53.61K
Категории: РелигияРелигия ПравоПраво

Мусульманское право

1.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
Гуркова Евгения Владимировна

2.

Мусульманское право
Представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и
интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и
поддерживались демократическим мусульманским правом. Ислам, как
отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию,
которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не
должен верить, а во-вторых, предписания верующих , указывающие на то, что
они должны делать и что не должны – шариат (пер. с араб. – «путь следования»).
Основные источники мусульманского права:
• Коран
• Сунна
• Иджма
• Кияс

3.

Коран- незыблемая основа мусульманского права. Это священная книга мусульман, в
которой собраны различные проповеди, обряды и юридические установления,
молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи,
произнесенные пророком Мухаммедом (c.a.c.) в Мекке и Медине. Коран является
первым и основным источником мусульманского права. Содержит 114 сур
(глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим
конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с
610 по 631 г. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых
положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права
системным юридическим документом- подобно конституции или кодексу. Однако
он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником
мусульманского права.

4.

Сунна - сборник адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого пророка
Мухаммеда (с.а.с.), воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот
период (VII - IX вв.) - становления и развития мусульманского права - богословов
и юристов. Содержание Сунны составляет признанные достоверными Хадисы,
каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях
пророка Мухаммеда (с.а.с.). Сунна есть своеобразный итог толкования Корана,
проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые
десятилетия после смерти пророка Мухаммеда (с.а.с.) богословами и юристами.
Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны
руководствоваться верующие. Сунна – это сборник адатов, то есть традиций,
касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом
посредников. Два крупных доктора ислама - Эль-Бокхари и Мослем - в IX веке
нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные
высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же
периода, создала солидную основу мусульманского права.

5.

Иджма - согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях
правоверных, получившее значение юридическо истины, извлеченной из Корана и
Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения
пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут
дать убедительного ответа на возникающие вопросы. Мухаммед считал, что
мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу
признания правомерности данного источника. Фактически от имени общины
выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное
решение. Иджма – имеет исключительно большое практическое значение. Только
будучи записанными в Иджму, нормы права независимо от их происхождения
подлежат применению.

6.

Кияс - источник мусульманского права - рассуждение в области права по аналогии. Суть
Кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной
или Иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками
права, случаях. В исламских странах решение по аналогии приобретает особые
смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля
земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и
неоспоримый характер. Кийас не является продолжением, частью первоначальной
нормы или казуса, а потому образует отдельный источник права.

7.

Суверен
Согласно теории мусульманского права государство лице суверена-монарха или
же в более позднее время - парламента не может творить право,
законодательствовать. Суверен - не господин, а слуга права. Он, следуя праву,
издает лишь административные акты и следует за правильным осуществлением
правосудия. Суверен, или властитель, в мусульманском мире всегда обладал
огромной властью. Издаваемые ими акты всегда имели огромное для жизни
страны значение - но они никогда не должны были противоречить и нарушать
традиции и требования ислама.

8.

Суд
Суд осуществляется в рамках требований и на основе общепризнанных канонов
ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Всевышнего. Практически
же - специально избранным лицом (кади), которому властитель поручил выполнение
судебных функций. Отношение общества к судейству всегда было неоднозначным. В
Книге о судьях, дошедший до нас с X в., говорится, например, с одной стороны о
том, что судейская должность - дело Божье, возвышает человека, сулит ему почет и
уважение; быть судьей - значит исполнять религиозный долг по отношению к
общине верующих. А с другой стороны, судейская должность вызывает у людей
смятение и страх. Исполнение ее воспринимается ими как подлинное «бедствие и
испытание».

9.

Обычаи и соглашения
Они не входили и входят в содержание мусульманского права, находясь как бы
рядом, вне этого права. Даже при таком положении дел все они, в первую
очередь широко распространенный обычай, вовсе не осуждаются и не
отвергаются правом. Огромная возможность использования соглашений и
обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что при
всей своей религиозной строгости и ортодоксальности составляет широкое поле
для самостоятельной деятельности субъектам правоотношений, для проявления
ими инициативы. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные
изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся
представлениям о праве не всегда считались обязательными.

10.

Юридический стратагем и фикция
Также с их помощью происходило приспособление мусульманского права к
изменяющимся условиям. Суть их заключается в том, чтобы, используя
сложившиеся в правоприменительной практике многих мусульманских стран
традиции, учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства
рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого приемами и
оговорками
действующие
нормы
мусульманского
права.
Например,
запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая законодательства,
путем замены ее на разрешаемый законом договор товарищества.

11.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила