Похожие презентации:
Строение мира
1.
[email protected]2.
"...братия оставили грехи своии исследуют небесное"
(Древний Патерик, 10:26)
3.
Мои мысли - не ваши мысли, ниваши пути - пути Мои, говорит
Господь.
Но как небо выше земли, так пути
Мои выше путей ваших, и мысли
Мои выше мыслей ваших.
Ис.55:8,9
4.
• История сотворения видимогомира.
• Особенности создания человека.
• Образ Божий в человеке.
• Понятие о душе человека, о рае и о
древе жизни.
• Назначение человека.
5.
Свщм. АРСЕНИЙ МАЦИЕВИЧ (Мацеевич)1697-1772; прославлен в 2000 году.
1723 – иеромонах. 1734-1736. Участник (подготовки?) второй
Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Борец с раскольниками.
Знаток Сибири. 1741 – митрополит. Отказался присягать сначала
Анне Леопольдовне, затем императрице Елизавете.
(«излишнее ласкательство во унижение или отвержение
Крайнего Судии — Самого Христа»). Митрополит Ростовский
(1742-1763), член Синода. 1763 - в неделю Торжества Православия
прибавил анафему «обидчикам церквей и монастырей»
(реакция на секуляризацию церковных владений, проводимую
Екатериной II). Извергнут из сана и приговорен к смертной казни
(заменена на заключение в монастыре).
6.
«Взгляд автора (Арсения Мациевича) <…> нахарактер отношений к расколу отличался
строгостию, доходившею до жестокости. <…>
раскольников, как врагов церкви и государства,
надлежит мечем духовным и гражданским
истреблять и искоренять, дабы отнять всякую
возможность распространения и усиления раскола;
истребление раскольников должно совершаться с
большим прилежанием и настойчивостью, чем
жидов и других еретиков, живущих в пределах
России, <…> раскольники заслуживают не только
вечного, но и временнаго мучения и казнения».
— Синайский А. «Отношение церковной власти к расколу
старообрядства в первые годы синодального управления
при Петре Великом» (1721-1725г.). Санкт-Петербург:
Синодальная типография, 1895. С. 150
7.
Свщм. АРСЕНИЙ МАЦИЕВИЧ (Мацеевич)«Ежели рассудить в тонкость, то Библия у нас
и не особо нужна. Учёный, ежели знает погречески, греческую и будет читать; а ежели
по-латыни, то латинскую, с которой для себя и
для поучения народу российскую <…>, какая
ни есть Библия, будет исправлять. Для
простого же народа довольно в церковных
книгах от Библии имеется.»
8.
Священное Писание
Догматы, богослужебные тексты
Толкования свв.отцов; жития
Труды богословов
Учебники
Катехизисы
Проповеди
Статьи, лекции
Личные беседы
9.
https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-1/ЛЮБЫЕ ЯЗЫКИ
СВЯТООТЕЧЕСКИЕ,
БОГОСЛОВСКИЕ
10.
Человек познает мирПОСТИГНУТОЕ
ПОСТИЖИМОЕ (еще не
постигнутое)
НЕПОСТИЖИМОЕ
Явления поддаются
нашему управлению (хотя
бы частично)
Предполагается быть
постигнутым в будущем
Постигается только личным
вхождением
11.
Книга Бытия, Γένεσις = «зарождение»Гл. 1. Сотворение мира и человека (+
2:1-3)
Гл. 2. Детализация повествования о
сотворении мира и человека (стих 4 и
далее)
(Гл. 3. Грехопадение)
12.
БОГֹלהים
ִ ֱ = אЭЛОХИМ, «БОГИ»
Θεὸς
13.
В начале сотворил Богнебо и землю. (Быт.1:1)
אִׁי
ִ – בְּ אֵרБеРЕШИТ = «в начале»
– בָּ ֵָּראБАРА, «сотворил»
14.
В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт.1:1)• «Небо» – мир ангельский
(духовный)
• «Земля» – мир видимый
• «Небо и земля» = совокупность
всего, что сотворил Бог (тварный
мир)
15.
Земля же была безвидна и пуста, итьма над бездною, и Дух Божий
носился над водою (Быт.1:2).
= תֹהּו ָובֹהּוТОХУ ВаВОХУ =
«безвидна и пуста»
«Бездна» (תהֹום,
ְ техом) - хаос,
противящийся Богу.
16.
