Похожие презентации:
Традиции гостеприимства якутов
1.
Традиции гостеприимства якутовПодготовила студентка группы СТ—153
первого курса Нечеухина Варвара
2.
Характеристика народаГеографический аспект
Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым
крупным из всех коренных народов Сибири.
Якуты делятся на несколько основных групп:
— амгинско—ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем
левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;
— олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;
— вилюйские, живут в бассейне Вилюя;
— северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк,
Анабар, Индигирка и Яна.
Основная часть якутов проживает в Якутии, некоторая часть живет в
Магаданской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в
Москве, Бурятии, Санкт-Петербурге и на Камчатке.
Антропологический аспект
Антропологически якуты типичные северные монголоиды
центральноазиатского типа: крупные, высокорослые, с выраженной складкой
века, широким и плоским лицом, пониженным ростом бороды у мужчин.
Почти ничего не выдает в них более южное, тюркское происхождение.
3.
Этнолингвистический аспектЯкутский на ряду с русским является
одним из государственных языков
Республики Якутии. Якутский
относится к тюркской группе
языков, но значительно отличается
от них лексикой неясного
происхождения, которая, возможно,
относится к палеоазиатской. В
якутском много слов монгольского
происхождения, древних
заимствований и русских слов,
которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.
Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни.
Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое
население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы. Используют
этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся
мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги,
ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на
якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки.
4.
Конфессиональный аспектДо того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар
Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара —
бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента
зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов. У
каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по
имени и убивать. В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть
коренного населения стала православными христианами. Но массовая
христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее
из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно
относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами,
но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в
Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало.
5.
Народная культура якутовДревний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в
исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое
занимает самое основное место в фольклоре народа. Олонхо обозначает
эпическую традицию и служит названием отдельных сказаний. Поэмы длиной в
10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать
далеко не все.
Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская
разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами
и языком.
6.
Якуты ограждают свои жилища и скот от злых духов, используя множествозаговоров, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения
детей. Обязательный традиционный обряд у якутов — это Благословение Айыы
на торжествах и праздниках на природе. Благословения — это молитвы. Самым
важным праздником является Ысыах, день восхваления Белых Айыы. При охоте
и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай.
Во время национального праздника Ысыах проводятся национальные якутские
прыжки, международные игры «Дети Азии».
Национальным видом спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе
которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был
выведен в 2003 году. Еще один вид спорта хапсагай — очень древний вид борьбы
у якутов.
7.
Сватовство является одним изобычаев и традиций якутов.
Родители в назначенный день
уходят в дом предполагаемого
жениха, а девушке нельзя выходить
из дома. Родители беседуют с
родителями парня, во всех красках
описывают свою дочь и ее
достоинства. Если родители парня
не против свадьбы, обсуждается
размер калыма. К свадьбе девушку
готовит ее мать, готовит ей
приданое, шьет наряды. Невеста
выбирает время свадьбы.
Раньше свадебное платье шили только из натуральных материалов. Сегодня это
необязательно, важно только, чтобы наряд был белоснежным и комплектовался
тугим поясом. На невесте должны быть обереги для защиты новой семьи от
болезней и зла.
Невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты
окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с
невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с
застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только
с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.
8.
Обряд кормления огня (алгыс) — увековеченнаятрадиция якутского народа.
Этот обряд проводят в повседневной жизни
перед поездкой на рыбалку, охоту или в
путешествие, рассчитывая получить у духа леса
Байаная благословения, удачной дороги,
благоприятной погоды. Особенно масштабен и
красив обряд кормления огня в торжественных
случаях, например во время национального
праздника «Ысыах.
В Якутии огонь обычно кормят оладьями,
конским волосом, кумысом.
9.
Якутские пословицы про гостеприимствоИмеет что вынуть из-за пазухи и что отвязать от тороков.
Смысл: якутки не имеют карманов, потому мясо, которое несут в гостинцы
детям из гостей, они принуждены бывают класть за пазуху, обернув в сено.
Для голодного вкусна и дикая репа, для жаждующего сладка и вода.
Смысл: голодный человек непривередлив в пище, которую ему предлагают.
10.
Гостеприимство у якутовГостеприимство у якутов было вызвано жизненной необходимостью развития
социально-экономических связей между территориально разобщенными
народами и фамилиями. Гость был почти единственным информатором обо всех
происшествиях и новостях края. В старину дом, где останавливался путник,
приходили мужчины всего села, получить информацию о внешнем мире.
Интерес гостю повышался, если он был представителем другого этноса. К этому
можно добавить заметки из «Юридических обычаев якутов» М. Вруцевича:
«Обычай гостеприимства у якутов пользуется полным правом гражданства, чем
часто злоупотребляют русские поселенцы. Случается, что якуты не только кормят
бездельных поселенцев, но и снабжают их на дорогу довольно значительными
деньгами или продуктами, несмотря на то, что поселенец, прокутив деньги гденибудь в городе, снова возвращается к тем же якутам, которые его накормили,
напоили и дали денег, они повторяют это по несколько раз.
