Похожие презентации:
«Встречают по одежке…» История названий традиционной одежды русских женщин
1.
«Встречают по одежке…»История названий традиционной
одежды русских женщин
(материалы для классного часа)
Презентация подготовлена Лавровой А.И., учителем
русского языка и литературы МОУ Романовская СОШ
имени И.В.Серещенко
2.
Уважение к минувшему — вот черта, отличающаяобразованность от дикости.
А.С.Пушкин
3.
Нам, россиянам,русского костюма
Историю полезно
будет знать!
Костюм о людях
призовет
подумать,
О быте, нравах может
рассказать.
4.
Традиционная одеждарусских женщин
Русские женщины, даже простые крестьянки,
были редкими модницами. В их объемных
сундуках хранилось множество самых разных
нарядов. Особенно они любили головные
уборы — простые, на каждый день,
и праздничные, вышитые бисером,
украшенные самоцветами. На национальный
костюм, его покрой и орнамент влияли такие
факторы, как географическое положение,
климат, основные занятия в этом регионе.
Главные черты женской одежды на Руси –
наличие нескольких слоёв и яркие цвета.
5.
В русском костюме, который начал складыватьсяк XII веку, заложена подробная информация
о нашем народе — труженике, пахаре,
земледельце, веками живущем в условиях
короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать
бесконечными зимними вечерами, когда за окном
завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали,
шили, вышивали. Творили. «Бывает красота
движения и красота покоя. Русский народный
костюм — это красота покоя», — писал
художник Иван Билибин.
На узорах — травы, кони , птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала Нечисть и болезни отгоняла.
6.
Когда говорят о традиционной русскойодежде,
большинство
людей
представляет женщину в вышитой рубахе,
кокошнике
и
сарафане.
Народные
костюмы на самом деле отличались
большим разнообразием. По ним можно
было судить о социальном статусе
владельца, его возрасте, семейном
положении
и
роде
деятельности.
Народные костюмы России были разными
в
зависимости
от
географического
положения. Например, только на севере
носили сарафаны, а в южных районах
поверх рубахи надевалась понева.
7.
Понева — мешковатая юбка — былаобязательным элементом гардероба
замужней женщины. Понева состояла из трех
полотнищ, могла быть глухой или распашной.
Как правило, ее длина зависела от длины
женской рубахи. Подол украшали узорами
и вышивкой. Чаще всего поневу шили
из полушерстяной ткани в клетку.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали
вокруг бедер, а на талии ее держал
шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно
носили передник. На Руси для девушек,
которые достигли совершеннолетия,
существовал обряд надевания поневы,
который говорил о том, что девушка могла
быть уже просватанной.
8.
В переводе состарославянского «понева»
означает «кусок ткани»,
«завеса», «полотенце».
Некоторые исследователи
считают, что славяне
называли поневой не саму
юбку, а ткань, из которой она
была сшита.
9.
СарафанСлово «сарафан» произошло от персидского
«саран па» — «через голову». Впервые оно
упоминается в Никоновской летописи
от 1376 года. Впрочем, заморское слово
«сарафан» в русских деревнях звучало
редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник,
синяк или косоклинник. Сарафан был, как
правило, трапециевидного силуэта,
он надевался поверх рубахи. Сначала это
было чисто мужское одеяние, парадное
княжеское облачение с длинными
откидными рукавами. Его шили из дорогих
тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож
сарафан перешел к духовенству и лишь
после
.
закрепился в женском гардеробе
10.
Передник не только защищал одеждуот загрязнения, но и украшал
праздничный наряд, придавал ему
законченный и монументальный вид.
Передник гардероба носили поверх
рубахи, сарафана и поневы. Его украшали
узорами, шелковыми лентами
и отделочными вставками, край
оформляли кружевом и оборками.
Существовала традиция вышивать
передник определенными
символами,по которым можно было, как
по книге, прочесть историю женской
жизни: создание семьи, число и пол
детей, почивших родственников.
11.
Поверх поневы надевалипередник, который назывался
«занавеской» или «запоном».
Его шили из прямого полотна
ткани, перегнутого пополам с
прорезанным по сгибу
отверстием для головы.
12.
Душегре́я (шугай, кацавейка,телогрейка, телогрея) — верхняя
однобортная крестьянская
женская одежда для праздников
наподобие кофты. Широкое
распространение получила на
Руси в XVII веке.
13.
Пояс на рубахинадевали,
Им себя от зла
остерегали.
Ну, а распоясаться,
конечно,
Было стыдно да и
просто грешно.
14.
Пояс является одним из самыхсокровенных видов творчества,
украшений и оберегов. Это обязательная
принадлежность русской народной
одежды. Разделяя верхнюю и нижнюю
части тела человека, связывая верхнюю и
нижнюю части одежды, пояс тем самым
одновременно отделяет и связывает
высшее и низшее начала в человеке.
Кроме этого, пояс принимает
значительную часть веса одежды на себя,
освобождая плечи от дополнительной
нагрузки. Он всегда и во всех славяноарийских народах воспринимается как
знак благополучия и порядочности.
15.
Кика- (кичка, сорока, рога, колотовка,шамшура, увязка, шеломок) —
древнерусский женский головной убор с
рогами.
Вплоть до XIX века головной убор
являлся неотъемлемым атрибутом
замужней женщины, до тех пор, пока
православная церковь не запретила ее
ношение, требуя заменить кику на
кокошник. Из обихода кика выходила
постепенно, до 50-х годов XX-го века ее
еще использовали в качестве украшения
невесты на свадьбах. Сегодня, можно
сказать, что о ней совсем забыли.
16.
Сорока - старинныйрусский головной убор замужних
женщин или его часть. Был широко
распространен в центральной и
южной России.
Сороку делали из мягкой ткани и
по особенному завязывали, но до
сих пор не понятно,
самостоятельный ли это элемент
одежды или дополнение к кике.
17.
Кокошник — это старинный головнойубор, символ русского национального
костюма. Название происходит от
древнерусского слова «кокошь»
(«курица», «наседка»). Их носили только
замужние женщины: с давних времен
считалось, что, выйдя замуж, нужно
покрывать голову и прятать волосы. Форм
кокошника было очень много, однако
сейчас наиболее известной считается
форма шапочки с плоским или выпуклым
дном, к которой крепился высокий
гребень в виде треугольника или
полумесяца.
18.
Коль девица с голойголовою,
Значит, не помолвлена с
судьбою.
После свадьбы косы
убирались.
Без платка нигде не
появлялись.
19.
По древнерусскомуобычаю поверх
кики надевали
платок (убрус).
20.
Обо всём одежда говорила,По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда
родом?
Возраст, ремесло и связь с
народом.
Пусть с поры той пролетают
годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда
Не найдёшь нигде! Да и не надо.