15.09M
Категория: ИсторияИстория

Основные этапы истории политической мысли. Часть 2

1.

Основные этапы истории
политической мысли
Часть 2

2.

План темы
Политическая мысль Древнего мира:
от мифологии политики к
политической философии.
2. Политическая философия
средневековья и эпохи Возрождения.
3. Политические учения Нового
времени.
4. История русской политической мысли
1.

3.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
НОВОГО ВРЕМЕНИ

4.

Политические учения
Нового времени
Основные черты
эпохи Нового времени
(XVII – XIX вв.):
освобождение
духовной сферы
общества от влияния
религии;
революции в странах
Западной Европы;
бурное развитие
промышленности,
науки и техники.

5.

Политические учения
Нового времени
Томас Гоббс
(1588 – 1679)
«Левиафан» (1651):
1. «Естественное» состояние
общества = «война всех
против всех».
2. Общественный договор об
учреждении права и
государства.
3. Государство расширяет свое
влияние на общество,
усиливает контроль над ним,
вмешивается во все стороны
общественной жизни.
4. Ограничить государство
может только просвещенный
абсолютный монарх.

6.

Политические учения
Нового времени
Джон Локк
(1632 – 1704)
«Два трактата о правлении»:
1. «Естественное» состояние
общества = обладание
«естественными правами», т.е.
правами на жизнь, свободу,
собственность и правом
наказания того, кто эти права
нарушил.
2. Лишь покушение на
«естественные права» порождало
состояние войны.
3. Общественный договор =
отказ от естественного состояния
и переход к гражданскому
правлению, т.е. учреждение
государства.

7.

Политические учения
Нового времени
4. Люди не передали
государству всех своих прав, а
только право применения силы.
Поэтому власть государства не
должна быть абсолютной, не
может затрагивать естественных
прав.
5. Отдавал предпочтение
конституционной монархии.
6. Принцип разделения властей
на:
законодательную;
правительственную
(исполнительную);
федеративную (защита
интересов государства на
международной арене).

8.

Политические учения
Нового времени
1. Классификация форм
государственного
правления:
Шарль-Луи
де Монтескье
(1689 – 1755)
«О духе законов»
Республика Правит
народ
или его
часть
Добродетель
Монархия
Правит
один по
законам
Честь
Деспотия
Правит
один вне
связи с
законами
Страх

9.

Политические учения
Нового времени
2. Свобода как высшая
политическая ценность:
«Политическая свобода
заключается не в том, чтобы
делать, что хочется… Свобода
– это право делать все, что
позволено законами».
3. Разделение властей –
способ обеспечения свободы .
4. 3 ветви власти:
законодательная
исполнительная
судебная

10.

Политические учения
Нового времени
Отцы-основатели США:
Джордж Вашингтон
Александр Гамильтон
Джон Джей
Томас Джефферсон
Джеймс Мэдисон и др.
Федерализм –
разделение власти между
национальным
правительством и
правительствами штатов.
Система «сдержек и
противовесов» –
структура
государственной власти,
дающая возможность
каждой ветви власти
контролировать две
другие и наблюдать за их
деятельностью.

11.

Политические учения
Нового времени
Жан-Жак Руссо
(1712–1778)
«Об общественном договоре»:
1. Идеализация «естественного
состояния» общества.
2. Институты цивилизации
(собственность, государство и
особенно абсолютизм)
насаждают неравенство среди
людей.
3. Прямая демократия:
в справедливо устроенном
государстве народ должен
непосредственно осуществлять
законодательную власть путем
общего голосования, а
правительство – быть ему
подотчетным.

12.

Политические учения
Нового времени
«Философия права»:
Георг Вильгельм
Фридрих Гегель
(1770 – 1831)
1. Политика как проявление
объективного духа.
2. Формы отношений людей в сфере
объективного духа:
семья
гражданское общество
государство
3. Гражданское общество – комплекс
частных лиц, классов, групп,
корпораций, сословий, институтов, не
зависимых прямо от государства,
взаимодействие которых регулируется
гражданским правом.
4. Государство – высшая форма
общественных отношений,
контролирующей семью и
гражданское общество для
обеспечения единства общества,
правопорядка и свободы людей.

