Похожие презентации:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 1826 - 1889
1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 - 1889
Жизнь итворчество
2.
Его преследуют хулы:Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте
хвалы, А в диких звуках
одобренья.
Н. А. Некрасов.
22.12.2021
Художник И. Н. Крамской
Круглова И. А.
3.
Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии22.12.2021
Круглова И. А.
4.
22.12.2021Круглова И. А.
5.
Детские годы прошлив родовом имении
отца в "...годы...
самого разгара
крепостного права", в
одном из глухих углов
"Пошехонья".
22.12.2021
Круглова И. А.
6.
Московский дворянский институтПолучив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят
пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.
22.12.2021
Круглова И. А.
7.
Царскосельский лицейВ 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать
стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена,
произведений Гоголя.
22.12.2021
Круглова И. А.
8.
В 1844 после окончания лицеяслужил чиновником в канцелярии
Военного министерства. "...Везде
долг, везде принуждение, везде
скука и ложь...," — такую
характеристику дал он
бюрократическому Петербургу.
Другая жизнь более привлекала
Салтыкова: общение с
литераторами, посещение кружка
Петрашевского, где собирались
философы, ученые, литераторы,
военные, объединенные
антикрепостническими
настроениями, поисками идеалов
справедливого общества.
22.12.2021
Круглова И. А.
9.
Дом в Вятке, где жил М.Е.СалтыковПервые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей
острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей,
напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за
"...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей,
протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в
1850 был назначен на должность советника в губернском правлении..
22.12.2021
Круглова И. А.
10.
В конце 1855, после смерти НиколаяI, получив право "проживать где
пожелает", возвратился в Петербург
и возобновил литературную работу. В
1856 — 1857 были написаны
"Губернские очерки", изданные от
имени "надворного советника
Н. Щедрина", ставшего известным
всей читающей России, назвавшей
его наследником Гоголя. В это время
женился на 17-летней дочери
вятского вице-губернатора, Е.
Болтиной.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Литография
А. Мюнстера. 1850-е
22.12.2021
Круглова И. А.
11.
Елизавета дочь22.12.2021
Круглова И. А.
12.
В 1858 — 1862 служил вицегубернатором в Рязани, затем вТвери. В 1862 писатель вышел в
отставку, переехал в Петербург и
по приглашению Некрасова
вошел в редакцию журнала
"Современник", который в это
время испытывал огромные
трудности (Добролюбов
скончался, Чернышевский
заключен в Петропавловскую
крепость). Салтыков взял на
себя огромную писательскую и
редакторскую работу.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото
конца 1860-х
22.12.2021
Круглова И. А.
13.
Дом в Петербурге, где жил М.Е.Салтыков22.12.2021
Круглова И. А.
14.
В 1865 — 1868 возглавлял Казенныепалаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая
смена мест службы объясняется
конфликтами с начальниками губерний,
над которыми писатель "смеялся" в
памфлетах-гротесках. После жалобы
рязанского губернатора Салтыков в
1868 был отправлен в отставку.
Переехав в Петербург, принял
приглашение Н. Некрасова стать
соредактором журнала "Отечественные
записки", где работал в 1868 — 1884.
Салтыков теперь целиком
переключился на литературную
деятельность. В 1869 пишет "Историю
одного города" — вершину своего
сатирического искусства.
Салтыков-Щедрин с картой города
Глупова. Художник А. Долотов. 1869
22.12.2021
Круглова И. А.
15.
Щедринв лесу реакции. Художники
Д.
22.12.2021
Круглова И. А.
Брызгалов, Н. Орлов. 1883
16.
Обложкажурнала
«Стрекоза» —
первая
попытка
иллюстриров
ания
произведений
М.Е.
СалтыковаЩедрина
22.12.2021
Круглова И. А.
17.
В 1880-е сатира Салтыковадостигла кульминации в
своем гневе и гротеске:
"Современная идиллия" (1877
— 83); "Господа Головлевы"
(1880); "Пошехонские
рассказы" (1883).
В 1884 журнал
"Отечественные записки" был
закрыт, после чего Салтыков
вынужден был печататься в
журнале "Вестник Европы".
«Мое собранье насекомых
открыто для моих знакомых».
Художник А. Лебедев. 1877
22.12.2021
Круглова И. А.
18.
В последние годы жизни писательсоздал свои шедевры: "Сказки"
(1882 — 86); "Мелочи жизни"
(1886 — 87); автобиографический
роман "Пошехонская старина"
(1887 — 89).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник
Н. Ярошенко. 1886
22.12.2021
Круглова И. А.
19.
