Похожие презентации:
Футуризм
1.
Футуризм.Да здравствует будущее!
1909-1919
Луиджи Руссоло, Восстание, 1911 г.
2.
История зарожденияВ течение восьми лет, с 1905-го по 1913
год, художественные направления появлялись
стремительно
и
неожиданно,
словно
пропавшие
дальние
родственники
на
похоронах миллиардера. Неведомые доселе
сообщества стали претендовать на звание
новых пионеров искусства, объявляя себя
наследниками импрессионизма Моне или
пуантилизма Сера: кто во Франции (фовизм,
кубизм, орфизм), кто в Германии (группы
«Мост» и «Синий всадник»), кто в России
(лучизм), кто в Нидерландах (неопластицизм,
группа «де Стиль»), кто в Великобритании
(вортицизм). Одни крупнее, другие мельче,
одни влияли на других, но все внесли свой
вклад в современное искусство.
3.
История зарожденияВ Стремительность их
появления - а иногда и
исчезновения - отражала
ситуацию в Европе того
времени: континент пришел в движение, перемены
стали привычным фоном.
Лейтмотивом для всей
Европы
стало
«Долой
старое!
Да
здравствует
новое!»
Филиппо Томмазо Маринетти
Во всяком случае, к этому призывал в
своих речах и памфлетах Филиппо Томмазо
Маринетти (1876-1944), провокационный
итальянский поэт и прозаик.
4.
История зарожденияТолько представьте, поэт и
писатель,
практически
не
известный
никому,
кроме
итальянского авангарда, решил
опубликовать свой радикальный
манифест в газете - да еще и на
первой полосе.
20
февраля
1909
года
Маринетти явил миру манифест
футуризма в передовице знаменитой
французской
газеты
«Фигаро».
Это
был
смелый,
хорошо рассчитанный, умный шаг.
Озаглавленный «Футуризм», он
состоял
из
двух
частей:
вступления
и
программы,
включавшей одиннадцать основополагающих тезисов.
Это был острый и язвительный
документ.
5.
История зарожденияКак бы то ни было, Маринетти
достиг желаемого. Если еще
вчера о нем спрашивали: «А кто
это?», то на другой день уже
возмущались: «Кем, черт возьми,
он себя возомнил?» Но пока
футуризм
представлял
собой
лишь манифест.
Но год спустя появилось и
соответствующее художественное
направление. Маринетти удалось
завербовать таких итальянских
художников, как Умберто Боччони
(1882-1916), Карло Карра ( 18811966), Джино Северини ( 18831966) и Джакомо Балла ( 18711958 ). Их картины и скульптуры
вполне соответствовали неистовым
лозунгам
манифеста
и
наглядно воплощали его напыщенные тезисы.
Умберто Боччони
Карло Карра
Джино Северини
Джакомо Балла
6.
Смех, Умберто Боччони, 1911Танец пан-пан в Монико,
Джино Северини, 1959
Красный всадник, Карло Карра, 1913
Полет ласточки, Джакомо Балла, 1913
7.
Да здравствует будущее!Скульптура Умберто Боччони
«Уникальные формы непрерывности в
пространстве» (1913) весьма хороша и
прекрасно воплощает художественную
задачу
футуризма
–
соединить
человека и механизированную среду
обитания в энергичный образ скорости
и прогресса. Скульптура изображает
шагающего киборга - получеловекаполумашину. У него нет ни лица, ни
рук, но аэродинамические очертания
изогнутого тела подчеркивают его
готовность к полету, к скольжению по
воздуху со скоростью, недоступной
смертным. Именно такие композиции
сделали слово «футуризм» ярлыком
по умолчанию для всякого восторженного
воспевания
технического
прогресса:
отныне
они
стали
именоваться «футуристическими».
8.
Футуризм.Своим появлением футуристические картины и скульптуры во многом
обязаны техническим и композиционным изобретениям кубизма. Кубисты
тоже пытались соединить время и
пространство в единое целое.
Но если кубисты относились к
своим произведениям как к искусству
и только, то футуристы рассчитывали
прежде всего на резкую эмоциональную реакцию публики.
Сходство между футуристами и
кубистами стало еще более заметным
после того, как художественный
десант Маринетти высадился в Париже
в 1911 году и увидел работы Брака и
Пикассо в галерее Канвейлера, Немедленным ответом на визит в Париж стал
триптих Боччони «Состояния души»
(1911).
Скрипка и подсвечник,
Жорж Брак, 1910
9.
Футуризм.Триптих «Состояния души, «Прощание, Умберто Боччони, 1911
10.
Футуризм.Триптих «Состояния души, «Те, кто уходят», Умберто Боччони, 1911
11.
Футуризм.Триптих «Состояния души, «Те, кто остаются», Умберто Боччони, 1911
12.
