56.83M
Категория: ИскусствоИскусство

Футуризм. Курсовая работа

1.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет искусств
Кафедра академической живописи и рисунка
Курсовая работа
На тему «Футуризм»
Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки)
Направленность (профиль) Изобразительное искусство и
Дополнительное образование
Дисциплина История искусств
Выполнила: Студентка 32 группы
Копбаева Мадина
Научный руководитель: Бабикова
Татьяна Васильевна, кандидат
искусствоведения, доцент

2.

Введение
1.
Футуризм – это направление в искусстве, стремившееся создать новый
динамический стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого
искусства.
2. Футуристы экспериментировали с различными художественными
средствами, включая живопись, скульптуру, архитектуру, литературу,
музыку и даже моду. Они использовали яркие цвета, динамичные линии и
абстрактные формы, чтобы передать ощущение скорости и движения. В их
работах часто присутствовали изображения машин, автомобилей,
самолетов и других символов современных технологий. В рамках данной
курсовой работы мы будем изучать основные аспекты футуризма

3.

Актуальность
Актуальность курсовой работы на тему “Футуризм” обусловлена
значимостью этого художественного и литературного
направления в истории искусства и культуры XX века. Футуризм
оказал огромное влияние на развитие современного искусства, а
его представители создали новые формы и стили, которые до сих
пор вдохновляют художников и дизайнеров. Кроме того, изучение
футуризма позволяет лучше понять процессы, происходившие в
культуре и искусстве на рубеже XIX-XX веков, а также выявить
взаимосвязи между различными художественными направлениями
той эпохи.

4.

Цели:
– Исследовать происхождение и основные принципы футуризма как
художественного течения.
– Проанализировать влияние футуризма на развитие искусства и
культуры в XX веке.
– Оценить вклад футуристов в создание новых форм и стилей в
искусстве.

5.

Задачи:
– Изучить историю возникновения футуризма и его основные манифесты.
– Рассмотреть особенности итальянского футуризма и его влияние на
европейскую культуру.

Описать
основные
художественные
приемы,
использованные
футуристами.
– Исследовать взаимодействие футуризма с другими художественными
течениями XX века.
– Провести анализ произведений известных футуристов для выявления их
вклада в развитие искусства.
– Определить роль футуризма в формировании современной культуры и
искусства.

6.

Историография футуризма может быть разделена на несколько
этапов, каждый из которых характеризуется своими
особенностями и подходами к изучению этого художественного
и культурного движения.
1.
Ранний
период
(1890-е
-
1920-е
годы)
Этот период связан с зарождением и развитием футуризма в
Италии. В это время появляются первые работы и манифесты
футуристов, такие как “Манифест футуризма” Филиппо Томмазо
Маринетти. В этот период историография была сосредоточена на
изучении творчества итальянских футуристов и их влиянии на
мировую культуру.

7.

Межвоенный
период
(1930-е

1950-е
годы)
После окончания Первой мировой войны интерес к футуризму снижается, и
историография фокусируется на анализе его влияния на другие художественные и
культурные течения. В этот период появляются первые монографии, посвященные
футуризму,
такие
как
работа
итальянского
искусствоведа
Роберто
Лонги
“Футуризм: техника и форма”.
Послевоенный период (с 1960-х годов по настоящее время) С 1960-х годов
начинается новый этап в изучении футуризма, связанный с появлением новых
подходов и методов анализа. В это время начинают проводиться международные
конференции и симпозиумы, посвященные футуризму. Историография расширяется и
включает
в
себя
изучение
американского футуризма.
не
только
итальянского,
но
и
европейского
и

8.

Филиппо Томмазо Маринетти
Днем
рождения
футуризма
стало 20 февраля 1909, когда в
парижской
газете
«Фигаро»
появился написанный Филиппо
Томмазо
Маринетти
«Манифест футуризма». Именно
Маринетти был теоретиком и
вождем
первой,
миланской,
группы футуристов. Манифест
был
обращен
к
молодым
итальянским
деятелям
искусства.
В
манифесте
отрицались
все
духовнокультурные
ценности
прошлого.

9.

