4.92M
Категория: РелигияРелигия

Закон Божий для семьи и школы

1.

Закон Божий
Для семьи и школы
Со многими иллюстрациями
Составил
Протоиерей Серафим
Слободской
СТК «Светочъ»

2.

БОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТУРГИЯ
ПРОСКОМИДИЯ

3.

Литургия есть самое важное Богослужение, во время
которого совершается Святейшее Таинство Причащения,
установленное Господом нашим Иисусом Христом в
четверг вечером, накануне крестных Его страданий.
Тайная Вечеря. Греция, 1976.

4.

Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера
смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб,
благословил его, преломил и дал апостолам, говоря:
«примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое».

5.

Тайная вечеря. Живаго С.А.1845—1846 гг.
Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил
ее и подал апостолам, говоря: «пийте от нея вси: сия есть
Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая
во оставление грехов».

6.

Тайная вечеря. Репин И.Е.
Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это
Таинство: "сие творите в Мое воспоминание" (Мф.26,26-28;
Лук.22,19; 1Кор.11,24).

7.

.Апостол Пётр проповедует в катакомбах. Ян Стыка
Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди
и примеру Иисуса Христа и научили христиан
совершать это великое и спасительное Таинство.

8.

В первое время порядок и
образ совершения Литургии
передавался устно, и все
молитвы
и
священные
песнопения заучивались на
память.
Затем
стало
появляться и письменное
изложение
апостольской
Литургии.
Раннехристианское богослужение в
катакомбах святого Каллиста

9.

Агапа (фреска из катакомб святой Присцисслы)
С течением времени Литургия пополнялась новыми
молитвами, песнопениями и священными действиями, что
нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее.
Являлась потребность объединить все существовавшие чины
Литургии, внести единообразие в их совершение.

10.

Это и было сделано в
четвертом веке, когда
прекратились гонения
на христиан и
христианская Церковь
получила возможность
приступить к
благоустройству
внутренней своей
жизни (Вселенские
Соборы).
Четвертый Вселенский Собор. Суриков В.И. 1877 г.

11.

В это время Св. Василий Великий
записал и предложил к общему
употреблению составленный им
чин Литургии, а Св. Иоанн Златоуст
несколько сократил этот чин. В
основу этого чина была положена
древнейшая
Литургия
Святого
апостола Иакова, первого епископа
иерусалимского.
Св. Иаков, брат Господень.
Фреска XII в. Патмос, Греция

12.

Св. Василий Великий был архиепископом
Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии).
"Великим" называют его за великие
подвиги его на пользу Церкви. Он оставил
после себя много церковных писаний,
много молитв и церковных правил.
Скончался в 379 г.

13.

Св. Иоанн Златоуст был архиепископом
Константинопольским.
"Златоустом"
прозвали его за особое красноречие, с
которым он проповедовал Слово
Божие. Он также оставил после себя
много церковных произведений. Он
несколько (в молитвах, читаемых
священником тайно) сократил чин
Литургии Св. Василия Великого, но
существенных изменений никаких не
допустил. Скончался в 402 г. в ссылке.
Иоанн Златоуст. 12в. Синай

14.

Литургия имеет различные названия. Первое название
"Литургия" - греческое, означает "общественная служба" и
указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть
умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества
верующих, - живых и умерших.
Лебедев К.В. Церковь земная и небесная
славословит Творца, показавшего нам свет

15.

Так как Таинство Святого Причащения по-гречески
называется Евхаристией, что значит "благодарственная
жертва", то и Литургия называется также "Евхаристией".

16.

Чаще всего Литургию называют "обедней", так как ее
положено совершать в полуденное (обеденное) время, и
Тело и Кровь Христовы, предлагаемый в Таинстве Святого
Причащения, в Слове Божием называются "Трапезой" и
"Вечерей" Господней (1Кор.10,21; 11,20).

17.

В апостольское время
Литургия называлась
еще "преломлением
хлеба" (Деян. 2,46).

18.

На Литургии воспоминаются
земная жизнь и учение
Иисуса Христа от рождения
и до вознесения Его на небо
и принесенные Им на
землю спасительные блага.
Сын человеческий. Никандр Николай. 1997

19.

