история философии
Западная философия XX века
Основные направления западной философии
Позитивизм
Основные постулаты позитивизма
1. Эволюция позитивизма
Первый этап позитивизма представлен учениями О. Конта, Г. Спенсера, Д.С. Милля
«Реальность, скрывающаяся позади всех явлений, нам неизвестна и навсегда должна остаться неизвестной».
Органическая теория общества
Неопозитивизм
Логистический позитивизм
Венский кружок
Постпозитивизм.
Основоположник позитивизма
Позитивизм
Позитивизм
Основные принципы позитивизма
Неопозитивизм
Неопозитивизм
Неопозитивизм
Представители позитивизма и неопозитивизма
ГЕРМЕНЕВТИКА – субъективно-идеалистическое учение XX века
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII – XIX)
18.63M
Категория: ФилософияФилософия

Западная философия XX века

1. история философии

Современная
западная философия

2. Западная философия XX века

1. Эволюция позитивизма
2. Неотомизм
3. Герменевтика
4. Постмодернизм

3.

Позитивизм и
неопозитивизм
Экзистенциализм
Структурализм
Основные
направления
западной
философии
Неотомизм
XX века
Герменевтика
Психоанализ

4. Основные направления западной философии

1. Философские школы сциентистского
направления.
Разрабатываются
мировоззренческие проблемы
науки, формируется
миропонимание тех слоев
общества, которые видят в научнотехническом прогрессе ключ к
решению всех проблем
(позитивизм - Огюст Конт).

5.

2. Философские школы
деятельностного направления
Формируется
мировоззрение тех масс
населения, которые
связывают будущее с
успешным решением
социально-политических
проблем (неомарксизм).

6.

3. Направление
созерцательноистолковывающее
(герменевтика, структурализм,
постмодернизм)
Строятся теории истолкования
культурного текста

7. Позитивизм

Наиболее распространённое течение
западной философии XIX-XX вв.
Философия
позитивизма
изучает
Способы и методы
достижения
положительного,
позитивного знания

8.

периоды позитивизма:
1. Классический позитивизм
2. Эмпириокритицизм
3. Логический позитивизм
(неопозитивизм)
4. Постпозитивизм

9.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
Философия должна исследовать лишь
факты,
освободиться
оценочной роли
от
любой

10.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
Критика с позиций опыта

11.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
(НЕОПОЗИТИВИЗМ)
Идея о том,
что для познания мира необходимы
наблюдаемые доказательства

12.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Критическое отношение к учениям,
которые были развиты в рамках
неопозитивизма

13. Основные постулаты позитивизма

1.Метафизическая редукция всего
познания к познанию явлений
2.Номинализм
3.Индетерминизм
4.Отрицание объективной
закономерности мира

14. 1. Эволюция позитивизма

Позитивизм складывается в середине XIX в.,
после победы буржуазии в борьбе за
политическую власть. Западноевропейская
буржуазия
утрачивает
свою
былую
революционность. В это же время возникает
машинное производство, пришедшее на
смену ремесленному. Создание технических
новинок
предполагает
серьезные
естественнонаучные основания. Усиливается
интерес к развитию научно-технического
знания.

15. Первый этап позитивизма представлен учениями О. Конта, Г. Спенсера, Д.С. Милля

Конт Огюст (1798 — 1857),
французский
философ, один из
основоположников
позитивизма.
Главное сочинение
«Курс позитивной
философии».

16.

Закон трех стадий
«Человеческий дух по самой природе своей, ,
в каждом из своих исследований пользуется
последовательно тремя методами мышления, по
характеру своему существенно различными и даже прямо
противоположными друг другу:
сначала теологическим методом,
затем метафизическим
и, наконец, положительным методом.
Отсюда и возникают три взаимно исключающих друг друга
вида философии, или три общие системы воззрений на
совокупность явлений: первая есть необходимая исходная
точка человеческого ума;
третья — его определенное и окончательное состояние;
вторая служит только переходной ступенью.»

17.

«Положительная философия может
служить единственной твердой основой
для социальной реорганизации, которая
должна прекратить то состояние
кризиса, в котором так долго находятся
наиболее цивилизованные нации».

18.

«Идеи управляют и переворачивают мир».
«Мне не нужно доказывать, что
миром управляют и двигают
идеи, или, другими словами, что
весь социальный механизм
основывается окончательно на
мнениях».

19.

В ходе истории происходит последовательная смена трех
состояний человеческих умов. Теологической стадии
соответствовал режим наследственных феодальных
монархий, метафизической — подъем «средних классов» и
большое влияние, приобретаемое
«юристами», на позитивной же стадии обществом будут
править позитивисты-философы, уполномоченные
финансистами-банкирами.
Каждой из трех стадий политической организации общества
соответствует своя эпоха гражданской
истории — военно-завоевательная, оборонительная и научнопромышленная (т. е. капиталистический строй). Последняя
стадия завершает и замыкает собой все общественное
развитие. Дальнейшая эволюция будет осуществляться как
«моральное возрождение человека».

20.

Милль Джон Стюарт
(1806 — 1873),
английский философпозитивист, экономист и
общественный деятель.
Наиболее
значительная работа
«Система логики»
(1843 год)

21.

Исходя из агностицизма Юма, Милль
считает, что доказать существование
внешнего мира невозможно; но в равной
мере невозможно доказать, что внешний
мир не существует.
Милль говорит о материи как о неизвестной
причине или «постоянной
возможности» вызывания ощущений, а
сознание характеризует как «постоянную
возможность переживаний».

22.

