1.55M
Категория: ИскусствоИскусство

Балет «Ярославна». 7 класс

1.

МАОУ СОШ №157
г. Екатеринбург
В музыкальном театре
балет «Ярославна»
7 класс
Составитель: учитель I кв.к.
Тишкова Надежда Анатольевна
2021-2022 уч. г.

2.

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»
«Слово о полку Игореве». Эта
бесценная патриотическая поэма
Древней Руси всегда вдохновляла
учёных, литераторов, художников и
композиторов. Безусловно, самым
известным творением, созданным по
мотивам старинной рукописи,
является «Князь Игорь» выдающаяся опера гениального
русского композитора Александра
Порфирьевича Бородина. Минуло
почти сто лет и отечественные
меломаны вновь увидели, как
княжеская дружина Игоря воюет с
врагами на сцене музыкального
театра, однако уже в другом жанре –
хореографическом. Речь идёт о
балете талантливого советского
композитора Бориса Тищенко
«Ярославна», в котором образы
древнерусской истории представлены
зрителю совершенно в ином, новом
прочтении.

3.

Краткое содержание балета «Ярославна»
Русь, 1185 год.
Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли
разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги,
убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа.
Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.
Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг
с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не
внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава.
Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим
братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая
отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное
солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.
В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в
которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины
заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили
лагерь русских.
Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь
была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.
Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя,
что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они
помогли Игорю вернуться домой. Высшие силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из
плена и возвратиться в родной край.

4.

Ярославна —
балет, поставленный в Ленинградском
академическом малом оперном театре в
1974 году.
Спектакль задумывался как новаторский,
значительно расширяющий границы
классического русского балета и
представлял собой смешение самого балета,
пантомимы и хорового пения.
По мнению ряда балетных критиков
Ярославна явила собой новый шаг в
развитии современного балета, представляя
"по существу, некую грандиозную эпикодраматическую хореосимфонию".
"Героиней нашего балета стала Ярославна.
Образ русской женщины (матери, сестры,
жены, возлюбленной) — собирательный
символ Родины — определился как основа
всей конструкции спектакля, а все
остальное возникало словно через её мысли
и чувства.»
(Виноградов, хореограф)

5.

Для реализации своего замысла
Виноградов привлек композитора,
ученика Дмитрия
Шостаковича, Бориса Тищенко,
который и стал автором музыки к
спектаклю.
Советский и российский
композитор. Народный артист
РСФСР
1939-2010

6.

В качестве сценографа был
приглашен знаменитый режиссёр,
художественный руководитель
Театра на Таганке Юрий
Любимов.
1917-2014
"Юрий Петрович Любимов просто
освятил эту постановку...Я помню
как он приехал, мизансцены
построил и всё зажило!»
Композитор Борис Тищенко

7.

Также, в качестве консультанта
участвовал крупнейший специалист
по "Слову о полку Игореве"
академик Д.С. Лихачёв
( филолог, культуролог, искусство-вед,
доктор филологических наук
(1947), профессор )
1906-1999

8.

«Ярославна». Такое название авторы
балета дали своему произведению
неспроста. Это имя на Руси во все времена
символизировало Родину, святую веру,
самоотверженность, верность и мудрость.
Получившийся спектакль, несмотря на
опасения создателей, был встречен
положительно как критикой, так зрителями,
чему немало поспособствовала сугубо
положительная рецензия Дмитрия
Шостаковича:
"Балет "Ярославна" мне довелось
посмотреть трижды. И всякий раз я был
захвачен его музыкой - очень русской по
духу... В ключевых моментах действия
звучит хор. Поются подлинные тексты
"Слова о полку Игореве". Это придаёт всей
постановке не просто оригинальность, а
историческую достоверность,
художническую подлинность.

9.

Спектакль был разрешен к вывозу на
гастроли на Запад. В частности, он с
успехом прошёл на Авиньонском
фестивале в 1976 г. (Франция).
Действующие лица балета:
Ефросиния Ярославна, княгиня
Новгород-Северская
Игорь, князь Новгород-Северский
Кончак, хан Половецкий
Владимир, сын Игоря Святослав Великий, князь Киевский
Князья
Плакальщицы
Русские воины
Половецкие воины
В балете 3 акта. Продолжительность
спектакля –1ч 35мин.

10.

Сцены из балета «Ярославна»

11.

