Похожие презентации:
Гештальпсихология и теория восприятия
1. Гештальпсихология и теория восприятия выполнила Доценко Наталья Сергеевна Педагог-психолог МБУДО «ДТУМ Г.СНЕЖНОЕ»
•Вы2. ощущение
• это непосредственноеотражение свойств предметов и
явлений внешнего мира и
внутренней среды,
воздействующих на
• органы чувств
3.
запахвкус
твердость
цвет
ощущения
характер
поверхности
тепло
вес
4.
• ощущение - это элементарныйпсихический процесс, с
которого начинается
познавательная деятельность
человека. Оно отражает
отдельные свойства предметов
или явлений.
5. Восприятие
• психический процесс, направленный наотражение предметов окружающего
мира в совокупности всех их качеств. В
отличие от ощущений, в которых
отражаются лишь качества и свойства
предметов, в восприятиях отражаются
предметы в целом.
6.
7.
8.
9.
10. Константность
Константность восприятия – это вомногом проявление влияния прошлого
опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а
бумага белая, и поэтому их так и видим.
Отсюда закон константности восприятия:
человек рассматривает окружающие
его знакомые предметы как
неизменные.
11. Осмысленность восприятия
Человек как разумное существо всемупытается придать смысл. Он обычно
воспринимает только то, что понимает.
12.
Вспоминая треугольник Фреге (имя,означаемое, смысл) можно сказать, что
невозможность видеть означаемое (в случае с
аборигенами - корабли) объясняется
невозможностью осмыслить незнакомый
предмет и присвоить ему имя. Поскольку нет
возможности помыслить, нет имени для
предмета, и нет нужды, необходимости его
видеть. Т.е. возможны варианты, когда мы не
только не можем назвать тот или иной
незнакомый предмет, не только не можем
объяснить его смысл, но и (крайний случай) не
можем даже увидеть его.
13.
С осмысленностью связана избирательность восприятия,которая проявляется в преимущественном выделении одних
объектов по сравнению с другими.
Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего
состояния психической деятельности человека и от его
индивидуальных способностей называется апперцепцией.
Различают устойчивую апперцепцию – зависимость
восприятия от устойчивых особенностей личности
(мировоззрения, убеждений, уровня духовности и т.д.) и
временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно
возникающие психические состояния (эмоции, установка и
т.д.)
14.
Восприятие носит индивидуальный характер.Каждый человек добавляет в него что-то «от
себя». Характер восприятия зависит:
• от общего запаса знаний человека
• его взглядов и убеждений
• интересов и склонностей
• от потребностей, которые он испытывает в
данный момент
• эмоционального состояния - от всего того,
чего он ожидает и что хочет найти в
воспринимаемых вещах.
15.
16. Обучение восприятию
Усвоение речи
Усвоение культурного опыта
Роль левого полушария
Стереотипизация
17. Гештальпсихология
Гештальт-психология обязана своим появлением немецкимпсихологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу
Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки
зрения целостных структур — гештальтов.
Выступая против выдвинутого психологией принципа
расчленения сознания на элементы и построения из них
сложных психических феноменов, они предлагали идею
целостности образа и несводимости его свойств к сумме
свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы,
составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами
не в виде отдельных объектов, а как организованные
формы.
18. Макс Вертгеймер
Фи-феномен — ощущение движения,возникающее при последовательном включении
стационарных источников света, а также сама
форма этого движения[1].
Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером
в 1910 году и описан в статье
«Экспериментальные исследования восприятия
движения» 1912 года он обнаружил, что два
источника света, загорающиеся с разным
интервалом, воспринимаются человеком поразному:
при достаточно малом интервале (менее 60 мс)
между включениями источники воспринимаются
как горящие одновременно;
при большом интервале (более 200 мс)
источники воспринимаются как загорающиеся
последовательно;
при интервале от 60 до 200 мс включение
источников воспринимается как непрерывное
перемещение света.
19. Гештальт
• «целое — это некая реальность,отличная от суммы его частей».
• Гештальт (нем. Gestalt — форма,
образ, структура) — пространственнонаглядная форма воспринимаемых
предметов, чьи существенные свойства
нельзя понять путём суммирования
свойств их частей
20. Законы восприятия
•близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматьсявместе),
•схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют
тенденцию восприниматься вместе),
•целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
•замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает
полную форму),
•смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может
предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
•общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие
наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания
также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
21. Хороший гештальт
Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями,завершенными структурами, с чётко ограниченными контурами.
Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или
незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.
Одним из фундаментальных свойств гештальта является
стремление к завершенности, проявляющееся, в частности,
эффектом Зейгарник
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941),
гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных
вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое,
единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную
пространственную ось».
22. Фигура и фон
Простейшее формирование восприятия заключается вразделении зрительных ощущений на объект — фигуру,
расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и
удержание объекта восприятия включает психофизиологические
механизмы.
Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию,
при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде
на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон —
отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона.
И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место
в восприятии определяется личностными, социальными
факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой
фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и
фон меняются местами.
23. Доминанты
24.
творческое приспособление — это такойвариант контакта с миром, при котором могут
быть удовлетворены собственные потребности и
сохранены гармоничные отношения с миром и
самим собой. В социальном плане — это
процесс поиска равновесия между
собственными потребностями и потребностями
других людей.
Человек может приспособить свое поведение к
окружению или воздействовать на окружение
для того, чтобы приспособить его к своему
поведению.
25.
Термин творческое приспособление включает в себя связкуполярностей, одна из которых не может существовать без, другой.
Творческое — означает, что в любой новой ситуации, индивидуум
находит иной способ удовлетворения своих потребностей, в том числе
и приспосабливая под себя среду.
В то же время он учитывает и новые условия, которые нередко носят
характер ограничений (непосредственно приспособление к
ограничениям). Способность к творчеству часто связана с
проявлениями конструктивной агрессии, а также способностью
выносить напряжение ситуации неопределенности. Процесс поиска
нового решения (наилучшего из возможных решений) в ситуации
неопределенности при отсутствии заданного выбора и будет, при этом,
творческим приспособлением.
26. Следствия
•Эффект Зейгарник - незавершенная ситуация требуетзавершения
•Стереотипизация (паттерны) –
разрушение неадаптивного гештальта путем нахождения
других фигур в фоне
создание нового, адаптивного гештальта путем
творческого приспособления
•Работа с осознанием (упражения, эксперименты)
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35. иллюзии
• Неправильное,искаженное восприятие
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. Представление
• Ощущение и восприятие возникают лишь при воздействииобъектов или их свойств на наши органы чувств. Эти процессы
прекращаются сразу, как только исчезает объект. Но образы,
полученные в результате ощущений и восприятий, не исчезают
бесследно. Следы прошлых восприятий и ощущений
составляют основу представлений.
• С большей или меньшей отчетливостью мы можем представить
себе то, что уже однажды воспринимали. Представление всегда
образно. Но образы могут быть не обязательно зрительными.
Можно представить голос, морскую качку, прикосновение к
какому-нибудь предмету, наконец движение, которое было
выполнено в прошлом.
• Представления играют исключительно важную роль в
различных психических процессах - воображении, памяти,
мышлении, чувствах - как строительный материал для них. Хотя
представления обычно относятся к непосредственным формам
отражения действительности, в них уже содержится элемент
абстрагирования от действительности.
43. Формы отражения действительности
• Ощущения• Восприятия
• Представления