За несколько дней до смерти оннаписал первые страницы нового
произведения "Забытые слова",
где хотел напомнить "пестрым
людям" 1880-х об утраченных ими
словах: "совесть,
отечество, человечество...
другие там еще...".
Умер М. Салтыков-Щедрин 28
апреля (10 мая н.с.) 1889 в
Петербурге.
М.Е. Салтыков-Щедрин.
Художник В. Матэ. 1889
22.12.2021
Круглова И. А.
20. ВОПРОСЫ
Где и когда родился М.Е. Салтыков-Щедрин?Образование писателя.
Когда и где начал писать свои стихотворения, под влиянием каких
критиков?
4. Посещение какого кружка привлекало писателя в Петербурге и
почему?
5. Почему писатель был выслан в Вятку?
6. После издания какого произведения писатель стал известен и под
каким псевдонимом?
7. В 1862 году в редакцию какого журнала вошел писатель?
8. Какое произведение стало вершиной его сатирического искусства?
9. В каких еще журналах работал писатель?
11. Назовите произведения писателя.
1.
2.
3.
21. Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина
22. Что такое сказка?
• вид устного повествования сфантастическим вымыслом, формы
которого исторически складывались в
первоначальной связи с мифологией.
23. Какие виды сказок вам известны?
• О животных• Волшебные
• Бытовые
24. Самые известные собиратели сказок?
А.Н. Афанасьев
Д.Н. Садовников
Д.К. Зеленин
А.М. Смирнов
25. Основные художественные приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыковым-Щедриным, следующие:
Гротеск
Гипербола
Аллюзия
Аллегория
Эзопов язык
26. Гротеск -
• в литературе и искусстве одна из разновидностейкомического, сочетающая в фантастической форме
ужасное и смешное, безобразное и возвышенное,
трагическое и комическое, переплетение реального
и фантастического.
• Гротескны в своей основе произведения разных
эпох: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Крошка
Цахес» Э.Т.А. Гофмана, «Нос» и «Мёртвые души» Н.В.
Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова –
Щедрина, «Баня» и «Клоп» В.В. Маяковского
27. Гипербола -
Гипербола • средство художественного изображения,основанное на преувеличении.
• Встречается в фольклорных произведениях
(пословицах, поговорках), в изречениях («море по
колено», «слёзы текут ручьём»), в
художественных текстах:
И чего это барышни некоторые
Дрожат, пугливо поворачивают
Глаза громадные, как прожекторы? (В. Маяковский)
28. Аллюзия -
Аллюзия • одна из форм иносказания, употребление какоголибо слова, фразы, цитаты в качестве намёка наобщеизвестный факт – литературный, бытовой или
общественно-политический.
• «Такого отечества такой дым разве уж настолько
приятен?» (В. Маяковский) «И дым отечества нам сладок
и приятен» (реплика Чацкого из «Горя от ума» А.С.
Грибоедова) «Мила нам добра весть о нашей стороне:
отечества и дым нам сладок и приятен» (стих-е «Арфа»
Г.Р. Державина)
29. Аллегория -
Аллегория • изображение отвлечённого понятия или явлениячерез конкретный образ (сердце – аллегория
любви, образ богини Фемиды – аллегория
правосудия). Часто в баснях и сказках под видом
животных изображаются определённые лица или
социальные явления.
30. Эзопов язык -
Эзопов язык • вынужденное иносказание, художественная речь,насыщенная недомолвками и ироническими
намёками. Часто применяли, чтобы обойти
цензуру. Своеобразная форма сатирической речи.
• Выражение восходит к легендарному образу
древнегреческого поэта VI века до н.э. Эзопа,
создателя жанра басни.
31. «Сказки для детей изрядного возраста»
• Задача сказок:обличение пороков, освещение злободневных
вопросов русской действительности,
выражение народных идеалов, передовых
идей.
32.
М.Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. В этом жанренаиболее ярко проявились идейные и художественные
особенности щедринской сатиры: её политическая острота и
целеустремлённость, реализм ее фантастики, беспощадность и
глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
33. «Премудрый пескарь»
Пересказ
Характеристика пескаря.
Как вы понимаете смысл заглавия?
Каково значение эпитета «премудрый»?
Кто такой «обыватель»?
Найдите слова, которые определяют итог жизни
пескаря?
• («Жил дрожал, и умирал - дрожал»)
• Цель сказки: показать, в чём смысл жизни и назначения
человека.
34. В чём особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?
• 1 Связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы,пословицы, поговорки.
• 2 Аллегоричны, построены на иносказаниях.
• 3 Политическая острота, которой нет в народных сказках.