4. 1.…посмотри
на
небо
и
землю
и,
БОГ СОТВОРИЛ МИР ИЗ САМОГО
видя все, что на
них, познай, что
СЕБЯ
2.
БОГ
СОТВОРИЛ
МИР
ИЗ
СОВЕЧНОЙ
ВСЕ СОТВОРИЛ БОГ ИЗ НИЧЕГО и
БОГУ
БЕСКАЧЕСТВЕННОЙ
что так произошел и род
СУБСТАНЦИИ (ХАОСА)
человеческий.
3. НЕИЗВЕСТНО
(2Макк.7:28)
17.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил
Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И
был вечер, и было утро: день один.
(Быт.1:3-5)
( אֶ חָ דэхад) – один, первый, единственный,
единый
18.
Ибо пред очами Твоими тысяча лет, какдень вчерашний, когда он прошел, и [как]
стража в ночи. (Пс.89:5)
Одно то не должно быть сокрыто от вас,
возлюбленные, что у Господа один день, как
тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
(2Пет.3:8)
19.
И сказал Бог: да будет твердь посредиводы, и да отделяет она воду от воды. 7 И
создал Бог твердь, и отделил воду, которая
под твердью, от воды, которая над
твердью. И стало так. 8 И назвал Бог
твердь небом. И был вечер, и было утро:
день второй.
(Быт.1:6-8)
20.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, водно место, и да явится суша. И стало так. 10 И назвал
Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И
увидел Бог, что [это] хорошо. 11 И сказал Бог: да
произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево
плодовитое, приносящее по роду своему плод, в
котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела
земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,
приносящее плод, в котором семя его по роду его. И
увидел Бог, что [это] хорошо. 13 И был вечер, и было
утро: день третий.
(Быт.1:9-13)
21.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небеснойдля отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и
дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на
тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало
так. 16 И создал Бог два светила великие: светило
большее, для управления днем, и светило меньшее, для
управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на
тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и
управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И
увидел Бог, что [это] хорошо. 19 И был вечер, и было
утро: день четвертый.
(Быт.1:14-19)
22.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.(первый день Творения)
И сказал Бог: да произрастит земля зелень,
<…> И стало так. (третий день Творения)
И сказал Бог: да будут светила на тверди
небесной для отделения дня от ночи,
(четвертый день Творения)
23.
20 И сказал Бог: да произведет водапресмыкающихся, душу живую; и птицы да
полетят над землею, по тверди небесной. 21 И
сотворил Бог рыб больших и всякую душу
животных пресмыкающихся, которых произвела
вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду
ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. 22 И
благословил их Бог, говоря: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и
птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер,
и было утро: день пятый.
24.
плодитесь и размножайтесьОбязательной ли была СМЕРТЬ?
Или нет?
25.
«…когда человек через преступление[заповеди ] оставил позади свое
начало вместе с бытием, он больше
не мог постигнуть испытующим
взором то, что осталось позади»
Максим Исповедник. Вопросоответы к
Фалассию, вопрос LIX.
26.
…се, творю все новое…СОТВОРЕНИЕ МИРА
(Откр.21:5)
ВРЕМЯ
ГРЕХОПАДЕНИЕ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
ИИСУС ХРИСТОС
Крест и Воскресение
27.
ЗЕМЛЯ СБЕСКИСЛОРОДНОЙ
ФОТОСИНТЕЗ С
АТМОСФЕРОЙ
ВЫДЕЛЕНИЕМ
КИСЛОРОДА,
БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ (?)
«КИСЛОРОДНАЯ
КАТАСТРОФА»,
фиксация азота
анаэробами
«ТЕПЛОВАЯ СМЕРТЬ»
ВСЕЛЕННОЙ (?)
ЗАТУХАНИЕ
СОЛНЦА
ВРЕМЯ
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ЧЕЛОВЕК
ОРГАНИЗМЫ, ВЫХОД
РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
НА СУШУ
САМОЗАРОЖДЕНИЕ
ЖИЗНИ, ХИМИЧЕСКАЯ
ФИКСАЦИЯ УГЛЕРОДА
СВИДЕТЕЛЬСТВА
БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
28.
СВИДЕТЕЛИ ЭВОЛЮЦИИ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО(ПОДВАРИАНТ ЖЕСТКОГО КРЕАЦИОНИЗМА, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ИЗМЕНЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КОНСТАНТ)
2021 год от РХ
ТВОРЕНИЕ «НАЗАД» СЛЕДОВ БЫТИЯ,
КОТОРОГО НЕ БЫЛО.