Порядок
Литургии
такой:
сначала
приготовляется вещество для Таинства,
потом
верующие
приготовляются
к
Таинству и, наконец, совершается самое
Таинство, и верующие причащаются.
Литургия, таким образом, разделяется на
три части, называемые:
1) "проскомидией",
2) Литургиею "оглашенных"
3) Литургиею "верных".

20.

ПРОСКОМИДИЯ

21.

"Проскомидия" - слово греческое и значит: принесение. Так
называется первая часть Литургии от обычая древних
христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения
Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней,
называется просфорою, что значит: приношение.

22.

Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся),
чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для
совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не
пресный, хлеб.

23.

Печати для просфор
Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во
образ двух естеств Иисуса Христа - Божеского и
человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с
изображением креста и по углам его - начальных букв имени
Христа Спасителя: ИС. ХР. и греческого слова: НИ-КА; это
означает: Иисус Христос побеждает.

24.

Вино для Таинства требуется
виноградное, красное,
потому что красный цвет
напоминает цвет крови; вино
смешивается с водой в
воспоминание того, что из
прободенного ребра
Спасителя на кресте истекли
кровь и вода.

25.

Для проскомидии употребляется пять просфор в
воспоминание чудесного насыщения Христом пятью
хлебами более пяти тысяч человек (Иоан.6,22-58).
Умножение хлебов. Иванов А.А.

26.

Чудесное умножение хлебов.
Нестеренко В.И. 2001
На примере этого чуда Иисус Христос повод учил народ о
духовном насыщении и о нетленной, духовной пище,
подаваемой в Таинстве Святого Причащения

27.

Но собственно для причащения употребляется одна
просфора (Агнец), по слову апостола: "один хлеб, и мы
многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба"
(1Кор.10,17), а потому по своей величине эта просфора
должна соответствовать числу причастников.

28.

Се Агнец Божий. Икона на
шелке. XVII век.
Под агнцем подразумевается
просфора (гостия), которую
разрезают верующим для
принятия Евхаристии.
СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ

29.

Еще за час-полтора до начала службы в храмах начинается
жизнь. Кто-то до работы забежит поставить свечку, кто-то
зайдет помолиться перед чтимой иконой…

30.

…а священники в алтаре готовятся к богослужению. На
специальном столе, называемом Жертвенник расставлены
богослужебные сосуды, вино, лежат просфоры.

31.

Затем нужно разжечь кадило...

32.

...затеплить лампады.

33.

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению
Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми
царскими вратами, так называемые, "входные" молитвы и
облачаются в алтаре в священные одежды.

34.

Подойдя к
жертвеннику,
священник,
благословив начало
проскомидии, берет
первую (агничную)
просфору и копием
делает на ней трижды
изображение креста,
произнося: "в
воспоминание Господа
и Бога, и Спаса нашего
Иисуса Христа". Это
значит: проскомидия
совершается по
заповеди Иисуса
Христа.

35.

Из этой просфоры священник копием вырезает средину, в
форме куба, с произнесением слов пророка Исаии: "яко (как)
овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо
стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во
смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть; яко
вземлется от земли живот (жизнь) его" (Ис.53,7-8).

36.

Аккуратно отрезаются боковые части просфор (мелко
порезанные, эти части будут раздаваться верующим как
«антидор»), подрумяненный низ просфоры и получаем
частицу с надписью: ИС-ХР – НИ-КА, что в переводе с
греческого значит: Иисус Христос – Победитель

37.

Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем
(Иоан.1, 29) и полагается на дискос.

38.

Затем, священник крестообразно надрезает с нижней
стороны Агнец с произношением слов: "жрется (приносится в
жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира,
за мирский живот (жизнь) и спасение", и прободает правую
сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: "един
от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде
кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть
свидетельство его" (Иоан. 19, 34); сообразно с этими словами
в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

39.