Задача науки, по Миллю, — индуктивное
упорядочение единичных явлений
для выявления законов природы. В
центре внимания Милля стоят
логические исследования. Формальную
логику он рассматривает как главное
содержание философского знания. При
этом он стремится изгнать из логики
всякую философскую проблематику;
«логика представляет собой
нейтральную почву».

23.

Милль высказывает сомнения в
достоверности человеческого познания.
Знание, полученное через ощущения,
несовершенно; знание, добытое методами
индукции, не достоверно, а лишь вероятно.
Наши умозаключения в математике, которая
считается точной наукой, достоверны только
в том смысле, что они следуют
из аксиом (исходных допущений), а сами
аксиомы основаны на наблюдениях
и обобщениях и не более достоверны, чем
они.

24.

Спенсер Герберт (1820 1903), английский философ
и социолог, один из
родоначальников
позитивизма.
Главный труд (1896 год) десятитомное издание
«Синтетическая философия»

25. «Реальность, скрывающаяся позади всех явлений, нам неизвестна и навсегда должна остаться неизвестной».

«Споры материалистов и спиритуалистов не
более как война слов, обе стороны равно
нелепы, потому что обе думают, что понимают
то, чего никакой человек не может понять».
«Исследования психолога, как бы далеко они не
шли, не приведут к открытию конечной природы
материи, а исследование физики не откроет
конечной природы движения».

26.

В эволюции Спенсер выделяет
следующие моменты:
* интеграцию (переход от бессвязности
к связности);
* дифференциацию (переход от
однородного к разнородному);
* возрастание порядка (переход от
неопределенности к определенности).

27. Органическая теория общества

«Различные части социального
организма, подобно различным частям
индивидуального организма, борются между
собой за пищу и получают большее или меньшее
количество ее, смотря по большей или меньшей
своей деятельности».

28.

Следующий этап в развитии позитивизма (так называемый
второй позитивизм,
махизм, или эмпириокритицизм) связан с творчеством
Эрнста Маха (1838-1916) и Рихарда Авенариуса (1843-1896);
Анри Пуанкаре (1854-1912) и др.
Первые работы Маха и Авенариуса вышли в начале 70-х гг.,
но получили широкую известность лишь в 90-х гг. XIX в.

29.

Мах открыл и исследовал специфический волновой процесс,
впоследствии получивший название ударной волны. В этой
области именем М. назван ряд величин и понятий: Маха
число, Маха конус, угол М., линия М. и другие. Предложил
принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы
является следствием гравитационного взаимодействия его
со всем веществом Вселенной

30.

Главная философская работа «Анализ ощущений и
отношение физического к психическому» (1896)
«Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь
элементов, цветов, звуков и т. п., не что
иное, как так называемые знаки».
«Остается один тип устойчивости — связь (или
отношение). Ни субстанция, ни материя не могут быть
чем-то безусловно устойчивым. То, что мы называем
материей, есть определенная регулярная связь
элементов (ощущений). Ощущения человека, так же как
ощущения разных людей,
обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит
материя».
«Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов
(комплексы ощущений) образуют тела».

31.

Мах называет ощущения «элементами мира».
«Элементы мира», подразделяются им на
физические и психические.
Эти элементы - нечто «нейтральное» по отношению
к материи и к сознанию,
«Элементы мира» могут быть в одном отношении
физическими,а в другом — психическими.
Например, огонь, вызывая ощущения тепла, света,
является психическим «элементом»; но, с другой
стороны, как совокупность определенных
химических и физических процессов он
представляет собой физический «элемент».

32.

Махисты утверждают, что между физическими и
психическими «элементами» существует неразрывная
связь, так что не может быть физических «элементов» без
психических («принципиальная координация» Авенариуса).
Фактически это
означает, что материя не может существовать независимо
от сознания.

33.

Мах утверждал, что наука не должна содержать ничего, кроме
описания.
«Дает ли описание все, что требует научный исследователь? Я
думаю, что да! Описание есть построение фактов в мыслях,
которое в опытных науках часто обусловливает возможность
действительного описания...
Наша мысль есть почти полное возмещение факта, и мы можем
найти в ней все свойства этого последнего».

34. Неопозитивизм

В отличие от классического позитивизма Конта и
Спенсера, неопозитивизм видит задачу философии
не в систематизации специально научного знания, а в
деятельности, направленной на анализ языковых
форм сознания.
Предметом философии должен быть язык, прежде
всего — язык науки как способ выражения знания.
На первый план выдвигается проблема значения и
смысла. Неопозитивизм развивался как течение,
направленное на анализ методологических проблем:
роли знаково-символических средств научного
познания, отношения эмпирического и
теоретического уровней научного исследования и т.
д.

35. Логистический позитивизм

Первым, главным вариантом неопозитивизма
является логистический позитивизм.
У его истоков стояли Джордж Эдуард Мур (18731958), Бертран Рассел (1872-1970) и Людвиг
Витгенштейн (1884-1951)

36.

Рассел Бертран (1872 —
1970), английский
философ, логик,
математик, социолог,
общественный деятель.
Главные работы:
Проблемы философии,
СПБ, 1914; Человеческое
познание. Его сфера и
границы, М., 1957; Почему
я не христианин, М., 1958;
История западной
философии, М., 1959.

37.

Задача философии, по Расселу, заключается не в том, чтобы открывать факты или строить
обобщения о фактах, а в том,
чтобы подвергнуть логическому анализу высказывания
науки; тем самым обеспечивая прояснение знания. Повседневный язык не годится
для науки и философии, так как в нем много неясностей и двусмысленностей.
Поэтому нужно обратиться к искусственному языку, который следует
организовать на основе логики.