13.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

14.

История российской
политической мысли
Политическая мифология Древней
Руси:
«Слово о законе и благодати» (1049)
«Повесть временных лет» (1113)
«Поучение Владимира Мономаха» (1125)
«Слово о полку Игореве» (конец XII в.)
«Сказание о князьях Владимирских
Великой Руси» (XV в.)

15.

История российской политической
мысли
Теория старца Филофея «Москва –
третий Рим» (начало XVI в.):
«Блюди и внемли, благочестивый царю, яко
вся хрестианьская царьства снидошася в
твое едино, яко два Рима падоша, а
третий стоит, а четвертому не быти…»
Московское государство как наследник
Римской и Византийской империй и
последнее воплощение истинного
христианского царства
Призыв «не обижать» православную
церковь.

16.

История российской политической
мысли
Становление Российского централизованного
государства
Переход от политической
мифологии к политической философии.
Иван Пересветов «Сказание о Мегмет-салтане»:
советовал царю опираться на служилых людей;
пример турецкого султана Мехмеда II, который
«правый суд во царство свое ввел», организовал
регулярное войско и отменил рабство;
оправдывал репрессивную политику государя: «Не
мочно без грозы царство царю держати»

17.

История российской политической
мысли
Князь Андрей Курбский «История
о великом князе московском»:
выступал против единовластия и
репрессий,
положительно оценивал опыт
Избранной рады
считал, что царь должен
опираться на Земский собор.
Царь Иван Грозный:
традиция самодержавия в
России
право царей быть «иногда
кроткими, иногда жестокими,
добрым являть милосердие и
кротость, злым – жестокость и
расправы»

18.

История российской политической
мысли
Юрий Крижанич (1617–1683) –
хорватский богослов, философ,
писатель, лингвист, с 1659 г. жил
и работал в России.
Сторонник объединения
славянских народов под властью
русского царя и
покровительством униатской
церкви.
Главное сочинение - «Беседы о
правительстве» или
«Политика»

19.

История российской политической
мысли
Крижанич обновил классификацию
государств Аристотеля:
Общевладство
Демократия
Посадское правление
Полития
Маловладство
Олигархия
Боярское правление
Аристократия
Людодерство
Тирания
Совершенное самовладство
Монархия
Гинекархия
Правление женщин
Чужевладство
Иностранное правление

20.

История российской политической
мысли
«Ученая дружина» Петра I:
Феофан Прокопович (1681 – 1736) «Слово о власти
и чести царской», «Правда воли монаршей»
Иван Тихонович Посошков (1652–1726) «Книга о
скудости и богатстве»
Василий Никитич Татищев (1686–1750) «Разговор
двух приятелей о пользе науки и училищах» и
«Лексикон Российской исторической,
географической, политической и гражданской»
– обоснование идеологии абсолютизма и
необходимости проведения государственных
реформ в России

21.

История российской политической
мысли
Конституционные идеи в
XVIII веке:
Екатерина II (1729 – 1796)
«Наказ»:
акцент на равенстве
граждан перед законом и
политической свободе
необходимость сочетания
писаного права с обычаями
необходимость
самодержавного
правления в России её
обширной территорией

22.

История российской политической
мысли
Конституционные идеи в XVIII веке:
Семен Ефимович Десницкий (1740 – 1789) – первый
русский доктор права.
«Представление о учреждении законодательной,
судительной и наказательной власти в
Российской империи»:
ввести в управление государством принцип
разделения властей.
законодательную власть – монарху,
судительную (судебную) власть – независимым
судьям на местах,
наказательную (исполнительную) власть –
воеводам в крупных городах,
гражданскую власть – представительным органам
местного самоуправления

23.

