ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ : ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ
План
Понятие об ощущении
Определение ощущений
Ощущение
Структура анализаторов
И.П.Павлов назвал анализатором, каждый анализатор состоит из 3-х частей:
II      - чувствительных нервов (афферентных или центростремитель­ных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в
Виды ощущений
Классификация ощущений
Свойства ощущений
Качество -
Интенсивность
Временной и пространственный пороги ощущений
Синестезия
Адаптация
Модальность - контраст
Длительность ощущения
Роль восприятия в психической жизни человека:
Понятие о восприятии
Определение
Описывая рисунка тематика стихов Омара Хайяма:
Физиологические основы восприятия
Физиологические основы восприятия
Физиологические основы восприятия
Классификация
Восприятие и действие
Свойства восприятия
Виды восприятие в зависимости от объекта отражения
Виды восприятия
Восприятие величины и формы предметов.
Восприятие объемности и удаленности предметов.
Классификация по видам восприятия объектов
Восприятие объектов:перцептивная деятельность
Перцепция и апперцепция
Восприятие в гештальт психологии
Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета.
Восприятие времени.
Восприятие времени.
Восприятие движения.
Восприятие человека человеком.
Определение
Восприятие- составной процесс
Восприятие состоит из одного или нескольких ощущений
Основой восприятия являются экстерорецепторы
Зрительный анализатор
Слуховой анализатор
Кинестетический (двигательный) анализатор
Кожные ощущения и их виды
Вкусовой анализатор
Образ – сложное, субъективное представление об объекте
Октавио Окампо (Octavio Ocampo) – мексиканский художник-сюрреалист
Октавио Окампо
Сальвадор Дали «Постоянство памяти»
Восприятие пространства
Предметность и константность восприятия
Константность восприятия
Расстройство восприятия
Оптические иллюзии Олега Шупляка
Оптические иллюзии Олега Шупляка
Оптические иллюзии Олега Шупляка
Оптические иллюзии Олега Шупляка
Оптические иллюзии Олега Шупляка
7.49M
Категория: ПсихологияПсихология

Ощущение и восприятие

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ : ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОЦЕССЫ :
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

2. План

• Понятие ощущения.
• Физиологические механизмы ощущения.
• Виды ощущений.
• Свойства ощущений.

3. Понятие об ощущении

• Ощущение в системе психических
процессов.
• Ощущение – важнейшее проявление
общебиологического свойства живой
материи – чувствительности. Оно
является
первичной
формой
психической связи организма со
средой.

4. Определение ощущений

• Проделайте небольшой опыт: попросите товарища закрыть глаза и
коснитесь его ладони незнакомым предметом, а потом спросите,
что он может сказать о предмете. Если испытуемый не узнает, что
это такое,то он ответит: «Что – то твердое, гладкое, холодное» или
«Мягкое, теплое». В этих словах выражаются те ощущения,
которые испытывает человек.
• Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные
свойства предметов.
• Знания об отдельных свойствах предметов возникают при
деятельности любого органа чувств. Н-р, когда предмет
экспонируется (показывается) 1/100 сек, человек может сказать,
что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет
точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом
языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту,
громкость,тембр),хотя не воспринимает содержания речи.
• Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их
непосредственном воздействии на органы чувств.

5.

• Физиологические основы ощущений.
Ощущение может возникнуть лишь при
воздействии предмета на орган чувств.
• Орган чувств –анатомо – физиологический
аппарат, расположенный на периферии тела
или во внутренних органах и
специализированный для приема воздействий
определенных раздражителей из внешней и
внутренней среды. Главной частью каждого
органа чувств являются окончания
чувствующего нерва, которые называются
рецепторами.

6.

• Ощущения являются наиболее простой формой психологической
деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней и
внешней среде.
• Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной
системой.
• У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда
пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и
состояниями.
• Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют
чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения
действительности, когда знание о мере непосредственно связаны с
воздействием предметов на органы чувств.
• Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и
явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на
органы чувств.
• Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств и
неадекватные для него. Это свидетельствует о тонкой специализации
органов чувств.
• Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема
воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней
среды и переработки их в ощущения.

7. Ощущение

• - это психический процесс отражения
единичных свойств предметов и явлений
при их непосредственном воздействии на
органы чувств. Со времен Аристотеля
традиционно выделяют пять видов
ощущений, информирующих человека об
изменениях в окружающей среде. Это
осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.

8. Структура анализаторов

• Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к
выводу, что они состоят из трех частей.
• Первая, периферическая часть – рецепторы. Это
нервные окончания, расположенные в наших органах
чувств, непосредственно воспринимающие внешние
раздражения.
• Вторая часть – проводящие пути, по которым
передается возбуждение от периферии к центру.
• Третья часть – центральная часть анализатора. Это
участки головного мозга, отвечающие за распознавание
соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового,
обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие
раздражителя преобразовывается в психический процесс,
который в психологии называется ощущением.