38.

В 20-е гг. Рассел предложил концепцию «нейтрального монизма».
Предлагая
изъять из научного обращения категории сознания, субъекта,
материи, субстанции как «метафизический хлам», Рассел говорит, что
первоосновой всего существующего является некий «нейтральный материал», «нейтральные
элементы» мира, в которых уничтожается грань между материальным и
духовным, физическим
и психическим.

39.

Витгенштейн Людвиг (1889 —
1951), австрийский философ и
логик. С 1929 жил в Англии,
профессор Кембриджского
университета (1939—47). В
первом периоде своей
философской деятельности
разрабатывал философию
логического анализа.
Главная работа «Логикофилософский трактат» (1921, рус.
пер. 1958)

40.

Витгенштейн выдвинул программу построения
искусственного «логически совершенного»,
«идеального» языка, имеющего в качестве
прообраза язык классической математической
логики. «Идеальный» язык поможет освободить
философию от её традиционной проблематики,
которую Витгенштейн трактует как
«бессмысленную» (лишённую научнопознавательного смысла), порождённую
несообразностями «логически несовершенного»
языка.

41.

В дальнейшем, в работе (опубликованной посмертно)
— «Философские исследования» (1953), Витгенштейн
утверждает, что язык служит не только целям
описания мира, но и различным человеческим
коммуникациям. Объектом философского
исследования выступает теперь у Витгенштейна
естественный («обыденный») язык, который
рассматривается как совокупность «языковых игр»,
ведущихся по правилам, избираемым «играющими».
Значение языкового выражения определяется уже не
онтологической структурой языка, а придаётся
эмпирически — той ролью, которую оно выполняет в
«языковой игре», т. е. контекстом; Этим философ
переходит с позиции логического атомизма к точке
зрения логического эмпиризма.

42. Венский кружок

Идеи Рассела и Витгенштейна были продолжены Венским
кружком, который стал идейным и организационным
центром логического позитивизма. Этот кружок был
организован в 1922 г. руководителем кафедры индуктивных
наук Венского университета Морицем Шликом (1882-1936).
В кружок входили О. Нейрат (1882-1945), К. Гедель(19061978), и др. С ними сотрудничали X. Рейхенбах(1881-1953),
Ф. Франк (1884-1966), А. Айер (1910-1989), Э. Нагель (19011985), П. Бриджмен (1882-1961) и др.
В 1926 г. в Венский кружок был приглашен австрийский
логик и философ Рудольф Карнап (1891-1970), который
стал лидером направления; в его работах идеи кружка
получили наиболее полное выражение

43.

Р. Карнап заострил вопрос о «невозможности»
философии в ее «традиционном» значении. В
известной работе «Преодоление метафизики
логическим анализом языка науки» (1932) он
утверждает, что предложения (суждения), из которых
состоят философские учения, не являются
подлинными суждениями. Дело в том,
что настоящие суждения являются либо истинными,
либо ложными, а философские суждения —
«псевдопредложения», они лишены научного смысла.
Именно научного смысла, поскольку они все же
имеют определенный смысл, так как они
противоположны полному абсурду. Так,
высказывание: «Первоначально есть абсолютный дух»
осмысленно по отношению к набору звуков «блямблям, бур-бур»,
но в то же время лишено научного смысла.

44.

Вспомнив о кантовском делении высказываний на
аналитические и синтетические, априорные и
апостериорные, Карнап предложил учитывать различие
между:
Научными
Вненаучными и
Антинаучными суждениями

45.

Почему же философские предложения —
псевдопредложения?
Карнап указывает на три причины:
1) либо дело в том, что они составлены из
«псевдопонятий»;
2) либо входящие в них понятия соединены в
предложения по правилам, не совместимым с
грамматикой и логикой;
3) либо эти предложения получены из других предложений с нарушением принципов
логического вывода.

46.

Псевдопредложения возникают также
вследствие того, что термины, сами по
себе не вызывающие каких-либо возражений,
соединяются посредством связей,
противоестественных с логическограмматической точки зрения. Например, тезис Гегеля: «Ничто переходит в нечто» лишен
научного смысла, так как образован
с нарушением правила, запрещающего
приписывать «ничто» какие-либо предикаты.

47.

В ходе эволюции логического
позитивизма на первый план выдвигались концепции
верификации, физикализма и конвенционализма.
Р.Карнап, в качестве критерия истинности высказывания
предложил
принцип «когерентности»: «Высказывание следует признать
истинным если оно внутренне логически не противоречиво и не
противоречит другим высказываниям в составе данной
концепции»

48. Постпозитивизм.

Кризис «антиметафизической» программы
неопозитивизма привел к тому, что в 60-е
гг. XX в. начался процесс формирования
нового комплекса методологических
концепций, получившего название
постпозитивизма. Начало этого этапа в
философии науки связывают с выходом
работ К. Поппера «Логика научного
открытия» (1959 г.) и

49.

Карл Раймунд Поппер (1902-1994) — британский
философ и социолог.
До 1937 г. жил в Вене, в 1937-1945 гг. - в Новой
Зеландии. С 1946 г. до середины 70-х гг. был
профессором Лондонской школы экономики и
политических наук.

50.

Поппер по-новому ставит проблему разграничения
научного и ненаучного знания. Если в неопозитивизме
основой такого разграничения была верификация, то
Поппер предлагает фальсификацию.
Фальсификация — это способ указания на
такие эмпирические условия, при которых общие
положения (гипотезы) будут ложными. Отсутствие
опытного опровержения гипотезы не говорит в
пользу ее истинности, а только «оправданности».
Поппер считает, что теория является научной только
тогда, когда она в принципе допускает
фальсификацию (опровержение), т. е. когда в ней
есть положения, которые могут быть проверены
интерсубъективным наблюдением.

