ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ
Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ
Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ
Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ
Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Доктрина о превращении
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
КАТОЛИКИ
ПРАВОСЛАВНЫЕ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
ЛЮТЕРАНЕ
РЕФОРМАТЫ
РЕФОРМАТЫ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
РЕФОРМАТЫ
РЕФОРМАТЫ
ЦВИНГЛИ
ЦВИНГЛИ
ЦВИНГЛИ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
1.06M
Категория: РелигияРелигия

Вечеря Господня

1.

2. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Крещение — обряд, который каждый
человек принимает лишь один раз
как знак начала христианской жизни.
Вечеря Господня — обряд, который
соблюдается в течение всей
христианской жизни как знак
непрерывного общения с Христом.

3.

•Названия
–Хлебопреломление (Деян. 2:42)
–Вечеря Господня (1Кор. 11:20)
–Трапеза Господня (1Кор. 11:21)
–Приобщение (1Кор. 10:16)
–«Евхаристия» (Мк. 14:23)

4.

•Названия
Религиозное служение—
Трапеза любви—
Литургия—
Жертва—
Приношение—

5.

•Названия
Тайна—
Благодарение—
Месса—

6. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Основание в Ветхом Завете
Тогда люди ели и пили в присутствии Бога.
• Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и
Авиуд и семьдесят из старейшин
Израилевых, и видели Бога Израилева... Они
видели Бога, и ели, и пили (Исх. 24:9-11).
• И ешь пред Господом, Богом твоим, на том
месте, которое изберет Он, чтобы пребывать
имени Его там(Втор. 14:23)

7. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Такие трапезы восстанавливали общение с
Богом (то общение, которое было даровано
Адаму и Еве до грехопадения), несмотря на то
что это общение было омрачено грехом.
Ветхозаветные жертвенные трапезы
постоянно указывали на то, что за грехи еще
не заплачено, так как жертвоприношения за
них совершались ежегодно и люди ожидали
Мессию, который должен был прийти и
устранить грех (см.: Евр. 10:1-4).

8. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Вечеря Господня напоминает нам, что Иисус
уже понес наказание за наши грехи,
поэтому теперь мы вкушаем трапезу в
присутствии Господа с великой радостью.
• Совершая Вечерю Господню, мы надеемся
на более прекрасную трапезу в присутствии
Бога в будущем
• «Сказываю же вам, что отныне не буду пить
от плода сего виноградного до того дня, когда
буду пить с вами новое вино в Царстве Отца
Моего» (Мф. 26:29).

9. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

В Книге Откровение о брачном пире
Агнца говорится более открыто: «И
сказал мне Ангел: напиши: блаженны
званные на брачную вечерю Агнца»
(Отк. 19:9).
Это будет время великой радости в
присутствии Господа, с почтением и
трепетом пред Ним.

10. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ВЫВОД
От Книги Бытие до Книги Откровение
рассказывается, как Бог стремился
привести Свой народ к общению с
Ним.
Наша великая радость заключается в
возможности есть и пить в
присутствии Господа.

11. Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

Смерть Христа
Когда мы участвуем в Вечере Господней, мы
тем самым возвещаем смерть Христа, потому
что наши действия символизируют Его смерть
ради нас.
Когда преломляется хлеб, это символизирует
преломление тела Христова, а когда изливается
чаша, это символизирует излияние крови
Христовой ради нас.
Вот почему участие в Вечере Господней — это
также своего рода возвещение.

12. Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб
сей и пьете чашу сию, смерть
Господню возвещаете, доколе Он
придет» (1 Кор. 11:26)

13. Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

Принятие духовной пищи.
•Как физический хлеб питает наши
физические тела, так хлеб и вино Вечери
Господней питают нас.
•Но они также символизируют духовное
питание, которое Христос дает нашим
душам.

14. Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

• ...Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и
пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;
ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет
жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»
(Ин. 6:53-55).
• Он говорит о духовном участии в благах
искупления, которые Он заслужил для нас.
Это духовное питание, которое так
необходимо нашим душам, совершается в
Вечере Господней и символически, и
реально.

15. Значение ВЕЧЕРИ ГОСПОДНЕЙ

Единство верующих.
•«Один хлеб,и мы многие одно тело;
ибо все причащаемся от одного
хлеба» (1 Кор. 10:17).

16. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

В Его «воспоминание» (Лк.22:19-20;
1Кор.11:24-25).
•Новозаветное воспоминание означало
«перенесение действия, располагаемого
в прошлом, таким образом, что
сохраняются его первоначальные сила и
энергия в настоящее время» (ссылка на
Вт.16:3; 3Цар.17:18).

17. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с
нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с
поспешностью вышел из земли
Египетской, дабы ты помнил день
исшествия своего из земли Египетской во
все дни жизни твоей (Втор.16:3)
Что мне и тебе, человек Божий? ты
пришел ко мне напомнить грехи мои и
умертвить сына моего (3Цар.17:18)

18. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Тройственный смысл воспоминания:
•прошлое
• Церковь собирается как единое тело за столом
Господним, вспоминая Его смерть.
•настоящее
• Элементы, которые обычно используются в
причастии, представляют собой окончательную
жертву Христа: Его тело и кровь за грехи этого мира.
• Церковь собирается не для того, чтобы
провозгласить умершего героя, а чтобы
провозгласить воскресшего и побеждающего
Спасителя.

19. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

•Будущее
Будущий смысл воспоминания, в
котором существующее общение
верующих с Господом не является
заключительным.
Вечеря Господня принимается в
ожидании Его возвращения и вечного
воссоединения Церкви с Ним
(Мр.14:25; 1Кор.11:26).

20. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Общение с Телом Церковью
Вертикальные отношения, которыми обладают
верующие с Господом, дополняются
горизонтальными взаимоотношениями друг с
другом.
Любовь к Богу неразрывно связана с любовью к
нашему ближнему (см. Мф.22:37-39).
Истинное общение с братьями и сестрами во
Христе неизбежно влечет за собой преодоление
всех барьеров (социальных, экономических,
культурных ) и исправление всего того, что могло

21. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

•В 1-Кор.11:17-34 основной упор
ап.Павел делает на том, что
верующие должны исследовать свое
духовное поведение и мотивы,
перед тем как принять участие в
Вечере Господней — делать это не
только из уважения к Господу, а
также из уважения к членам Тела
Христова.

22. Доктрина о превращении

Все согласны, что Вечеря служит
средством передачи Божьей благодати к
людям.
Но существуют разногласия в том, каким
именно образом эта благодать
передается.
Передается ли она через физическое
принятие самих элементов, или же
косвенным образом посредством
вдохновения причащающегося

23. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Если Христос истинно присутствует в
элементах физическим образом или
духовным, то следует ожидать, что физическое
принятие элементов причастия приносит нам
особую сверхъестественную пользу.
Если хлеб и вино не изменяются, то лучше
считать, что причастие служит просто
источником вдохновения для укрепления
веры. физическое принятие элементов
причастия.

24. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

•В защиту позиции о превращении
обращаются к следующим ключевым
местам Писания:
• «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и
подал им, говоря: сие есть тело Мое,
которое за вас предается; сие творите в
Мое воспоминание. Также и чашу после
вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый
Завет в Моей крови, которая за вас
проливается» (Лк. 22:19-20).

25. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

•«Иисус же сказал им: истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти
Сына Человеческого и пить Крови Его, то
не будете иметь в себе жизни. Ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет
жизнь вечную, и Я воскрешу его в
последний день. Ибо Плоть Моя истинно
есть пища, и Кровь Моя истинно есть
питие» (Ин. 6:53-55).

26. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

•«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить
чашу Господню недостойно, виновен
будет против Тела и Крови Господней» (1
Кор. 11:27).
•«Чаша благословения, которую
благословляем, не есть ли приобщение
Крови Христовой? Хлеб, который
преломляем, не есть ли приобщение
Тела Христова?» (1 Кор. 10:16).

27. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Если Иисус хотел показать этим символ
Своей смерти, то Он бы использовал не
хлеб и вино, а пасхального агнца.
В связи с Вечерей в первых веках
христианства Церковь часто обвиняли в
каннибализме.
Почему Церковь не отвечала на это
обвинение, выяснив, что это просто
символ?

28. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Опровержение
• 1 Кор. 11:27 в стихах 26-28 Павел называет то,
что верующие принимают во время Вечери
Господней не телом и кровью, а хлебом и чашей.
• «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете
чашу сию, смерть Господнюю возвещаете,
доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб
сей или пить чашу Господнюю недостойно,
виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким
образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши
сей».

29. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

в 26-м стихе Павел объясняет цель
причастия.
«Когда вы едите хлеб сей и пьете чашу
сию, смерть Господню возвещаете». Здесь
явно видно, что цель причастия
заключается в воспоминании о Христе, в
частности, воспоминание о Его смерти
ради нашего спасения.

30. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Ни Павел, ни Иисус нигде не сказали, что
когда человек есть хлеб и пьёт чашу, он
принимает прощение грехов или духовную
силу.
Нигде нет явного текста, указывающего
на приобретение особой духовной силы
через принятие элементов причастия.
Наоборот, Павел говорит только о
наказании тех, кто легкомысленно
относится к участию в Вечере.

31. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• 1 Кор. 10:16: «Чаша благословения, которую
благословляем, не есть ли приобщение Крови
Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть
ли приобщение Тела Христова?».
• Значит ли это, что принятие элементов причастия
равносильно принятию тела и крови Иисуса?
• В данном тексте слово «приобщение» – это
перевод греческого слова κοινωνία (койнония). «делиться» или «иметь что-то общее». Оно может
иметь различные применения и не всегда
означает физическое соединение или
физическое участие

32. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• в 20-м стихе «То, что язычники, принося жертвы,
приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы
были в общении с бесами».
• Здесь Павел противопоставляет участие в
хлебопреломлении с общением с бесами
посредством участия в языческом
жертвоприношении.
• Павел описывает не прямое общение с бесами, а
косвенное посредством участия в языческом
жертвоприношении.
• Другими словами, κοινωνία с бесами не означает
съесть их. Подобным образом, κοινωνία с телом
Христа не обязательно означает принятие Его в

33. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Вывод:
В этом контексте κοινωνία с телом и
кровью Христа не обязательно указывает
на физическое участие в них.
Вполне возможно, что мы имеем
приобщение с Христом косвенным
образом посредством размышления о Его
страданиях при помощи символов хлеба и
чаши.

34. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Ин. 6 «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в
последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть
пища, и Кровь Моя истинно есть питие».
Иисус же воспользовался этим моментом для
того, чтобы сравнить нужду человека в
физической пище с его нуждой в духовной
жизни.
Он использовал оборот речи «Я есмь хлеб
жизни», для того, чтобы открыть, что Он
способен давать им не только физическую
пищу, но и духовную жизнь.

35. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

В Ин. 6:35 Иисус Сам объяснил, как надо
принимать от Него духовную жизнь:
«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не
будет алкать, и верующий в Меня не будет
жаждать никогда».
Человек принимает вечную жизнь тогда, когда
он приходит к Иисусу и верит в Него

36. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• В 63-м стихе Он сказал наедине Своим
ученикам: «Дух животворит; плоть не пользует
нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть
дух и жизнь».
• Иисус объяснил, что вечная жизнь получается
не физическим образом, т.е. через принятие
причастия, но духовным образом от Духа
Святого.
• Ядущий Его плоть и пиющий Его кровь – это
приходящий к Нему и верующий в Него.

37. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Лк. 22:19-20: «Сие есть тело Мое, которое за
вас предается; сие творите в Мое
воспоминание… Сия чаша есть Новый Завет
в Моей крови, которая за вас проливается».
• Как Павел, так и Иисус учили, что цель Вечери
Господней заключается не в создании новой
жертвы, состоящей из Его тела и крови, а в
воспоминании о жертве, произошедшей на
Голгофе.

38. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Скорее всего, Иисус снова говорил образно
словами: «Сие есть тело Мое» и «Сия чаша есть
Новый Завет в Моей крови».
• И в других местах Писания Иисус говорил о
Себе метафорически: «Я дверь овцам», «Я
есмь пастырь добрый», «Я свет миру» и «Я
лоза».
• Также, Он является и сокровищем, скрытым
на поле, и драгоценной жемчужиной.
• Справедливо предположить, что таким же
образом Иисус ссылался на хлеб и чашу как

39. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Вечеря Господня совершилась во время
праздника Пасхи. Всем было понятно, что Пасха
представляла искупление и исход из Египта.
Каждый год народ Израиля совершал Пасху в
воспоминание об этом событии.
Все понимали, что кровь пасхального агнца во
время праздника не имела никакой силы для
спасения, а просто напоминала о том
избавлении, которое Господь совершил, когда
поразил всех первенцев Египетских.

40. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Новый Завет открывает, что подлинное
значение Пасхи заключается именно в том,
что она представляет не только исход из
Египта, но и смерть Христа.
• Иоанн Креститель объявил: «Вот Агнец Божий,
Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Павел написал:
• «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.
5:7).

41. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Когда Иисус совершил ту Пасху, которую мы
называем «Вечерей Господней», Он уже знал,
что она представляет Его страдания.
• Поэтому Он воспользовался этим случаем,
чтобы показать ученикам, что праздник
Пасхи, который они всегда считали
напоминанием и представлением исхода из
Египта, помимо этого отображает и Его
искупительную работу.

42. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Не трудно видеть символический характер
действия Иисуса в свете символического
характера праздника, во время которого оно
было совершено.
• Можно истолковать это действие Иисуса не
превращением хлеба и чаши, а объяснением
символики Пасхи.
• «Символизм элементов в служении
хлебопреломления заключается в сохранении
символизма, практикуемого в празднике
Пасхи».

43. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Клемент Александрийский и Тертуллиан
говорили об элементах причастия, как о
символах
• Существует проблема в том, что если
физическое тело Христа сейчас находится на
небе, то каким же образом тело может
пребывать и в элементах причастия?
Если же Христос действительно присутствует в
элементах хлеба и вина, то в определенном
смысле второе пришествие Христа уже
произошло.

44. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Ин. 1:14 «Слово стало плотью, и обитало с
нами». Это является ключевым стихом для
доктрины о воплощении.
Эта доктрина заявляет, что Вечный Сын Божий
пришел на землю и родился от девы. Он
является истинным Богом и истинным
человеком.
Важно признать, что Бог стал плотью только
один раз. Если превращение действительно
происходит, то неужели это еще одно
воплощение Божьего Сына?

45. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• В церквях, принимающих доктрину о
превращении, разрешается поклоняться
элементам причастия.
• В Католической Церкви необходимо
преклонять колено, входя и выходя из
костела, потому что элементы причастия
сохраняются в передней части храма.
• Католики также поклоняются и перед
элементами причастия.
• «Ввиду присутствия Христа в Евхаристии
поклонение гостии и празднование Тела

46. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Лютеране, признавшие настоящее присутствие
Христа в элементах, считают поклонение им
неуместным.
• «Сакраментальное единение происходит только в
сакраментальном действе, а не вне его».
• Хлеб и чаша являются телом и кровью только во
время совершения самого таинства.
• Сие есть тело только тогда, когда люди
принимают и едят его.
• Для других евангельских верующих, поклонение
им не уместно.

47. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Заключительные аргументы против
доктрины о превращении.
• Во-первых, обычное действие
установление символов завета между
Богом и Его народом (см. Быт. 9:11-16;
17:9-10; Исх. 12:14).
• Во-вторых, согласно библейскому учению,
Иисус всегда с нами (Мф. 28:20).
• Почему же нам нужно особое физическое
присутствие Христа?

48. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

49. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Постановления о совершении Вечери
Господней ДидахеII (см.9 и 14).
Вечеря совершалась каждое воскресение.
Была читаема особая молитва
благодарности и прошения Богу.
Только крещенные могли в ней участвовать
и что люди должны исповедовать свои грехи
и примириться с другими перед участием,
чтобы «вашей жертве не быть
осквернённой».

50. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Иустин Мученик (II в.)
Обращается к Ветхому Завету, чтобы усмотреть в нем
прообразы Вечери Господней.
Он находит их в рассказе о человеке, исцеленном от
проказы, когда тот представлял жертву хлебного
приношения.
Теперь верующий человек занимает место
«очищенного» от греха.
В церковной практике Вечери Господней исполняется
предсказанное Малахией, что между народами будет
принесена Ему «чистая жертва» (Мал. 1:11).
Ис. 33:16 указание на Вечерю, когда упоминается о
хлебе.

51. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Иустин - учение о превращении
• «Ибо мы принимаем это, не так как
обыкновенный хлеб или обыкновенное питье:
но как Христос, Спаситель наш, Словом
Божиим воплотился и имел плоть и кровь для
спасения нашего, таким же образом пища
эта над которой совершено благодарение
чрез молитву слова Его, и от которой чрез
уподобление получает питание ваша кровь и
плоть, есть, как мы научены, плоть и кровь
того воплотившегося Иисуса» (Апол. 1.66).

52. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Игнатий Антиохийский (II в) называл этот
обряд «Евхаристией», приказал, чтобы Вечеря
совершалась только епископом, а так же
говорил о «вечере любви», которая, скорее
всего, относилась не только к Евхаристии, но
и к обеду, принятому народом в связи с ней.
• Игнатий говорил о хлебе, как о «врачевстве
бессмертия».
• Игнатий даже усерднее Иустина настаивал на
том, что элементы причастия представляют
собой тело и кровь Христа

53. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Ириней Лионский (II в.) приравнивает хлеб и чашу
к телу и крови Спасителя.
• Механизм превращения элементов: «Ибо как хлеб
от земли, после призывания над ним Бога, не есть
уже обыкновенный хлеб,
но Евхаристия, состоящая из двух вещей – из
земного и небесного; так и тела наши, принимая
Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду
воскресения».
• Для Иринея эта жертва не реальна, а символична
• «Жертва Евхаристии является не плотской, а
духовной».

54. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Символический взгляд Тертуллиана даже
яснее показан в следующем отрывке:
• «Поскольку они думали, что Его слова
жесткие и невыносимые, предположив, что
Он действительно и буквально повелел им
есть Его плоть... сказал: Дух животворит...
плоть не пользует нимало ...есть Его ушами,
жевать Его разумением, переваривать Его
верой» (Тертуллиан, О воскресении плоти,
37).

55. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Климент (ΙΙ в.) и Ориген (ΙΙΙ в.) говорят о
мистическом и символическом значении
Евхаристии:
• «Две природы свойственны крови Господней: одна телесная, через которую мы от смерти
освобождаемся; другая - духовная, через которую
мы помазуемся; а питье крови Иисуса равносильно
принятию участия в Господнем бессмертии. »
• Ориген «у нас есть символ благодарности к Богу в
хлебе, который мы называем Евхаристией»
• Он также говорит, что хлеб и вино «освящаются
словом Божьим и молитвой», но они не освящают
тех, кто не достойно принимают их

56. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Развитие в понимании Евхаристии в сторону
сакраментальности дал Киприан (III в.),
который считал Вечерю истинной жертвой
Христа.
• «Священник действительно занимает место
Христа, имитирующий то, что Христос сделал.
Итак, он предлагает истинную и полную жертву
в Церкви Богу Отцу, когда он предлагает ее
согласно тому, что он видит, что Сам Христос
предложил»

57. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Вывод:
• с IV века христианские писатели стали говорить о
Евхаристии, как о настоящей жертве.
• Возникновение в церкви «священства»
способствовало развитию понимания
Евхаристии как жертвы в подобие ветхозаветной
системе
• Амвросий (IV в.) сделал акцент на превращение
элементов:
• «Сила благословения преобладает над природой,
потому что через благословение сама природа
меняется».

58. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Учение Августина (IV-V в.)- считал элементы
Евхаристии телом и кровью Христа:
• Ввел в учение Церкви концепцию ex opere
operato - таинства действуют сами по себе
независимо от духовного качества
преподающего их.
• Преподает священные таинства не
священник, а Сам Христос. Поэтому они
всегда действуют.

59. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

С другой стороны, Августин учил, что действие
Евхаристии на самом деле зависит от духовного
состояния принимающих:
«Следовательно, тот, кто не живет во Христе, и в
котором Христос не пребывает, несомненно, не
ест Его плоти [духовно] и не пьет Его крови [хотя
он может принять таинство тела и крови Христа
физически и зримо своими зубами]»

60. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ИТОГИ
• В Ранней Церкви есть определенное развитие
мысли в сторону сакраментализма.
• В Дидахе говорится только о порядке для
совершения Вечери.
• Иустин говорит не только об этом, но и о
превращении элементов Вечери в тело и кровь
Иисуса.
• Игнатий даже усилил это учение, добавив мысль, что
только епископ может совершать этот обряд.
• Ириней уточнил механизм превращения и говорил о
получении прощения грехов и жизни вечной через
Евхаристию

61. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Киприан утверждал, что Вечеря – это жертва
Самого Иисуса Христа за грехи.
• Амвросий подчеркнул силу слов
благословения для превращения элементов.
• Августин предложил теорию ex opere operato.
• В течение времени отцы Церкви
приписывали Вечере все более и более
мистическое и сакраментальное значение.
• В этом они отклонились от библейского
взгляда на Вечерю, как на символ смерти
Христа, что было уже показано выше.

62. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• В течение времени отцы Церкви
приписывали Вечере все более и более
мистическое и сакраментальное значение.
• В этом они отклонились от библейского
взгляда на Вечерю, как на символ смерти
Христа, что было уже показано выше.
• Но не все отцы Церкви так глубоко
заблуждались. Некоторые из них, а именно
Тертуллиан, Климент Александрийский и,
может быть, Ориген, относились к причастию
в более символическом плане.

63. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Присутствие Христа в Вечере Господней
ПОЗИЦИИ
1.Римо-католическая
3. Православная
2.Лютеранская
4.Цвинглианская
5.Реформаторская

64. КАТОЛИКИ

• Для католиков таинство Евхаристии, вместе с
водным крещением и конфирмацией, входит
в число «таинства инициации». Евхаристия
совершается каждое воскресение, но может
преподаваться и чаще. Членам Католической
Церкви необходимо причащаться раз в год.
Делать это могут только крещенные католики,
которые поступают в соответствии с учением
Христа.

65. КАТОЛИКИ

•Конфирма́ция (лат. confirmatio —
утверждение) в латинском
обряде Католической церкви другое
название таинства миропомазания,
•в ряде протестантских церквей — обряд
сознательного исповедания веры.

66. КАТОЛИКИ

•Для того, чтобы подготовиться к
причастию, католики исповедуют
свои грехи перед Богом и иногда
соблюдают краткий пост.
•При определенных условиях
православные тоже могут
причащаться, но протестанты
исключены из числа тех, кто может
принимать участие.

67. КАТОЛИКИ

• Католики верия, что хлеб и чаша
действительно превращаются в тело и кровь
Иисуса: «В Евхаристии Христос дает нам
само тело, которое Он отдал для нас на
кресте, и саму кровь, которую Он “излил для
многих для прощения грехов”».
• Евхаристия – это не только «тело и кровь», но
и «душа и божественность Господа нашего
Иисуса Христа… Следовательно, весь
Христос истинно, действительно и
существенно содержащийся».

68. КАТОЛИКИ

•Это преображение называют
«пресуществлением» или
«транссубстаниацией».
•Это означает, что внешне элементы
хлеба и вина не изменяются.
•Они все еще выглядят, кажутся и имеют
вкус хлеба и вина, но по сущности они
превращаются в тело и кровь Христа.
Учение пресуществления стало католической догмой
на Четвертом Латеранском соборе в 1215 г.

69. КАТОЛИКИ

• Доктрина о пресуществлении опирается на
философию Аристотеля касательно так называемых
«субстанции» и «акциденции» предметов.
«Субстанция» – это существенная природа чеголибо.
• «Акциденция» – это его внешние свойства.
• Получается, что при Евхаристии хлеб и вино
изменяются не по акциденции, а только по
субстанции.
• Они все же выглядят как хлеб и вино, имея
соответствующий вкус. Но их существенная природа
изменилась.

70. КАТОЛИКИ

• Полномочие совершать превращение хлеба и
чаши находится в компетентности
священника.
• Он получает эту власть от епископа, который
получил ее от папы,
• который получил ее от апостолов через
процесс, называемый «апостольской
преемственностью».
• Апостолы же, предположительно, получили это
право от Самого Христа во время первой
Вечери, когда Иисус им повелел:

71. КАТОЛИКИ

Католическое понимание причастия
согласуется с понятием ex opere operato,
что означает передачу благодати через
элементы сами по себе.
Все, что нужно для осуществления
благодатной работы Евхаристии, это
благословение элементов священником,
стоящим в русле апостольской
преемственности, и физическое принятие
со стороны причащающегося.

72. КАТОЛИКИ

• Духовное состояние как священника, так и
причащающегося не влияет на передачу
благодати через Евхаристию, кроме как в
случае смертного греха со стороны
причащающегося.
• Во время «мессы», священник совершает
особую молитву, которая вызывает это
превращение.
• Потом он приносит хлеб и чашу в жертву,
считая, что действительно происходит жертва
Иисуса Христа за грехи.