9. И.П.Павлов назвал анализатором, каждый анализатор состоит из 3-х частей:

• I
- периферического отдела или рецептора.
• Соматическая нервная система — регулирует работу
всех мышц.
• Периферическая
нервная
система
выступает
посредником между центральной нервной системой и
органами человека — как внешними, так и внутренними.
Та часть системы, которая контролирует работу
внутренних органов и систем, называется вегетативным
отделом нервной системы.

10. II      - чувствительных нервов (афферентных или центростремитель­ных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в

II - чувствительных нервов (афферентных или
центростремительных, проводящих путей), по которым
возбуждение передается в центральный отдел анализатора.

11.

• III - центр анализатора специализированный участок коры мозга.

12.

• В начале XIX века немеский физиолог И.Мюллер
изучил известное многим явление. Когда человек
прикасается кончиком языка к пластинкам
карманной батарейки, возникает ощущение
кислого. Если раздражать электрическим током
ухо, возникает ощущение шума. Тот же самый
эффект получается в зрительном и слуховом
анализаторах
от
сильного
механического
раздражителя (удара).Объясняя эти факты, И.
Мюллер сформулировал закон специфической
энергии органов чувств, согласно которому
каждый орган чувств реагирует на любое
раздражение.

13. Виды ощущений

• 1. Зрительные ощущения
• 2. Слуховые ощущения
• 3. Вибрационные ощущения
• 4. Обонятельные ощущения
• 5. Вкусовые ощущения
• 6. Кожные ощущения
• 7. Статические ощущения
• 8. Кинестезические ощущения
• 9. Органическая ощущения

14.

• 1. Зрительные ощущения – Аппаратом зрения
является глаз – орган чувств со сложным
анатомическим
строением.
Световые
волны,
отражаемые предметом, преломляются, проходя через
хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде
изображения. Глаза относится к дистантным
рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и
явлениях, находящихся в некотором удалении от
органов чувств.
• Возможность отражать пространство обеспечивают
парность зрительного анализатора, изменение
размеров изображения на сетчатке при удалении или
приближении к предмету, а также движение (сведение
и разведение) осей глаз.

15.


2. Слуховые ощущения – К дистантным ощущениям относятся также слуховые
ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во
внутреннем ухе (улитка со слуховой мембраной и чувствующими волосками).
Внешнее ухо (ушная раковина)собирает звуковые колебания, а механизм
среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний
улитки лежит принцип резонанса; различные по длине и толщине окончания
слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе
колебаний в секунду. Колебания – движение упругих тел, передаются к уху
воздушной средой. Различают три вида слуховых ощущений: речевые,
музыкальные и шумы. Слух к различению звуков речи называются
фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой
среды,в которой воспитывается ребенок.
Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой. Возможность
эстетического наслаждения музыкой заложена в том эмоциональном тоне,
который связан со звукам. Хорошо известно, что отдельный звук может быть
приятным или неприятным. Но между этим элементарным эмоциональным
состояниями лежат века развития музыкальной культуры человечества.
Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как речевой.
Третий вид звуковых ощущений – шумы ( и шорохи) – менее социален и
значим для человека. Шумы могут вызвать орпеделенный эмоциональный
настрой (шум дождя, вой ветра), иногда служат сигналом опасности (шипение
змеи, шаги приближающегося врага).

16.

• 3. Вибрационные ощущения – К слуховым ощущениям
примыкает вибрационная чувствительность. У них общая
природа отражаемых физических явлений. Вибрационные
ощущения отражают колебания упругой среды. Это т вид
чувствительности образно называют «контактным слухом». В
жизни человека вибрационная чувствительность подчинена
слуховой
и
зрительной.
Познавательное
значение
вибрационной чувствительности возрастает в тех
видах
деятельности,
где
вибрации
становятся
сигналом
неисправностей в работе машины. В жизни глухих
слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует
потерю
слуха.
На
организма
здорового
человека
непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее
действие, длительные и интенсивные – утомляют и способны
вызвать болезненные явления.

17.

• 4. Обонятельные ощущения – относятся к дистантным.
Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения,
являются микроскопические частицы веществ, которые
попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в
носовой жидкости и воздействуют на рецептор. У целого
ряда животных обоняние – основной дистантный рецептор:
оринтируясь по запаху, животное находит пищу или
избигает опасности.
• У человека обонятельные ощущения мало связаны с
ориентировкой в окружающей среде. Абстрагированы от
предмета, который его назыает «запах сена, запах гнилых
яблок,запах ландышей». Обонятельная чувствительность
тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество
пищи.

18.

• 5. Вкусовые ощущения – контактные, они
возникают при соприкосновении органа
чувств с самим предметом. Органам вкуса
является язык. Выделяют четыре основных
качества вкусовых раздражителей: кислое,
сладкое,горькое,соленое. Как полагают, из
комбинации этих четырех ощущений, к
которым
присоединяются
мускульные
(движение языка), и возникает гамма
вкусовых ощущений.

19.

