Похожие презентации:
Борис Иванович Тищенко (1939 – 2010)
1.
Борис Иванович Тищенко(1939 – 2010)
2.
Первоначально балет назывался «Затмение». Подразумевалось,конечно, не реальное затмение, ставшее недобрым
предзнаменованием перед походом Игоря, но омрачение умов в
стране, истерзанной усобицами правителей. Поход Игоря стал
лишь первым звеном в цепи бед, которые обрушились на
Древнюю Русь.
3.
Судьба Ярославны, жены Игоря, отразила нечто большее,чем судьба одной русской женщины. Ярославна - живой
символ Русской земли, которая незримо присутствует с
князем на чужбине, укрепляя в нём решимость любой
ценой вырваться из плена.
Образ Ярославны, главной героини балета, выступающей
в окружении женского хора, подчёркивает лирическую
направленность образного строя спектакля.
Композитор прочувствовал лирическую стихию литературы
домонгольской Руси, «лиризм гражданственный, высокий,
сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими
темами, с размышлениями об исторических судьбах
Русской земли».
Балет проникнут болью и гордостью за русский народ,
мужественно боровшийся с врагами.
4.
Вступление5.
Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Онаповторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его
главную героиню - Ярославну.
Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель,
приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре
этот голос поручено вести флейте-пикколо.
Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно
прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению
известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный
напев как бы очеловечен.
Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и
долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Они по-речевому
выразительны, но при этом и изобразительны. Уже в самом начале
слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем пение птиц.
Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы
глубокой старины.
Запишите: Вступление – образ скорби, страдания. Атмосфера старины.
6.
Стон русской земли7.
Это эпическое повествование, за которым встает образ древнеголетописца, именно хор комментирует происходящее на сцене,
именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.
В партитуру балета введены хоры - низкий мужской и высокий
женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку
Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то
служат одной из красок оркестра, а иногда звучат в
кульминационные моменты как концентрированное выражение
эмоций. Интонационная природа хора «Стон Русской земли»
основана на речитации, в которой соединены переменность
размера, свойственная русскому причету или духовному стиху, с
двухголосием, в котором оба голоса поют свои мелодии в разных
ладах. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный
молитвенный характер хора.
Запишите: «Стон русской земли» - образ страдания.
8.
Первая битва с половцамиЗапишите название
9.
СтрелыЗапишите
название
10.
Оркестровые эпизоды «Вежи (шатры) половецкиеи «Стрелы» носят ярко изобразительный
характер. Именно они создают характерный и
выразительный колорит грозных
предзнаменований и смутной опасности. Это
эмоциональное состояние усиливается
заунывным остинатным (многократным
повторением) мотивом скрипок – бесконечным
тягучим фоном, на котором возникают отдельные
«всплески», отзвуки, передающие как бы ночные
шорохи.
11.
Плач ЯрославныЗапишите название
12.
В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, ипопевки свадебных причетов, и звуковые обороты
знаменного распева и русских лирических песен.
Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит
то эмоциональное состояние, в котором пребывает
главная героиня балета.
В музыке «Плача Ярославны» выражено
мировосприятие и мироощущение русского народа:
плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В
финале балета оплакивание умерших
переосмысливается и смыкается со славлением. Плач
как прославление вполне соответствует поэтике самого
«Слова о полку Игореве».
13.
МолитваЗапишите название
14.
Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов(«Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет
трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый
колорит, молитвенное звучание хора подводит
слушателей к пониманию основной идеи произведения
- стремление русского народа к единению, к борьбе за
веру, к победе над врагами.