51.

«Я не думаю, что мы вообще делаем индуктивные обобщения, т. е. начинаем с наблюдений и
затем пытаемся вывести из них свои теории.
Я убежден, что мнение, согласно которому мы
поступаем именно так, является предрассудком,
своего рода оптической иллюзией, и что ни на
одном этапе развития науки мы не начинаем (с
нуля), не имея какого-то подобия теории, будь то
гипотеза или предрассудок, или проблема — часто
это технологическая проблема, — которая как-то
направляет наши наблюдения и помогает нам
отобрать из бесчисленных объектов наблюдения
те, которые могут представлять для нас интерес...»

52.

«С точки зрения науки не имеет значения, получили ли мы свои
теории в результате скачка к незаконным заключениям или
просто наткнулись на них (благодаря "интуиции"), или
воспользовались каким-то индуктивным методом. Вопрос: "Как
вы пришли к своей теории?" касается совершенно частных
проблем, в отличие от вопроса: "Как вы проверили свою
теорию?", единственно значимого для науки».

53.

Поппер отрицает существование социальных законов, а потому
и возможности
предсказания будущего. «Вера в историческую необходимость
является явным предрассудком и... невозможно предсказывать
ход человеческой истории научными или какими-либо другими
рациональными методами».
На этом основании он отрицает «историцизм
Маркса.

54.

Томас Сэмуэл Кун (1922-1996) — американский историк и
философ, был одним из лидеров западной философии.
В работе «Структура научных революций» (1963) Кун пишет:
«Такие ценности, как точность, простота, продуктивность,
составляют постоянные атрибуты науки».

55.

Вместо образа науки как единой системы Кун предлагает
рассматривать науку как деятельность научных
сообществ. У каждого такого сообщества есть свой
способ деятельности, свой стиль мышления, свои
критерии научности и рациональности; для обозначения
этого Кун предлагает понятие «парадигма».

56.

«Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми
научные достижения, которые в течение определенного
времени дает научному сообществу модель постановки
проблем и их решения»

57.

Парадигма у Куна включает:
символические обозначения и
формализованные конструкции, принимаемые
сообществом ученых;
«метафизические», общеметодологические
представления;
принятые сообществом ценности (например,
точность, простота, логичность научных
концепций);
«образцы» — признанные примеры научных
достижений.

58.

Кун предложил концепцию истории науки, которая
включает следующие этапы:
«нормальная наука» (период господства определенной
парадигмы),
«научная революция» (распад данной парадигмы,
конкуренция между альтернативными новыми
парадигмами, победа одной из них) и
снова «нормальная наука».

59.

В период революционных преобразований происходит
отказ от значительной части ранее признанного и
обоснованного знания (фактов, методов, теорий).
Смена парадигм — скорее интуитивный, чем
рационально обоснованный процесс.

60.

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
ВСЕГДА ТРЕБОВАЛА МЫСЛИТЬ
ЯСНО, РАЗУМНО, РАЦИОНАЛЬНО,
МАКСИМАЛЬНО
АРГУМЕНТИРОВАНО И
ДОКАЗАТЕЛЬНО, С УЧЕТОМ ВСЕХ
ТОНКОСТЕЙ ЯЗЫКОВОЙ СФЕРЫ

61. Основоположник позитивизма

Огюст Конт (1798-1857) –
французский мыслитель,
основоположник
позитивизма.
«Знать – чтобы
предвидеть, предвидеть –
чтобы обладать силой».
О.Конт.

62. Позитивизм

Философское направление – позитивизм
выступало за то, чтобы философия
Опиралась
только на
достоверное
научное
знание
Исследовала
лишь факты,
а не их
внутреннюю
сущность
Опиралась на
научный метод
в
исследованиях

63. Позитивизм

Позитивизм
Философия
отрицания
философии
Каждая
наука
Сама себе философия,
ей не нужны
умозрительные принципы
и основания

64. Основные принципы позитивизма

Опыт –
первичный и
единственный
источник знания
Основные
принципы
позитивизма
Задача философии –
изучение языка и
методов науки
Каждая наука
вырабатывает
собственные
внутренние
принципы
исследования
объекта

65.

Позитивизм
Философское направление
Отказывающееся рассматривать
проблемы, которые нельзя доказать
с помощью эксперимента

66. Неопозитивизм

Как особое философское направление
неопозитивизм получил широкое
распространение в англоязычных странах
Наиболее известные представители
неопозитивизма
Рудольф Карнап
1891-1970
Альфред
Айер
1910-1989
Бертран
Людвиг
Рассел Витгенштейн
1872-1970
1889-1951
Джон
Остин
1911-1960

67. Неопозитивизм

Философское течение, претендующее на
анализ и решение актуальных
философско-методологических проблем
Единственно
возможное
знание
Специальнонаучное знание
Задача
философии
Деятельность по
анализу языковых
форм знания

68. Неопозитивизм

Главная
идея
Язык
Изучение и анализ
языка науки
Главное средство, через
которое человек позитивно,
достоверно и научно
воспринимает мир

69. Представители позитивизма и неопозитивизма

Герберт
Спенсер
1820-1903
Эрнст Мах
1838-1916
Рихард
Авенариус
Мориц Шлик
1882-1936
1843-1896
Рудольф Карнап
Имре Лакатос
Пол Карл Фейерабенд
1891-1970
1922-1974
1924-1994

70. ГЕРМЕНЕВТИКА – субъективно-идеалистическое учение XX века

ПРЕДПОСЫЛКИ:
1. Основная категория герменевтики — понимание
— впервые в явном виде была определена
Августином: «Понимание есть переход от знака к
значению».)
2. Основы герменевтики как философского учения
заложил Фридрих Шлейермахер (1768-1834).
3. Разложение школы логического позитивизма
(неопозитивизма) в XX веке;

71.