• 4 Построены на резких социальных контрастах, почти в каждой
из них сталкиваются представители антогонистических классов.
• 5 Преобладание комического, причём часто комическое и
трагическое переплетаются.
• 6 Язык сказок народный с использованием публицистической
лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных
слов.
• 7 Рисуют не просто борьбу добра и зла, как большинство
народных сказок, а раскрывают классовую борьбу в России ХIХ
века.
35.
Они о жизни, о том, что видел инаблюдал писатель в действительности
Первые три сказки («Повесть о
том как один мужик двух
генералов прокормил», «Пропала
совесть» и «Дикий помещик»)
М.Е.Салтыков-Щедрин написал
еще в 1886 году.
29 были написаны в
последнее десятилетие
его жизни
(с 1882 по 1886 г.)
36.
Многозначителен подзаголовок«Сказки для детей изрядного
возраста»
«Для детей от
7 до 70».
Сказки Салтыков - Щедрин
писал, чтобы притупить
бдительность цензуры
37.
Салтыков-Щедрин пишет “сказки”“для детей изрядного возраста”,
то есть для взрослого читателя,
которому надо открыть глаза на
жизнь.
Щедрин создаёт произведения, цель
которых – пробудить народ,
воспитать его в свободолюбивом
духе, всколыхнуть в нём чувство
собственного достоинства, чувство
ответственности за свою жизнь.
Великий сатирик стремится к тому,
чтобы “дети изрядного возраста”
возмужали и перестали быть
детьми.
38.
Самодержавие иугнетенный
народ
Подлость
буржуазии
Проблематика
Правдоиска
тельство
Отношения
мужика и
барина
Положение
народа
Трусость
обывателя
39.
«Премудрый пескарь»сатира на либеральную
интеллигенцию
остро поставлен вопрос, в чём
смысл жизни и назначения
человека
герой сказки «перемудрил»,
посвятив свою жизнь только
самосохранению.
40.
Цель жизни пескаря –беречь свою
распостылую жизнь.
Писатель осуждает
глупость, трусость,
беспомощность.
Итог жизни:
Жил дрожал, и умирал – дрожал.
41.
«Самоотверженный заяц»Сказка «Самоотверженный заяц» о
поработителях с их волчьими
повадками и об их жертвах, слепых
в своей покорности.
42.
«Самоотверженный заяц»Главная мысль сказки:
много у нас таких людей,
которые доходят до
полнейшего идиотизма в
своем преклонении перед
сильными мира сего, да еще
порядочные до аномалии:
обещал волку вернуться,
чтобы тот его съел, и
вернулся, хотя можно было
убежать. До сих пор это
проблема многих, к
сожалению. А писатель учит
нас не позволять себя
использовать.
43.
В основе сказок Салтыкова-Щедрина –образы птиц, рыб,
животных и отточенная
народная мудрость
Медведь -
глупый, неуклюжий
Лиса -
коварная, хитрая
Заяц -
боязливый, трусливый
Щука Волк
Осёл -
-
хищная, прожорливая
жадный, жестокий
беспросветно тупой
44.
«Медведь на воеводстве»Сюжет –
повествование о царских сановниках,
преобразованных в медведей,
свирепствующих в лесных трущобах
Основной смысл разоблачение тупых и жестких
правителей эпохи свирепой реакции.
Герои произведения трое Топтыгиных.
45.
«Медведь на воеводстве»Трое Топтыгиных на воеводстве.
Первые два ознаменовали свою
деятельность по усмирению «внутренних
врагов» разного рода злодействами: один –
мелкими, «срамными» (чижика съел), другой –
крупными, «блестящими» (погром над
мужиками учинил).
Топтыгин 3-й отличался от своих
предшественников, жаждавших «блеска
кровопролитий», добродушным нравом.
Мораль - спасение народа не в замене злых
Топтыгиных добрыми, а в устранении
воевод Топтыгиных вообще, т.е. в
свержении самодержавия.
46.
«Медведь на воеводстве»Выводы:
медведь под пером сатирика
приобретает черты мракобесаадминистратора, который
притесняет народ, истребляет
крамолу, уничтожает
просвещение, обличает
паразитическую сущность
господ, беспощадно критикует
самовластье в любых формах.
47.
Вспомните название сказкиМедведь… на воеводстве
Премудрый… пескарь
Дикий… помещик
Бедный… волк
Верный… Трезор
Орёл- …меценат
Баран… непомнящий
Самоотверженный…заяц
дорогою
Путём-…
48.
«Вяленая вобла» (1884)Сказка была написана для
февральского журнала
«Отечественные записки» за
1884 год, но была изъята по
требованию цензуры.
