Похожие презентации:
Salus populi - suprema lex: фраза Цицерона в интерпретации деятелей разных эпох
1.
Salus populi - suprema lex: фразаЦицерона в интерпретации
деятелей разных эпох
Подготовили:
Саенко Матвей Романович студент 4 курса
факультета истории, политологии и права МГОУ
Захаров Василий Юрьевич (Российский
государственный гуманитарный университет;
исторический факультет; 1 курс магистратуры)
Научный руководитель: Коровчинский И. Н.,
к. и. н., доцент кафедры всеобщей истории,
археологии и методологии исторической науки
Московского государственного областного
университета.
2.
Salus populi –suprema lex estoДжон Локк
Томас Гоббс
Андрей Вышинский
3.
«Закон...есть заложенный в природе высший разум, велящий
нам совершать то, что следует совершать, и запрещающий
противоположное. Разум этот, когда он проникает в человека
и укрепляется в нем, и есть закон. Следовательно, понятие
права следует выводить из закона; он — мерило права и
бесправия. Что касается писаных законов,— а обычно люди
только их и считают законами,— то такое толкование
практически приемлемо, однако при установлении права
следует исходить из того высшего закона, который, будучи
общим для всех времен, возник раньше, чем любые писаные
законы, раньше, чем возникло какое бы то ни было
государство.»(Цицерон, «О законах», I, 6, 18—19).
4.
«Царским империем да будут облечены двое и да называются они — отслов “идти впереди” [praeire],
“судить” [iudicare], “советовать”
[consulere] — преторами, судьями,
консулами. В походе да обладают они
высшими правами и да не подчиняются они никому. Высшим законом да
будет для них благо народа.»
Salus populi suprema lex esto
Марк Туллий Цицерон диалог
«О Законах»
5.
Государство есть достояниенарода, а народ не любое
соединение людей, собранных
вместе каким бы то ни было
образом, а соединение многих
людей, связанных между собою
согласием в вопросах права и
общностью интересов (Цицерон.
О государстве, I, XXV, 39).
6.
Томас Гоббс (1588-1679) —английский философ 17 века.
Основные труды:
•1640 – «Элементы права, естественные и
политические»;
•1650 – «Трактат о человеческой природе»;
•1651 – «Философские рудименты,
касающиеся правительства и общества»;
•1642-1655 – трилогия «Основы
философии»;
•1651 – «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства церковного и
гражданского»;
•1654 – «Письма о свободе и
необходимости»;
•1656 – «Вопросы о свободе,
необходимости и шансе»;
7.
В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всемутелу, есть искусственная душа, должностные лица и другие
представители судебной и исполнительной власти — искусственные
суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и
член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются
исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие
такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех
частных членов представляют собой его силу, salus populi , безопасность
народа, его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо
знать, представляют собой память; справедливость и законы суть
искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье,
смута — болезнь, и гражданская война — смерть.
8.
«И поэтому народ, после того как однаждыучрежден законодательный орган, не имеет при
такой системе правления, о которой мы говорили,
никакой власти для принятия мер, до тех пор пока
эта система правления существует; думают, что
против
этого
неудобства
нет
никакого
средства…Salus populi supremа lex является,
несомненно, настолько справедливым и основным
законом, что тот, кто искренне ему следует, не
может впасть в какое-либо пагубное заблуждение»
9.
«И кто бы ни обладал законодательной иливерховной властью в любом государстве, он обязан
править согласно установленным постоянным
законам, провозглашенным народом и известным
народу, а не путем импровизированных указов… И
все это должно осуществляться ни для какой иной
цели, но только в интересах мира, безопасности и
общественного блага народа» .
10.
Джон Локк (1632- 1704)Государство не может отнять у человека
основные права:
• право на жизнь
• владение имуществом,
• свободу и равенство,
• право народа на восстание против
деспотической власти.
• Государство обязано охранять, естественные
права, которые возникли раньше чем
государство.
• Естественные права= неотчуждаемые права–
границы власти и действия государства.
• Созданное на основе общественного договора
государство должно опираться на явное или
хотя бы молчаливое согласие людей.
11.
Вышинский Андрей Януарьевич(1883-1954)
1931-1933 гг. – Прокурор РСФСР
1933-1939 гг. – Прокурор СССР
1939-1944 гг. – Заместитель
председателя Совета народных
комиссаров СССР
1944-1953 гг. – Министр иностранных
дел СССР
1953-1954 гг. – Постоянный
представитель СССР при ООН
12.