• 6. Кожные ощущения – В кожных покровах
имеется
несколько
самостоятельных
анализаторных систем: тактильная (ощущение
прикосновения), температурная (ощущение холода
и
тепла),болевая.
Все
виды
кожной
чувствительности. Тактильная чувствительность
неравномерно распределена по всему телу.
Наибольшее скопление тактильных рецепторов –
на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
Тактильные ощущения руки, объединяясь с
мышечно
суставной
чувствительностью,
образуют осязание – специфически человеческую,
выработанную в труде систему познавательной
деятельности руки.

20.

• 7. Статические ощущения – Статическая,
или
гравитационная,
чувствительность
отражает положение нашего тела в
пространстве. Рецепторы ее расположены в
вестибулярном аппарате внутреннего уха.
Резкие и частые изменения положения тела
относительно плоскости земли (качание на
качелях, морская качка) приводят к
головокружению – морской болезни.

21.

• 8. Кинестезические ощущения – называют ощущения
движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы
кинестезических ощущений расположены в мышцах и
сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под
влиянием растяжения и сокращения мышц. В результате
кинестезических ощущений складываются знания о силе,
скорости, траектории движения частей тела. Большое
количество двигательных рецепторов расположено
в
пальцах рук, языке и губах, так как этими органами
необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и
речевые движения. Кинестезические ощущения, идущие от
речевого аппарата, И.П.Павлов называл «базальными
компонентами речи», т.е. считал их лежащими в основе
деятельности второй сигнальной системы. Деятельность
двигательного
анализатора
позволяет
человеку
координировать и контролировать свои движения.

22.

• 9. Органическая ощущения – Большое
количество рецепторных окончаний
расположено на внутренних органах.
Ощущения, возникающие от них, образуют
органическое чувство (самочувствие)
человека. Выделяют и отдельные
органические ощущения, как например,
чувство голода, жажды, болевые ощущения.

23. Классификация ощущений

• Уже древние греки различали пять органов чувств и
соответствующие им ощущения: зрительные,
слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
• По контакту с раздражителями, ощущения бывают:
• а) Дистантные - слуховые, зрительные и
обонятельные;
• б) Контактные - кинестетические, тактильные,
вкусовые, органические.
• По расположению рецептора:
• а) Интероцептивные (органические) т.е.
сигнализирующие о протекании обменных процессов
внутри организма.
• б) Проприорецептивные (кинестетические).
• в) Экстерорецептивные - зрительные, слуховые,
тактильные, обонятельные т.е. находящихся на
поверхности тела.

24. Свойства ощущений

• Различные виды ощущений характеризуются
не только специфичностью, но и общими для
всех них свойствами.
• К таким свойствам относятся
• качество,
• интенсивность,
• и пространственная локализация.
• Синестезия
• Адаптация

25. Качество -

Качество • это главная особенность данного
ощущения, отличающая его от других
видов ощущений и варьирующая в
пределах данного вида ощущений (одной
модальности).
• Слуховые ощущения, например,
отличаются по высоте, тембру,
громкости, а зрительные - по
насыщенности, цветовому тону.

26. Интенсивность

• ощущения является его
количественной характеристикой и
определяется как силой
раздражителя, так и
функциональным состоянием
рецептора.

27. Временной и пространственный пороги ощущений

• Временной порог измеряется длительностью
воздействия, необходимой для того, чтобы
возникло ощущение.
• Пространственный порог определяется по
минимальным размерам положению в
сенсорном поле и той площадью, на которую
воздействует раздражитель едва ощущаемого
раздражителя, его расстоянию от рецептора,
Наиболее элементарным примером
пространственного порога является острота
зрения

28. Синестезия

• Несколько реже встречается синестезия, основанная
на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща
людям с развитым обонянием.
• Таких людей можно найти среди дегустаторов
парфюмерной продукции – для них важен не только
развитый обонятельный анализатор, но и
синестетические ассоциации, позволяющие
сложный язык запахов перевести в более
универсальный язык цвета.
• Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению,
чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди,
подобные герою романа Патрика Зюскинда
«Парфюмер», – явление редкое и уникальное.

29. Адаптация

• Приспособление органов ощущений к действующим на
них раздражителям называется адаптацией.
• Увеличение чувствительности при слабом действии
раздражителя называется положительной
адаптацией.
• Соответственно, отрицательной адаптацией
называется уменьшение чувствительности при действии
сильных раздражителей.
• Легче всего происходит зрительная адаптация
(например, при переходе от света к темноте и наоборот).
• Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым
и болевым раздражителям.

30. Модальность - контраст


основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от
других видов. В процессе эволюции у человека сформировались
основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное
отражение мира и оптимальную адаптацию – это:
зрительные,
слуховые,
вкусовые,
обонятельные,
осязательные,
температурные,
двигательные, или кинестетические,
вестибулярные, или равновесия,
вибрационные,
болевые,
органические, или интероцептивные.
В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так,
например, в зрительной представлены такие качества, как яркость,
контраст и др., в слуховой - высота, тембр, громкость звука

31. Длительность ощущения

• Длительность ощущения определяется
временем действия раздражителя и его
интенсивностью.
• Ощущение возникает не сразу, а спустя
некоторое время, после начала действия
раздражителя.
• Период от начала действия раздражителя до
появления ощущения называется
латентным периодом.

