Этнографический диктант

1.

2.

3.

4.

1. Для удмуртов некоторые рощи имеют особое
значение: в них нельзя рубить деревья, ломать
ветки, собирать грибы и ягоды. Даже ходить в них
просто так не нужно. Почему?
• а.Это музеи-заповедники народной
архитектуры
• б.Там находились столицы удмуртских
княжеств
• в.Их воспел один из основателей удмуртской
литературы
• г.Это места народных молений

5.

2. У восточных славян (белорусов, русских,
украинцев) молодоженов на свадьбе встречают
хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты
на традиционной башкирской свадьбе?
а.Мед и масло
б.Соль и сахар
в.Молоко и кашу
г.Блины и перемячи

6.

3. На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева
моря сложилась особая культура, связанная с
мореходством. Ее частью был особый словарь
названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый
этикет. При встрече кораблей на море здесь
обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре
ветра». Как называют носителей подобной культуры?
а.Семейские
б.Липоване
в.Казаки
г.Поморы

7.

4. «С пустыми руками в гости не ходят» говорит русская пословица, «мусафирликке
къол саллап бармайлар» - вторит ей
крымскотатарская. Собираясь в гости, у
крымских татар принято приносить с собой
пачку кофе. А что обязательно должны
сделать хозяева?
а.Сварить для гостя кофе
б.Убрать этот кофе подальше
в.Погадать на кофейных зернах
г.Угостить гостя чаем

8.

5. Согласно мифам народов Севера и Сибири, это
животное – гигантское с большими рогами, живет под
землей или под водой, а если выходит на
поверхность, то тут же погибает. Одни называли его
«земляной олень», другие – «водяной бык», а в
русской традиции его называли Индрик-зверь.
Реальный прототип этого зверя изображен на гербе
города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?
а.Калуга
б.Мамонт
в.Белуга
г.Морж

9.

6. Жанр коротких историй о встрече с нечистой
силой, колдунами, ведьмами,
сверхъестественных событиях, которые
рассказчик передает как свой реальный опыт
или опыт других людей, в русской
фольклористике называют:
а.Небылица
б.Небывальщина
в.Быличка
г.Видальщина

10.

7. В традиционной культуре ни один предмет
не существует просто так, сам по себе. Кроме
практической функции он всегда значит что-то
еще. Какой из перечисленных ниже предметов
утвари был символом власти – хозяйки в русской
крестьянской семье?
а.Хомут, в который запрягают лошадь
б.Серп, которым жнут зерновые в поле
в.Коромысло, на котором носят ведра с водой
г.Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

11.

8. Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев,
кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел
танцевать с девушкой, то сперва должен был
снять с себя этот предмет и танцевать без него
а.Шашка
б.Черкеска
в.Папаха
г.Пояс

12.

9. У многих народов России существовал
обычай, по которому женщина должна была
скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И
«опростоволоситься», то есть показаться на людях
без головного убора, было страшным позором.
Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:
а.После получения паспорта
б.После развода
в.После рождения первого внука
г.После свадьбы

13.

10. Писатель Владимир Санги, основатель нивхской
литературы, автор учебников нивхского языка,
родился на этом острове в 1935 году. В своих
произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба
Кевонгов», «Человек Ых-мифа» - он описал легенды,
мифы, обычаи своего народа и красоту родного
острова, крупнейшего в России, который нивхи
называют Ых-миф. А как этот остров называют на
международных картах?
а.Сахалин
б.Медный
в.Шикотан
г.Земля Санникова

14.

11. Какой из народов, включенных в Единый
перечень коренных малочисленных народов
Российской Федерации, освоил самые
северные территории России?
а.Нганасаны
б.Шапсуги
в. Абазины
г.Ижорцы

15.

12. Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как
симбиоз местной корейской и русской кухни. Из
корейской традиционной кулинарии взяты начинка из
острой квашеной капусты с мясом и специями и
способ приготовления на пару, а из русской –
добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно
популярно в городах Дальнего Востока и Сибири,
начали его готовить и в городах Европейской России.
Как оно называется?
а.Пянсе
б.Юкола
в.Тала
г.Чак-чак

16.

13. В известной песне Владимира Высоцкого есть
фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого
называют «шурином» в системе терминов
родства и свойства?
а.Племянника по отцу
б.Брата мужа
в.Брата жены
г.Дядю по матери

17.

14. У народов Кавказа до сих пор существует
традиция, которую описывает следующая
пословица: «Когда приходишь к скотине, даже
она встаёт». Что это за традиция?
а.Ходить в гости
б.Отгонять весной скот в горы
в.Избегать младших
г.Вставать при приветствии

18.