Ленин дал формулу: «...бороться культурно зазаконность, ничуть не забывая границ законности
в революции».
Salus populi — suprema lex. Благо народа —
высший закон, закон революции, которому
подчинены все юридические законы.
Фальсификаторы марксизма пытались извратить
эту формулу. Они изображали соотношение
законности и диктатуры пролетариата в таком
виде, что законность якобы ограничивает
пролетарскую диктатуру. Это — грубое и явное
извращение марксизма.
13.
«В этой борьбе партия систематически защищаетмарксистско-ленинское отношение к закону и
советскому праву в целом как к важнейшему рычагу
регулирования общественных отношений,
преодолевая формалистическое, фетишистское
отношение к закону, с одной стороны, и бичуя, и
клеймя нигилистическое отношение к нему — с
другой».
«При диктатуре пролетариата право сохраняется, хотя и с
новым содержанием и новыми функциями…Право есть…
форма организации насилия одного класса над другим».
14.
Что означает фраза Salus populi у деятелей разных эпох?15.
Salus populi – supremo lexЦицерон
106-43 до н. э.
Это необходимость
достижения
общественного
компромисса и
гармонии путем
согласия сословий,
которое достигается
равенством граждан
перед справедливыми
законами, а также
правильной работой
должностных
лиц(магистратов).
Томас Гоббс
1588-1679
Джон Локк
Благо народа это его
соединение через
государство в единую
силу, способную
вершить справедливое
правосудие и
поддерживать мир.
Справедливые законы
должны охранять
здоровье государстваЛевиафана, сохранять
его стабильность и
защищать от болезней,
под которыми
понимаются
внутренние конфликты
и гражданские войны.
Благо народа может
требовать изменения
устаревших законов
для решения проблем
сегодняшнего дня,
несмотря на их
противоречие
традициям.
Конечной целью любых
законов должно
являться достижение
мира, безопасности и
общественного блага
народа.
1632- 1704
А. Я. Вышинский
1883-1954
Благо народа не в
соблюдении законов, а
в их использовании для
построения
социалистического
общества и борьбы с
врагами революции.
Благо народа (salus
populi) тесно связано с
революцией и
классовой борьбой.
Понятие народ
заменяется понятием
пролетариат и
соответственно благо
народа -есть благо
рабочих.
16.
Список используемой литературы:1. Цицерон Диалоги «О государстве», «О законах». Издание подготовили И.Н.
Веселовский, В.О. Горенштейн и С.А.Утченко.
2. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Т.Гоббс
3. Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р. Конституция СССР 1936 года: модель «репрессивного
конституционализма» // Вестник Казанского юридического института МВД России.
2019. Т.10, № 2. С. 150-157.
4. Вышинский А.Я. Вопросы государства и права в трудах товарища Сталина.
5. П.Е. Соборнов «К ВОПРОСУ О ПРАВОПОНИМАНИИ В СОВЕТСКОЙ
ЮРИСПРУДЕНЦИИ 20-30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА»
6. Соляник К.В. «РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВЗГЛЯДАХ
ТОМАСА ГОББСА НА ПРАВО И ГОСУДАРСТВО»
7. «Два трактата о правлении.» Дж. Локк Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 1374054
8. Д.В. Дождев «Римское частное право» учебник для вузов под редакцией В.С. Нересянца.
17.
9.С.Л. Утченко «Идейно-политическая борьба в Риме на кануне падения республики.» Издательствоакадемии наук СССР, М. 1952.
10. С.Л. Утченко «Цицерон и его время» М.: Мысль, 1972
11.История политических и правовых учений / Под общ. ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В. С.
Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. –352 с. –
(Краткие учебные курсы юридических наук).
12.Институции Гая = Gai Institutionum commentarii quattuor: текст,пер. с лат., коммент. / Под общ. ред. проф.
Д. В. Дождева. – М.: Статут, 2020. – 384 с.
13.Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Цицерон и Демосфен.» Перевод С.П. Маркиша
14. Курс римского частного права: учебник / Чезаре Санфилиппо; [пер. с итал. И. И. Маханькова]; под общ.
ред. Д. В. Дождева. — М.: Норма, 2007. — 464 с.
15. А.Б. Егоров Римское государство и право. Царский период и эпоха Республики: Учебное пособие. ―
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. ― 173 стр.
16. Н.Н. Трухина Термин «плебс» в античной традиции МГУ
17. А.В. Биряева, В.В. Севанькаева Государство и право в учении Джона Локка ФГБОУ ВО «Национальный
исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск.