1.02M
Категория: ПравоПраво

Кодификация в мусульманском праве

1.

Подготовили Умрихина Елизавета и
Салахетдинова Неля, студентки 1МагМЭП4

2.

Маджалла и ее особенности
Право личного статуса в мусульманской правовой
системе
Режим вакфов
Гражданское и торговое право Египта
Гражданское и торговое право Ирана
Выводы

3.

Маджалла - это крупнейшая кодификация норм
мусульманского права, проведенная в 1869—1877 гг. и
распространившаяся на большинство арабских стран,
входивших в состав Османской империи, за исключением
Египта.
«Маджалла» состояла из 16 книг.
Книги делились на разделы, которые были разбиты на
статьи.
Всего же гражданский кодекс Османской империи включал в
себя 1851 статью.

4.

Маджалла закрепляет принцип о неизменности состояния.
Статья 5 гласит, что «каждой вещи естественно оставаться в
том состоянии, в котором она находится», а статья 6: «То, что
существовало издревле, должно уважаться».
Несправедливость не может быть устранена такой же
несправедливостью.
Статья 27: «Значительный вред может быть устранен при
помощи меньшего»; статья 31: «Вред должен быть устранен
по мере возможности».
Маджалла не принимает западный принцип свободы
контракта, а вместо этого устанавливает подробные
ограничения, для того чтобы защитить индивида в
пользовании правами, которые он приобретает контрактом.
Севдет-паша (1822–1895)

5.

1. Последняя книга была посвящена регулированию
гражданского процессуального законодательства.
2) «Маджалла» проигнорировала правовые вопросы, связанные
с регулированием семейной жизни, заключением и
расторжением брака, а также с механизмами наследования
имущества.
3) Авторы «Маджаллы» при подготовке закона акцентировали
особое внимание на таком источнике права, как традиции и
обычаи.
Так, статья 45 включала в себя норму, гласившую, что «традиции
и обычаи могут выступать инструментом несха».
Несх в исламской правовой традиции - это механизм отказа от одной правовой
нормы в двух главных источниках классического исламского права, которыми
считались Коран и Сунна, в пользу другой нормы, также взятой из данных
источников.

6.

Личный статус (ал-ахвал аш-шахсийа) является современным правовым термином в арабском языке.
1880 год - «положения шариата» (ал-мовад-дуль-шариа).
Личный статус является суммой все телесных или
семейных предписаний известного лица, который
отличает его от других и дает законные последствия в
рамках права в его социальной жизни, такие как
принадлежность к мужскому или женскому полу,
состояние в браке, статус вдовца или разведенного,
родителя или законного ребенка, обладание полной или
неполной дееспособностью по причине
несовершеннолетия, слабоумия или умопомешательства,
обладание абсолютной или ограниченной
дееспособностью.
Кассационный суд Египта, 21 июня 1934 года

7.

•Впервые, попытка кодификации правовых норм, относящихся к праву личного статуса, была
предпринята в Египте.
•1893 год - «Шариатские положения по личному статусу»
состоял из 646 статей, регулирующих брак, развод, дарение, лишение дееспособности,
завещание и наследование.
Проект закона так и не стал законом.
•1916-1917 - комиссия из ученых в области мусульманского права опубликовала проект кодекса
о браке и разводе.
•1920 и 1929 - были приняты два указа, не совпадающих с принятым ханафитским правом.
В них содержались постановления из других доктрин по некоторым вопросам
содержания, развода, отделения по причине банкротства.
1917 - Османский семейный закон – первый в истории
развития семейного права мусульманских стран акта
кодификации в рассматриваемой сфере общественных
отношений.

8.

Собственник могу посвятить свою собственность для бессрочного пользования
бенефициариями, по своему усмотрению передавать прибыль по наследству, определять
бенефициариев, а также регулировать все другие вопросы, касающиеся траста, рассматриваемые
и признаваемые в качестве правового акта.
Определение вакфа ханафитской школы - этим термином обозначается посвящение какого-либо
предмета какой-либо цели таким образом, что лицо, которому первоначально принадлежал этот
предмет, сохраняет на него права собственности, и лишь пользование этим предметом идет на
какие либо благотворительные дела, в виде как бы ссуды».
Определение вакфа, закрепленное в ст. 343 ГК Республики Афганистан: «Вакф представляет
собой изъятие имущества из собственнического владения и посвящение прибыли от него на
благотворительные цели».

9.

В Египте имеется 4 юрисдикции:
1) консульская в силу режима капитуляций, сохранившегося до настоящего
времени,
2) смешанных судов,
3) туземных судов,
4) религиозных судов.