Имитация миллиардов лет эволюции
7530 лет
ТВОРЕНИЕ «ВСЕЙ СИСТЕМЫ
СРАЗУ»
СОТВОРЕНИЕ
МИРА
29.
«ТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» - ДВИЖЕНИЕ ОТ ПЕРВИЧНОГО ХАОСА К «ТОЧКЕ ОМЕГА» (Бог во всем)СОТВОРЕНИЕ
МИРА
ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
СЫНА БОЖИЯ
отвергается как
бессмысленное
ГРЕХОПАДЕНИЕ,
ОБРЕТЕНИЕ
КОЖАНЫХ РИЗ
ЧЕЛОВЕК
ОТ
ОБЕЗБЬЯНОПОДОБНОГО
ПРЕДКА
ПОТОП
Тейяр де Шарден. «Феномен человека»,
«Божественная среда» и др.
30.
Первородный грех человечества — это состояние«первородного эгоизма», обусловленного эволюционным
наследием от животных предков. Все люди рождаются в
состоянии себялюбия, то есть, в неспособности любить
ближнего и выйти за пределы своего я. Соответственно, в
истории человечества не было периода изначального
совершенства и бессмертия. Общий же миф о потерянном
«золотом веке», фиксируемый в различных древних культурах,
говорит об универсальности общечеловеческого опыта потери
бессознательной невинности и перехода к травматичному
осознанию своего эго, добра и зла, страданий и собственной
смертности.
Артём Григорян (2021)
31.
«АЛЬТЕРИЗМ-1» - ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРАБОТАЛА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯСОТВОРЕНИЕ
МИРА
ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
СЫНА БОЖИЯ
ГРЕХОПАДЕНИЕ,
ОБРЕТЕНИЕ
КОЖАНЫХ РИЗ
СОТВОРЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
ПОТОП
32.
«АЛЬТЕРИЗМ-2» - ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРАБОТАЛА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОТОПАСОТВОРЕНИЕ
МИРА
ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
СЫНА БОЖИЯ
ГРЕХОПАДЕНИЕ,
ОБРЕТЕНИЕ
КОЖАНЫХ РИЗ
СОТВОРЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
ПОТОП
33.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую породу ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И
стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и
скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И
увидел Бог, что [это] хорошо. 26 И сказал Бог:
сотворим человека по образу Нашему по подобию
Нашему, и да владычествуют они над рыбами
морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и
над всею землею, и над всеми гадами,
пресмыкающимися по земле.
(Быт.1:24-26)
34.
…не тленным серебром или золотомискуплены вы от суетной жизни,
преданной вам от отцов, 19 но
драгоценною Кровию Христа, как
непорочного и чистого Агнца, 20
предназначенного еще прежде создания
мира, но явившегося в последние
времена…
(1Пет.1:18-20)
35.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божиюсотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над рыбами морскими и над птицами
небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по
земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую
семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод
древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; 30 а всем
зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому
пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю
зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что
Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день
шестой. (Быт.1:27-31)
36.
ЯХВЕיהוה, «Сущий»
«ГОСПОДЬ»
37.
И создал Господь Бог человека из праха земного, ивдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек
душею живою.
(Быт.2:7)
«(праха) земного» - הָָאֲ ָד ָמה- АДАМА
«человек» - – הָָאָ ָדםАДАМ
И нарек Адам имя жене своей: Ева ( )חַ ּוָה, ибо она
стала матерью всех живущих (חָ י-)כָל. Быт.3:20),
38.
РАЗДЕЛЕНИЯ БЫТИЯ ПО МАКСИМУ ИСПОВЕДНИКУ1. разделение между тварным и нетварным,
2. разделение тварного бытия на чувственное и
сверхчувственное,
3. разделение чувственной природы на небо и
землю,
4. разделение земли на рай и остальные области,
5. разделение человека на мужской и женский
пол
«О различных недоумениях»
39.
ДЛЯ ЧЕГО СОТВОРЕН ЧЕЛОВЕК?Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все
вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного;
нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во
Христе Иисусе. (Гал.3:26-28)
АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ: «Бог стал
Человеком, чтобы человек стал богом».
40.
