Похожие презентации:
Стоглав. Характеристика и определение
1.
СТОГЛАВ.ХАРАКТЕРИСТИКА ИОПРЕДЕЛЕНИЕ.
2.
СТОГЛАВ - в Русском государстве сборник решенийСтоглавого собора 1551 г., кодекс правовых норм
внутренней жизни русского духовенства и его
взаимоотношений с обществом и государством.
Кроме того, С. содержал ряд норм семейного права.
Состоит из 100 статей - глав (отсюда название).
В нём впервые было подробно описано русское
церковное судоустройство. Стоглавый собор стал
одним из самых масштабных соборов в истории
Русской православной церкви. Его заседания
проходили в Москве в царских палатах, участие в нём
принимали царь Иван IV, митрополит Макарий,
архиереи, священнослужители, князья, бояре и
военные. Созыв Собора был продиктован
объединением Русского государства, действиями
Избранной рады и Земского собора, принятием
Судебника 1550 года, деятельностью митрополита
Московского Макария по укреплению соборного
начала в Церкви и т. д. Основными источниками
Стоглава были Церковный Устав, Библия, а также
различные канонические сборники.
3.
Собор повсеместно учреждал институт выборных поповскихстарост и десятских священников для контроля за совершением
богослужений, исправлением книг и икон, сохранностью
церковного имущества, поведением духовенства и мирян.
Запрещались продажа церковных и монастырских земель и
недвижимости, торговля местами для погребения, постройка
храмов рядом с запущенными старыми, вынос утвари из храмов,
взимание платы за пострижение в монашество и поставление в
священство, а также вымогательство денег за совершение треб.
Унифицировались богослужение и обряды (пение аллилуйи,
двуперстное крестное знамение). Управление и духовное
наставничество монастырями возлагалось на настоятеля,
казначея, келаря и соборных старцев. Собор запретил
основывать пустыни без благословения епископа, а настоятелям
собирать дары с прихожан. Были определены возраст и
критерии для поставления в священство, порядок избрания
архимандритов и игуменов. Особое внимание уделялось
дисциплине священнослужителей и мирян. Ряд постановлений
затрагивал брачно-семейные отношения, благотворительность,
суеверия, языческие обряды, учения «лживых пророков»,
азартные игры, скоморошество, запретные книги и пр.
4.
Текст Стоглава, пользовавшегося непререкаемым авторитетом,получил широкое распространение: известно около 180 его
списков, а также фрагменты в составе различных посланий.
Некоторые решения Стоглавого собора, принятые «неразсудно,
простотою и невежеством» (прежде всего двоение аллилуйи и
двоеперстие), были осуждены на Московском соборе 1666–1667
годов. Впоследствии Стоглав стал центральным предметом
полемики между официальной Церковью и последователями
старообрядчества, его подлинность и значение поставлены под
сомнение. После издания Духовного регламента 1721 года
решения Стоглавого собора утратили значение.
Сегодня Стоглав хранится в Российском государственном архиве
древних актов.
Кроме Стоглава решения Собора известны также в грамотах,
которые рассылались по местностям Московского государства от
лица царя и архиереев. В частности, на сайте Российской
национальной библиотеки можно ознакомиться с содержанием
царских речей и вопросов к Стоглавому собору (из сборника
Евфимия Туркова, XVI в.), копии наказной грамоты митрополита
Макария во Владимир от 10 ноября 1552 г., копии Царской
наказной грамоты на Волок от 1552 г., царских вопросов и
соборных ответов о многоразличных церковных чинех (Стоглав)
(60–70-е гг. XVI в.) и др.
5.
Пример текста из Стоглава:В ЛЕТО 7059-е
МЕСЯЦА ФЕВРАЛЯ В 23 ДЕНЬ.
ГЛАВА 1
Быша сии вопроси и ответы мнози о различных церковных чинех, в царствующем граде
Москве в царских полатах, от благоверного и боговенчаннаго царя и государя и великого
князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца к отцу его Макарию митрополиту всеа
Русии, и ко всему священному собору, в осмоенадесять лето царства его, в двадесять же
первое лето от рожества его, при его отце Макарии митрополите всеа Русии, в девятое
лeтo святительства его, и всего священного собора архиепископов и епископов руския
митрополия самобывших тут: Феодосия, архиепископа великого Новаграда и Пскова;
Никандра, архиепископа ростовского и ярославского; Т рифона, епископа суздальского и
Торуского; Гурия, епископа смоленского и брянского; Касьяна, епископа рязанского и
муромского; Акакия, епископа тверского и кашинского; Феодосия, епископа
коломенского и коширского; Савы, епископа сарского и подонского; Киприяна, епископа
пермского и вологоцкого, с честными архимариты и игумены и весь священный собор о
многих и различных церковных чинех и исправлении, и о трегубой аллилуйи , и о
монастырских чинех , и о общем предательном житии, и о пьянственом питии, и о прочих
священных чинех, и о святительском суде, и вперед святителем у себя детей своих и
племянников не держати, також по всем честным монастырем общим и особь сущим
архимаритом и игуменом детей своих и племянников у себя в монастыре не держати, и о
прочих священных чинех по преданию святых апостол и святых отец, и по священным
правилом, и по божественому уставу, ничтоже претворяюще, и о вдовствующих попех и
дъяконех, по преж нас уложенному собору отеческому, и по учению, и по наказанию, цже
во святых отца нашего Петра митрополита киевского и всеа Русии нового чудотворца, и
по написанию святейшаго Фотия митрополита киевского и все Русии, и по собранию и по
написанию от священных правил апостольских и отеческих, преподобного игумена
Иосифа Дамского волока, самобывшаго на том прежнем соборе, о вдовствующих попех и
дияконех, что им в миру живущим не служити.
И о всем о том предисловие сего собора имея написание сице.