32.

• Психофизикой
называется
раздел
психологии,
изучающий количественные отношения между силой
раздражителя и величиной возникающего ощущения.
• Данный раздел был основан немецким психологом
Густавом Фехнером. Американский психолог Г.
Виткиным исследовал по направление стастические
гравитационная ощущения. «Сенсорное организации
личности» исследовал русский ученые психолог Б.Г.
Ананьев., и
О.И. Скороходовой. «Синестезии»
исследовал русский ученые психолог К.Л.Леонтьев.,
«Кинестезические ощущение» исследовал русский
ученый
физиолог
И.П.Павлов.
«Зрительные
ощущения»
исследовал
русский
психолог
С.В.Кравков.

33.

ВОСПРИЯТИЕ
• Понятие восприятия.
• Свойства восприятия
• Виды восприятия.
• Иллюзии восприятия и галлюцинации.

34. Роль восприятия в психической жизни человека:

• более адекватное, полноценное
отражение окружающего мира
• прогнозирование поведения
• ориентация в окружающей
действительности
• регуляция и адаптация

35. Понятие о восприятии

• Общая характеристика восприятия. Знания об
окружающем мире при непосредственном контакте с
ним мы получаем не только через ощущения, но и через
восприятия. Обе эти формы отражения представляют
звенья единого процесса чувственного познания. Они
неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои
отличительные особенности. Если в результате
ощущения человек получает знания об отдельных
свойствах, качествах предмета(что –то холодное
прикоснулось ко мне, что –то скользкое проползло по
ноге, что – то яркое блеснуло впереди), то воприятие
дает целостный образ предмета или явления (светлый,
просторный класс, играющий малыш).

36. Определение

• Восприятие – это отражение
предметов и явлений в
совокупности их свойств и частей
при непосредственном
воздействии их на орган чувств.

37. Описывая рисунка тематика стихов Омара Хайяма:


Отзывчивых людей сравню я с зеркалами:
Стих
• Отзывчивых людей сравню я с зеркалами.
Как жаль, что зеркала себя не видят сами!
Чтоб ясно разглядеть себя в своих друзьях,
Вначале зеркалом предстань перед друзьями.
• От нежданного счастья, глупец, не шалей:
Стих
• От нежданного счастья, глупец, не шалей.
Если станешь несчастным — себя не жалей.
Зло с добром не вали без разбора на небо:
Небу этому в тысячу раз тяжелей!

38.

• Я вас любил, любовь еще, быть может: Стих
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
• Я помню чудное мгновенье
• Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
• Зимнее утро
• Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Александр Пушкин

39.

• Процесс восприятия протекает в связи с
другими психическими процессами личности:
мышлением (мы осознаем то, что перед нами
находится), речью (называем предмет
восприятия), чувствами (определенным образом
относимся к тому, что воспринимаем), волей (в
той или иной степени произвольного
организуем процесс восприятия).
• В результате воздействия определенных
предметов и явлений окружающего мира на
наши орган чувств формируется предметность
восприятия.

40.

• Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики
и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах
предметов.
• На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах
различных химических элементов: узнает об удельном весе каждого
из них, о валинтности, цвете, структуре, запахе и других свойствах.
Все эти сведения об отдельных химических свойствах синтезируюся
в целостное знание и обусловливают целостное восприятие
химического элемента в совокупности присущих ему свойств.
Следовательно восприятие характеризуется целостностью.
Гештальтпсихологии объясняют целостность восприятия не
свойствами объективной целостности предметов и явлений, а
внутренними свойствами «духа», изначальными целостными
структурами.
• Зрительное восприятии (рассматривание картины, скульптуры,
выставки).
• Слуховой восприятии (слушание рассказа,вокального или
инструментального концерта), об осязательном восприятии

41. Физиологические основы восприятия

в основе восприятия на физиологическом уровне
– сложная аналитико-синтетическая
деятельность с образованием
внутрианализаторных и межанализаторных
связей

42. Физиологические основы восприятия

- это процессы, проходящие
в органах чувств, нервных волокнах ЦНС
Восприятие осуществляется в 2 основных зонах
коры головного мозга:
1) Проекционная зона – это зона, куда поступает
информация от органов чувств (сенсорная
информация)
2) Интегративные зоны – это зоны коры головного
мозга, куда поступает информация от различных
проекционных зон

43. Физиологические основы восприятия

• Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Павлов
показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные
нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга
при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.
Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей. В
ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложный анализ и синтез
этих комплексных раздражений. И.П.Павлов пишет об этом: «В гармонии с
беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве
условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде
крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные
комплексы (синтезировались)». Анализ обеспечивает выделение объекта
восприятия из фона, на его основе все свойства объекта восприятия
объединяются в целостный образ.
• Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного
раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. Сеченов
объяснял восприятие предметов или пространства ассоциациями
зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений.

