Догмат и связанные с ним понятия
До́гма́т, или до́гма  (др.-греч. δόγμα, δόγματος — мнение, решение, постановление) — утверждённое церковью положение
История использования термина «догмат», «догма»
В истории были периоды, когда термин «догмат» использовался в различных смыслах, отличных от современного понимания этого
В античной литературе  у Цицерона словом dogma  обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение
«Аттическими догматами» христианские писатели, например, Ориген и св. Исидор, называли некоторые выводы Сократа.
Учения Платона и стоиков также именовали «догматами».
У Ксенофонта «догматом» называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны
У Геродиана «догмат» — определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ.
Этот смысл термин сохранил и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пророка Даниила,  Эсфири, Маккавейских словом
В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα обозначает повеление кесаря о переписи народонаселения Римской империи.
В Деяниях св. Апостолов «догматы» — царские законы.
В Посланиях к Колоссянам и Ефесянам «догматы» — имевшие божественный авторитет законы Моисея.
В книге Деяний (Деян. 15:20-28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь
Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна
1. Догмат — есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры
Они противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления  и личным мнениям.
2. Догмат — есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения
3. Будучи происхождения божественного, догмат — есть истина, определяемая и формулируемая Церковью, потому догматы обыкновенно
4. Догмат — есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к
Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает - теологическую,
Христианские догматы устанавливаются на  Вселенских Соборах.
Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью и часто приводит к религиозным
Краткими изложениями догматов могут считаться Катехизис и Закон Божий (дисциплина).
Предпосылки появления догматов
Православная церковь учит, что Христос сообщил и раскрыл людям всё вероучение, необходимое для их спасения. Поэтому догматы не
Божественное учение не столько теоретично, сколько практично, поэтому Оно непостижимо уму, неочистившемуся
Святой Иларий Пиктавийский подчёркивал: «Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины
Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих
Догматическая база христианской церкви была сформирована в эпоху семи Вселенских Соборов, как ответ Вселенской
Каждый догмат устанавливал как бы преграду дальнейшему развитию еретического учения, отсекал ложные направления в развитии
Сущность всех догматов, богооткровенная истина, уже содержалась в Священном Писании, и сначала не было необходимости в
Однако потребность человеческого разума в лучшем, более понятном ему, логичном толковании ещё не оформленного догматически, во
В этих школах (главным образом  Антиохийской и Александрийской) и появились первые ереси. Для их обнаружения и искоренения
Догматические соборные определения в эту эпоху обозначались греческим словом «о́рос» (греч. ὅρος — «предел», «граница»), или
Догмат, или орос — предел, или граница вероучения, — должен был, как граница дороги, вернуть христианскую мысль в верное русло,
Догмат и догматическая формула
Следует различать понятия догмата как такового и догматической формулы. Догмат в своей сущности неизменен, он содержит
Однако догматическая формула может изменяться. Это так называемый способ выражения вероучительной истины, словесная оболочка
Так, формулировка догмата о Пресвятой Троице, установленного на I Вселенском Соборе, была дополнена на II Вселенском Соборе.
Догмат и теологумен Наряду с понятием «догмат» в богословии существуют понятия «теологумен» и «частное богословское мнение».
Теологумен — также вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Он
Частное богословское мнение при этом — размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, не
Догмат таким образом стоит безусловно выше теологуменов и частных богословских мнений.
В православной догматике принимаются догматы, определённые в оросах Вселенских Соборов, принимаемых Восточной церковью. Это не
Свойства догматов
1. Теологичность (вероучительность) — свойство догматов по содержанию, то есть что догмат содержит только учение о Боге и Его
2. Богооткровенность — свойство догматов по способу их получения. Это означает, что догматы не выводятся логическим путём, а
3. Церковность — свойство догматов по способу их существования и сохранения. Это означает, что догматы могут существовать
4. Общеобязательность — свойство догматов по отношению к ним членов Церкви. Догматы выступают в роли правил и норм, не
Наиболее известные догматы в православии
В православной Церкви не определено количество догматов, как и границы между ними: в одном догмате могут заключаться и другие
Догмат о Пресвятой Троице. Догмат о сотворении мира. Догмат об ангелах. Догмат о грехопадении. Догмат о приснодевстве Пресвятой
Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Догмат об исхождении Святого Духа. Догмат о единой (одной), святой,
Догматы с 1 по 15 содержатся в Никео-Цареградском Символе веры. Приняты на I Никейском и дополнены на II Вселенском
Догмат о грехопадении (повреждённости духовной природы всего человечества, вслед за Адамом) неявно вытекает из
Последний догмат о благодати принят на Пятом Константинопольском соборе 1351 года.
Никео-Цареградский Символ веры является единой догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов, содержащих догматическую
Симбирская Епархия 2019 г.
11.15M
Категория: РелигияРелигия