Интересные факты
Согласно исследованиям историков
«Слово о полку Игореве»,
повествующее о неудачном походе
Новгород-Северского князя Игоря
Святославича, совершённом в 1185
году, было написано неизвестным
автором через два года после
описываемых событий. Летопись
обнаружили в одном из монастырей в
самом конце восемнадцатого века,
переписали и направили в
издательство. К большому сожалению,
уникальная рукопись была утрачена во
время знаменитого московского пожара
1812 года, однако благодаря
сохранившейся переписанной копии и
печатным экземплярам мы сегодня
имеем возможность знакомиться с этим
замечательным древним литературным
шедевром.

12.

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих
соответствующие происходящему действию названия.
«Вступление к первому действию». Открывает спектакль одинокий и поначалу несмелый
голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминает народный напев. Затем звук пикколо
оплетается подголосками сначала одной флейты, потом второй, а затем и кларнета. Эта музыка
тосклива и печальна.
«Стон русской земли». Молитвенный хорал струнных, по характеру отличается особой строгостью и
суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько сетует на междоусобицы чванливых
князей.
«Усобица». Этот номер продолжает повествование о раздорах себялюбивых местных правителей и
ярко иллюстрирует княжеские распри. В этой сцене впервые вступает женский хор, который стонет и
жалуется, ведь всё происходящее приносит горе и ослабевает силу земли русской.
«Убитый» и «Плач по убитому» - музыка этих разделов наполнена угрюмыми интонациями плача, так
как отображает страдания людей, потерявших своих близких.
«Ярославна». В этом разделе перед зрителями впервые появляется главная героиня. Её чувственная и
проникновенная тема, олицетворяющая нежную женственность, чистоту и верность, окрашена
тембрами гобоя и кларнета.
«Святослав». В данном номере в исполнении валторны призывно врывается пронзительная
музыкальная тема. Чередующаяся с хором, она отображает призыв дальновидного киевского князя
прекратить распри и объединиться для борьбы с внешними врагами.
«Игорева дружина», «Сборы в поход», «Слава Игорю». Эпизоды характеризуют заносчивого князя
Игоря и его сильную на зависть дружину. Молодые люди идут в ополчение и хвалятся своей
храбростью.
«Ярославна с Игорем». Нежная и светлая музыка этой сцены является лирическим центром
произведения.
«Начало похода». Ритмичная музыка эпизода иллюстрирует военные сборы, приказ князя о начале
похода, а также радость Дива от предвкушения кровавых жертв.

13.

«Затмение». Кульминация первого действия. На фоне высокого свистящего звука органа малый
кларнет исполняет, передающий сильный испуг, короткий мотив. К нему с той же музыкальной
фразой, как звуковой ком, сразу начинают прибавляться другие инструменты. Звуковая масса
внезапно обрывается – наступает шокирующая пауза.
«Степь». На фоне таинственного волнообразного звучания скрипок, как блуждающие призраки
возникают многозначительные реплики флейты, гобоя и кларнета.
«Первая битва с половцами». Это динамичная музыка с острыми ритмами, колоритно рисует
батальную сцену, в которой преимущество в звучании отдаётся духовым инструментам. Например,
кочевников автор изображает звучанием низких деревянных духовых, а русских воинов – звонким
звучанием медных.
«Ночь перед второй битвой». Скользящие глиссандо (штрих, означающий плавное скольжение от
одного звука к другому)возникают вновь, но уже у альтов. Музыка передаёт беспокойный сон
русских воинов.
«Ночные предчувствия». Солирующая скрипка, на фоне гоготания мужского хора, невнятных
хрипов медных инструментов, поддерживаемых ударами барабана и там-тама, рисует картину,
которая будоражит воображение.
«Вторая битва». Здесь устрашающий характер музыке раздела придаёт своеобразный судорожный
ритм, подчиняющий себе все оркестровые голоса.
«Плач Ярославны». Номер наполнен особым драматизмом и напряжённостью. Главная героиня
печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам, которые погибли в
битве с врагом. Музыка состоит из заунывных нисходящих интонаций.
«Игорь у половцев». В этой развёрнутой сцене довольно интересно показаны образы половецкого
мира, которые одновременно притягательны, но в то же время и отталкивают своей, дикой
необузданной силой.
«Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же
слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог
всего произведения.

14.

Инструменты симфонического оркестра
Флейта-пикколо
Флейта
Гобой
Кларнет
Валторна
Скрипка

15.

Домашнее задание
Тищенко Борис. Балет Ярославна.
«Молитва»
1. Слушать завершающий номер
«Молитва».
2. Письменно ответить на вопросы:
- Какая эмоциональная окраска
преобладает в этом музыкальном
эпизоде?
- К чему призывает «Молитва»?
English     Русский Правила