Похожие презентации:
Поль Сеза́нн - французский живописец, яркий представитель постимпрессионизма
1.
Поль Сеза́ннфранцузский живописец, яркий
представитель постимпрессионизма
2.
БиографияСезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным
сыном властного отца и вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице
Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн,
самоуверенный и напористый, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу.
Вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, он вложил свои сбережения в оптовую
и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом, и со временем стал ссужать деньгами
производителей шляпного фетра. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он
запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих
других отношениях он получил превосходное образование. После окончания средней
школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным
требованиям времени. Сезанн хорошо учился и получил немало наград по математике,
латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с
увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до
последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и
Лукреция.
Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в Коллеж
Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Впрочем, ежегодного
приза по рисованию в колледже Сезанн никогда не получал — его в 1857 году удостоился
лучший друг юного Поля — Эмиль Золя.
3.
ПроизвединияХудожественное наследие Сезанна составляет
более 800 работ маслом, не считая акварелей и
других произведений. Никто не может
подсчитать количества работ, уничтоженных, как
несовершенные, самим художником за годы
своего долгого творческого пути. В парижском
осеннем Салоне 1904 года целый зал был
отведён для демонстрации картин Сезанна. Эта
выставка стала первым действительным
успехом, более того — триумфом художника.
4.
«Натюрморт с драпировкой»5.
«Мужчина с трубкой»6.
СтильВ своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить
классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на
индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой
стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь
свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей
души, а не требованиям художественного сообщества. Поэтому задача, которую ставил
перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные
сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны. Но те
конкретные художественные результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были
настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных
направлений в живописи.
Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, что связь между
классикой и современностью составляет основу для того, чтобы искусство красок и форм не
утратило в процессе своего развития критерии художественности, заменив их полным
произволом живописцев, ставящих во главу угла исключительно своеобразие вместо
законов гармонии и красоты. Не случайно одним из художников, чьи работы очень сильно
повлияли на Сезанна, был Никола Пуссен, крупнейший представитель классицизма.
Классицизм нёс в себе законы устойчивости и равновесия, которые во многом
соответствовали реальной природе вещей, законам существующего мира. Рисунок Пуссена,
строгий и выдержанный, уравновешенные и гармоничные композиции были родственны
тому, что искал в природе и живописи сам Сезанн. Сезанн верил, так же, как и
представители Возрождения и классицизма, что в основе бытия лежит порядок, а вовсе не
хаос, и творческая сила всё упорядочивает, выстраивая из хаоса гармонию. Родственны
Сезанну были и те защитные барьеры, которые ставил классицизм на пути произвольного
подхода к решению живописных задач и задач выражения формы.
7.
Итоги творчестваЕсли итоги творчества осмысливать в рамках не
общеевропейской, а именно французской художественной традиции, то
можно сказать, что Сезанн стремился и смог соединить в своём
творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и
романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и
кипение чувств.
В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна
создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как
художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из
работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные
выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим
выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных
художественных поисков приобретает особенный смысл. Каждый может
взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал
раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна
остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных
художников.