Согласно Шлейермахеру («Диалектика» ),
герменевтика— метод понимания исторических
памятников и текстов. Подобно умению читать,
писать, логично мыслить, можно научиться и
понимать. Для этого нужно изучить
определенную систему правил и сознательно их
применять.
Шлейермахер выделяет два типа истолкования:
грамматическое и психологическое.
Грамматическое — это искусство «находить
определенный смысл какой-либо речи, исходя из
языка и с помощью языка».
В психологическом истолковании нужно входить в
культурно-историческую атмосферу времени
создания текстов, исходить из своеобразия
личности автора текста, необходимо
«вчувствоваться» во внутренний мир создателя
текста.

72.

Шлейермахер выдвигает принцип:
следует сначала понять целое, чтобы
стали ясны части и элементы. Нужно,
чтобы текст, интерпретируемый объект
и интерпретатор были в одном «круге».
У интерпретатора должно быть некое
«предзнание», более широкий горизонт
знания по отношению к данному
тексту.

73.

Идеи Шлейермахера продолжил
Вильгельм Дильтей (1833-1911). Он
противопоставляет естественнонаучное и
гуманитарное знание.
Выделяя два класса наук, науки о
природе и науки о духе, Дильтей выражает
сожаление о том, что «знания того и другого
классов постоянно смешиваются друг с
другом в обеих пограничных областях между
изучением природы и изучением духовных
явлений», а между тем их нужно четко
разграничивать. В науках о природе
познание идет через опыт, «измерения и
исчисления», в то время как духовная жизнь
представлена в переживании и понимании.

74.

По Дильтею, конечная единица сознания
— переживание (а не ощущение или
восприятие).
Жизнь

это
последовательность
переживаний. В основу гуманитарного
знания нужно положить психологию,
которая должна описывать переживания
человека.
Понимание
собственного
внутреннего
мира
достигается
путем
интроспекции
(самонаблюдения).
Понимание чужого мира идет путем
«вживания», «сопереживания»,
«вчувствования».

75.

Ханс Георг Гадамер (1900-2002) и Поль Рикер (р.
1913) фактически отождествляют философию с
герменевтикой, считая объектом философии
тексты, познание и интерпретацию текстов.
Характерно при этом, что истолкование текстов
и вообще всех явлений языка в современной
герменевтике переплетается с «критикой
идеологии». Язык объявляют средством обмана,
лжи, «тотальной пропаганды».
Языковые трудности мешают взаимопониманию,
а отсюда, по мнению многих герменевтиков,
проистекают все противоречия жизни.

76.

Гадамер («Истина и метод» 1960):
«Бытие, которое может быть понято, есть язык».
Мы можем иметь дело только с «лингвистически
оформленным» миром, запечатленным в языке.
Мы живем внутри языка».
Необходимо «раскрыть герменевтическое
измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания,
во всех его проявлениях, от межчеловеческой
коммуникации до общественной манипуляции, от
опыта отдельного человека как в этом обществе, так
и с этим обществом, от построенной из религии
и права, искусства и философии традиции и до
эмансипаторской энергии рефлексии
революционного сознания».

77.

78.

По Гадамеру , подлинное понимание требует учета
многих факторов:
характера связи интерпретатора и текста,
исторических обстоятельств, их связывающих,
соотношение прошлой и сегодняшней духовной
атмосферы и т. д.
Источником смыслов текста является как его автор
(S1), так и интерпретатор (S2). Характерно, что по
мере развития герменевтики интерпретатор все
больше выходит на передний план как источник
смыслов, создающий их, приписывающий тексту
и внедряющий в других читателей и слушателей.
В понимании определяющую роль играет язык:
«Язык есть та среда, в которой происходит
процесс взаимного договаривания собеседников и
обретания взаимопонимания по поводу самого
дела»

79.

ПРЕДПОНИМАНИЕ:
«...Мы понимаем дошедший до нас текст
на основании смысла ожиданий,
почерпнутых из нашего собственного
предварительного отношения к существу
дела»
«Понимание обретает свои подлинные
возможности лишь тогда, когда его предварительные мнения не являются
случайными. А потому есть глубокий смысл
в том, чтобы истолкователь не просто
подходил к тексту со всеми уже
имеющимися у него готовыми
предмнениями, а, напротив, подверг их
решительной проверке с точки зрения их
оправданности»

80.

Каковы источники предпонимания?
Гадамер склоняется к тому, что предпонимание
базируется не столько на рациональном знании,
сколько на интуиции. Каков же источник интуиции?
Герменевтики, как правило, уклоняются от ответа на
этот вопрос. Другое решение вопроса об источнике
предпонимания сводится к представлению о том,
что язык направляет познание в целом и формирует
его. Именно язык конструирует мир, определяет
способ человеческого бытия. Понимание самого
языка близко к его интерпретации лингвистической
философией как некоторой игры. Сама игра
втягивает в себя игроков. Язык ведет от
предпонимания к пониманию.

81.

Концепция предпонимания дает возможность
Гадамеру предложить решение ряда проблемных
ситуаций.
Одна из них — так называемый герменевтический
круг. Дело в том, что существует взаимозависимость
знания и понимания, понимания и объяснения,
понимания части и целого. Так, чтобы что-то
познать, нужно это понимать, а чтобы понимать,
нужно знать. Иначе говоря, когда мы понимаем
некоторое предложение, то его смысл как целого
определяется значением отдельных слов, но, в свою
очередь, собственные значения слов становятся
ясными, понятными только в контексте
предложения. Круг разрывается с помощью
предпонимания, которое предшествует пониманию.

82.

Неотомизм
Официальная философия Римской
католической церкви, интерпретированная в духе философии Фомы (Томазо)
Аквинского (1225-1274). Фома создал
богословско-философскую систему,
использующую аристотелизм для
обоснования и защиты католического
вероучения.
Главные идеологи: Жак Маритен (1882 —
1973), Этьен Жильсон (1884-1978)

83.

ИСТОРИЯ НЕОТОМИЗМА
Первый Ватиканский собор (1869-1870) объявил
философию Фомы Аквинского единственно истинной. В
1879 г. папа Лев XIII выступил с энцикликой «О
восстановлении в католических школах христианской
философии в духе ангельского доктора святого Фомы
Аквинского». В энциклике ставилась задача
противодействия «социальным беспорядкам, в свою
очередь порожденным интеллектуальным беспорядком»,
направления народов «на путь веры
и спасения».
В 1914 г. по распоряжению папы Пия X были
опубликованы «24 томистских тезиса», извлеченных из
философии Фомы в качестве норм и отправных принципов католицизма. В них были сформулированы основоположения католической философии по всем ее главным
разделам: онтологии, космологии, антропологии,
теодицеи. Руководствуясь этими тезисами, католические
философы ведут преподавание философии и
осуществляют ее разработку.

84.

Были созданы центры по разработке и пропаганде
Неотомизма, среди них — Высший институт
философии при Лувенском университете
(Бельгия), Академия св. Фомы в Ватикане,
Парижский католический институт, Католический
университет в Милане и др. В 20-е и 30-е гг. 20 в.
активно разрабатываются проблемы
неотомистской метафизики, теории познания,
натурфилософии. После 2-й мировой войны
1939—45 Неотомизм становится одним из
наиболее влиятельных течений в современной
буржуазной философии, располагающим
многочисленными институтами, издательствами,
журналами. Наряду с традиционными центрами
складываются новые — в ФРГ, США и Канаде.
Неотомизм резко противостоит как материализму,
так и субъективному идеализму

85.

В одном из католических учебников по философии
утверждается, что философские учения последних трех
столетий были в большинстве своем вздорными пустяками,
поэтому необходима реабилитация схоластики.
Жак Маритен (1882 —1973), писал: «Фома Аквинский не
ограничен Средними веками, его провидение жизненно и
способно разрешить наши современные проблемы, оно
универсально и всеобъемлюще». «Я считаю томистскую
философию живой и актуальной, обладающей к тому же тем
большей силой для покорения новых областей, чем более
тверды и органически едины ее принципы. Глядя на
последовательность научных гипотез, некоторые умы
удивляются тому, как можно сегодня вдохновляться
метафизическими принципами, признанными Аристотелем и
Фомой Аквинским и коренящимися в наиболее далеком
интеллектуальном наследии рода человеческого. На это я
отвечаю, что телефон и радио не мешают человеку всегда
иметь две руки, две ноги и два легких, влюбляться и искать
счастья, подобно его далеким предкам; кроме того, истина не
признает хронологического критерия, и искусство философа
не совпадает с искусством великих модельеров».

86.

Вера и разум.
Исходная идея неотомизма — принцип гармонического
единства разума и веры. Этьен Жильсон утверждал, что
достижение гармонии между философией и верой — тайна
томизма.
Неотомисты заявляют, что вера и разум не должны
противоречить друг другу; религиозная вера и
рациональное познание при правильном использовании
дополняют друг друга. Вера не должна препятствовать
развитию разума, а разум не должен мешать вере и
существованию религии. Мартен писал, что «сегодня
разум должен бороться против иррационалистического
обожествления диких и инстинктивных сил, которые
угрожают разрушить цивилизацию. В этой борьбе
лежащая на нем обязанность — обязанность интеграции».
Это интеграция «с надрациональным миром благодати и
божественной жизни». Разум и вера должны вместе
выступить против иррационализма.

87.

Неотомисты стремятся к философскому
истолкованию научных данных, хорошо
понимая, что старое враждебное отношение
к науке наносит вред религии.
Э. Жильсон подчеркивал, что судьбы
христианской философии зависят от того,
будут ли в состоянии ее представители
участвовать в научных дискуссиях в
математике, физике, биологии и т. д.
Но при этом проводится мысль о том, что
научное познание не должно вступать
в противоречия с религиозными догматами.

88.

Неотомисты принимают аристотелевскую
концепцию четырех видов причин
(материальная, формальная, действующая
и целевая). Но в целом смысл детерми- .
нации они сводят к финализму. Последняя
цель мира и человека — Бог: все вещи
устремляются к Нему через свои действия.
Финализм в понимании человека
заключается в том, что деятельность
человека должна быть «ориентирована на
Бога».

89.

При характеристике «естественного»
познания неотомисты исходят из формулы:
«Истина есть соответствие между разумом и
вещью». Познание — одна из способностей
нематериальной души. Если истина —
соответствие познанного познаваемому, то
это предполагает подобие, однородность
объекта и субъекта познания.
Поэтому условием познания является
наличие нематериального начала в объекте,
неких духовных образов, форм («species»).
В ходе познания происходит «перенесение»
этих форм из объекта в субъект.

