Похожие презентации:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)
1.
2.
«Я ПИСАТЕЛЬ,В ЭТОМ МОЕ
ПРИЗВАНИЕ»
ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА
М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПИСАТЕЛЯ.
3. СЛОВАРЬ УРОКА
САТИРАПИСАТЕЛЬ-САТИРИК
ГИПЕРБОЛА
ГРОТЕСК
«ЭЗОПОВ ЯЗЫК»
4.
ЖИВОСТЬ БОЛИ ИНЕПРЕРЫВНОЕ ЕЕ
ОЩУЩЕНИЕ
СЛУЖИЛИ
ИСТОЧНИКОМ
ЖИВЫХ ОБРАЗОВ
1826 – 1889
СалтыковЩедрин
5.
Краткая хроника жизни1826, 15 (27) января - М. Е. Салтыков-Щедрин родился в
Тверской губернии в семье помещика.
1844 - окончил Царскосельский лицей.
1845-47 - участие в кружке Петрашевского.
1847- опубликована повесть " Противоречия ".
1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях
проводилась мысль о необходимости преобразования
общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в
Вятку.
1848-55 - жизнь в Вятке.
1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал
"Губернские очерки", принесшие ему известность.
1858-1861 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором
в Рязани и Твери.
1862 - вышел в отставку, вступил в редакцию журнала
"Современник".
6.
1864 - вернулся на государственную службу.1868 - уволился и стал одним из редакторов, а после смерти
Некрасова - ответственным редактором "Отечественных
записок" (до закрытия журнала в 1884).
1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши"
и другие произведения.
1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и
другие произведения.
1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой
запечатлена, как и в большинстве других произведений,
дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин
создает также большинство своих сказок.
1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в
Петербурге.
7. САТИРА
(от лат. satura – смесь, мешанина)- вид
комического,
наиболее
беспощадно
осмеивающий человеческое несовершенство;
резкое
осуждение
посредством
осмеяния
человеческих пороков или несовершенства
общественной жизни. Сатира выражает резко
отрицательное
отношение
автора
к
изображаемому, предполагает злое высмеивание
обрисованного
характера
или
явления.
Обличительный характер сатиры играет важную
роль в развитии культуры. «Сатира – плеть,
ударом обожжет» (Гончаров)
8.
1869 – 1886 гг«Для детей изрядного
возраста»
Особенности:
Задача:
Фантастика,
реальность +
трагическое,
гротеск,
гипербола, эзопов
язык.
обличение пороков,
освещение злободневных
вопросов русской
действительности,
выражение народных
идеалов, передовых идей.
СКАЗКИ
9. Сказки «для детей изрядного возраста»
Из 32 сказок28 созданы
в течение
четырёх
лет: 18821886
10.
• «Повесть отом, как один
мужик двух
генералов
прокормил»
• «Дикий
помещик»
• «Премудрый
пискарь»
11. Объекты сатиры в сказках
• Правительственные кругии господствующее сословие;
• обывательски настроенная
(либеральная) интеллигенция;
• пассивность и покорность
русского народа
• Бездуховность
властьпридержащих
12. Используемые приёмы
• иносказание (аллегория) — инойсмысл, скрытый за внешней формой;
• ирония — осмеяние, где истинным
является не прямое высказывание,
а противоположное;
• сарказм — едкая и ядовитая ирония,
резко изобличающая явления, особо
опасные для человека и общества;
• гипербола — чрезмерное преувеличение;
• гротеск — предельно резкое
преувеличение, нарушение границ
правдоподобия
13. «ЭЗОПОВ ЯЗЫК»
ОСОБЫЙ ВИД ИНОСКАЗАНИЯ, ЯЗЫКНАМЕКОВ, МАСКИРУЮЩИЙ МЫСЛЬ И
ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЕЕ ПЕРЕДАТЬ В ПЕЧАТИ,
НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТ; СВОЕГО РОДА
ТАЙНОПИСЬ. ПРЕДМЕТ, О КОТОРОМ ИДЕТ
РЕЧЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ, НЕ НАЗВАН, НО
ОПИСАН И ЛЕГКО УГАДЫВАЕТСЯ ПО
АССОЦИАЦИИ ИЛИ ЧЕРЕЗ АЛЛЮЗИИ
(намек на событие или факт, который
считается общеизвестным)
14.
«Ни у кого из предшествующих Щедрину писателейкартины нашего быта не рисовались красками
более
мрачными.
Никто
не
карал
наших
общественных язв с большей беспощадностью».
(Чернышевский )
Это углубление и заострение критической
направленности
русского
реализма
–
характерная черта щедринской сатиры. Не
столько слезы слышатся сквозь смех, сколько
гнев, жгучая ненависть. В результате ни один
писатель не подвергался таким гонениям, как
Салтыков-Щедрин.
15. Роман «История одного города»
• "На днях получил Вашу«Историю одного
города»... прочёл её
немедленно... Под своей
резко сатирической,
иногда фантастической
формой… представляет
самое правдивое
воспроизведение одной
из коренных сторон
российской
физиономии..."
И.С.Тургенев
16. Образы градоначальников
• Баклан Иван Матвеевич –ростом трёх аршин и трёх
вершков (аршин – 0,71 м,
вершок – 4,4 см), происходит
по прямой линии от самой
высокой колокольни в
Москве (Ивана Великого). В
словаре В.Даля: Баклан –
болван, чурбан, чурка.
Смерть его фантастична:
переломлен во время бури.
• Прыщ Иван Пантелеич с
фаршированной головой.
• Никодим Осипович Иванов
"был столь малого роста, что
не мог вмещать пространных
законов. Умер от натуги,
усиливаясь постичь
сенатский указ".
17. Основные вопросы по главе
• Какие два подвига решил совершитьпоследний градоначальник Глупова?
• Что из этого вышло?
• Символом чего является река?
• Какое государственное устройство
создаёт Угрюм-Бурчеев? Почему?
• Каков финал главы? Что означает
«оно»?
18. Основные понятия Угрюм-Бурчеевского бреда
Основные понятия УгрюмБурчеевского бреда• извращенная идея равенства
оборачивается казарменной
уравниловкой,
• единодушие подменяется
единомыслием и поддерживается
системой тоталитарного
доносительства,
• оправдываются эти кошмары
“бедствиями минувшими и
предстоящими”.
19.
• Государственное устройствопредназначено для человека.
Государство же Угрюм-Бурчеева –
против человека.
• Природа, ставшая для Щедрина
олицетворением нормальной, живой
жизни, – вот главный и, к сожалению,
единственный до конца
последовательный противник
бесчеловечной, мертвенной идеи
государства.
20. 2 основных версии прочтения финала романа
• появление “оно” означаетпредсказание народной
революции;
• “оно” знаменует начало еще
более жестокой реакции.
21.
• История развивается поспирали…
• История повторяется…
• “История одного города”
Салтыкова-Щедрина – это
первый русский романантиутопия, романпредупреждение
последующим поколениям.