История российской политической
мысли
Конституционные идеи в XIX веке:
М.М. Сперанский (1772 – 1839)
«Введение в уложения
государственных законов
Российской империи» разделение властей:
выборная Государственная Дума
(законодательный орган),
Сенат (судебный)
министерства (исполнительные)
общей координацией
Государственного совета.

24.

История российской политической
мысли
Конституционные проекты декабристов (1821 –
1825 гг.):
«Русская правда» П.И. Пестеля
«Конституция» Н.М. Муравьева
Общие положения:
отмена крепостного права,
ликвидации самодержавной власти
отмена сословного деления,
введение демократических свобод (слова,
печати, собраний, вероисповедания,
передвижения и т.д.),
перенос столицы в Нижний Новгород

25.

История российской политической
мысли
«Русская правда»:
введение в России
унитарной
республики
законодательное
однопалатное
Народное Вече
исполнительная
Державная дума
избирательные права
– всем мужчинам от
20 лет
земля – всем
крестьянам без
выкупа
«Конституция»:
превратить Россию в
федеративную
конституционную
монархию
законодательное
двухпалатное
Народное Вече
гражданские и
избирательные права –
на основе высокого
имущественного ценза
земля крестьянам – по
2 десятины на двор

26.

История российской политической
мысли
Министр народного просвещения,
граф Сергей Семенович Уваров
(1786 – 1855)
Консервативная теория
«официальной народности»:
1. Россия развивается
принципиально иначе, чем страны
Запада.
2. В основе своеобразия России –
«православие, самодержавие и
народность».
3. «Народность» - верность
русского народа православию и
самодержавию.
4. Поэтому в России невозможны
революции.

27.

История российской
политической мысли
Идейные продолжатели теории
«официальной народности» – русские
консерваторы второй половины XIX в.:
автор учения о «культурно-исторических
типах» Н.Я. Данилевский (1822 – 1885);
дипломат и создатель концепции
«русского византизма» К.Н.Леонтьев
(1831 – 1891);
обер-прокурор Синода
К.П.Победоносцев (1827 – 1907)

28.

История российской
политической мысли
Ответ теории «официальной
народности» - первое из 8
«Философических писем»
(опубл. в 1836 г.):
Россия – отсталая страна
Главная причина
отсталости – культурная
изоляция из-за принятия
православия
Петр Яковлевич
Чаадаев (1794 – 1856)
Импульс к дискуссии
западников и славянофилов.

29.

История российской
политической мысли
Западники:
В.Г. Белинский (1811 – 1848), А.И. Герцен (1812 –
1870), Т.Н. Грановский (1813 – 1855), П.В. Анненков
(1813 – 1887), М.А. Бакунин (1814 – 1876),
К.Д.Кавелин (1818 – 1885), С.М. Соловьев (1820 –
1879)
верили в единство человеческой цивилизации;
утверждали, что ее развитие возглавляет
Западная Европа;
оценивали Россию как отсталую страну;
требовали либеральных реформ;
образцом политики считали реформы Петра I.

30.

История российской
политической мысли
Идейные продолжатели западничества
- либеральные западники второй
половины XIX – начала XX вв.: юристы
Б.Н. Чичерин (1828 – 1904),
И.И.Петрункевич (1843 – 1928), 1-й
председатель Государственной думы
С.А. Муромцев (1850 – 1910), лидер
партии кадетов историк П.Н. Милюков
(1859 – 1943) и др.

31.

История российской
политической мысли
Славянофилы:
А.С. Хомяков (1804 – 1860), И.В. Киреевский (1806 –
1856), П.В. Киреевский (1808 – 1856), К.С. Аксаков (1817
– 1860), И.С. Аксаков (1823 – 1886), Ю.Ф. Самарин (1819
– 1876)
единой общечеловеческой цивилизации нет;
бессмысленно сравнивать характер и темпы эволюции
отдельных стран;
реформы Петра I действительно сблизили Россию и Запад, но
это сближение было насильственным;
реформы Петра I спровоцировало раскол русской культуры:
крестьяне, мещане и отчасти купцы остались верны
национальным традициям, а дворянство и чиновничество
оторвались от них и европеизировались;
реформы в России должны учитывать не только материальные
интересы дворян и крестьян, но и духовные ценности
православия, воплощенные в крестьянской общине.