Вливают в Чашу вино с небольшим количеством воды. На
символическом языке это обозначает, что во Христе были
соединены Божественное и человеческое измерения.
Пока – это холодная вода. Непосредственно перед
Причащением вливают в Чашу кипяток, который
смешается с Кровью Христовой и сделает Ее теплой.
Он означает, что во Христе всегда (даже когда Он умер)
присутствовало Бессмертное Божество.

40.

Из второй просфоры, называемой "богородичною",
священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и
полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.

41.

Из третьей просфоры, называемой "девятичинной",
вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна
Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников,
преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны
и того святителя, имени которого совершается Литургия;
эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на
дискосе, по три частицы в ряд.

42.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и
полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и
полагаются ниже частиц вынутых за живых.

43.

Наконец, вынимаются частицы из просфор,
подаваемых верующими. Частицы из этих
просфор полагаются вместе с частицами,
вынутыми из четвертой и пятой просфор.

44.

В конце Литургии частицы, вынутые в память наших
близких, опустят в чашу со словами: «Отмый, Господи,
грехи поминавшихся здесь Пречистой Твоею Кровью,
молитвами всех святых». Просфорные частицы,
напитываясь
Животворящей
Кровью
Христовой,
освящаются, и это освящение передается душам людей,
за которых они принесены.

45.

Во время Проскомидии чтецы и пономари (а
также все не занятые в алтаре) поминают людей,
за которых были поданы в этот день записки.

46.

Закончив поминание, священник берет из рук диакона кадило
и произносит молитву: «Фимиам (то есть, благовонное
вещество) Тебе приносим, Христе Боже наш, как благоухание
наших душ. Приими его на небесный Твой жертвенник, и
ниспошли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа».

47.

Покадив звездицу, священник ставит ее на
дискосе над Агнцем и частицами, чтобы
сохранить их в положенном порядке.

48.

Затем священник покрывает дискос с частицами и Чашу
специальными пеленами и произносит молитву, в которой
просит помянуть тех, кто участвовал своими жертвами в
подготовке этой службы.

49.

50.

51.

Священник кадит пред Дарами и молит Господа
благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти
Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать
достойным для священнодействия божественных Таин.

52.

Проскомидия совершается священником на
жертвеннике при закрытом алтаре вполголоса.
Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и
6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

53.

Применяемые на проскомидии священные предметы и
совершаемые действия имеют символическое значение.

54.

Распятие Иисуса Христа
Голынский В.А.
Поклонение волхвов.
Отмар В.1897
Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу.

55.

Нестеренко В.И.
Распятие. 1999
Звездица - вифлеемскую звезду и крест.

56.

Христос во гробе
Боровиковский В.Л.
Покровы
пелены
рождественские, пелены
и плащаницу, бывшие во
гробе Спасителя.

57.

Потир - ту Чашу, в которой
священнодействовал Иисус Христос.
Попов П.П. Тайная вечеря

58.

Приготовление Агнца суд, страдания и смерть
Иисуса
Христа,
а
прободение его копием прободение, сделанное
одним из воинов на Теле
Спасителя.
Христос в терновом венце. Крамской И.Н. 1881

59.

Лебедев К.В. Церковь земная и небесная
славословит Творца, показавшего нам свет
Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе
означает всю Церковь Божию, членами которой состоят:
Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все
верующие христиане - живые и умершие, а Главою ее - Сам
Господь наш Спаситель.

60.

Каждение знаменует осенение Святого Духа, благодать
Которого сообщается в таинстве Святого Причащения.

61.

Учебник "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского,
написанный в 1957 году в далекой эмиграции, стал любимым
чтением многих людей современной России, на нем выросло не
одно поколение православных христиан.
«Закон Божий» прот. Серафима Слободского в интернете:
Азбука веры - текст
http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_001-all.shtml
Телепрограмма «Закон Божий» - текст, видео
http://zakonbozhiy.ru/
Православный портал «Предание» - аудио
http://www.predanie.ru/mp3/Zakon_Bozhii/
«Русский паломник» – православная книга почтой - купить
http://www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=270
Презентацию выполнила Рябчук С.М. для сайта:
«Светочъ. Основы православной веры в презентациях»
http://svetoch.ucoz.ru
English     Русский Правила