Реализация системно-деятельностного подхода в обучении истории

1.

Проблемы реализации
системно-деятельностного подхода
в обучении истории

2.

Что мы должны знать о деятельностном
подходе в психолого-педагогической науке?
Л.С.
Л.С. Выготский,
Выготский, С.Л.
С.Л. Рубинштейн,
Рубинштейн, А.Н.
А.Н. Леонтьев,
Леонтьев,
А.Р.
А.Р. Лурия,
Лурия, Д.Б.
Д.Б. Эльконин
Эльконин и
и др.
др.
Культурно-историческая
Культурно-историческая теория
теория (основа
(основа теории
теории
деятельности);
деятельности);
Психология
Психология эмоций;
эмоций; положение
положение оо единстве
единстве
сознания
сознания и
и деятельности;
деятельности;
Общепсихологическая
Общепсихологическая теория
теория деятельности;
деятельности;
Психолингвистика;
Психолингвистика; этнопсихология;
этнопсихология;
Культурно-исторический
Культурно-исторический подход
подход кк познанию
познанию
психологи
психологи ребенка;
ребенка; развивающее
развивающее обучение
обучение

3.

Что мы должны знать о системном подходе?
А.А. Богданов, Л. Берталанфи, П.К. Анохин, М.И.
Сетров, У.Р. Эшби, Е.А. Седов
Тектология: основные положения системного
подхода и теории самоорганизации систем;
Общая теория систем;
Теория функциональной системы;
Функциональная теория организации;
Адаптивные системы, самоорганизация, закон
необходимого разнообразия;
Закон иерархических компенсаций.

4.

Чего хочет современный подросток?
Быть как взрослый
(как бы взрослый),
Благосостояния,
Успеха,
Драйва,
Стабильности,
Любви и секса,
Быть значимым.

5.

Какая методология применяет подобный подход
к ценностным предпочтениям?
Теория структурации Э.Р. Гидденса
• Социология не данная априори вселенная объектов, а
вселенная, создаваемая активными действиями субъектов.
• Производство и воспроизводство общества, таким образом,
должно рассматриваться в качестве квалифицированного
поведения со стороны его членов.
• Сфера деятельности человека ограничена. Люди создают
общество, но в качестве исторически ограниченных субъектов,
а не по их собственному выбору.
• Структуры должны рассматриваться не только как
ограничения человеческого поведения, но как инструменты его
реализации.
• Процессы структурирования включают взаимодействие
смыслов, норм и власти.

6.

Стратификационная модель действия. Согласно
Гидденсу
каждое
действие
обладает
интенциональностью как своей первичной
характеристикой. Интенциональность действия
для Гидденса не связана с сознательным
целеполаганием. Осуществление повседневных
практик не отмечено четко продуманной
телеологией.
Напротив,
интенциональность
действия вписана в рутинное осуществление
повседневных
практик
и
обладает
континуальностью,
связанной
с
их
повторяющимся воспроизведением.

7.

Рефлексивный
мониторинг действия. Базовая
функция всякой повседневной практики, согласно
Гидденсу. Она предполагает, что «акторы не только
непрерывно отслеживают течение собственной
деятельности и ожидают аналогичного поведения
от других; они также регулярно контролируют
социальные и физические факторы своего
окружения»[20].
Рефлексивный
мониторинг
действия имеет дело со своего рода невыразимым
знанием, которое может быть подвергнуто
рационализации лишь частично.

8.

Рационализация действия. Рационализация действия — это
способность акторов в контексте рутинного осуществления
социальных практик сохранять теоретическое представление
о собственном действии как о некотором согласованном
«целом». Гидденс указывает на то, что рационализацию не
стоит необходимым образом приравнивать к дискурсивной
аналитике действия, выявлению мотивации и объяснению
причин на основе умозаключений[20]. Тем самым, всякое
рутинное осуществление действия связано со своим
теоретическим представлением, которое вовсе не должно
соответствовать полноценной рациональной аргументации.
Однако, «вместе с тем компетентные деятели предполагают,
что окружающие их акторы, как правило, способны в случае
необходимости объяснить большинство из того, что они
делают, и именно эта способность является основным
показателем компетентности, используемым в повседневной
практике»[

9.