В отношении гостеприимства приходилось слышать от якутов такую речь: «Нуча
(русский, говорят якуты); если якут к нему придет голодный, когда русский сидит за
столом и обедает, то русский ни пить, ни есть не даст, а когда русский придет к
якуту, не дать ему пить и есть не хорошо, потому что якут знает, каково быть
голодному; в этом случае мы судим по себе».
11.
В своем фундаментальном труде овилюйских якутов натуралист Р.К.
Маак заприметил, что: «При
встрече двух якутов, давно не
видевших друг друга, разговор между
ними обыкновенно начинается
словами: рассказывай, друг. Эта
фраза служит у якутов
общепринятою формою
приветствия. Когда приходит гость,
они его приглашают к накрытому
столу. И за столом они
обмениваются своими новостями.
Со стороны кажется, что они старые знакомые. Приезжая гость входит, не кивая
головой, снимает шапку, вешает ее на кол и греется у разведенного огня. Погревшись, он
садится на лавку, и тогда только хозяин проговорит: «Рассказывай, Друг!»
Якуты обычно в летнее время встречали гостей обязательно с кумысом. В основном
кумысом почитали уважаемого гостя. А когда гость собирался уходить, хозяева
дома дарили ему подарок и продукты на дорогу. Известно, что у якутов
существовала два вида подарка: подарок (Бэлэх) и гостинцы (Кэhии). Якуты всегда
радовались гостинцам. Дарение гостинцев ими воспринималось как знак
уважения.
12.
Как писал исследователь И.А. Худяков, гостю, который пришел хоть и смаленькими гостинцами, хозяева дарили подарки, которые он бы смог увезти на
упряжке.
Все приезжие, даже будучи совершенно незнакомыми хозяевам, пользовались
правами гостя и ночевали без всякой платы за ночлег. Вообще о плате за стол и
ночевку не могло быть и речи, так как это в корне противоречило национальному
обычаю гостеприимства. В этом отношении некоторое исключение представляли
только бедняки, проживающие у больших дорог, юрта которых служила как бы
постоялым двором.
13.
Особенной была встреча богатого почетного гостя: хозяева устраивали в его честьнастоящий пир: забивали скот, угощали вином, кумысом и более изысканными
блюдами. На следующий день перед отъездом собравшихся гостей хозяева
одаривали помимо обязательного провианта другими ценностями: маслом,
серебряными украшениями, монетами, мехами, а самого тойона – нередко
хорошей лошадью. Якуты различают гостя по его пребыванию: «ыалдьыт» - букв.
«гость», «хоноьо» - гость, который остается ночевать, «ааьан иьэр киьи или дьон» проезжий человек или проезжающие люди. К ним отношения могут быть
разными, исходя из его (их) социального положения.
14.
С пищей, в особенности смолочной, у якутов-скотоводов
связывалось представление о
богатстве и изобилии во всем.
Если пирующие выпивали и
съедали без остатка все, что было
подано, то считалось, что хозяева
через это теряли свое
материальное благополучие и
счастье. В силу этого собравшиеся
на празднество обычно никогда не
допивали и не доедали до конца
угощение, так как это считалось не
столько неприличным, сколько
запретным – табуистичным.
Молочную пищу на землю не проливали, ибо это вызывало гнев боговпокровителей конного и рогатого скота. В результате мог начаться падеж скота, в
особенности молодняка. Поэтому богатые скотоводы избыток молочных
продуктов своего хозяйства выливали в ближайшее озеро.
Запрещалось есть левой рукой – это было равносильно тому, что человек выпьет
собственную кровь. Также запрещалось говорить громко и шуметь над только что
сделанной, но еще не готовой кумысной закваской, а также ссориться, кричать и
шуметь в помещении, где готовится кумыс.
15.
Якутская национальная кухняЙогос
Саламат
Керчэх
Якутские лепешки
16.
ЗаключениеТрадиции якутов многогранны и неповторимы. Прикоснуться к их вековой
истории, ощутить силу воли в борьбе за свое выживание и благополучие рода
стоит каждому. Тем более, можно не только гордиться, что такой народ живет с
вами в одной стране, но и беспрепятственно увидеть его рост и развитие своими
глазами.
В современное время «якутское гостеприимство» претерпевает кое-какие
изменения. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от
прошлого, в гостеприимстве современных якутов есть и новые элементы,
связанные с изменениями в их быту и культуре.
На примере традиций гостеприимства якутов в культуре повседневности можно
делать вывод о том, что гостеприимство как традиция и обычай сохранились
отчасти. Некоторые функции достаточно устойчивы и жизнеспособны, в том
плане, что они сохранились в обрядовой культуре якутов. Традиционная
культура, пусть даже, когда-то она была обыденной, в данное время претерпевает
изменения на фоне повседневной культуры современного человека.