44. Классификация

• По ведущей модальности:
- зрительное
- слуховое
- осязательное
- обонятельное
- вкусовое
• По форме существования материи:
- восприятие пространства
- восприятие времени
- восприятие движения

45. Восприятие и действие

• Восприятие — не пассивное отражение действительности. Это процесс
активный. Его основными структурными единицами являются
перцептивные действия. Современная психология дает основание
рассматривать восприятие как действие, а точнее, как их совокупность.
Действия в восприятии направленны на обследование объекта и создание
его идеальной копии. Особенно отчетливо эти действия обнаруживаются
в осязательном восприятии, в движениях руки, ощупывающей предмет.
Оказывается, глаза его тоже «ощупывают». Еще И.М. Сеченов обратил
внимание на равнозначность по смыслу «двигательных реакций глаза при
смотрении и рук при ощупывании». Анализ глазодвигательной
активности человека показал, что движения глаз делятся по функции на
две группы:
• поисковые, установочные (перевод изображения предмета с периферии
сетчатки глаза в ее центр), корректирующие движения;
• гностические движения, выполняющие функцию построения образа.

46. Свойства восприятия

• 1. Избирательность восприятия.
• 2. Контур предметов в восприятии.
• 3. Предмет и фон в восприятии.
• 4. Апперцепция.
• 5.Осмысленность и обобщенность
восприятия.
• 6. Константность восприятия.

47.

• 1.
Избирательность
восприятия

это
преимущественное выделение одних объектов по
сравнению с другими. Рис. 1. Кого вы видите?
Грустного старика или ковбоя?
• Рис. 2. Кого здесь вы видите?
• Молодую девушку или пожилую женщину?

48.

• 2. Контур предмета и восприятие. Сначала воспринимается внешняя
форма, контур любого предмета, а затем составляющие его части –
пропорции, отдельные детали предмета.

49.

• 3. Предмет и фон восприятия динамичен, что
объясняется переключением внимания с одного
объекта на другой. Светлый фон позволяет более
чётко воспринимать объект, тёмный – затрудняет
восприятие (лестница Шредера).

50.

4. Апперцепция состоит из двух этапов:
а) само восприятие предмета или явления – перцепция
б) собственно апперцепция – из памяти извлекаются ранее
заложенные в мозг данные. Происходит накладывание нового
восприятия на ранее полученные данные.

51.

• 5. Осмысленность и обобщённость восприятия.
• Все свойства обобщаются в единый целостный образ. Это свойство
восприятия свидетельствует об уровне интеллектуального развития.
• Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится
возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет,
мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.
• Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как
особого проявления общего. Видимо обобщения имеющееся в каждом акте
восприятия.

52.

• 6. Константность восприятия.
• Под константностью понимается относительное постоянство
воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при
изменении расстояния, ракурса, освещенности.

53. Виды восприятие в зависимости от объекта отражения

• 1. Восприятие величины и формы предметов.
• 2. Восприятие объемности и удаленности
предметов.
• 3. 4. Восприятие времени.
• 5. Восприятие движения.
• 6. Восприятие человека человеком.

54. Виды восприятия

• Виды восприятия зависят от преобладания того
или иного вида анализаторов, включенных в
отражательный процесс.
• Например, при прослушивании музыкального
произведения преобладает слуховое восприятие.
Аналогично этому могут преобладать и другие
виды восприятия, которые основаны на каком-либо
одном из ощущений.
• Кроме этого, существуют более сложные виды
восприятия, основанные на нескольких ощущениях.
Например, при просмотре кинофильма
задействованы зрительный и слуховой анализаторы.

55. Восприятие величины и формы предметов.


При восприятии величины и формы предметов большое значение
имеет изображение их на сетчатке глаза. Крупным предметом предметам
соответствует большее изображение, мелким – меньшее. Особенность
строения человеческого глаза такова, что изображение предмета,
находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение
равного ему предмета, расположенного близко от нас.
Наблюдения за деятельностью слепорожденных людей, прозревших
после удачной операции, свидетельствуют, что правильность восприятия
величины и формы предметов зависит не только от зрения. Прозревшие
люди не сразу научаются лишь с помощью зрительного восприятия
определять величину и форму предметов. Вначале они затруняются
отличить шар от круга, четырехугольный предмет от треугольника, не
могут определить расстояние до предмета. Часто прозревшие люди
пытаются безуспешно схватить отдаленные предметы, пока ощупью не
добираются до них. Лишь после определенной практики в комплексном
сочетании зрения, ощупывания предметов и двигательных реакций
прозревшие приобретают свободную ориентировку в пространстве.

56.

57. Восприятие объемности и удаленности предметов.