10.

Смешанные суды
Регламент об организации судоустройства в
отношении смешанных процессов в Египте, 1876 год
Рассматривает все гражданско-правовые и торгово-правовые споры между
гражданами различных государств, а также между иностранными гражданами и
туземцами.
Источники:
изданные в 1875 г. четыре так называемых смешанных кодекса — гражданский,
торговый, кодекс морской торговли и процессуальный кодекс.
Туземные суды
Туземный гражданский кодекс и туземный торговый кодекс 1883 года.

11.

Носит смешанный характер:
• Вопросы личного статуса (брачно-семейные и наследственные
отношения) - мусульманское право
•Остальные институты – романо-германская правовая традиция
(в основном следуя французской модели)
Источники:
ГК Ирана
состоит из 3 книг и вводился в действие по частям: первая книга,
посвященная собственности и способам ее приобретения, была
принята в 1929 г. (955 статей), вторая, о лицах, - в 1934 г. (301 статья),
третья, о порядке доказывания, - в 1935 г. (79 статей).
Закон об аренде недвижимости 1960 г.
Закон о гражданской ответственности 1967 г.

12.

Торговый кодекс Ирана, 1932 г.
Закон о патентах и торговых марках 1931 г.,
Закон о регистрации компании 1931 г.
Закон об иностранных инвестициях 1955 г.
Закон о нефти и Горный закон, 1957 г.
в 1960 г. - Банковский закон, 1960 г.,
в 1974 г. - новый Закон о нефти (действует с
изменениями и поныне)

13.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на
историю развития государства и права целого ряда стран
Востока.
Сфера его действия как юридического и идеологического
фактора в наше время также остается весьма широкой,
есть основания говорить даже о тенденции увеличения
его влияния.
Следует также отметить его тесную связь с государством и
восприятие его не только как систему норм, но и как
универсальную политико-правовую доктрину.

14.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Гражданский кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976.
Гражданский кодекс Египта, 1948
Гражданский и торговый процессуальный кодекс Египта, 1968
Гражданский кодекс Исламской Республики Иран. Тегеран, 1994.
Минниахметов Р. А. Ханафитская школа в исламском праве // Правовое государство: теория и практика. 2014. №2. С.
74-80.
Минниахметов Р. А. К вопросу об основных источниках мусульманского права и их систематизации // Евразийский
гуманитарный форум. 2013. № 1.С. 20-27.
Минниахметов Р. А., Нуриев Б. Д. История мусульманского права. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 12.
Раянов Ф. М. Турция на пути к правовому государству // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2. С. 89.
Еремеев Д.Е. Становление республиканской Турции (1918—1939 годы). М., 2004.
История Востока: В 6 т. Т. 6: Восток в новейший период (1945—2000 гг.) М., 2008.
Кемаль М. Путь новой Турции. Т. IV. М.,1934.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.
Игнатенко А. А. Ислам на пороге ХХI века. М., 1989.
Игнатенко А. А. Халифы без халифата. М., 1988.

15.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Ионова А. И., Султангалиева А. К., Юсупов П. С. Современный ислам: человек и общество. М.: Знание, 1991.
Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб.: Изд. «Брокгауз-Ефрон», 1912.
Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие / Под ред. В. К. Пучинского и В. В.
Безбаха. М.: Изд-во УДН, 1989.
Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.
Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258).Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В. В.
Наумкина. М.: Наука, 1988.
Гуляев А. А. Миссионерское значение изучения женского вопроса в исламе и христианстве. Уфа: Электрическая
губернская типография, 1905.
Гурвич С. Б. Моисеево-раввинское законодательство. Вып 1. К истории развития еврейского бракоразводного права.
СПб., 1882.
Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. В.А.Туманова. М.: Прогресс, 1988. С. 425.
Мец А. Мусульманский ренессанс. – М.: ВиМ, 1996.
Наливкин В. Ислам и закон Моисея. – Самарканд, 1898.
Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1990.
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.
Садагдар М.И. Основы мусульманского права. – М.: Наука, 1968.
Сана Мохаммед. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе: Дис. … на соиск. науч. ст. канд.
юрид. наук / СПбЮИ МВД РФ. СПб., 1995.
Schacht J. Pre-Islam Background and Early Development: of Jurisprudence // Law in the Middle East. Washington, 1955.
Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford: Clarendon Press, 1950. 33. Shorter Encyclopaedia of Islam /
Ed on behalf of the Royal Netherlands acad.; by H. A. R. Gibb and J. H. Kramers. Ithaca (N. Y.): Cornel Univ. Press, 1965.
English     Русский Правила