90.

Важное значение для католической церкви и
неотомизма имели решения II Ватиканского
собора, который в 1962 г. созвал папа Иоанн XXIII,
завершившего свою работу после 168 заседаний в
1965 г. Цель Собора заключалась в перестройке деятельности католической церкви
применительно к новым историческим условиям.
В решениях Собора говорилось: «Верующие не
могут не быть в тесном союзе со временем и
современниками, их образ мысли и чувствования
пронизан временем, слепок которого — культура».
Христиане должны уметь гармонизировать
данные новых наук, теорий и открытий с
христианской моралью и мыслью.

91. ПОСТМОДЕРНИЗМ

1.
2.
ОСНОВАНИЯ:
Кризис буржуазного образа жизни и
мировоззрения к концу XX века
Кризис и разложение «трех китов»
буржуазной философии XX века –
позитивизма, экзистенциализма и
неотомизма.

92.

93.

В философии второй половины XX в. получили
распространение идеи скептицизма,
иррационализма, антисциентизма, пессимизма …
В 80-е гг. сначала Ж-Ф. Лиотар, а за ним Ж.
Бодрийар, Р. Краусс, К. Оуэне, Ю. Хабермас и
другие заговорили о наступлении эпохи
постмодернизма в философии.
Еще в середине века Ясперс писал:
«Распространилось сознание того, что все стало
несостоятельным; нет ничего, что не вызывало бы
сомнения, ничто подлинное не подтверждается;
существует лишь бесконечный круговорот,
состоящий во взаимном обмане и самообмане
посредством идеологий».

94.

От постпозитивизма к постмодернизму.
В 70-е гг. в постпозитивизме распространяется
идея релятивности норм научно-познавательной
деятельности. Намечается включение некоторых
представителей постпозитивизма в общее
движение постмодернизма. В этом отношении
показательна концепция Фейерабенда.
Пол Фейерабенд (1924-1994) в книге «Против
метода. Очерк анархистской теории познания»
(1975) говорит, что наука стала своего рода
религией, что «истину» ученые избрали в качестве
нового «бога». Фейерабенд призывает освободиться от стремления к истине и объективности
знания: «Освободим общество от удушающей
власти идеологически окаменевшей науки, как
наши предки освободили нас от удушающей власти
Единственной Истинной Религии».

95.

То, что названо постмодернизмом в
философии, не является каким-то единым
философским учением, объединенным
общей программой, общими идеями.
Неслучайно к постмодернизму относят
своеобразные продолжения концепций
структурализма, экзистенциализма,
постпозитивизма, франкфуртской школы,
герменевтики.

96.

Постструктурализм особое внимание уделяет анализу текстов, что явно продолжает традиции
лингвистического позитивизма и герменевтики.
В течение XX в. происходит переоценка роли
языка в жизни общества. Язык все больше
рассматривается как важнейшая часть
общественной жизни; если в первой половине XX
в. преобладала вера в могущество науки и
техники, то теперь на эту роль претендует вера в
могущество языка.
Выражая эти умонастроения, один из лидеров так
называемого деконструктивизма Жак Деррида (
1930 - 2004) пишет, что «тело и материя» — нечто
внешнее по отношению к языку, а «проблема души
и тела, несомненно, производна от проблемы
письма».

97.

ДЕРРИДА Жак ( 1930 – 2004)
французский философ, один из
ведущих представителей
постмодернизма. После окончания
лицея в 1953 году поступил в Высшую
нормальную школу в Париже.
В 1960-64 гг. Деррида преподает в
Сорбонне.
В 1967 году публикуется несколько
центральных произведений Деррида,
его работы получают признание по
всему миру, однако во Франции
академическая среда относится к нему
весьма сдержанно.
В 1980 году Деррида защищает
диссертацию в Сорбонне. В 1990 году
Деррида посетил СССР по приглашению
Академии наук. Деррида провел
несколько встреч и семинаров с
российскими философами. По
материалам этой поездки была издана
книга «Жак Деррида в Москве».

98.

Основные положения своей философии
Деррида сформулировал в работах 1960 —
1970 гг., среди которых следует выделить «О
грамматологии», сборники статей «Письмо и
различие» и «Края философии»
С позиций Дерриды - мышление и культура
— это процесс замещения, перекодирования
знаков. И сам мир представляет собой
бесконечный текст.

99.

Но Деррида говорит о том, что нельзя
ограничиваться знаковыми структурами, нужно
найти нечто, существующее до знаков и знаковых
структур, некое предусловие всякой речи и письма. К
анализу текста применяется принцип деконструкции
— выявление внутренней противоречивости текста,
обнаружение в нем скрытых (обычно не замечаемых
обычным читателем и даже самим автором текста),
«спящих», «остаточных» смыслов, которые являются
наследием речевых практик прошлого, а также тех
смыслов, которые обусловлены культурными
особенностями времени интерпретации этого текста.
В любых текстах нужно произвести
«деконструкцию», обнаружить в них отклики,
«переклички», «прививки» внешних по отношению к
этим текстам воздействий. В этом случае конкретный
текст «размыкается», теряет свою однознач-ность,
«входит в контекст»; при этом он безгранично
расширяется, происходит деформация
структурности.

100.