Футуризм — это художественное движение, которое возникло в
начале 20-го века и стремилось отразить динамизм и энергию
современной
жизни,
а
также
предвидеть
будущее.
Футуристы
считали, что искусство должно освободиться от традиций и
старых
форм,
чтобы
отразить
новые
технологии,
индустриализацию и научные достижения.
Футуристы
выступали
с
резким
отрицанием
реализуема, идейности и содержания в искусстве.
и
осуждением

10.

11.

«Манифест футуристической живописи»
11
апреля
1910
года
они
провозглашают свой «Манифест
футуристической живописи». В
манифесте для футуристов целью
искусства становится «создание
новой реальности», в которую
почерпнутые
из
жизни
изобразительные
элементы
вводятся,
исходя
из
чисто
произвольного
хотения
и
субъективной воли художника.
Умберто Боччони. “Гений и память”

12.

Лейтмотив выступления Маринетти –
исчерпание
энергии
европейской
культуры и необходимость спасения,
поиск
инструментов
возрождения
угасающей жизненной силы.
Футуризм в Италии стал первым
направлением в искусстве, программно
заявившим о насилии как о моральной и
эстетической ценности. «Искусство
может
быть
только
насилием,
жестокостью и несправедливостью»16, –
утверждалось в первом Манифесте
футуризма. Рядом с мифологией насилия
в итальянском футуризме находится
культ толп.
Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке» 1912

13.

Итальянский футуризм – первое течение в искусстве,
программно обращенное к эфемерной зоне
информационных потоков, массового воображения,
массовых аффектов. Именно для этого пространства
футуристами создаются десятки манифестов, тысячи
листовок и прокламаций, это пространство стремятся
задействовать художники на своих скандальных вечерах и
во время судебных процессов. Помимо прямого общения с
толпами на футуристических вечерах художники и
литераторы обращались к еще одной толпе – к публике.

14.

Танцовщица
Санитарный поезд, мчащийся через город
Джино Северини - Живопись, 1915
Джино Северини - Живопись, 1915

15.

Умберто Боччони (1882-1916) был одним
из главных теоретиков движения
футуристов. Именно он адаптировал
идеи
Филиппо
Маринетти
к
визуальному искусству, выпустив в 1910
году
«Технический
манифест
футуристической живописи». Кончил
трагически - после начала Первой
мировой войны был призван в армию, а
16 августа 1916 года случайно упал с
лошади во время тренировочных
упражнений кавалерии и, получив
смертельную
травму,
умер
на
следующий день. Его картина «Город
поднимается», наполненная какой-то
напряженной атмосферой, считается
одной
из
знаковых
произведений
итальянского футуризма вообще.

16.

Атака уланов - Умберто Боччони

17.

Так, Боччони, использовавший в
одной скульптуре самые разные
материалы (стекло, дерево,
картон, железо, кожу, конский
волос, одежду, зеркала,
электрические лампочки и т.д.),
стал предвестником поп-арта.
Стремясь в своих
футуристических скульптурахконструкциях к объединению
пластической формы, цвета,
движения и звука, Балла
предвосхитил и кинетизм, и
позднейшие синтетические виды
искусства и т.д.

18.

Состояние души I.Прощания Умберто Боччони
Сюжет 40 - Умберто Боччони

19.

Умберто Боччони. Материя. 1912
Картину
«Материя»
Боччони
считал самой важной в своем
творчестве.
Эта
картина
метафора
всего
окружающего
мира.
В
центре
картины
очертания
сидящего
человека,
сцепившего руки в кольцо, а
окружает его условный пейзаж,
который
включает
в
себя
собирательный
образ
мира:
очертания домов, с черепичными
крышами, горы, падающие вниз
потоки воды, зеленые массивы
(леса и поля), очертания розы, а в
нижней части картины в центре
зияет
черная
бездна.
Изображенный на картине человек
- это мать художника, ведь
женщина - вечный, с древности
обожествляемый символ жизни.

20.

Умберто Боччони «Шагающая фигура»
Умберто Боччони «Силы улицы»

21.

