Похожие презентации:
Изысканные узоры крестьянской вышивки
1.
ИЗЫСКАННЫЕ УЗОРЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИВышивка - один из самых любимых видов прикладного искусства. Еще в эпоху
Древней Руси люди любили вышивать (слайд 2). Вышивка была распространена повсюду,
так как станков для нее не требовалось, а игла, нить и ткань были в каждом доме: и в доме
купцов, ремесленников, помещиков, и в доме крестьян, где девочку пяти лет уже учли
прясть, ткать, вышивать, ведь уже к 13-15-ти годам она должна была своими руками
приготовить приданое с вышивкой (наволочки, салфетки, полотенца и т. д.). В течение
нескольких столетий у русского народа вырабатывались определенные приемы вышивки,
характер орнамента, колорит. Русские женщины бережно к ним относились и хранили
традиции вышивок своей местности, но общим для всех местностей являются швы.
Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления
письменности. Орнамент старше всех произведений искусства.
Многие элементы древнего орнамента связаны с представлениями древнего человека
об устройстве мира.
Волнистые линии вверху символизировали воду. Косые линии - это изображение
дождя, пересекающего путь Солнцу. А внизу горизонтальные линии с точками
символизировали Землю, засеянное поле и т. д.
Вот о чем может поведать орнамент. Наши предки издавна занимались земледелием,
вот почему все их мысли были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела
жизнь их рода. Наш предок обожествлял солнце, Небо, Землю, воспринимая их как живые
существа, верил в добрые начала всесильной природы. Узнав смысл символов, мы
научимся читать образы народного искусства.
Женщины украшали одежду узорами-орнаментами. Орнаменты нас не только радуют
своей красотой, они рассказывают о жизни, людях, о природе. Загадки орнамента
вышивки привлекали внимание исследователей сравнительно недавно, уже в нашем веке.
В композиции вышивки встречается ладья (слайд 3), она означала солнечное божество.
Если было изображено несколько (2-3 ладьи), возглавляемые женской фигуркой, это
означало союз земли и Солнца. Изображалось дерево (слайд 3), которому приписывались
чудесные свойства (способность вылечить, защитить от злых сил).
Широкое распространение получило известное представление солнца в виде скачущего
коня с всадником, часто сопровождающимся женской фигурой (Слайд 4),
олицетворяющей богиню земли, или в виде изображения коня с причудливо процветшим
хвостом с необычными атрибутами седока.
Весеннее солнце воссоздается также по-разному: то в виде фантастической жар птицы с
золотыми перьями, расположенной по сторонам жертвенника или цветущего куста; то в
виде «златорукой» мужской фигуры с крюкообразно загнутыми вверх и вниз руками,
окруженной жертвенниками, то в виде золотого кольца, доставляемого на землю птицами
(Слайд 5).
С культом огня связаны сюжеты с изображениями двуглавой птицы – орла,
олицетворявшей бога-громовника и фантастического огненного змея или дракона (Слайд
6).
Особый интерес представляют сюжетные вышивки: обряды, посвященные
сельскохозяйственным работам; торжественные встречи весны; праздники хороводов,
совершавшихся на «красной горке»; девичьего праздника с «завиванием березки» ;
крещение кукушки, связанный с уборкой урожая (Слайд 7).
2.
К сожалению, интерес к вышивке проснулся слишком поздно, так как в обиходе тканьистлевает, многое утрачено.
По цвету, орнаменту и фактуре вышивки всегда можно определить, где она была
выполнена. Так, шитый шерстью и шелком ржевский (слайд 8) орнамент отличается
яркостью и многоцветьем. Вышивка Бежецка (слайд 9) отличается изяществом и
воздушностью одноцветного шитья тонкой «косой стёжкой». У весьегонской
многоцветной «стлани» (слайд 10) фигуры орнамента оконтурены тонкими малиновыми,
зелеными, фиолетовыми линиями.
Особое место в этом ярком узорочье принадлежит карельской вышивке (СЛАЙД 11).
Карельские поселения сложились в основном в четырех районах: Лихославльском,
Рамешковском, Спировском и Максатихинском. Время, естественно, сгладило этнические
контрасты. Тем не менее в народном искусстве карел сохранилось немало самобытного,
родственного северному искусству.
Карельский орнамент обличается от традиционного тверского прежде всего своими
зоофлорными мотивами. Композиция строго геометрична - в середине дерево, по краям олени или гуси. Кроме того, много геометрического узора (орнамента) - веточки, ромбы из которых и получаются фигуры людей животных. Цвет брали красный и по нему оранжевым, желтым, зеленым цветом вышивали. Долгое время вышивка служила
украшением быта крестьян. Рубахи, сарафаны, скатерти, полотенца - все украшалось
вышивкой. Полотенцем с расшитыми краями связывали руки жениху и невесте. По
сторонам вышивались птицы - пожелание любви и счастья. Полотенцами, вышитыми
невестой, одаривалась родня жениха. Встреча дорогих гостей хлебом-солью на расшитом
полотенце - эта традиция живет и до сих пор (слайд 12).
Гуськи и олени чаще всего входят в характерную для всей русской вышивки
трехчастную композицию (с деревом посередине) так называемого «геральдического
стиля» (фигуры расположены по сторонам серединной оси).
Общими для вышивки всех местностей являются швы, выполняющиеся по счету нитей
ткани: счетная гладь, косая стежка, роспись, набор, тамбурный, крест (слайды 13-19)
Вышивка выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве.
Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки,
предназначенные для проколов иглы.
Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными
нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными,
устойчивыми к свету и воде. Лучше всего использовать хлопчатобумажное мулине.
Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и
пропарить утюгом. Если на ткани останется след, нитки линяют. Краску можно закрепить
уксусом (одна столовая ложка уксуса на стакан воды, на 5 минут).
Самыми необходимыми инструментами и приспособлениями (слайд 20) считают пяльцы,
иглы. Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или
деревянные. Лучше иметь пяльцы деревянные круглые с винтом для регулирования
натяжения ткани. Основное назначение пялец – это держать ткань в натянутом виде и
предотвращать стягивание вышитого узора. Иглы можно использовать № 2–5, ушко иглы
должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и
достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда . Рабочее место для выполнения
вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и
приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или
спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а
материалы – в левой. Во время работы большое значение имеет правильная постановка
рук вышивальщицы: левая рука держит пяльцы, а правая – выполняет вышивку.
3.
В 1946 году в Твери организовалась артель «Отрочевышивка» - сейчас это ЗАО«Тверские узоры». Машинная вышивка - вышивка современная, но традиции остались
(это и птицы на свадебных полотенцах, это и женские фигурки, и птицы-павы, вместе с
тем и геометрический и растительный орнаменты) (слайд 21).
Источник: Узоры Тверского края. Изучение народных художественных промыслов,
народного и декоративно-прикладного искусства Тверской области на занятиях по
декоративному рисованию, - Тверь: ТОИУУ, 2000 (Шишлова Н. В., учитель изоискусства
школы №1, г. Торопец; Зверькова Г. Г., учитель изоискусства Рамешковской средней
школы)