Мотивация действия. Мотивация «в
отличие от рефлексивного мониторинга и
рационализации не связана напрямую с
последовательностью действий». Она относится,
скорее, к потенциальности, которую можно
выявить
в
структуре
любого
действия.
Мотивация может быть как осознанной и
связанной с проектированием и планированием,
так и бессознательной — не достигающей
степени осознанности вследствие работы
психических защит.

10.

Превращение «обязаловки» в ценность. Введение
эмоционального компонента в обучение.
Какая задача стоит перед педагогом по превращению такого
огромного социального явления как история Родины в
ценность?
Все мы – в одной лодке. История мира – история нашей большой
Родины

11.

На самом деле никакая передача и никакие назидания не способны
превратить что-либо в ценность.
Ценность присваивается (апроприируется) в результате эмоционального
переживания, коллизии, трагедии драмы. Лучше всех это знали
драматурги Древней Греции: Эсхил, Софокл, Эврипид… Не случайно
знаменитый педагог Аристотель был также известен как драматург.
1. Действительно, все начинается с легенды, рассказа, нарратива, знания.
Но это только первый шаг. Как таблица умножения для будущего великого
математика.
2. Демонстрация сакральной связи малой и большой Родины с верой и
делами предков, в том числе и «моих» предков. Столкновения,
противоречия, драмы, трагедии и, как результат, очищение души –
катарсис. И рядом – мимезис, подражание, сперва копирование, потом –
обряд, и в конце – творческое.
3. Но подражание – это уже действие. И вот на этом этапе педагог должен
предоставить возможность для действия. Подкрепить социально значимое
действие (бихевиоризм)
и закрепить навык действия и обеспечить
ситуацию успеха.

12.

Каковы условия создания ситуации успеха?
Что самое сложное в урочной форме с точки
зрения создания ситуации успеха?
Как преодолеть эти «ограничения»?
Какие методы воспитания тяготеют к каждому
этапу?
Может ли быть ценностью то, что далось
легко?

13.

Что главное в теоретических аспектах
реализации ФГОС?

14.

Развивать систему
1. Для верхнего звена любой подсистемы и всей системы:
Развитие
самоорганизации
центрального
звена.
Реализация задачи иерархической компенсации.
2. Для каждого звена – развивать «ассортимент»
предлагаемых
возможностей
«быть
значимым».
Реализовывать закон необходимого разнообразия.
3. В организационном и моральном аспектах бороться с
нарушениями «целостности» системы. (Т.е. тех фактов,
когда значимость внешних связей выше чем связей
внутренних)
4. Особое внимание обратить на отстающих. Тех. которые
выпали из системы обучения и воспитания. Наладить
соответствующий учет и соответствующую работу.

15.

Обеспечить проявление
синергического эффекта системы

16.

Национальный характер
Основные стереотипы о чертах русского национального характера
„загадочность русской души“ - менталитет русского народа – это
загадочная тайна, которую невозможно разгадать
„народность“ – патриотизм, служение отечеству, любовь к родине,
верность традициям
„надежда на светлое будущее“ – поиски правды, справедливости,
свободы, надежда на идеальное государство, ожидание „справедливого
правителя“
„мессианизм“ – Россия как пример другим народам, готова
пожертвовать собой ради других („Других спасают, себя губят.“)
„фатализм“ – смирение с тем, что многое произойдет независимо от
воли и желания человека, вера в то, что ничего случайного не бывает в
жизни. Эта черта характера русских ведет иногда к пассивному
поведению, привычке полагаться не на себя, а на Божью волю,
„доброго дядю“ (поговорки: „Поживем – увидим“, „Мы привыкли...“;
„ничего“ – самая частая реакция на неудачу)
„сентиментальность“, „открытость эмоций“, „пафос“ (фразеологизмы:
„излить душу“ „душа нараспашку“ „поговорить по душам“)
„поляризация“ – деление всего многообразия мира на добро и зло,
правду и кривду, „своих“ и „чужих“
„максимализм“, „фанатизм“, „экстремизм“
установка на соблюдение обрядов, традиций, обычаев
English     Русский Правила