671.70K

Психология цифровой среды

1.

ПСИХОЛОГИЯ
ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Кружкова Ольга Владимировна

2.

Информационная среда
◦ информационное общество – общество, в котором информация и уровень ее применения
и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные
условия жизни граждан;
◦ информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, созданных
субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их
информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры
С психологической точки зрения информационная среда предстает в виде информационных
воздействий разного рода, которые на себе испытывает человек, а также в виде
информационных средств общения, взаимодействия с другими и воздействия на других
(средства массовой информации, мультимедиа, Интернет и т.п.)» (В.И. Панов)
22.11.2021

3.

Цифровая среда
◦ Цифровая среда – система условий и возможностей, подразумевающая наличие
информационно–коммуникационной инфраструктуры и предоставляющая человеку набор
цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностно–профессионального
развития, решения различных бытовых и профессиональных задач
◦ «Киберпространство, или пространство Интернета, опирается одновременно на продукты
информационных технологий и на социальные сервисы, являющиеся полем специфического
поведения человека. Киберпространство не является средой, поскольку последняя
предполагает некий системообразующий центр, а киберпространство такого единого центра не
имеет; наоборот, это именно пространство, т. е. некоторая область, в которую можно «войти»
и из которой можно «выйти»
◦ Медиапростра́нство (то есть пространство, создаваемое электронными средствами
коммуникации) – это электронное окружение, в котором отдельные люди или их группы и
другие сообщества могут действовать вместе в одно и то же время
22.11.2021

4.

Информационная среда и
потребности человека
◦ информационная среда – совокупность (или система) условий и влияний,
обеспечивающих возможность удовлетворения потребности человека в разного рода
информационных взаимодействиях с окружающей средой и с представляющими ее
людьми (субъектами).
в получении информации (учебной, бытовой, профессиональной и т.д.);
в получении удовольствия от получаемой или передаваемой информации (когнитивного, интеллектуального,
эмоционального, личностного, эстетического, поведенческого, коммуникативного взаимодействия);
в аффилиации – информационная среда это пространство других субъектов, во взаимодействии (в со-присутствии, в
со-бытии) с которыми я могу проверить свои действия и с которыми чувствую себя спокойнее;
в источнике удовлетворения неудовлетворенных (или скрытых) желаний;
в виртуальном отреагировании стрессовых ситуаций, страхов, незавершенных действий и т.п.
22.11.2021

5.

Структура информационной среды
Пространственно-предметный
компонент
совокупность предметов,
которые хранят, перерабатывают
и передают информацию и с
которыми осуществляется
информационное
взаимодействие
Коммуникативный компонент
совокупность субъект-объектных
и субъект-субъектных
коммуникативных
взаимодействий, содействующих
или же препятствующих
получению, переработке
информации или обмену
информационно–
коммуникативными действиями
Технологический компонент
представляет собой
совокупность инструментальных
действий (способов, умений,
навыков), необходимых для
приема, хранения, переработки и
обмена информацией
Субъекты информационной
среды
агенты информационных
воздействий
22.11.2021

6.

Типы взаимодействия с
информационной средой
как факт – данная информационная среда существует в одном пространстве–времени (хронотопе) со мной, но мы
никак друг с другом не взаимодействуем, я отмечаю ее наличие и не больше
как фактор – данная информационная среда воздействует на меня как на ОБЪЕКТ, вызывая во мне какие-то изменения в
физиологическом, психологическом, социальном плане
как условие – данная информационная среда создает возможность совершения данным индивидом каких-то
информационных действий
как средство – инструмент (способ, действие), с помощью которого я изменяю что-то вовне или в самом себе
как объект – то, на что направлены мои преобразующие действия с целью его изменения в соответствии со своими
целями и представлениями
как субъект (квазисубъект) – когда информационная среда наделяется индивидом субъектными качествами
(субъектифицируется), обладает способностью воздействовать на индивида не только физиологически, но и
психологически
22.11.2021

7.

Этапы развития цифрового общества
◦ Первый этап, 1940–60–е гг. XX в.
Прогнозирование начала общества информационного развития преимущественно в экономических и
социологических исследованиях
◦ Второй этап, конец 60–х – конец 90–х гг. ХХ в.
Констатация процесса глобального перехода цивилизации в новое качественное состояние –
информационное общество. Зарождение и мощный рывок «психологии компьютеризации» (О.К. Тихомиров).
В экономических исследованиях определяющую роль в развитии экономики (и, соответственно, получении
прибыли) играет не промышленность, а информация. Введение в научный психологический оборот понятий
«информация», «виртуальная среда», «цифровая среда», «информатизация» и т.п., а также многообразие их
трактовок в русле различных концепций и школ
◦ Третий этап, конец 90–х гг. ХХ в. – настоящее время
Становление научного направления – киберпсихологии. Рост исследований в области цифровизации
различных видов деятельности (покупки, образование, коммуникация и др.) в геометрической прогрессии.
Появление 15 ключевых векторов исследований цифровизации жизнедеятельности и их последующий
интенсивный рост. Предметом исследования становится жизнедеятельность в условиях различных сред,
риски цифровой трансформации субъекта
22.11.2021

8.