32.

История российской
политической мысли
Идейные продолжатели слаявнофильства
- мыслители и политические деятели
национально-либеральной ориентации
– философ В.С. Соловьев (1853 – 1900),
лидеры «Союза 17 октября» Н.А. Хомяков
(1850 – 1925) и А.И. Гучков (1862 – 1936), а
также авторы сборника «Вехи» (1908):
Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и
др.

33.

История российской
политической мысли
Народничество – радикальное политическое
движение и идейное течение в России второй
половины XIX – начала XX вв., нацеленное на
свержение самодержавия и устранение
пережитков крепостничества в России путем
крестьянской революции.
В основе – концепция «русского социализма»,
созданная в эмиграции бывшим западником
А.И. Герценым и развитая Н.Г. Чернышевским
(1828 – 1889). Ее суть – в стремлении избежать
капиталистического развития России и
построить социализм на основе крестьянской
общины.

34.

История российской
политической мысли
Основные течения в народничестве:
а) бунтарское:
Русские крестьяне настолько разорены и враждебны власти, что
их достаточно призвать к участию в революции – и она
свершится. Лидер – бывший западник, профессиональный
революционер Михаил Александрович Бакунин.
б) пропагандистское:
Крестьянство еще не готово к революции
необходимо развертывать долговременную революционную
пропаганду в деревне. Главный идеолог – профессор
математики, публицист Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900).
в) заговорщическое:
Сами крестьяне и не готовы к революции, но они поддержат
узкую группу заговорщиков, которые смогут захватить власть и
предложить народу программу социалистических
преобразований. Лидер – учитель Петр Никитич Ткачев (1844 –
1885).

35.

История российской
политической мысли
Кризис народничества в 1880-е гг.
распространение марксизма в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918):
неизбежность капиталистического развития
России;
стремление ускорить приближение социализма
через революцию;
опасность захвата власти в не подготовленной к
социализму крестьянской стране. В этом случае в
ней установится вместо социализма в ней
установится «обновленный царский деспотизм на
коммунистической подкладке».

36.

История российской политической
мысли
Большевизм – радикальная версия марксизма
Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870 – 1924):
партия профессиональных революционеров;
возможность революции в России как «слабом звене»
среди капиталистических стран;
новый тип революционной государственности диктатура пролетариата.
Иосиф Виссарионович Сталин (1879 – 1953):
революционная партия как «орден меченосцев»;
метафора советского государства как машины,
«двигателем» которой является партия, «приводными
ремнями» - советы, профсоюзы, комсомол и другие
массовые организации, а в роли водителя – вождь;
тезис о нарастании классовой борьбы по мере
приближения к социализму
обоснование
политических репрессий в СССР.

37.

История российской политической
мысли
Основные идейные течения немарксистской политической
мысли в эмиграции:
Религиозная философия: Н.А.Бердяев (1874 – 1948), С.Л.
Франк (1877 – 1950) и Г.П. Федотов (1886—1951) –
осмысление истоков русской революции и критика
тоталитарного режима в СССР.
Неомонархизм: И.А. Ильин (1883 – 1954) и
И.Л.Солоневич (1891 – 1953) – обоснование преимуществ
монархии как типа правосознания и предпочтительного
способа правления в России.
Евразийство: П.Н. Савицкий (1895 – 1968), Н.Н.Алексеев
(1879—1964), Н.С. Трубецкой (1890 – 1938) и Л.П.
Карсавин (1882 – 1952) – концепция месторазвития, в
основе культурного своеобразия России – синтез
элементов Запада и Востока, Европы и Азии. Российский
тип правления – идеократия.
English     Русский Правила