3.75M
Категория: ИскусствоИскусство

Рудольф фон Лабан. Эмиль Жак-Далькроз

1.

Выполнила: Речкалова Злата, 8 класс
Рудольф фон Лабан
Эмиль Жак-Далькроз

2.

Рудольф фон Лабан
Хореограф, исследователь
и теоретик, который работал
в Германии
в начале 20-го века.
Родился: 15 декабря 1879
года (Австро-Венгрия)
Умер: 1 июля 1958 года в
возрасте78 лет
(Великобритания)

3.

Рудольф фон Лабан родился в семье аристократа:
его отец был генералом и принадлежал к венгерскому
дворянству, мать происходила из Англии.
Его настоящая фамилия – Варальяш.
В юности он путешествовал в Северную Америку
и на Ближний Восток вместе с отцом, который был
военным и часто менял место службы. Благодаря этим
поездкам Лабан изучил славянскую и восточную
культуру.
Его наблюдения различных культур и танцев
создали основу для его дальнейших работ.

4.

С 1900 по 1907 год
обучался в школе изящных
искусств в Париже. Находясь
там, Рудольф увлекся
дизайном, драмой
и танцем.
Он выступал со своей
труппой на Монмартре
в кабаре «Мулен Руж».

5.

С 1905 по 1910 год Лабан
изучал исторические танцы,
ритуалы и традиции, связанные
с движением.
Первые эксперименты Лабана
с записью танца также выпадают
на его период жизни в Париже.
Работал над архитектурой,
декорациями и костюмами для
театра. Выступал как танцовщик
в балетных труппах оперных
театров Лейпцига, Вены, Дрездена.

6.

В 1910 году он организовал
школу «свободного танца»
в Мюнхене и руководил ею,
а затем – танцевальными
школами в Цюрихе,
Нюрнберге, Мангейме,
Гамбурге и других городах.

7.

В 1920-е годы вокруг Лабана объединились не менее
смелые экспериментаторы и в 1923–1926 была основана первая
международная труппа
«Tanzbuehne Laban» –
«театр аутентичного жеста»
или «экспрессивного танца».
С 1919 по 1923 год
основал школы
в европейских центрах.
Каждая из них носила
название «Школа Лабана»
и каждой управлял опытный ученик хореографа.
Лабан

8.

В 1928 году Рудольф Лабан предложил
универсальный способ записи
танцевальных движений.
С помощью простых значков
фиксировалось направление движения
(форма значка), его амплитуда
(штриховка) и длительность (размер
значка). Значки выстраиваются
вертикально и читаются снизу вверх.
Эта система – лабанотация –
используется некоторыми хореографами
и сейчас.

9.

В конце 1928 года вышла книга
Лабана «Запись танца», после
чего его система была
официально признана на
Танцевальном конгрессе в
Эссене.

10.

11.

«Существенный прорыв в понимании пространства
движения произвел хореограф Рудольф Лабан. Применив
математический метод анализа для обоснования
универсальных закономерностей движения человеческого
тела, Лабан произвел настоящую революцию в теории
пространства.
Он показал, что пространство это не пустота, которую
надо заполнить, а некая материальная реальность, из
которой можно «лепить» и формировать образы
посредством различной архитектоники движений...»

12.

Основа системы Лабана - кинесфера – это
сферическое пространство вокруг тела человека, которое
охватывает тело в полном объеме со открытыми в стороны
конечностями.
Согласно технике Лабана,
кинесфера остается
в фиксированных
отношениях к корпусу
человека, поскольку
сферическое пространство
всегда «путешествует»
с корпусом.

13.

Чтобы понять смысл кинесферы, Лабан предлагает представить ее в виде
куба, который окружает корпус человека к фронту и назад, вправо и влево,
вверх и вниз. Эта модель дает возможность осознать стабильность
единственной, центральной точки в корпусе человека, от которой исходят все
движения, и через которую проходят все оси.
Данная модель дает возможность создать бесконечное число возможных
плоскостей и осей, которые проходят сквозь тело через центральную точку.

14.

Лабан писал: «человек двигается для того,
чтобы удовлетворить какую-либо потребность».
Для него эмоциональный ритм определяет
ритм движений.
Если ритм внутренний и внешний
не уравновешены, танец будет слишком
физическим, телесным, поскольку разные
ритмы имеют разные характеристики.

15.

Лабан определил связь усилия
с внутренней мотивацией.
Согласно ему –
сила связана с физическими
функциями,
время – с интуицией,
пространство – с умственными
функциями,
а течение – с эмоциями.

16.

Движение приобретает
выразительные качества, становится
осмысленным – становится жестом
– только в связи с другими
движениями, которые ему
предшествуют и за ним следуют.
Лабан нашел тесную
зависимость между элементами,
входящими в усилие,
и направлениями в пространстве.

17.

18.

Эмиль Жак-Далькроз
Швейцарский композитор, музыкант и
музыкальный педагог, который разработал
ритмику - особый подход к обучению и
переживанию музыки через движения.
Родился: 6 июля 1865 года (Вена)
Умер: 1 июля 1950 года в возрасте 84 лет
(Швейцария)

19.