Джакомо Балла (1871-1958) – представитель
первой
волны
футуристического
искусства.
Прославляя
динамику
современного мира, Балла пытается
изобразительными средствами передать
основополагающие категории футуризма

«движение»,
«скорость»,
применяя
принцип
симультанности,
то
есть
движение
как
ряд
одновременно
переданных на плоскости движений.
Активный пропагандист футуризма он
переносит его на другие виды искусства:
скульптуру и прикладное искусство –
театральный дизайн и костюм. Всё
больше
тяготея
к
геометрическим
формам, Балла перемежает в творчестве
абстрактные
и
фигуративные
композиции. В 1930-е годы художник совсем
отходит от футуризма, возвращаясь к
традиционной манере выражения.

22.

Картина
«Меркурий
проходит
перед Солнцем» вызывает мысли о
величии мироздания, о космических
процессах неподвластных человеку.
Необычен, фантастичен ее колорит
с
огненными
и
сиреневыми
красками.
Художник
увлекался
астрономией и лично наблюдал это
астрономическое явление 7 ноября
1914.
Джакомо Балла. Меркурий проходит перед Солнцем. 1914.

23.

Джакомо Балла. Текущие линии + динамические последовательности. 1913.

24.

Джакомо Балла ««Шум + скорость»»

25.

В работе «Текущие линии + динамические последовательности» видна
динамическая последовательность движущегося объекта. Нельзя понять,
что
именно
движется,
но
ощущение
динамики
возникает.
Для
композиционного единства Балла добавляет сюда белые направляющие
линии, указывающие на направление движения. Такой механистический
способ динамического умножения граней и контуров движущихся объектов в
том или ином виде можно проследить в очень многих футуристических
работах.

26.

Джино Северини (1883-1966)
Начиная с 1910 года главной
темой
произведений
Северини была ночная жизнь
большого города, в которых
можно заметить признаки
футуристического
направления, выражающиеся
в
динамике
и
резкости
изображения.
Северини
принимал активное участие
в
подготовке
первой
коллективной
выставки
футуристов в Париже в 1912
году.

27.

Джино Северини. Голубая танцовщица. 1912
Художник
создал
наиболее
аналитическую
концепцию,
построенную
главным
образом
на
сдвигах
изображенного на картине
пространства, на смещениях
и
диспропорциональных
соединениях
различных
пространственных
фрагментов.
Кроме
того,
особую
роль
у
Северини
играют
цвет
и
эффект
мозаичного
дробления
объектов окружающего мира.
После 1916 года вернулся к
жизнеподобным
формам
классически
ориентированного реализма.

28.

Не
просто
сломать
все
классические
приёмы
в
искусстве и придумать всё
заново, но ещё и убежать от
этих
академических
форм
подальше.
Для
передачи
динамики
художник
на
картине использует технику
наслоения.
У
голубой
танцовщицы Северини будто
несколько
рук
и
ног.
Фокусировка
на
движении
передаёт стремительность
наступившей новой эпохи –
эпохи
больших
городов,
фабрик и больших перемен.
Певица Джино Северини 1912

29.

Русский футуризм (1910-1917)
Было бы неправильным все футуристические течения в разных странах
связывать
с
реакционно-фашистскими
общественными
силами.
В России, например, он имел другую социальную базу, отличался своеобразными
чертами
и
был
связан
с
бунтарскими
мелкобуржуазно-анархистскими,
индивидуалистически настроенными кругами интеллигенции
Русский футуризм был не про политику, в отличие от итальянского, а больше
про культуру.
Футуризм

это
стратегия
единого
художественного
поведения.
Эта
стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие, иногда
агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы
пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых
слов), создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах
искусства и общественной жизни в целом. (Евгений Семенович Штейнер)

30.

Русский футуризм, в отличие от итало-французского или английского, не
ограничивался рамками какой-то группы или школы, но очень рано приобрел
характер широкого художественного и даже общеэстетического движения,
захватывавшего множество разноречивых групп, школ и отдельных художников и
распространявшегося почти на все виды искусства. В связи с чем и то общее, что
безусловно связывало это движение с европейским футуризмом, получало на русской
почве иной смысл и иной отклик.
Суть же футуристического движения состояла прежде всего в отрицании
всяческих эстетических запретов и любых художественных ограничений, вплоть до
отрицания искусства вообще, как системы правил и условностей. Но только вплоть.
Ибо это движение, несмотря на весь свой художественный произвол, все-таки
оставалось искусством, хотя бы только с собственной точки зрения.