Догмат и связанные с ним понятия

1. Догмат и связанные с ним понятия

2. До́гма́т, или до́гма  (др.-греч. δόγμα, δόγματος — мнение, решение, постановление) — утверждённое церковью положение

3. История использования термина «догмат», «догма»

4. В истории были периоды, когда термин «догмат» использовался в различных смыслах, отличных от современного понимания этого

термина.

5. В античной литературе  у Цицерона словом dogma  обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение

В античной литературе
у Цицерона словом dogma
обозначались такие доктрины, которые,
будучи общеизвестными, имели значение
неоспоримой истины.

6. «Аттическими догматами» христианские писатели, например, Ориген и св. Исидор, называли некоторые выводы Сократа.

«Аттическими догматами» христианские
писатели, например, Ориген и св. Исидор,
называли некоторые выводы Сократа.

7. Учения Платона и стоиков также именовали «догматами».

Учения Платона и стоиков также именовали
«догматами».

8. У Ксенофонта «догматом» называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны

У Ксенофонта «догматом» называется
начальственное распоряжение, которому все, и
командующие, и простые воины, должны
беспрекословно подчиняться.

9. У Геродиана «догмат» — определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ.

У Геродиана «догмат» — определение сената,
которому беспрекословно должен подчиниться
весь римский народ.

10. Этот смысл термин сохранил и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пророка Даниила,  Эсфири, Маккавейских словом

Этот смысл термин сохранил и в
греческом переводе 70 толковников,
где в книгах пророка Даниила,
Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется
царский указ, подлежащий немедленному
исполнению, а также закон царский или
государственный, безусловно обязательный для
каждого подданного.

11. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα обозначает повеление кесаря о переписи народонаселения Римской империи.

В Новом Завете, в Евангелии от
Луки, δόγμα обозначает повеление кесаря о
переписи народонаселения Римской империи.

12. В Деяниях св. Апостолов «догматы» — царские законы.

В Деяниях св. Апостолов «догматы» —
царские законы.

13. В Посланиях к Колоссянам и Ефесянам «догматы» — имевшие божественный авторитет законы Моисея.

В Посланиях к
Колоссянам и Ефесянам «догматы» —
имевшие божественный авторитет
законы Моисея.

14. В книге Деяний (Деян. 15:20-28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь

В книге Деяний (Деян. 15:20-28) в первый раз
словом δόγμα обозначаются те определения
церкви, которые должны иметь непререкаемый
авторитет для каждого её члена.

15. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна

Из употребления этого слова у Игнатия
Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория
Нисского, Василия Великого, Иоанна
Златоуста, Викентия Лиринского и других Отцов
Церкви понятие о догмате выясняется с большей
подробностью:

16. 1. Догмат — есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры

называются Божьими (δόγμα
τοΰ Θεοΰ), Божественными (δόγμα Θεία),
Γосподними (δόγμα τοΰ Κυρίου).

17. Они противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления  и личным мнениям.

Они противопоставляются продуктам
человеческого, особенно так
называемого спекулятивного мышления
и личным мнениям.

18. 2. Догмат — есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения

2. Догмат — есть истина, относящаяся к
внутреннему существу религии, т. е.
истина теоретического, или
созерцательного, учения веры, чем он
отличается от правил жизни, или
практической деятельности христианина.

19. 3. Будучи происхождения божественного, догмат — есть истина, определяемая и формулируемая Церковью, потому догматы обыкновенно

называются догматами
Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα),
или догматами церковными
(τά έκκλεσιαστικά δόγματα).

20. 4. Догмат — есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к

составу Церкви.

21. Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает - теологическую,

богооткровенную
истину, содержащую учение о Боге и
Его домостроительстве, которое
Церковь определяет и исповедует, как
неизменное и непререкаемое
положение веры.

22. Христианские догматы устанавливаются на  Вселенских Соборах.

23. Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью и часто приводит к религиозным

24. Краткими изложениями догматов могут считаться Катехизис и Закон Божий (дисциплина).

25. Предпосылки появления догматов

26. Православная церковь учит, что Христос сообщил и раскрыл людям всё вероучение, необходимое для их спасения. Поэтому догматы не

Православная церковь учит, что Христос сообщил и
раскрыл людям всё вероучение, необходимое для их
спасения. Поэтому догматы не могут внезапно
возникать и быть новшествами:
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью
Христовою так скоро переходите к иному
благовествованию, которое [впрочем] не иное, а
только есть люди, смущающие вас и желающие
превратить благовествование Христово. Но если бы
даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам
не то, что мы благовествовали вам, да будет
анафема.» (Гал. 1:6—8)

27. Божественное учение не столько теоретично, сколько практично, поэтому Оно непостижимо уму, неочистившемуся

Божественное учение не столько теоретично, сколько
практично, поэтому Оно непостижимо уму,
неочистившемуся от греховных страстей.

28. Святой Иларий Пиктавийский подчёркивал: «Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины

Святой Иларий Пиктавийский подчёркивал:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать
вещи недозволенные, восходить на вершины
недостижимые, говорить о предметах неизреченных,
предпринимать исследования запрещенные.
Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с
искренней верой выполнять то, что нам предписано, а
именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога
Сына и исполняться Святым Духом.

29. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих

становиться на опасный путь изъяснения
человеческим языком тех Тайн, которые следовало
бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших
душ» (О Святой Троице. 2:2).

30. Догматическая база христианской церкви была сформирована в эпоху семи Вселенских Соборов, как ответ Вселенской

Догматическая база христианской церкви была
сформирована в эпоху семи Вселенских Соборов, как
ответ Вселенской Церкви на еретические движения,
распространявшиеся в христианстве
(особенно с III по IX век).

31. Каждый догмат устанавливал как бы преграду дальнейшему развитию еретического учения, отсекал ложные направления в развитии

понимания
учения Церкви.

32. Сущность всех догматов, богооткровенная истина, уже содержалась в Священном Писании, и сначала не было необходимости в

Сущность всех догматов, богооткровенная истина, уже
содержалась в Священном Писании, и сначала не
было необходимости в облечении христианского
учения в рамки догматической системы.

33. Однако потребность человеческого разума в лучшем, более понятном ему, логичном толковании ещё не оформленного догматически, во

многих местах
трудно принимаемого христианского учения привела
к появлению и развитию философско-богословских
школ в первые века христианства.

34. В этих школах (главным образом  Антиохийской и Александрийской) и появились первые ереси. Для их обнаружения и искоренения

В этих школах
(главным образом Антиохийской и Александрийской)
и появились первые ереси.
Для их обнаружения и искоренения периодически
собирались Вселенские Соборы, на которых и
устанавливались догматы — в форме кратких
определений истин христианского Откровения.
Они ярко и точно обличали еретические учения.

35. Догматические соборные определения в эту эпоху обозначались греческим словом «о́рос» (греч. ὅρος — «предел», «граница»), или

Догматические соборные определения в эту эпоху
обозначались греческим словом
«о́рос» (греч. ὅρος — «предел», «граница»),
или латинским «терминус» (лат. terminus).

36. Догмат, или орос — предел, или граница вероучения, — должен был, как граница дороги, вернуть христианскую мысль в верное русло,

37. Догмат и догматическая формула

38. Следует различать понятия догмата как такового и догматической формулы. Догмат в своей сущности неизменен, он содержит

Следует различать понятия догмата
как такового и догматической
формулы.

39. Однако догматическая формула может изменяться. Это так называемый способ выражения вероучительной истины, словесная оболочка

догмата, которая может
дополняться и видоизменяться, не
затрагивая при этом заключённого в ней
догматического смысла, сути.

40. Так, формулировка догмата о Пресвятой Троице, установленного на I Вселенском Соборе, была дополнена на II Вселенском Соборе.

Так, формулировка догмата о
Пресвятой Троице, установленного на I
Вселенском Соборе, была дополнена
на II Вселенском Соборе.

41. Догмат и теологумен Наряду с понятием «догмат» в богословии существуют понятия «теологумен» и «частное богословское мнение».