• При восприятии объемности или глубины предметов основную роль
играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную
оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Если смотреть одним
глазом на нитку, натянутую на не котором расстоянии от нас, то трудно
определить точно, впереди или позади нее подае бросаемый сверху
маленький шарик. Если же смотреть двумя глазами, нам нетрудно будет
правильно воспринять это же явление.
• Восприятие глубины достигается. Прежде всего с помощью
бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие
удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на
сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны
хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится
плоским. При восприятии близких объектов кривизна его возрастает. Это
изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности
рассматриваемых предметов называется

58.

59.


Аккомодацией.Правильно воспринимать расстояние до значительно удаленных от
нас предметов с помощью лишь одного глаза мы не можем. Монокулярное зрение
позволяет правильно оценивать расстояние только при удаленности от нас
предметов на расстояние не больше 30 метров. Объясняется это тем,
что аккомодация (т. е. изменение кривизны) хрусталика глаза, играющая главную
роль при оценке расстояния при монокулярном зрении, обеспечивает ясное
видение только на близком от нас расстоянии.В восприятии удаленности при
расстояниях до предмета более 30 метров при бинокулярном зрении важную роль
играет механизм
Конвергенции глаз.Мышечно-двигательные ощущения при конвергенции глаз
позволяют нам судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас.
Процессы аккомодации и конвергенции происходят непроизвольно. Человек не
думает о необходимости фокусировать изображение, этот процесс протекает
автоматически. Он, как правило, не замечает того, что при переводе взгляда с
близких объектов на дальние (или наоборот) в органе зрения происходят
существенные изменения.Тем не менее эти изменения можно наблюдать на
следующем простом опыте. Закройте один глаз, а другим смотрите вдаль, на
линию горизонта, после чего поместите перед этим глазом на расстоянии 30–40 см
карандаш или ручку. Если вы сосредоточите свое внимание на линии горизонта, то
горизонт будет виден четко и ясно, а карандаш нерезко и расплывчато. При
переводе же внимания на карандаш, четко будет виден карандаш, а горизонт при
этом расплывается, будет нечетким.

60. Классификация по видам восприятия объектов

• Помимо классификации на основе
преобладающих анализаторов, существует
еще классификация и по видам самих
воспринимаемых объектов.
• Это касается восприятия пространства,
времени, движения, восприятие одного
человека другим. Такие виды восприятия
обычно называют социальной перцепцией.

61. Восприятие объектов:перцептивная деятельность


Приемы распознования образа:
1)упрощение изображения
2)создание конкурирующих образов
3)создание образов,лишенных определенного смысла.
Одна из основных чер всех явлений восприятия это тенденция к
избирательному выделению и организация данных,получаемых
органами чувств.При интерпритации зрительной информации мы
выделяем в качестве единиц любые группировки, каждая из которых
обладает отличительной особенностью. Предотвратить организацию
информации сложно.
• Интерпритация сенсорных даны регулируется следующими
правилами:
• 1)выделение признаков
• 2)интерпритация признаков в целом.

62. Перцепция и апперцепция

• В психологии существуют два термина, являющихся синонимами
термина «восприятие».
• Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат
психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух
типов восприятия.
• Это термины «перцепция» и «апперцепция».
• Перцепция – непосредственное восприятие
объектов окружающего мира.

63.

• Апперцепция – восприятие, зависящее от
прошлого опыта человека, от содержания его
психической деятельности и его индивидуальных
особенностей.
• Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от
сформировавшихся качеств личности, таких как
мировоззрение, убеждения или верования, образование, и
апперцепцию временную, зависящую от ситуативного
психического состояния.

64.

• Выделение признаков объектов при интерпритации сенсорных данных
основано на:
• 1)непрерывном движении глаз
• 2)возниковении последовательных образов. Перцептивные задачитребования которые предъявляет и воспринимает
деятельноть. Воспринимать значит решить ту или иную перцептивную
задачу. Чтобы перцептивная задача была решена нужно выполнить
необходимые перцептивные действия. Перцептивные действия является
производным от практических дествий.
• Перцептивные действия – это основанные структурированные процессы,
обеспечивающие построена предметного образа. Перцептивные дейст-я
реализуют с помощью набора перцептивных операций. Деятельность à
действия à операция. Важным фактором развития у детей перцептивного
образа явлляется развитие сенсорных эталонов. Особое место в
формировании перцептивного образа занимает формирование оперативных
единиц восприятия.
• Оперативная единица восприятия – выделение в перцептивном поле
единых предметов. Развитие восприятия связано со сменой единиц
перцептивного образа.

65. Восприятие в гештальт психологии

• Гештальтпсихология
возникла
в
20
в
в
Германии.Вертгеймер,Коффка,Кетлер.Они
построили
новую
концепцию восприятия и интеллектуальных процессов. Основой
концепции стал принцип организации восприятия через построение
новых образов и завершение этих образов. Гештальт-целостная
структура восприятия , которая упорядочивает входящие в него
элементы или явления. Основные принципы построения
зрительного образа (Вертгеймер):

66.