Писатель трижды (без
успеха) пытался напечатать
сказку в России. Удалось
это сделать лишь в 1906
году, в смягчённой
редакции под заглавием
«Мала рыбка, а лучше
большого таракана»
49.
«Вяленая вобла» (1884)Главная героиня –
вобла, у которой все
лишнее выветрили,
вычистили и
вывялили, поэтому у
нее не осталось ни
лишних мыслей, ни
лишних чувств, ни
лишней совести.
50.
«Вяленая вобла» (1884)Своей проповедью, своими
спасительными речами вобла
оправдывает и прославляет
низменное существование
трусливых и жалких “премудрых
пискарей”. Процесс “вяления”,
омертвения и опошления душ
показывает сатирик. Пошлые речи и
призывы воблы помогали людям,
утратившим гражданское
достоинство, “жить”, ни о чем не
думая, не заглядывая в будущее.
51.
«Вяленая вобла» (1884)Высмеивая либерализм и
трусость в облике воблы,
автор был исполнен в
страстной любви к своей
стране и народу. И в наше
время есть люди, подобные
вяленой вобле, которым ни
до чего нет дела, они
думают только о себе.
52.
«Дикий помещик»Имеет цель:
пробудить самосознание,
показать отношения между
помещиками и народом.
Осуждает черты:
глупость, жадность, паразитизм
(у помещиков);
безропотность, долготерпение,
покорность (у народа).
53.
«Дикий помещик»В сказке «Дикий помещик»
излагаются события
реальной действительности,
показаны традиционные
отношения барина и
мужиков.
С одной стороны –
помещик-паразит
(паразитизм помещика),
С другой – труженики,
кормильцы страны и в то
же время – мученики.
54.
«Дикий помещик»главная идея сказки –
гротескный, сказочносатирический намек
очевиден: мужиком живет
Россия, его трудом и
заботами; подневольный
мужичий труд сохраняет
помещичью дебелость.
Народ – создатель
материальных и духовных
благ, без него наступит
голод и одичание.
55.
Хотя «Сказки» СалтыковаЩедрина и были созданы более130 лет назад при
определенном историческом
строе и в определенное
историческое время, но и в
наши дни некоторые
проблемы, которые поднимал
писатель-сатирик, остались
актуальными и современными.
56.
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИННе жутко ли, - среди губернских дур
И дураков, туземцев Пешехонья,
Застывших в вечной стадии просонья,
Живуч неумертвимый помпадур.
Неблагозвучьем звучен трубадур,
Чей голос, сотрясая беззаконье,
Вещал стране бесплодье, похоронье,
Чей смех тяжел, Язвителен и хмур.
Гнетет, смердит от движущихся трупов
Неразрушимый вечно город Глупов Проруссенный, повсюдный, озорной.
Иудушки из каждой лезут щели,
Страну одолевают. Одолели.
И нет надежд. И где удел иной?
Игорь Северянин
57. ВОПРОСЫ ПО СКАЗКАМ на «3»
1. Что такое сказка?2. Назовите виды сказок.
3. Назовите основные художественные
приёмы, использованные в сказках
М.Е. Салтыковым-Щедриным, приведите
один пример.
4. Кому предназначались сказки М.Е.
Салтыкова-Щедрина? ?
5. Задача сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина? ?
22.12.2021
Круглова И. А.
58. ВОПРОСЫ ПО СКАЗКАМ на «3»
6. В чём особенности сказок М.Е. СалтыковаЩедрина?7. Сколько сказок входит в сборник
«Сказки для детей изрядного возраста»?
8. Проблематика сказок.
22.12.2021
Круглова И. А.
59. ВОПРОСЫ НА «4» «Дикий помещик»
ВОПРОСЫ НА «4»
«Дикий помещик»
Сюжет сказки
Характеристика помещика, мужиков.
Какие пороки обличает писатель? Над чем
смеётся?
Цель сказки.
60. ВОПРОСЫ НА «4» «Премудрый пескарь»
Пересказ
Характеристика пескаря.
Как вы понимаете смысл заглавия?
Каково значение эпитета «премудрый»?
Кто такой «обыватель»?
Найдите слова, которые определяют итог жизни
пескаря?
• Цель сказки?
61. ВОПРОСЫ НА «5»
• Анализ сказки по выбору.• Письменно ответьте на вопрос «Почему
сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина актуальны
сегодня»
22.12.2021
Круглова И. А.
62. Источники
• http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=209&author=57
• http://www.kostyor.ru/biography/?n=109
22.12.2021
Круглова И. А.