Культурология
Тематический план лекционного курса
Особенности современной социокультурной ситуации
Формы развития
Эволюция Революция Кризис
История культуры: основные вехи
Мифологический синкретизм
«Осевая эпоха» (согласно К.Ясперсу)
1.27M
Категория: КультурологияКультурология

Место и роль науки о культуре в системе современного гуманитарного знания

1. Культурология

Место и роль науки о культуре в системе
современного гуманитарного знания

2. Тематический план лекционного курса

Особенности современной
социокультурной ситуации
Ускорение темпов
«Синтезирование»
развития
различных областей
деятельности
Глобализация
Обострение
проблем
противоречия
между
Расширение
культурными и
интегративных
цивилизационными
процессов в социуме
процессами
Углубление
Изменение
тенденций
технологии хранения
национальной
и
передачи
идентификации
информации

3. Особенности современной социокультурной ситуации

Формы развития
Развитие
Эволюция
Революция
Кризис

4. Формы развития

Эволюция Революция
Кризис
Основания
развития
Основания
Основания
Механизм
Механизм
Механизм
Направление Направление Направление

5. Эволюция Революция Кризис

История культуры:
основные вехи
• Мифологическая
культура (~3,5 млн.
лет назад - IV тыс. до
н.э)
• «Осевое время» (800
-200 лет до н.э.)
• Постмифологическая
культура (начало н.э.
- XIX в.)
• Современность
(рубеж XIX-XX
веков - …)
• Постсовременная
культура

6. История культуры: основные вехи

Мифологический синкретизм
Нераздельность
человека и мира
Тождественность
бытия и мышления
Слитность
абстрактного и
конкретного в
мышлении
Однородность
жизнедеятельности
человека

7. Мифологический синкретизм

8.

9.

«Осевая эпоха» (согласно К.Ясперсу)
Место: Китай, Индия, Палестина, Греция
Время: 800 - 200 гг. до н.э.
Суть: духовное движение, переход от мифологической культуры к
«постмифологической», победа логоса над мифом
Основание: недоверие человека к данным непосредственного
опыта и эмпирического знания
Итог: формируется тип личности современного человека,
начинается «подлинная» общая история

10. «Осевая эпоха» (согласно К.Ясперсу)

11.

Постмифологическая культура
Человек и мир обретают собственные
«границы»
Отношение «Я-Мир» конституируется
однородностью законов развития реальностей
«Я» и «Мир»
Человек получает возможность выбора путей
выхода в «Мир»
«Мир» становится дискретным
English     Русский Правила