В Вене, где родился Жак-Далькроз, постоянно звучала
музыка Иоганна Брамса, Антона Брукнера, Иоганна Штрауса.
Эмиль Жак с детства был окружён музыкой. Дед играл на скрипке,
дядя — пианист, в доме постоянно музицировали.
С шести лет Далькроз
начал брать частные
уроки музыки, в семь
лет сочинил марш,
а в двенадцать стал
учеником Консерватории
в Женеве, куда
в 1875 году переехала
семья.

20.

В годы юности Эмиль колебался, посвятить ли себя актерскому
или музыкальному искусству; ездил в зарубежные турне как
второй дирижер; брал частные уроки у венских и парижских
композиторов-знаменитостей; писал музыку; а с 1892 года стал
профессором по классу
гармонии и сольфеджио
Женевской консерватории.

21.

Камиль Сен-Санс
Как композитор Эмиль Жак-Далькроз
выделялся яркой способностью
к импровизационности и использовал
ее на концертах.
Исследуя его творчество, специалисты
усматривали в сочинениях Эмиля некую
связь с французской композиторской
школой в лице К.Сен-Санса и Ж. Массне
по богатству мелодизма, свежим ритмам,
метрическим экспериментам.
Жорж Массне

22.

Наблюдая за учениками, которые осваивали игру на музыкальном
инструменте, Далькроз убеждался, что хорошо играть им мешает
несформированное чувство музыки, ритма, неразвитая
эмоционально-телесная
отзывчивость на средства
музыкальной
выразительности.
Это сподвигло
преподавателя
на поиски специальной
музыкально-развивающей
системы.

23.

Тогда педагог стал создавать
пластические упражнения с
целью "телесного
переживания музыки", где
важнейшую роль играли
ощущения ритма.
Понимание ритма при том
универсализировалось,
утрачивая свою
изначальную узкоприкладную цель - только
как освоение ритма музыки.

24.

В ритме теперь усматривался
символ всеобъемлющего
упорядочивания, символ
преображения мира и человека.
Пластические ритмические
упражнения под музыку, по
свидетельству очевидцев,
становились синтезом разных
сфер - театра, педагогики,
"редким сочетанием
пантомимы, гимнастики,
музыки, балета и оперы".

25.

Первоначальное название
этой системы - faire les pas «делать шаги».
Многие, шутя, говорили
просто «pas Jaques» - шаги
Жака.
Впоследствии стали называть
«системой ритмической
гимнастики»,
а ещё позднее - «ритмикой»

26.

В лице обучавшихся он нашел в этом вопросе полную поддержку
и искренний интерес. Но, когда он обратился к коллегам и
руководству консерватории с просьбой о выделении учебных
часов и помещения на новую дисциплину, он получил не просто
отказ, но еще и агрессию, и насмешки.
Руководство учреждения было недовольно тем, что композитор
"компрометирует" консерваторию. Система Далькроза встретила
осуждение и полное неприятие. "Как мы всегда учились сами, как
учились наши учителя, так и будем продолжать учить музыке! заявляли ему. - Без ваших сатанинских выходок!"

27.

Тем не менее, идеи системы метода
ритмического воспитания успешно
распространялись, завоевывая новых
поклонников.
В 1909-1910 учебном году у Далькроза
насчитывалось уже порядка 360-ти учеников.
В 1910 году он переехал в Дрезден, близ
которого быстро был воздвигнут архитектурный
ансамбль Института ритма с просторным
центральным дворцом, пансионом, гостевыми
домиками.
Было продумано все, вплоть до
новейшей системы освещения, сценического
пространства, устройства душевых кабин,
учебных классов, внутренних двориков для
принятия солнечных и воздушных
оздоровительных процедур.

28.

Учебный процесс осуществлялся
по потокам:
для профессионалов (с последующей
выдачей диплома);
для музыкантов;
для актеров;
для всех желающих - как детей, так и
взрослых (так называемые
вольнослушатели).
В учебный план входили: ритмическая
гимнастика, сольфеджио, хор,
импровизация, владение дыханием,
анатомия, танец или пластика.

29.

Для презентации своих принципов в зал Института ритма
Жак-Далькроз приглашал публику.
Здесь впервые необычно была поставлена опера Глюка "Орфей"
в новаторском сценическом виде. Особое освещение придавало
телам во время их
ритмического движения
выразительность,
скульптурность.
В газетах и журналах
публиковались
восторженные отзывы.

30.

В Институте ритма ЖакаДалькроза в разное время
побывало множество
знаменитых людей, включая
знакомых нам
соотечественников –
Сергея Рахманинова,
Константина Сергеевича
Станиславского,
князя Сергея Волконского,
Анатолия Владимировича
Луначарского.

31.

« Теперь, увидев гимнастику Далькроза, я должен во всём
согласиться с князем Волконским, ибо действительно от
движения этих молодых тел веет какой-то новой весной,
каким-то глубоким и прекрасным возрождением
гармонической, человеческой красоты. Известно, что
Далькроз, не ограничиваясь специальным и, так сказать,
аристократическим преподаванием музыки и ритмики для
своих учениц и учеников, отдаёт много времени и посильному
ритмическому перевоспитанию пролетарской детворы. Честь
ему за это и слава!»
А. В. Луначарский
первый нарком, то есть министр, просвещения Советской России
English     Русский Правила