1.Предсуществование душ (ФилонАлександрийский, Ориген, гностики)
2.Сотворение каждой души (Иларий,
Иероним, Максим Исповедник)
3.Рождение человеческой души подобно телу
(Григорий Нисский, Анастасий Синаит)
4.Неизвестно как (Григорий Богослов).
41.
И насадил Господь Бог рай в Едеме навостоке, и поместил там человека,
которого создал.
(Быт.2:8)
1. Рай (сад)
2. Эдем (в котором рай, ַן־בעֵ ֶדן
ְ )ג
3. Земля (на которой Эдем и рай)
42.
И произрастил Господь Бог из земливсякое дерево, приятное на вид и
хорошее для пищи, и дерево жизни
посреди рая, и дерево познания добра и
зла.
(Быт.2:9)
43.
ИОАНН ДАМАСКИН: «Некоторые представлялисебе рай чувственным (Феофил Антиохийский. –
А.М.), другие – духовным (Григорий Богослов.А.М.). Но мне кажется, что как человек создан был
чувственным и вместе духовным, так и
священнейший его удел был и чувственным и
духовным. Телом человек водворялся в
божественной и прекрасной стране, а душой жил в
несравненно высшем и прекраснейшем месте и
имел своим домом и светлой ризой Бога»
44.
И заповедал Господь Бог человеку,говоря: от всякого дерева в саду ты
будешь есть, 17 а от дерева
познания добра и зла не ешь от
него, ибо в день, в который ты
вкусишь от него, смертью умрешь.
(Быт.2:16,17)
45.
ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА
1. ОБЫЧНОЕ ДЕРЕВО (ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ)
2. КАК АЛЛЕГОРИЯ СОЗЕРЦАНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ТАИН (ГРИГОРИЙ
БОГОСЛОВ)
3. СПОСОБНОСТЬ К САМОПОПОЗНАНИЮ (НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ:
««человеку не следовало прежде известной степени
совершенствования знать свою природу»; ИОАНН ДАМАСКИН:
««древо познания добра и зла есть... познание собственной
природы. Это познание, из себя самого раскрывая величие Творца,
прекрасно для совершенных... Но не хорошо оно для тех, которые
еще неопытны и подвержены сладострастным влечениям»
4. НЕИЗВЕСТНО ЧТО (АНАСТАСИЙ СИНАИТ: «истинная природа двух
райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является
необходимым для Церкви»)
46.
ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯ (ОБА)МАКСИМ ИСПОВЕДНИК: «Древо жизни, как мудрость, обладает
величайшим отличием от древа познания добра и зла, которое
не есть мудрость... Мудрости свойственны ум и разум, а
состоянию, противоположному мудрости, свойственны
неразумие и чувство... поскольку человек был приведен в бытие
состоящим из умной души и чувственного тела... будет древо
жизни... умом души, в котором и находится мудрость.
Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет]
чувством тела, в котором... происходит движение неразумия. И
человек, принявший Божественную заповедь - не прикасаться к
этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее»
Вопросоответы к Фалассию. 43
47.
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: (Бог) «Дает <…> закон дляупражнения свободы. Законом же была заповедь:
какими растениями ему пользоваться и какого
растения не касаться. А последним было древо
познания <…> оно было хорошо для употребляющих
благовременно (потому что древо это, по моему
умозрению, было созерцание, к которому безопасно
могут приступать только опыт приобретшие), но не
хорошо для простых еще и для неумеренных в своем
желании; подобно как и совершенная пища не полезна
для слабых и требующих молока»
Слово 38
48.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; ипотом разделялась на четыре реки. 11 Имя
одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила,
ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее;
там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки
Гихон: она обтекает всю землю Куш. 14 Имя
третьей реки Хиддекель (=Тигр): она протекает
пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
(Быт.2:10-14)
49.
И взял Господь Бог человека, ипоселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и
хранить его. (Быт.2:15)
«Человеку дано <…> некое послушание от Бога, послушание
продолжать дело Божие на земле» (архим.Киприан (Керн),
«Восхождение к Фаворскому свету»)
50.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человекуодному; сотворим ему помощника,
соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных
полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку,
чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как
наречет человек всякую душу живую, так и было имя
ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам
небесным и всем зверям полевым; но для человека не
нашлось помощника, подобного ему.
(Быт.2:18-20)
51.
Образ Божий в человеке
(наиболее распространенное
понимание)
разум,
речь,
свобода воли,
бессмертная душа.