В тексте обнаруживается множество сходств и
различий. «Эта игра различий в результате
предполагает такие синтезы и ссылки, которые во
всякий момент или в любом смысле препятствуют
тому, чтобы какой-либо простой элемент
наличествовал в себе или сам по себе, соотносясь
только с самим собой. Будь он в составе устного или
письменного дискурса, никакой элемент не мог бы
выполнять функцию знака, не соотносясь с неким
другим элементом, который также является не
просто наличествующим. Это переплетение
приводит к тому, что каждый «элемент» — будь то
фонема или графема — конституируется на основе
имеющегося в нем следа иных элементов цепи или
системы. Это переплетение, эта ткань есть текст, и
он создается лишь в процессе трансформации
другого текста. Ничто и нигде — среди элементов
или в системе — не бывает просто наличествующим
или отсутствующим. Везде есть только различия и
следы следов».

101.

Деррида утверждает, что в ходе деконструкции
философских текстов в них обнаруживаются следы
«переклички» с другими текстами, с внеязыковыми
факторами.
Философские тексты многослойны;
необоснованными оказываются претензии на
строгость, логичность, однозначность,
обоснованность. Деррида примыкает к призывам о
преодолении метафизики. Он полагает, что для
объяснения культуры нужно широко использовать
метафоры, аллегории, опираться на интуицию. Деррида утверждает, что у нас нет критериев для
различения хорошего и плохого, красивого и
отвратительного, правды и лжи. Более того, этих
критериев никогда и не было. Мир культуры — это
мир знаков, а то, что стоит за ними, нам в принципе
не дано знать. «Вне текста ничего нет», —

102.

Ролан Барт (1915-1980), подчеркивая
большое значение текста, ввел понятие
«смерть автора». Текст сам по себе настолько
важен, что автором можно пренебречь; он
сделал свое дело, создал материал для
дальнейшей интерпретации, и о нем
можно забыть.
Деконструктивисты призывают разрушить
общепринятые смыслы и структуры. Что же
стоит за ними? Деконструктивисты предлагают несколько вариантов.Отдавая дань
фрейдизму, они ищут за структурами
бессознательное. Утверждается, что фактор
бессознательности играет в обществе более
важную роль, чем сознательность.

103.

Жиль Делёз (1926-1994) и Феликс Гваттари
(1930-1995) в книге «Капитализм и шизофрения:
Анти-Эдип» (1972) пишут, что проявления
бессознательности можно свести либо к паранойе,
либо к шизофрении. Паранойя порождает
целостность общественной жизни, шизофрения —
фрагментарность, множественность,
раздробленность. В первом варианте проявляется
подчинение человека господствующим структурам,
во втором — человек освобождается от зависимости
культурных традиций и нормативов. «Наше
общество производит шизофреников точно так же,
как оно производит шампунь "Прелл" или машины
Форда, причем единственное различие заключается в том, что шизофреников нельзя продать».

104.

Жан Бодрийар (р. 1929) считает, что языковые
структуры проходят четыре
стадии развития: 1) отражение некой глубинной
реальности; 2) маскировка и извращение этой реальности; 3) маскировка
отсутствия всякой глубинной реальности;
4) утрата всякой связи с реальностью, переход из
строя видимости в строй симуляции. История и
реальность закончились, уступив место
симулятивной «гиперреальности» моделей, кодов и
«симулякров». Теперь противопоставление знака и
реальности, «означающего» и «означаемого»,
видимости и скрытого смысла,поверхности и
глубины лишается смысла.

105.

Что такое «симулякр»? По Бодрийару, это объект,
симулирующий реальность.
Казалось бы, симулякр произведен от реальности.
Бодрийар, однако, говорит о том, что «симулякры»
предшествуют реальности и сама реальность,
выводимая из симулякров, перестает быть таковой,
а делается симуляцией симуляции. Признавая симуляцию бессмысленной, Бодрийар говорит,
что в этой бессмыслице есть «очарованная форма»,
«соблазн», «совращение». В книге «О соблазне»
(1979) он пишет: «Имманентная сила соблазна: все
и вся отторгнуть, отклонить от истины и
вернуть в игру, чистую игру видимостей, и
моментально переиграть и опрокинуть
все системы смысла и власти, заставить видимости
вращаться вокруг себя самих».

106.

«Все соблазн, и нет ничего, кроме соблазна. Нас
хотели заставить поверить в то,что все —
производство. Лейтмотив преображения мира:
ходом событий управляет игра производительных
сил, соблазн — лишь некий аморальный,
фривольный, поверхностный, излишний процесс,
относящийся к строю знаков и видимостей: соблазнитель предается удовольствиям и использует
для этого бесполезные сами по себе тела. Но что
если вопреки видимости — а на деле в соответствии
с тайным правилом видимостей — все подчинено
соблазну? Момент соблазна — подвешенность соблазна — рискованность соблазна —
случайность соблазна — бред соблазна — пауза
соблазна... Для нас мертвы не те, кто не может
производить. В действительности же мертвы только
те, кто не желает больше ни соблазнять, ни быть

107. Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII – XIX)

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЭМПИРИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ
Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Ламетри, Гольбах, Гельвеций
РАЦИОНАЛИЗМ
Декарт, Ньютон, Лейбниц, Спиноза, Кант,
Гегель
Гоббс, Локк, Толанд, Шефтсбери, Вольтер,
Руссо, Дидро, Кондильяк, Д
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ИДЕАЛИЗМ
Юм, Беркли, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Людвиг Фейербах
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(МАРКСИЗМ)
МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(МАСОНЫ, РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ,
ГЕРМЕТИСТЫ И ДР.)
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
Карл Маркс, Фридрих Энгельс
Сен-Жермен, Калиостро, Сведенборг, СенМартен
Шопенгауэр, Ницше, Бергсон
ПОЗИТИВИЗМ
Конт, Спенсер, Миль
ТЕОСОФИЯ
Блаватская, Синнет, Субба Роу, Безант
English     Русский Правила