• Сходство (схожие элементы имеют тенденцию
объединться в целую группу или
фигуру)Близость(находящиеся рядом элементы
имеют тенденцию объединяться в целую фигуру. В
фигуру объединяються предметы близко
расположенные) Фактор общей судьбы(если группа
воспринимаемых элементов смещается или
движеться в одном и том же направлении,то они
движуться в фигуру)Вхождение без остатка.
Хорошая линия(фигура стремиться принять
простую. стабильную, симметричную форму)На
восприятие влияет установка или поведение
наблюдателя.На восприятие влияет прошлый
опыт.

67. Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета.


Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки
(иллюзии)обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В
большей мере известны зрительных иллюзии. Так, в белом платье
женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную
полоску полнит фигуру, а в вертикальную – удлиняют. Зеркальную стена
расширяет помещение, создает иллюзию простора.

68. Восприятие времени.

• Оно отражает длительность и
последовательность явлений или событий и
зависит от быстроты смены психических
процессов. Таким образом, восприятие
времени для каждого человека
индивидуально, поскольку зависит от
субъективных характеристик психики.

69.

70. Восприятие времени.


Восприятия времени – это отражение длительности и
последовательности явлений или событий. Благодаря
восприятию времени отражаются изменения, происходящие в
окружающем мире. Восприятия длительности времени зависит
от содержания деятельности человека. Время заполненное
интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же
событие неинтересные, малосущественные, время тянется
медленно. Учащиеся не замечают, как «летит время» на уроке,
когда они заняты активной умственной деятельности.

71. Восприятие движения.


Восприятие движение – это отражение направления и
скорости пространственного существования предметов. Н-р,
скорости автомобиля судят, наблюдая за изменениями в
показателях спидометра. Существуют позы бега, ходъбы,
ползания, прыжка, по которым на основании личного опыта
делают заключения о совершаемом движении.

72. Восприятие человека человеком.


Понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения
процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при
непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни
психического отражения. Этот процесс имеет особые временные
характеристики . Первоначально при восприятии незнакомого человека
основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза,
прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе
восприятия человека формируются представления о его чертах характера
, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень
часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

73.

• Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии
другого человека:
• 1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности
интерпретируется как форма проявления свойства личности
(наличие очков — ученый);
• 2. Эмоциональная, при которой непосредственно
невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в
зависимости от общей привлекательности или
непривлекательности;
• 3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются
свойства другого человека, внешне похожего; 4. Социально–
ассоциативная, при которой приписываются свойства той
социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

74. Определение

• Восприятием в общей психологии
называют отражение предметов, ситуаций
или событий в их целостности. Оно
возникает при непосредственном
воздействии объектов на органы чувств.

75. Восприятие- составной процесс

• Поскольку целостный объект обычно
воздействует одновременно на различные
органы чувств, восприятие является
составным процессом. Оно включает в
свою структуру ряд ощущений – простых
форм отражения, на которые можно
разложить составной процесс восприятия.

76. Восприятие состоит из одного или нескольких ощущений

• Однако в то же время, если человек с
закрытыми глазами будет вдыхать аромат
цветка, не касаясь его, это все равно будет
называться восприятием. Таким образом,
восприятие состоит из одного или
нескольких ощущений, создающих на
настоящий момент наиболее полное
представление об объекте.

77.

78. Основой восприятия являются экстерорецепторы

• Основой восприятия являются экстерорецепторы,
поскольку именно они обеспечивают объективное
представление о внешнем мире.
• Как известно, человек обладает пятью органами
чувств. Видов внешних ощущений на один больше,
поскольку моторика не имеет отдельного органа
чувств, однако ощущения тоже вызывает.
Следовательно, человек может испытывать шесть
видов внешних ощущений: зрительные, слуховые,
обонятельные, тактильные (осязательные),
вкусовые и кинестетические ощущения.

79. Зрительный анализатор

• Основным источником информации о внешнем мире
является зрительный анализатор. С его помощью
человек получает до 80 % от общего объема
информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На
уровне ощущений он воспринимает информацию о
свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета
разделяют на хроматические и ахроматические. К
первым относятся цвета, составляющие спектр радуги
(т. е. расщепления света – всем известные «Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым –
черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки,
содержащие около 150 плавных переходов из одного в
другой, воспринимаются глазом в зависимости от
параметров световой волны.

80. Слуховой анализатор

• Следующим по своей важности в получении информации
является слуховой анализатор. Ощущения звуков
принято делить на музыкальные и шумовые. Их
отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются
периодическими ритмическими колебаниями звуковых
волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными
колебаниями.
• У многих людей существует интересная особенность –
сочетание звукового и зрительного ощущений в одно
общее ощущение. В психологии это явление называют
синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие
между объектами слухового восприятия, например
мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут
сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.