31.

В России некоторые футуристы
называли себя будетляне (
отличный образец
словотворчества).
Придумал термин поэт Велимир
Хлебников, который любил
старославянские слова, умело ими
жонглировал и создавал новые.
Задумка очевидна - переложение
понятие футуризм на русский
манер ( будущее- будет будетляне)

32.

Русские футуристы не ассоциировали себя с итальянскими
коллегами, наоборот, во многом они демонстративно
противопоставляли себя сторонникам Маринетти, считая, что
футуризм в России совершено самобытен.
В послереволюционные голы футуристы в Советской России
пытались взять на себя роль руководителей искусства, выдавали
свое творчество за «сверхреволюционное». Но их искусство народ
не принял, и они не получили общественного признания. Многие из
них уехали из России и ныне живут в эмиграции. Но некоторые
представители русского Футуризма сумели преодолеть
ограниченность этого течения и перешли на позиции правдивого
революционного искусства.

33.

В живописи одним из
основоположников нового
движения стал художник
Давид Бурлюк (1882-1967)

34.

Давид Бурлюк приход весны и лета
Давид Бурлюк, Женщины будущего, 1911

35.

Давид Бурлюк, Украинцы, 1912

36.

Давид Бурлюк «Взгляд»

37.

Михаил Фёдорович Ларионов
(22 мая [3 июня] 1881 — 10 мая 1964)
— русский живописец, график,
сценограф, теоретик искусства,
один из основоположников
русского авангарда.

38.

Ларионов Михаил Федорович «Голова быка»

39.

Михаил Федорович Ларионов – Лучистые линии
Михаил Федорович Ларионов – Петух

40.

Наталья Сергеевна Гончарова
(1881–1962) — русский художникавангардист, живописец,
художник по костюмам, писатель,
иллюстратор и сценограф.

41.

Гончарова Наталья Сергеевна «Аэроплан»

42.

Гончарова Наталья Сергеевна –
Маленькая станция

43.

Гончарова Наталья Сергеевна – Ткач
Гончарова Наталья Сергеевна – Велосепедист

44.

Ольга Владимировна Розанова (21
июня [3 июля] 1886 — 7 ноября 1918)
— живописец, график, художница
книги и декоративноприкладного искусства, автор
статей по искусству, поэтесса.
Одна из крупнейших
представительниц русского
авангарда с уникальным
колористическим талантом.

45.

Розанова Ольга Владимировна – Завод и мост
Розанова Ольга Владимировна – Город в огне

46.

Розанова Ольга Владимировна – Композиция с
поездом
Розанова Ольга Владимировна Метроном

47.

Заключение
В заключении можно сказать, что футуризм является одним из самых ярких и значимых
явлений в истории искусства XX века. Это направление оказало огромное влияние на
развитие
культуры
и
формирование
современного
художественного
языка.
Футуристы создали новые формы и образы, которые продолжают вдохновлять
художников и дизайнеров и в наши дни.
Изучение
футуризма
позволяет
понять,
как
художники
и
писатели
экспериментировали с формой и содержанием, как они создавали новые стили и
направления. Футуризм также оказал влияние на развитие других художественных
течений, таких как кубизм, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм.
В целом, футуризм остается актуальным и интересным направлением для изучения,
так как он представляет собой важный этап в развитии искусства и культуры.

48.

Список источников
1.
Наби : [Электронный ресурс] // Артхив – Режим доступа:
https://artchive.ru/styles/futurism - (Дата обращения: 25.10.2023)
2. Бобринская Е.А. Футуризм: Течения и направления в зарубежном искусстве
первой половины ХХ в. Мифопоэтика раннего футуризма. Москва. Галарт, 2000 . –
192 с.
3. Гончарова Н. Предисловие к каталогу выставки картин. Москва, 1913.
4. Крючкова В.А.: Антиискусство. - М.: Изобразительное искусство, 1985. – 303 c.
5. Лебедев А.К.: Искусство в оковах. - М.: Академия художеств СССР, 1962. – 100 с.
6. Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма // Маринетти Ф.Т. Футуризм.
СПб., 1914. С. 106, 107.
English     Русский Правила