52.
«Апофатическая антропология»ЕПИФАНИЙ Кипрский: «Мы не отрицаем,
что все люди сотворены по образу Божию;
а как это по образу, мы того не исследуем.
<…> человеку принадлежит создание по
образу, но как, это знает только сам Бог»
53.
Григорий НИССКИЙ: «Бог по природе Своей естьвсе то объемлемое мыслию Благо, какое только
есть вообще... <…> Потому Слово гласом Своим
совокупно обозначило все это, говоря, что
человек создан по образу Божию. Это ведь все
равно что сказать, что человек сотворен по
природе причастником всякого блага. Если Бог полнота благ, а тот - Его образ, то образ в том и
имеет подобие Первообразу, чтобы быть
исполненным всякого блага»
54.
Георгий ФЛОРОВСКИЙ: «образ Божий в человекеонтологически неопределим - иначе и быть не может, по
непостижимости естества Отображенного...»
«Нельзя свести богообразность человека к одной
определенной черте»
Василий ЗЕНЬКОВСКИЙ: «за вычетом нескольких
общепризнанных толкований, святоотеческое учение об
образе Божием до такой степени разноречиво, что
приходится удивляться, что по такому существенному
пункту в церковном сознании не достигнуто единомыслие»
55.
Владимир ЛОССКИЙ (комментарий на антропологиюсв.Григория Нисского): «Образ Божий в человеке,
поскольку он - образ совершенный, постольку он, по
святому Григорию Нисскому, и образ непознаваемый,
ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен
также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и
и не можем определить, в чем состоит в человеке образ
Божий. Мы не можем постигнуть этого иначе, как
только прибегая к идее сопричастности бесконечной
благости Божией»
56.
Владимир ЛОССКИЙ: «человек, как и Бог,существо личное, а не слепая природа. В
этом характер Божественного образа в
нем» <…> «то, что соответствует в нас
образу Божию, не есть часть нашей
природы, а наша личность, которая
заключает в себе природу»
57.
Владимир ЛОССКИЙ: «Как образ Божий, человек существо личностное, стоящее перед Богом. Богобращается к нему как к личности, и человек ему
отвечает» <…> «можно сказать, что сообразность
есть отмечающая природу Божественная печать,
которая создает личное отношение к Богу,
отношение для каждого человеческого существа
«уникальное»».
(Из: «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»)
58.
Будьте совершенны, каксовершен Отец ваш небесный
(Мф.5:48)
59.
И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку
одному; сотворим ему
помощника,
соответственного ему.
(Быт.2:18)
60.
a/r_z]e, h/r_z]e61.
• …и Ты будь помощником против врагов его. (Втор.33:7)• Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам
принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках;
(Втор.33:26)
• Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ,
хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий
тебя, и меч славы твоей? (Втор.33:29)
• Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит
тебя имя Бога Иаковлева. 3 Да пошлет тебе помощь
из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя. (Пс.19:2,3)
62.
• Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защитанаша; (Пс.32:20)
• Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.
(Пс.69:6)
• Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: "Я
оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.
Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал
его…» (Пс.88:20,21)
• [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
(Пс.113:17)
• <…>
• Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя.
(Ос.13:9)
63.
21 И навел Господь Бог на человека крепкийсон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и
закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у
человека, жену, и привел ее к человеку.
(Быт.2:21,22)
e/l[u – ребро, сторона, бок, боковая комната (ярус), доска,
бревно, половинка двери; πλευρά - ребро, бок, сторона,
фланг, окраина, край.
64.
23 И сказал человек: вот, это кость откостей моих и плоть от плоти моей; она
будет называться женою, ибо взята от
мужа. 24 Потому оставит человек отца
своего и мать свою и прилепится к жене
своей; и будут одна плоть. 25 И были оба
наги, Адам и жена его, и не стыдились.
(Быт.2:23-25)
65.
Муж и жена как некое «одно»:ИШ и ИШША
Vvyia и h+Vvfia
66.
Св.ФИЛАРЕТ (Дроздов), «Учение о семейнойжизни»: «<…> рассматривание животных,
сотворенных по четам, привело человека к
мысли о чете человеческой. Было ли особенное
намерение Божие ввести его в сию мысль или он
вошел в нее, только следуя образам чувственного
мира, сего вопроса Моисей не разрешает. По
крайней мере, Бог оправдывается в сотворении
опасной помощницы тем, что человек сам
измыслил ее».