73. КАТОЛИКИ

•По этой причине стол, на котором
совершается мессу, называют
«алтарь».
•По традиции Римской Католической
Церкви католический священник
является настоящим священником,
который приносит настоящую
жертву для прощения грехов.

74. КАТОЛИКИ

• Католики утверждают, что хотя Иисус
совершил всего лишь одну жертву для нас на
кресте, обязательно, чтобы эта одна жертва
стала реальной в жизни верующего
человека через участие в Евхаристии:
• «Это искупление не имеет свой полный
эффект сразу»... необходимо, «чтобы человек
индивидуально вступал в живой контакт с
приношением на кресте и, таким образом,
его выгоды применяются к нему

75. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

1.Римо-католическая
• Согласно этой позиции, когда священник
благословляет и освящает элементы причастия —
хлеб и вино, происходит метафизическое
изменение (преобразование) таким образом,
что хлеб становится телом Христа, а вино - Его
кровью.
• Согласно учению католической церкви, внешний
вид, вкус и т.д. элементов остается тем же, но
внутренняя суть, или метафизическая сущность,
изменяется.

76. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

•1.Римо-католическая
• Католики полагают, что полнота Христа
целиком представляется в сути этих
элементов.
• «Сие есть Тело Мое.... Сие есть Кровь Моя...»
(Мр.14:22-24)
• Следовательно, человек, вкушающий от
святого, принимает искупление в
простительных грехах.
• Главная выгода, которую католики ожидают
получить от причастия – это прощение грехов

77. КАТОЛИКИ

•Помимо прощения грехов,
преимущества принятия Евхаристии
включают в себя
•укрепление взаимоотношений с Христом
и Церковью,
•представление единства Церкви,
•передачу благодати для духовного роста,
•очищение от греховности,
•побуждение к милосердию,

78. КАТОЛИКИ

•предвкушение пришествия Господа.
•Она также служит в качестве
благодарения Богу за Его дар творения.
•Все таинство находится в каждом
элементе.
•Принятие либо хлеба, либо чаши
достаточно, чтобы получить полную меру
благодати, предоставленную через
таинство причастия.

79. КАТОЛИКИ

•На католическом богослужении обычно
предлагается причащающимся только
хлеб, но не чашу.
•Со времени Второго Ватиканского
собора разрешается приятие и того, и
другого

80. КАТОЛИКИ

•В католической системе присутствуют все
аспекты святоотеческого учения,
отмеченные выше:
•превращение элементов,
•необходимость в служении епископа,
•настоящая жертва Христа,
•передача благодати,
•прощение грехов.
• При помощи философии Аристотеля католики
уточнили свое понимание механизма превращения

81. КАТОЛИКИ

•Они также сделали уточнение по поводу
жертвы Христа: что это не новая жертва,
а реализация Голгофской жертвы в
новом историческом контексте.
•Они добавили разные правила
относительно того, кто может
причащаться и когда.
• ввели новый элемент: вся Церковь
приносится с Христом в жертву Богу.

82. КАТОЛИКИ

•Учение Католической Церкви о
преподавании таинств только епископом
в русле апостольской преемственности и
об «актуализации» Голгофской жертвы
для прощения грехов на мессе делает
Церковь необходимым посредником
между Богом и человеком.
•Но по Писанию: «Един и посредник
между Богом и человеками, человек
Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

83. ПРАВОСЛАВНЫЕ

Верят, что сущность хлеба и вина не
изменяется, но изменяется их ориентация или
способ существования.
Подобно тому, как при грехопадении
ориентация Адама и Евы изменилась от Бога к
природе, так и когда священник освящает
элементы причастия, их ориентация
изменяется от природы к Богу.
Существование элементов уже не происходит от
их природы, а от Бога. Таким образом, они
становятся воплощением Бога и действительно
телом и кровью Христа.

84. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Причащающийся вкушает не сущность
Бога, а «прославленную человечность
Христа».
Доктрина об участии причащающегося в
«прославленной человечности Христа»
требует проведения Вечери Господней с
заквашенным хлебом.
«Евхаристический хлеб должен
заквашиваться, дабы смочь знаменовать
собою одушевленную человечность

85. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Как католики, так и православные считают, что
при хлебопреломлении происходит настоящая
жертва Иисуса Христа за грехи.
В отличие от обычной католической практики,
на православном богослужении подаются
причащающимся как хлеб, так и чаша.
Вместе с католиками православные
поклоняются элементам причастия, так как это
уже тело и кровь Христа. Но в отличие от
католической практики поклонение уместно
только во время трапезы.

86. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

2.Православная позиция
В православной системе главная цель
причастия состоит в том, чтобы люди
приобретали духовную силу на освящение
и обожение.
При Евхаристии воля человека
освобождается от влияния греховности,
чтобы стать послушной Богу

87. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ОДНАКО
• Псевдо-Дионисий (Ареопагит) назвал
элементы «символами».
• Максим Исповедник в связи с причастием
тоже говорил о «символах» и «образах».
• Поскольку, по мнению православия,
Евхаристия является реальным
приобщением к Христу, то оно настаивает
на том, что участие в ней необходимо для
спасения.

88. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

С. Булгаков добавляет мысль, что при
смерти тело и кровь Иисуса между собой
разделились, т.е. Он пролил Свою кровь.
Но при Евхаристии, поскольку хлеб и вино
принимаются вместе, тело и кровь
Спасителя снова воссоединяются, что
может служить образом воскресения
Господа.

89. ЛЮТЕРАНЕ

Во-первых, Лютеранская Церковь отвергает
утверждение, что право совершать
превращение элементов принадлежит лишь
священникам и епископам Православной
или Католической Церквей.
Этот ритуал может совершить любой
служитель Евангелия.
Лютеранская Церковь отвергает
утверждение, что причастие в каком-то
смысле представляет собой жертву тела
Христа.

90. ЛЮТЕРАНЕ

Для получения пользы от Вечери
необходимо принимать ее верой.
Народ может принимать и хлеб, и чашу.
Наконец, совершение Вечери не приносит
никакой пользы для усопших.
Однако лютеране соглашаются с тем, что
хлеб и вино становятся телом и кровью
Иисуса

91. ЛЮТЕРАНЕ

Лютер рассуждал так, что если Иисус –
богочеловек, то Он пользуется
вездесущностью.
Выходит, Его тело может присутствовать в
Вечере.
Значит, божественные свойства (в
частности вездесущность) могут быть
сообщены человеческой природе Иисуса.

92. ЛЮТЕРАНЕ

Лютер также думал, что предупреждение
Павла о недостойном принятии причастия
(1 Кор. 11) имеет смысл только в том
случае, если Иисус действительно
присутствует там.

93. ЛЮТЕРАНЕ

•Учение Лютера совпадает с учением
католиков в том, что Христос
присутствует в элементах
сверхъестественным образом и не
занимает никакого пространства.
Следовательно, Он может присутствовать
полностью в каждом кусочке.
•В силу того, что элементы причастия
являются телом и кровью Господа,
лютеране ожидают получить от них

94. ЛЮТЕРАНЕ

Превращение элементов осуществляется
путем «сосуществования».
Согласно этой теории, после молитвы
освящения элементы причастия
становятся телом и кровью Христа.
Тело и кровь Христа находится «в
элементах», «с элементами» и «под
элементами». В элементах имеются
одновременно две сущности: одна от
природы, а другая от Бога.

95. ЛЮТЕРАНЕ

Лютер: «Сами тело и кровь нашего Господа
Иисуса Христа, по слову Христа,
установлены и даны нам, христианам,
чтобы мы их ели и пили под видом хлеба и
вина».

96. ЛЮТЕРАНЕ

Список благословений, которые лютеране
ожидают получить через причащение:
прощение грехов,
жизнь и спасение,
укрепление веры,
единение с Христом и Церковью,
возрастание в святости,
утверждение в любви,
рост в терпении и надежде.

97. ЛЮТЕРАНЕ

Согласно учению Лютера, тело и кровь
Господа находятся «вместе, в и под»
элементами хлеба и вина.
Такая позиция остается слишком
священнодейственной, по-прежнему
слишком буквально понимая образные
слова Христа о Его теле и крови

98. ЛЮТЕРАНЕ

ВЫВОДЫ
Лютер начал, но не закончил процесс
реформации.
Он отверг понимание Евхаристии как
жертвы за грех, необходимости в
священстве, пользе для мертвых, системе ex
opere operatо и им подобное.
Но ему не удалось избавиться от того, что
породило эти заблуждения в начале: от веры
в превращение элементов в тело и кровь
Христа

99. РЕФОРМАТЫ

Реформаторская и Пресвитерианская Церкви
верят, что хлеб и чаша не превращаются в тело и
кровь Иисуса.
Они остаются просто хлебом и вином. Но все же
внутри элементов имеется особое духовное
присутствие Христа.
Они сравнивают присутствие Христа в причастии с
отношениями солнца с его лучами. Солнце
находится на небе, но его лучи присутствуют и на
земле.
Подобным образом настоящий Христос находится
на небе, но Его присутствие находится и в

100. РЕФОРМАТЫ

Кальвин объяснил, что Христос присутствует в
причастии силой Духа Святого.
Хлеб и вино – это символы, но они не «пустые
символы», а указывают на духовную
реальность, т.е. тело и кровь Христа: «Его плоть
– это действительно пища, и Его кровь – это
действительно питьё, и эта еда питает
верующих к вечной жизни».
Зримые символы хлеба и вина даны нам для
побуждения веры. Принятие причастия
приводит к передаче благодати от Бога
верующему сердцу.

101. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ВЫВОДЫ
Кальвин отвергал всякое представление о
физическом присутствии Христа в элементах
причастия. Он подчеркивал духовное
присутствие Христа за Своим столом.
Это рассматривалось в качестве активного
присутствия посредством силы Святого Духа. В
реформаторской позиции подчеркивается тот
факт, что действенность священной смерти
Христа касается и становится значимой для
верующих только благодаря отношению веры и
доверия Христу.