81. Кинестетический (двигательный) анализатор

• Большое значение в жизни людей имеет развитие
кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические
ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа
чувств.
• Они вызываются раздражением нервных окончаний,
находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти
раздражения происходят при перемещении тела в пространстве,
при физических нагрузках, при выполнении движений,
связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании
и т. п.).
• Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для
всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия
или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда
очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы,
альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей
жизни присутствует движение как основной фактор
жизнедеятельности.

82. Кожные ощущения и их виды

• Кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида:
тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все
вместе называют тактильными.
• Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант.
Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и
структуру поверхности предметов, с которыми входит в
соприкосновение наша кожа, температурные – ощущать тепло
или холод.
• Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для
слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой.
Помимо этого, тактильный анализатор является единственным
способом общения для слепоглухонемых людей.
• Уже давно разработаны обучающая система и язык,
позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и
общаться с окружающими. Этот язык создан на основе
прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое
значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов.

83. Вкусовой анализатор

• Казалось бы, бесполезным для выживания и
неизвестно зачем подаренным нам эволюцией
является вкусовой анализатор. Это некое
роскошество на фоне остальных жизненно
необходимых ощущений (причем вкусовой
анализатор развит у людей значительно сильнее, чем
обонятельный). Итак, органами вкусовых ощущений
являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны
распознавания сладкого, горького, кислого, соленого.
Ну а полный вкусовой букет складывается из этих
простых ощущений в мозгу.

84.

• На основе ощущений и восприятия в целом
формируются образы.
• В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется
как в более широких, так и в более узких рамках.
• В контексте представлений об ощущениях и восприятии
образ можно определить как продукт
функционирования человеческого мозга,
составляющего субъективную картину о том или
ином объекте окружающего мира на основе
объективных ощущений.
• Иными словами, ощущение есть объективная реакция
организма, представляющая собой базовый элемент
отражения.
• Восприятие не механическая сумма ощущений, но их
совокупность, где целое больше, чем сумма
составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком,
не препарируя его на отдельные свойства

85. Образ – сложное, субъективное представление об объекте

• Он включает в себя не только целостное представление
об объекте, но и всевозможные характеристики, которые
зависят от индивидуального опыта каждого человека.
• Скажем, у кого-то змеи
• вызывают отвращение или страх,
• а кто-то дома содержит серпентарий.
• Или, увидев в лесу кустик папоротника,
• один человек представляет, как удачно этот экземпляр
впишется в его гербарий,
• другой думает об аранжировке букета,
• третий – о мистическом свойстве этого растения
одну ночь в году указывать на расположение клада.

86.

87. Октавио Окампо (Octavio Ocampo) – мексиканский художник-сюрреалист

88. Октавио Окампо

89.

90. Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

Дали говорил о своей живописи: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их
создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не
означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок,
сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».

91. Восприятие пространства

• Под восприятием пространства понимают восприятие
форм предметов, их пространственных величин и
отношений в трех измерениях.
• Различают восприятие пространства с помощью зрения,
осязания и кинестетического аппарата.
• Зрение дает представление о форме, объеме и величине
объектов.
• Осязание формирует восприятие положения и величины
небольших предметов, с которыми человек может
непосредственно соприкасаться.
• Кинестетический аппарат дополняет осязательное и
зрительное восприятие и дает возможность воспринимать
пространственные формы отношения и величины как
малых, так и крупных объектов в трех измерениях.

92. Предметность и константность восприятия

• Помимо этого, существуют такие понятия, как
предметность и константность восприятия.
• Предметность означает, что воспринимается всегда
некий конкретный предмет.
• Абстрактные идеи относятся не к процессу
восприятия, а к процессу мышления или
воображения.
• С позиции современной теории отражения
предметность восприятия раскрывается как
объективное качество, обусловленное
особенностями воздействия предметов внешнего
мира.

93. Константность восприятия

• Константность восприятия означает, что
воспринимаемый объект не меняет своих
характеристик в том случае, когда он
удаляется от человека или приближается к
нему, нарисован на картине или показан на
экране.

94. Расстройство восприятия

• При расстройстве же восприятия константность может
исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях.
• Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это
бывает при намеренном создании иллюзий – приеме, которым
пользуются иллюзионисты, используя зеркала,
соответствующее освещение и иное, или при спонтанно
возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек
можно принять за животное, или в дремотном состоянии
раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы.
Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от
многих факторов: личного опыта, культурных традиций,
социальной среды, преобладающего окружающего природного
ландшафта в местности, где проживает человек. Например,
иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и
деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных
факторов.

95. Оптические иллюзии Олега Шупляка

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГА
ШУПЛЯКА

96. Оптические иллюзии Олега Шупляка

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
ОЛЕГА ШУПЛЯКА

97. Оптические иллюзии Олега Шупляка

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
ОЛЕГА ШУПЛЯКА

98. Оптические иллюзии Олега Шупляка

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГА
ШУПЛЯКА

99. Оптические иллюзии Олега Шупляка

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ОЛЕГА
ШУПЛЯКА
English     Русский Правила