Изменения, спровоцированные
информационной средой
Неконтролируемые
колоссальные объемы
информации
Упрощенная система
поиска информации
Возможность массового
производства и
ретрансляции
информации
Изменение моделей
коммуникации
Алгоритмизация выбора
22.11.2021

9.

Трансформация психологических
конструктов
Обратная связь и оценка
•Эмотиконы, «цифровая» речь и
ее характеристики, средства
контроля доступа, новые
термины, ограничения
социальных сетей и иных
ресурсов в оценках
•Трансформация передачи
обратной связи, оценки событий,
явлений – от развернутых
высказываний, оценочных
суждений – к кратким
высказываниям, лайкам,
дизлайкам, обобщению
Сопереживание, эмпатия
•Эмотиконы (выражение
сопереживания), возможность
перевода денег, репоста
•Трансформация системы
эмпатии – от конкретной
помощи словом, делом – к
репосту информации и,
возможно, денежному
переводу; обеднение
возможности для выражения
всех составляющих эмпатии:
когнитивной, коммуникативной,
предикативной (способности
прогнозировать поведение
человека в условиях
неопределенности)
Система коммуникации
•«Информационный» язык,
системы выбора вариантов
ответов, англицизмы, лояльность
к обсценной лексике и ее
трансформация, большие
возможности для коммуникации
с незнакомыми людьми на
любые темы
•Трансформация в сторону
сокращения сложной речи и
снижения формализации речи
22.11.2021

10.

Мораль
Когнитивные механизмы
Самопрезентация
• Игры (шутры,
возможность «многих»
жизней), большое
количество запроса на
поддержку,
компьютеризированные
алгоритмы принятия
решений, которые могут
исключать морально
обоснованный выбор
• Трансформация морали
в сторону
алгоритмизации, отчасти
прагматизма
• Большие объемы
информации,
виртуальные игры, шлемы
виртуальной реальности
• Привыкание к
гиперощущениям – при
деструктивном
использовании, имитация
реальности
• Возможность представить
себя в различных
вариациях, образах
• Трансформация
рефлексивности
Обучение
• Многочисленные
ресурсы цифрового
обучения,
дистанционность
• Трансформация
системы усвоения и
трансляции знаний и
прочих результатов
образования.
Актуализация проблемы
переноса навыка,
полученного в
иммерсивных средах, в
реальные
22.11.2021

11.

Эффекты цифровой социализации
Эффект
мифологичности
Эффект
дрейфа
целей
Эффект
азарта
22.11.2021

12.

22.11.2021

13.

Классификация рисков цифровой
среды
Контентные
• Насилие, агрессия, эротика/порно, расовая/этническая ненависть, нецензурная лексика, пропаганда суицида,
анорексии азартных игр, наркотических веществ
Коммуникационные
• Перевод взаимодействия с ребенком в реальность или получение персональных данных, киберпреследование, буллинг,
сексуальные домогательства, запугивание, эксплуатация, принуждение к действиям сексуального характера
Технические
• Вредоносное программное обеспечение, зачастую устанавливаемое вопреки желанию пользователей
Потребительские
• Физический риск (нарушение здоровья); финансовый риск (несоответствие цены и качества товара/услуги);
психологический риск (влияние товара/услуги на самосознание и самоуважение); социальный риск (изменение
имиджа человека от приобретения данного товара/услуги); потери времени (при выборе, доставке, возврате и ремонте
товара)
Зависимость
• «Синдром отмены»; «потеря контроля в Сети»; «замена реальности» (МКБ 11 https://icd11.ru/ )
22.11.2021

14.

Задание
◦ Заполните таблицу, вписав риски цифровой среды, оценив их по последствиям и вероятности для
индивида или общества в целом. Дедлайн 19.11.2021 20.00
Последствия
Вероятность
Незначительные
Существенные
Тяжелые
Очень
тяжелые
Катастрофические
Очень низкая
Низкая
Средняя
Высокая
Очень
высокая
22.11.2021
English     Русский Правила