102. РЕФОРМАТЫ

•Наряду с отвержением превращения
элементов, реформаторские церкви не
смотрят на Вечерю, как на жертву за
грехи.
•Вместо этого совершается всего лишь
воспоминание о том, что совершилось
на Голгофе.
•Кальвин и его последователи сделали
еще один шаг вперед к восстановлению
библейского взгляда на Вечерю

103. РЕФОРМАТЫ

Теперь хлеб и вино символически
представляют тело и кровь, но, тем не
менее, считается, что эти символы
онтологически связаны с реальностью
тела и крови в духовном плане.
Следовательно, в учении Кальвина
остаются некоторые следы католического
учения, в том числе предположение, что
физическое участие в причастии передает
благодать.

104. ЦВИНГЛИ

• Цвингли «Съесть тело Христа духовно
означает доверяться сердцем и душой
милости и благости Бога через Иисуса
Христа».
• Причастие символическим образом
представляет работу Христа.
• Размышление над происходящим во время
Вечери Господней вдохновляет верующего и
приводит к укреплению его веры.
• Верой же причащающийся приобретает
благодать от Господа.

105. ЦВИНГЛИ

Через причастие причащающийся
получает духовную силу от Господа, но
не посредством физического
принятия элементов, а косвенным
образом путем вдохновения.

106. ЦВИНГЛИ

Цвигли учил, что не происходит
превращения элементов.
Когда Иисус сказал: «сие есть Тело Мое» и
«сие есть Кровь Моя», Он говорил образно и
имел в виду «сие символизирует Тело
Мое…».
Хлеб и вино служат лишь символами тела и
крови Христа, но эти символы не связаны
онтологически с реальностью тело и крови.
В них нет ни присутствия Господа, ни

107. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ВЫВОДЫ
Позиция поминовения (символическая)
Упор делается на том, что Вечеря Господня
является обрядом, в котором отмечается
смерть Господа и ее значимость для
верующих.
Таким образом, она является знамением,
указывающим на Голгофу.

108. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Цвингли отвергал всякое представление о
физическом присутствии Христа за Своим
столом и вместо этого утверждал, что
Христос духовно присутствует только
благодаря вере.
Люди получают пользу через участие в
Вечере лишь путем вдохновения.

109. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Евангельская точка зрения на причастие:
• Слово символ наиболее подходящий термин
для описания этого священнодействия, но не
исчерпывает его.
Его использовали Дионисий Ареопагит, Ориген.
• В причастии верующие онтологически
приобщаются к телу и крови Христа (1
Кор.10:16,17).

110. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Тело и кровь Христа символически (духовно)
присутствуют в хлебе и вине, что позволяет
верующим реально и действительно
приобщаться к телу и крови Христа.
Духовное присутствие предполагает
таинственность самого субстанционального
(сущностного) присутствия. Механизм
присутствия понять невозможно.
• Тайну присутствия тела и крови Христа в
дарах причастия не исчерпывает ни одна
исторически сложившаяся концепция
евхаристии.

111. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ВЫВОДЫ
Бог хочет, чтобы Его народ имел физические
символы своей веры. Этими символами
являются водное крещение и Вечеря
Господняя.
Таким образом, верующие не только слышат
Евангелие, но и «видят» его. Хотя причастие, по
своему эффекту, не отличается от проповеди,
тем не менее, «эту Богом установленную
церемонию нельзя обойти или заменить чем-то
еще, иначе теряется важный опыт

112. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ВЫВОДЫ
Наряду с укреплением веры, физические
обряды подчёркивают исторический характер
христианской веры.
Непосредственное участие в обрядах наводит
на мысль, что страдания Спасителя были
реальными, физическими событиями.
Некоторые пятидесятники и харизматы
ожидают во время Вечери проявления
Божьей силы для исцеления.

113. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ВЫВОДЫ
Выгода, которую евангельский верующий
ожидает получить от причастия,
сравняется с тем, что он получает через
слышание проповеди или чтение Библии.
Вечеря Господняя – это видимая
проповедь, которая демонстрирует работу
Христа для нашего спасения.

114. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

ВЫВОДЫ
Польза в Вечери Господней для
выражения христианского единства.
«Все верующие принимают хлеб, все
верующие принимают чашу. Один из
уроков от этого символического действия
– это то, что члены общины должны быть
вместе»

115. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Кто участвует в причастии:
•Иисус совершил вечерю только для
самых близких учеников.
•В.З. запрещал участие в Пасхе людей,
чуждых иудаизму и кто не оформил свою
принадлежность к иудаизму.
•У нас нет оснований считать, что Павел
пишет общине в Коринфе, в которой
были не крещенные люди: 1 Кор.1:14.

116. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

• Церковь не знает практики причащения не
крещенных людей. Догматы в церкви были для
внешнего употребления, а таинства для
внутреннего.
• Богословский аргумент – участие в причастии
некрещеных людей нарушает фундаментальный
принцип богочеловечности церкви, который
указывает на гармонию видимо-невидимого
действия
• (вера - дела, покаяние - плод покаяния,
возрождение - крещение, единство - евхаристия,
вселенская церковь - поместная церковь).
English     Русский Правила