

• Основные черты смеховой культуры
Средневековья, обоснование ее сущности в
исследованиях М. М. Бахтина, Д.С. Лихачёв,
• А.М. Панченко, Н.В. Понырко;
• пародия в смеховой культуре, ее отличие от
пародии Нового времени; скоморошество и
юродство в системе смеховой культуры; синтез
христианских и языческих ценностей культуре
досуга.
English     Русский Правила