67.
ЕФРЕМ СИРИН: «Под именем помощника разумеетсяЕва. Хотя помощниками человеку стали звери и скоты,
но пригоднее для него был бы помощник из его же
рода. И Ева, кроме попечения о делах домашних,
кроме заботы об овцах, волах и стадах других
животных, могла, по возможности, быть помощницей
мужу в постройках, вязаниях и других художествах.
Хотя животные находились в рабстве у человека, но в
этом не могли оказывать ему помощи. Потому Бог
сотворил ему такую помощницу, которая бы вместе с
ним имела о всем попечение и во многом помогала
ему.»
68.
Бл. АВГУСТИН: «А если жена сотворенане для рождения детей, то для чего?
<…>
я не нахожу, для какой помощи мужу
была сотворена жена, если не иметь
при этом в виду деторождения».
О книге Бытия буквально, 9
69.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякоюпокорностью;
12 а учить жене (я) не позволяю, ни
властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена,
прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если
пребудет в вере и любви и в святости с
целомудрием.
(1Тим.2:11-15)
70.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БРАК КАК ОТКАЗ ОТ БОГААФРААТ (ИАКОВ) МУДРЫЙ (первая половина IV века, Персия): «<…>
человек в своем изначальном состоянии любил и почитал Бога, своего
Отца, и Святого Духа, свою Матерь. Он не знал никакой другой любви.
Для того чтобы взять жену, человек покидает своих Мать и Отца <…>. И
этим ум его обращен к миру. Его душа и разум отпадают от Бога и
влекутся в этот мир, которым он восхищается и которым утешается, как
женою юности своей (Притч. 5:18). Любовь к жене отлична от любви к
отцу и матери. Писание добавляет: и будут одна плоть. Это правда,
что некоторые люди становятся одной плотью и душою с их женами, и
их умы и мысли отдаляются от отцов и матерей. Так что тот, кто никогда
не вступает в брак и остается один, имеет один дух и ум со своим
Отцом.»
71.
<…> утешайся женоююности твоей, <…> любовью
ее услаждайся постоянно.
(Прит.5:18,19)
72.
Гангрский собор, сер.4-го века (340 или чуть позднее)Пр. 1. Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с
мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную,
яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою.
Пр. 9. Аще кто девствует, или воздерживается, удаляяся от брака,
яко гнушающийся им, а не ради самые доброты и святыни
девства: да будет под клятвою.
Пр. 10. Аще кто из девствующих ради Господа будет
превозноситися над бракосочетавшимися: да будет под клятвою.
73.
ТЕРТУЛЛИАН: «…они двое в единой плоти: гдеодна плоть, там и дух один. <…> Они равны в
Церкви Божией и на трапезе Божией, равно
делят гонения и отдых, ничего друг от друга
не скрывают, друг другом не тяготятся...
Господь радуется, видя их единодушие,
посылает мир в их дом и пребывает с ними
вместе»
К жене. 2, 9
74.
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: «Смотри, что доставилолюдям благоразумное супружество. <…> Кто в
благоухающем храме собрал песнословящий
лик? Кто как не супружество? Кто кроме него
совокупил между собою самое отдаленное?..
Составляя одну плоть, супруги имеют и одну
душу, и взаимной любовью одинаково
возбуждают друг в друге усердие к
благочестию. Супружество не удаляет от Бога, а
напротив - более привязывает к Нему»
75.
БРАК КАК СИМВОЛВОССТАНОВЛЕНИЯ
ЕДИНСТВА БЫТИЯ
76.
БРАК как ВОССТАНОВЛЕННОЕ ЕДИНСТВОЯ восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь,
что Я Господь, для того, чтобы ты помнила и
стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе
и рта открыть от стыда, когда Я прощу
тебе все, что ты делала, говорит Господь
Бог. (Иез.16:62,63)
77.
ЗАПОВЕДИ ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ
Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и
обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и
над птицами небесными, и над всяким животным,
пресмыкающимся по земле (Быт.1:28)
Питайтесь растениями (травой и плодами деревьев) (Быт.1:29)
Возделывайте и храните сад Едемский (Быт.2:15)
Не вкушайте плодов от дерева познания добра и зла (Быт.2:17)
Учитесь управлять миром (… Господь Бог образовал из земли
всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к
человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как
наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
(Быт.2:19)