2.42M
Категория: РелигияРелигия

Заветы Оптинских Старцев

1.

Заветы Оптинских
Старцев

2.

На Руси первоначально между государством и Церковью существовал тесный
союз. Церковь содействовала укреплению княжеской власти, а государство в
свою очередь обеспечивало материальные условия ее существования.

3.

В 1448 году избрали митрополита Московского и всея Руси Иону, независимо от
Константинопольской патриархии и утвердили в Московском государстве в 1589 г.
патриаршество.

4.

Никон – один из самых
крупных деятелей русской
истории. Родился в мае
1605 года, в селе
Вельдеманово, близ
Нижнего Новгорода в семье
мордовского крестьянина
Мины(в миру Никита
Минов), в сан патриарха
был возведен в возрасте 47
лет. Был приближен к царю
Алексею Михайловичу.

5.

Неограниченному в своей
власти правителю не нужны
были ни патриарх, ни
самостоятельная в
политическом отношении
Церковь. «Его величество есть
самовластный монарх, который
никому на свете о своих делах
ответу дать не должен. Но силу
и власть имеет свои государства
и земли, яко христианский
государь, по своей воле и
благомнению управлять».

6.

Старчество и старец
Амвросий Оптинский

7.

Феодосий Печерский –
основатель общежительного
монастырского устава и
родоначальник монашества в
русской земле. Родился в Василеве,
неподалеку от Киева. С юных лет
обнаружил непреодолимое
влечение к подвижнеческой жизни.
Он не любил детских игр и
увлечений, постоянно ходил в
церковь, очень хорошо читал
церковные книги. После 13 лет он
лишился отца и остался под
надзором строгой, но любящей его
матери. На 24 году он тайно
покинут дом и постригся в монахи
по благословлению преподобного
Антония в Печерском монастыре
под именем Феодосий. Через 4
года мать отыскала его и со слезами
просила вернуться домой, но
святитель сам убедил ее остаться и
постричься в монашки. В 1054 г.
прп. Рукоположен в сан
иеромонаха, в 1057 г. избран
игуменом.

8.

Жил в 15 веке великий
подвижник Нил. Социальное
происхождение преподобного
Нила точно неизвестно. Сам
себя он называл «невежей и
поселянином» (в письме
Гурию Тушину), но из этого не
следует его крестьянское
происхождение:
самоуничижительные эпитеты
характерны для такого рода
литературы.
Нил Со́ рский (в миру
Никола́й Ма́йков; 1433,
Москва — 1508) —
православный святой, крупный
деятель русской церкви,
основатель скитского
жительства на Руси, автор
«Предания», «Устава о
скитской жизни», а также ряда
посланий, известный своими
нестяжательскими взглядами.

9.

Серафи́ м Саро́ вский (в миру Про́ хор
Исидо́ рович Мошни́ н родился в 1754
г. в Курске, в семье богатого именитого
купца Исидора Мошнина и его жены
Агафии. Очень рано потерял отца.
В 1776 г. совершил паломничество
в Киев в Киево-Печерскую лавру, где
старица Досифея благословила и
указала ему место, где он должен был
принять послушание и постриг —
Саровскую пустынь. В 1778 г. стал
послушником у старца Иосифа
в Саровском монастыре в Тамбовской
губернии. В 1786 г. принял монашество
и был посвящён в иеродиаконы, в 1793
г. рукоположен в иеромонаха. В 1794 г.,
имея склонность к уединению, стал
жить в лесу в келии в пяти километрах
от монастыря. В качестве аскетических
подвигов и упражнений носил одну и ту
же одежду зимой и летом, сам добывал
себе пропитание в лесу, мало спал,
строго постился, перечитывал
священные книги (Евангелия,
святоотеческого писания), ежедневно
подолгу молился. Около келии Серафим
развёл огород и устроил пчельник.

10.

Амвро́ сий О́птинский (в
миру Александр Михайлович
Гренков). Александр родился 21
или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в
селе Большая
ЛиповицаТамбовской губернии в
семье пономаря Михаила
Фёдоровича Гренкова. Был шестым
из восьмерых детей. Отец рано
умер и Александр жил в
многочисленной семье с матерью у
деда, который был священником. В
1825 г. двенадцатилетний
Александр Гренков поступил в
Тамбовское духовное училище.
Затем в 1830—1836 гг. обучался в
Тамбовской семинарии, где изучал
пять языков. В последнем классе
семинарии перенёс некую опасную
болезнь и дал обет постричься в
монахи, если выздоровеет, но
выздоровев позабыл об этом
намерении. После вторичной
болезни вспомнил свое обещание
Богу.

11.

8 октября 1839 г. прибыл в Оптину
пустынь. 2 апреля 1840 года был
определён послушником монастыря. 29
ноября 1842 он принял постриг и был
наречён Амвросием, в память
святителя Амвросия Медиоланского. 4
февраля 1843 рукоположён во иеродиакона.
7 декабря того же года на пути
в Калугу простудился и тяжело заболел. 9
декабря 1845 рукоположён во иеромонаха,
но из-за болезни почти не мог служить (стал
нештатным). Был пострижен в великую
схиму без изменения имени.
28 августа 1868 года старец Амвросий
опасно заболел. Игумен Исаакий послал в
село инока с просьбой принести в Оптину
пустынь Калужскую икону Божией Матери.
Чудотворную икону доставили в монастырь.
После молебна с акафистом Богородице в
келье старца и молитв, Амвросий
выздоровел.
12 апреля 1870 получил наперсный
крест.
Священнослужитель Русской
православной церкви, иеромонах.
Прославлен в лике святых 6 июня 1988
г. на Поместном Соборе Русской
православной церкви; почитался при жизни
как старец.

12.

О́птина пу́стынь мужской монастырь Русской
православной церкви,
расположенный недалеко
от города Козельска Калужской
области, в Калужской епархии.
По преданию, основан в
конце XIV века раскаявшимся
разбойником по имени Опта.
«В Оптину за опытом», говорили тогда в народе о
паломниках в этот монастырь.
Здесь бывали В.С. Соловьев,
Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский,
Л.Н. Толстой. Православный
философ П.А. Флоренский
называл Оптину пустынь
«духовный санаторий
израненых душ».

13.

Центром притяжения
пустыни был старец Амвросий.
В литературе его непременно
упоминают с прилагательным
«великий старец». Он стал
прообразом старца Зосимы в
романе Ф.М. Достоевского
«Братья Карамазовы» и
духовным наставником
православных верующих
России.
Старца всю жизнь мучили
многочисленные болезни, он с
трудом передвигался, ел
только жидкую пищу и очень
мало, как маленький ребенок и
при всем этом был очень
добродушен и участлив,
рассудителен и прозорлив,
остроумен и незлобив.
Слова старца были
простыми и находчивыми,
меткими и добродушными.

14.

На протяжении четырех столетий православие было
неотъемлемой частью истории России, утверждало
посредством своих ревнителей духовно-нравственные
ценности христианства.
English     Русский Правила