15. Греческое слово «этнос» - «народ» уже
давно стал своеобразным определителем: «этно
джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто
«этника» - чуть ли не всё, что связано с
культурами и обычаями разных народов. А что
означает термин «этнофутуризм»?
а.Направление в современном искусстве
б.Религиозное течение
в.Экологическое движение
г.Государственная национальная политика

19.

16. Согласно статье 26 Конституции Российской
Федерации граждане Российской Федерации
определяют и указывают свою
«национальность»:
а.По национальности отца
б.По национальности матери
в.По родному языку
г.По своему усмотрению

20.

17. Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен
Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают
всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых,
которые сохраняли и передавали карельские руны
следующим поколениям. А что именно в Карелии
называют рунами?
а.Вольную борьбу
б.Эпические песни
в.Народные танцы
г.Карельскую письменность

21.

18. В составе России 85 субъектов: республики,
края, области, города федерального значения,
автономные округа и автономная область.
Сколько субъектов со статусом «край»?
а.22
б.3
в.9
г.4

22.

19. Сейчас проходит Всероссийская перепись населения,
которая является основным источником формирования
официальной статистической информации о численности и
структуре населения, его распределении по территории
Российской Федерации в сочетании с социальноэкономическими характеристиками, национальным и
языковым составом населения, его образовательным
уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?
а.Ваша религиозная принадлежность
б.Ваше гражданство
в.Ваш родной язык
г.Ваша национальная принадлежность

23.

20. Ниже перечислены названия разных
традиционных видов одежды и обуви народов
Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов
изготавливают из войлока, а не из меха?
а.Гусь
б.Кухлянка
в.Кисы
г.Бурка

24.

21. В 1982 году Андрей Савичем Борисовым был
поставлен знаменитый спектакль «Желанный
голубой берег мой» по повести Чингиза
Айтматова «Пегий пёс, бегущий краем моря»,
который является визитной карточкой Саха
академического театра им. П.А. Ойунского. О
каком народе повествуется в произведении?
а.Юкагиры
б.Коряки
в.Айны
г.Нивхи

25.

22. Берестяная ураса является самым древним
историческим и архитектурным памятником
якутского народа. Как называется
приспособление для отопления Урасы, которая
стоит в центре строения?
а.Холумтан
б.Комелек
в.Костер
г.Ohox

26.

23. Как называется национальный
эвенкийский праздник весны и зелени? -
а.Бакалдын
б.Кильвей
в.Шахаджьиибэ
г.Эвинэк

27.

24. Самый древний народ Якутии с
самоназванием «одулы».
а.Эвены
б.Чукчи
в.Юкагиры
г.Долганы

28.

25. Самый большой по площади муниципальный
район Якутии, который расположен на северозападе республики, за Северным полярным
кругом.
а.Алданский улус (район)
б.Олекминский улус (район)
в.Булунский улус (район)
г.Оленёкский национальный (эвенкийский) улус
(район)

29.

26. В сентябре 2011 г. в Усть-Янском улусе в
местности Ойогос Яр охотниками на
осыпавшемся склоне обнаружена прекрасно
сохранившаяся туша мамонтенка. Уникальность
заключалась в том, что у туши сохранились
шерсть, хобот, все ноги и головной мозг. Как
назвали мамонтенка?
а.Мамонтенок Дима
б.Мамонтенок Игорь
в.Мамонтенок Малыш
г.Мамонтенок Юка

30.

27. Какой народ в Якутии отнесен по Уставу
об управлении инородцев Сибири (1822
год) к разряду кочевых?
а.Юкагиры
б.Долганы
в.Эвены
г.Якуты

31.

28. Первый ученый – лингвист якутского
народа.
а.Эдуард Пекарский
б.Гавриил Ксенофонтов
в.Семен Новгородов
г.Николай Неустроев

32.

29. Назовите народного поэта Якутии, написавшего эти
стихи: Щедрое народное наследство,- Я люблю красивый
наш язык. На якутском говорю я с детства, Словно к матери, к
нему привык. Но и так, друзья мои, бывает: В час, когда сижу
с пером в руке, Новых слов для песни не хватает Мне в
родном богатом языке. Если слог мой поисками скован
Сколько новых дел, событий, чувств! Обращаюсь к русскому
я слову, У него я новому учусь.
а.Леонид Попов
б.Софрон Данилов
в.Семен Данилов
г.Иван Арбита

33.

30. Какой сибирский тунгусо-маньчжурский
народ в этнографической литературе
известен как ламуты?
а.Ненцы
б.Нанайцы
в.Эвены
г.Эвенки
English     Русский Правила