42. Теологумен — также вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Он

Теологумен — также вероучительное
положение, не противоречащее
догматам, но не являющееся
обязательным для всех верующих. Он
должен основываться на
высказываниях святых Отцов Церкви.

43. Частное богословское мнение при этом — размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, не

Частное богословское мнение
при этом — размышление, мнение
отдельного богослова, прямо не
противоречащее догматам, не
обязательно встречающееся у Отцов
Церкви.

44. Догмат таким образом стоит безусловно выше теологуменов и частных богословских мнений.

45. В православной догматике принимаются догматы, определённые в оросах Вселенских Соборов, принимаемых Восточной церковью. Это не

В православной догматике
принимаются догматы, определённые
в оросах Вселенских Соборов,
принимаемых Восточной церковью.
Это не исключает появления новых
догматов в дальнейшем, при условии
составления их Вселенским Собором,
который в Православной церкви не
собирался с 787 г.

46. Свойства догматов

47. 1. Теологичность (вероучительность) — свойство догматов по содержанию, то есть что догмат содержит только учение о Боге и Его

1. Теологичность (вероучительность) —
свойство догматов по содержанию, то есть
что догмат содержит только учение о Боге
и Его домостроительстве. В догматах не
определяются истины нравоучительные,
литургические, исторические,
естественно-научные и т. д.

48. 2. Богооткровенность — свойство догматов по способу их получения. Это означает, что догматы не выводятся логическим путём, а

2. Богооткровенность — свойство
догматов по способу их получения. Это
означает, что догматы не выводятся
логическим путём, а происходят из
Божественного Откровения, то есть
даются человеку Самим Богом.

49. 3. Церковность — свойство догматов по способу их существования и сохранения. Это означает, что догматы могут существовать

3. Церковность — свойство догматов по
способу их существования и сохранения.
Это означает, что догматы могут
существовать только во Вселенской
Церкви, и вне её догматы, как основанные
на Откровении, данном всей Церкви, не
могут возникать. Именно Церковь, на
Вселенских Соборах, имеет право
закреплять за теми или иными
вероучительными истинами именование
догматов.

50. 4. Общеобязательность — свойство догматов по отношению к ним членов Церкви. Догматы выступают в роли правил и норм, не

4.
Общеобязательность — свойство
догматов по отношению к ним членов
Церкви. Догматы выступают в роли
правил и норм, не признавая которые,
нельзя являться членом Церкви.

51. Наиболее известные догматы в православии

52. В православной Церкви не определено количество догматов, как и границы между ними: в одном догмате могут заключаться и другие

догматы

53. Догмат о Пресвятой Троице. Догмат о сотворении мира. Догмат об ангелах. Догмат о грехопадении. Догмат о приснодевстве Пресвятой

Догмат о Пресвятой Троице.
Догмат о сотворении мира.
Догмат об ангелах.
Догмат о грехопадении.
Догмат о приснодевстве Пресвятой Богородицы.
Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа.
Догмат об Искуплении человечества от греха.
Догмат о Крестных страданиях и смерти Господа
нашего Иисуса Христа.
Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.

54. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Догмат об исхождении Святого Духа. Догмат о единой (одной), святой,

Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.
Догмат об исхождении Святого Духа.
Догмат о единой (одной), святой, соборной Церкви и
преемственности в ней учения и священства от апостолов.
Догмат о таинствах Церкви.
Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.
Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV
Вселенском Соборе в Халкидоне.
Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе.
Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе
Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском
Соборе в Никее.
Догмат о божественной энергии или о Благодати

55. Догматы с 1 по 15 содержатся в Никео-Цареградском Символе веры. Приняты на I Никейском и дополнены на II Вселенском

Догматы с 1 по 15 содержатся в НикеоЦареградском Символе веры.
Приняты на I Никейском и дополнены на II
Вселенском Соборе в Константинополе.

56. Догмат о грехопадении (повреждённости духовной природы всего человечества, вслед за Адамом) неявно вытекает из

НикеоЦареградского Символа веры, но также
является неотъемлемой частью
православного вероучения.

57. Последний догмат о благодати принят на Пятом Константинопольском соборе 1351 года.

Последний догмат о благодати принят
на Пятом Константинопольском
соборе 1351 года.

58. Никео-Цареградский Символ веры является единой догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов, содержащих догматическую

основу
христианства.

59. Симбирская Епархия 2019 г.

English     Русский Правила