Футуризм.Вообще-то он писал эту серию дважды, оба раза в 1911 году: накануне поездки
в Париж и по возвращении. Триптих, созданный по возвращении из Парижа, уже
гораздо ближе к нашим представлениям о футуристическом искусстве. В угловатых, упрощенных геометрических формах «Тех, кто уезжает» явственно
прослеживается влияние кубизма. атмосфера совершенно иная: отчетливофутуристическая.
Своей эмоциональностью картина «Те, кто уезжает» разительно отличается
от трезвости кубизма. Темные тона и острые, как стрела, диагональные синие
штрихи-осколки усиливают ощущение тревоги. Головы пассажиров – полулюдей-полуроботов, - должно быть, подсказали режиссеру Фрицу Лангу образ
человекомашины в научно-фантастическом киношедевре «Метрополис~ (1927).
Да и само полотно Боччони, по сути, готовый фильм. Или скорее киноафиша, с
характерным смешением интерьера (люди в тусклом освещении вагона) и
наружного вида (залитый солнцем город на заднем плане): сюжет охватывает
события разного времени, но зрительно они соединены вместе. У футуристов
было собственное название этой насыщенной действием художественной
техники, как бы сжимающей время: симультанность.
Вторая картина триптиха, «Состояния души: Прощания», использует схожие
стилистические приемы.
Картина «Те, кто остается» лишена насыщенного цвета и энергии первых
двух полотен. Это почти монохромный образ поражения.
Второй триптих «Состояния души» - это квинтэссенция футуристической
живописи. Он стал одним из самых ярких экспонатов первой выставки
футуристов, которая состоялась в 1912 году в Париже, в галерее Бернгеймамладшего.
13.
КубизмХудожники с обеих сторон кубисты и футуристы - продолжали
присматриваться друг к дружке,
взаимообучаясь и влияя друг на
друга. Французский кубист Робер
Делоне (1885-1941) пристально
следил за успехами итальянских
коллег. Его картина «Команда
Кардиффа» (1912-1913) сочетает в
себе
и
кубистские,
и
футуристические черты.
Символ понятен: восходящий
импульс, прыжок к небу, в будущее.
Несколько действий, происходящих в разное время и разных
местах, соединены вместе: еще
один
пример
футуристической
симультанности.
14.
ФутуризмФутуристическая парижская выставка начала свое шествие по Европе. И
повсюду был Маринетти - выступая, споря, убеждая. От Санкт-Петербурга
до Сан-Франциско Маринетти пожимал тысячи рук и оглушал тысячи ушей,
прежде чем представить публике картины, приглянувшиеся его механистическому и все более маниакальному воображению. И мир прислушался.
Футуристы сломали монополию Парижа на контроль за развитием современного искусства. Начиная с 1912 года новые главы истории этого
искусства будут написаны в разных городах мира..
Итальянские
футуристы
(слева направо):
Луиджи Руссоло,
Карло Карра,
Филиппо Томмазо
Маринетти,
Умберто Боччони и
Джино Северини
перед зданием
редакции газеты
«Фигаро», Париж,
9 февраля 1912 г.
15.
ВортицизмВ Великобритании художник и писатель Уиндэм Льюис (1882-1957)
объединил единомышленников – лондонских художников и скульпторов в
новое направление, вортицизм, которое вышло из кубофутуризма. Название
направлению дал в 1913-1914 годах поэт Эзра Паунд, назвавший вихрь (англ.
vortex) точкой максимальной энергии. С началом Первой мировой войны
направление перестало существовать, не успев окончательно оформиться.
Однако времени хватило на создание нескольких запоминающихся произведений искусства, самым мощным среди которых стал «Перфоратор» Джейкоба
Эпстайна
(1913-1915).
16.
Футуризм и фашизмАдольф Гитлер и Бенито Муссолини
В свете событий Первой мировой
публичные страшилки и подстрекательские речи Маринетти выглядели
все более зловещими. Политический
ландшафт менялся. Филиппа Маринетти обратил свой литературный дар
на службу другой стороне, став соавтором «Доктрины фашизма» в 1919 году,
Он подружился с Муссолини и даже
баллотировался в парламент в 1919
году (безуспешно) от фашистской
партии. Следует сказать, что фашизм,
каким его видел Маринетти, существенно отличался от той мерзости, в
которую он вскоре превратился.
Вскоре Маринетти пришлось уйти
на запасной путь. Но он оставался
верен Муссолини и решительно
защищал его на публике.
Утверждать, что именно футуризм привел к фашизму, было бы некоторым
преувеличением. Но коль скоро мы говорим об эпохе, когда искусство влияло
на политику столь удивительным и пагубным образом, то и уйти от неудобной
правды нам тоже не удастся. Футуризм навсегда останется в неразрывной связи
с фашизмом.