Лекция 3. Творение человека
Образ Божий в человеке
145.46K
Категория: РелигияРелигия

Творение человека

1. Лекция 3. Творение человека

2.

Шестой день – творение человека
Быт. 1, 26-31
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и
да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и
Множественное "Мы" понимается по-разному. Некоторые комментаторы полагают, что
над
скотом, и над
всею
землею, издесь
над всеми
гадами,
по
множественное
число
подчеркивает
величие
(ср.пресмыкающимися
употребление
"Мы" вместо
Марий Викторин:
«человек
сотворен не как
образБога
Божий,
но
по образу Божиему.
Ибо
земле.
"я"
в указах
российских
императоров
или "вы
"ты"по
при
вежливом
обращении
только
Иисус
есть образ
Божий, человек
жевместо
сотворен
образу,
то есть
он есть к
27.
Свт.
ИГригорий
сотворил
Бог
человека
«Появился
повнимание
образу
свет,
и простым
Своему,
по
было
образу
повеление,
Божию
ибо
сотворил
сказал
Бог:
его;
да
собеседнику).
Другие
обращают
наЗначит,
то, что
Ветхий
упоминает
о "сынах
образ
образа. Нисский:
Бог
сказал:
по образу
Нашему.
Отец
иЗавет
Сын
суть
единый
образ».
Свт.
Григорий
Нисский:
«человек
создан
одушевленного,
это
будет
свет
(Быт
1:3).
Появилось
небо,
ибыл
онопоследним,
было
без совещания...
Так было
Божиих",
"предстают
пред
(Иовсотворено
1:6;после
2:1) и всего
"восклицают
от радости"
мужчину
икоторые
женщину
сотворил
их.Господом"
означает
не
что
иное,
как
то,
что
Законодатель
философствует
о душе
нашей,
до при
творения
человека;
о(Иов
человеке
же
был
совет.
Не сказал
Бог,
как
окакой
других
вещах:
«да
сотворении
мира
38:7),
ачеловека
также
о "воинстве
небесном"
-по
духах,
с которыми
Ориген:
«Говоря,
что
сотворил
Бог
по
образу
Своему,
но
умалчивая
о
28.
И
благословил
их
Бог,
и
сказал
им
Бог:
плодитесь
и
размножайтесь,
иподобии,
Свт.
Григорий
Нисский:
«Бог
творит
человеческую
жизнь
не
другой
Блж.
Августин:
«человек
был
сотворен
по
образу
Троицы,
сказано:
по
образу
Нашему.
Прп.
Ефрем
Сирин:
«Словами:
мужчину
и
женщину
сотворил
их,
Моисей
дает
знать,
следуя
по необходимости
некой
последовательности
в порядке
и усматривая
будет
человек».
Смотри,
какая
тебе
оказана
честь!
Происхождение
твое
не в Си
совещается
Господь
(3
Цар.
22:19-22).
Поэтому
множественное
"Мы"
может
и -здесь
Моисей
хочет
сказать
не
что
иное,
как
то,
что
достоинство
образа
Божиего
человек
причине,
как
только
потому,
что
Он
благ.
А
будучи
таковым
и
из-за
этого
наполняйте
землю,
и
обладайте
ею,
и
владычествуйте
над
рыбами
морскими
другой
мы
не должны
считать,
чтообразом
вестественным
Троице
три Бога,
ибо
Троица
есть
что
Евастороны,
была
уже
в Адаме,
в том
ребре,
которое
былопривести
взято
от
Хотя
Ева
завершающем
совершенное...
Посему
природа
образом,
как
бы
пов
повелении,
нопри
размышляет
Бог,
как
наилучшим
вАдама.
бытие
достойное
пониматься
как
относящееся
к
Богу
и
сонму
окружающих
Его
небесных
существ
воспринял
сотворении,
но
совершенство
подобия
Божиего
обретет
только
стремясь
к
созданию
человеческой
природы,
Он
показал
силу
Своей
благости
не
над
птицами
небесными,
и
над
всяким
животным,
пресмыкающимся
по
земле.
единый
Бог:
И
сотворил
Бог
человека
по
образу
Бога,
то
есть
по
образу
Своему».
Блж.
«Об
этих
словах
с полным
правом
можно
спросить:
каким
образом
была
вАгустин:
нем
не же
по
ноотличительные
по телу,
однако
же
не
по
телу
только,
но
иосхождение
попонимается
душе
и поот
Августин:
«Если
мы
спросим,
для
чего
должна
была
явиться
эта
помощница,
то
какой
степеням

имею
вуму,
виду
свойства
жизни),
совершает
Прп.
Иоанн
Дамаскин:
«Таким
образом,
Бог
изиусилиями
видимой
невидимой
природы
Своими
чести
создание».
(иудейская
традиция).
В
христианской
традиции
"Мы"
в иБыт
1:26отказав
нередко
конце.
Иначе
говоря,
он
сам,
собственными
в
подражании
Богу
должен
наполовину
(дав
что-нибудь
из
присущего
Ему,
но
завистливо
в
причастии
29.
И
сказал
Бог:
вот,
Я
дал
вам
траву,
сеющую
семя,
какая
есть
всей
надлежит
понимать
соединение
мужчины
ибытие
до
это
еще
другой
вероятный
ответ
может
нам
представляться,
как
негрехопадения
тот,
что
[онаина
явилась]
духу;
потому
что
Бог
ничего
невсякую
присовокупил
кженщины
взятому
от
Адама
ребру,
кроме
низшего
к несказанную?
совершенному».
руками
творит
человека
по
Своему
образу
и подобию.
Из
земли
Он образовал
тело
Свт.
Григорий
Нисский:
«Приведший
все
в
и
собственною
волею
как
указание
на
Святую
Троицу.
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Видишь
власть
Видишь
начальство
великое?
стяжать
себе
это
совершенство».
Себе).
Напротив,
совершенный
вид
благости
состоит
в том,
чтобы
привести
Блж.
Августин:
«хотя
данное
супругам
благословение
брака
-семя;
плодиться
и сие
ради
рождения
детей,
подобно
тому,
например,
как
земля
служит
помощницей
семени,
благословение:
плодитесь
икрасоты
размножайтесь!
Как
это
надо
разуметь
- телесно
или
иплод
внешнего
образа».
земле,
и
всякое
дерево,
у
которого
древесный,
сеющий

вам
человека,
душу
же
разумную
и
мыслящую
дал
ему
Своим
вдуновением.
Это
мы
и
сформировавший
всего
человека
по
Своему
образу...
предвидел
провидческою
силою,
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Это
был
человек:
великое
и
дивное
существо,
которое
из
Видишь,
что
все
твари
подчинены
человеку?
Не
думай
же
низко
об
этом
разумном
человека
из
небытия
в
бытие
и
сделать
его
не
скудеющим
в
благах.
А
поскольку
размножаться,
и
наполнять
землю

остается
и
в
преступивших,
оно
было
дано
еще
чтобы
отМы
обоих
их вместе
рождался
кустарник?
Об
этом сказано
прина
первоначальном
духовно?
можем
понять
это
как
духовную
плодовитость
иисчитать,
что после
будет
в
пищу;
называем
образом
Божиим,
ибо
выражение:
по
образу,
указывает
способность
что
по
своему
произволению
человеческая
природа
не
пойдет
прямой
дорогой
к
творений
всегоживотном,
Бога...
иего
совет,
иблагословил
размышление,
ии
нодля
помысли
оДля
величии
чести».
велик
подробный
перечень
благ,
то
егорождение
нелегко
объять
Потому
доФотикийский:
преступления,
дабы
явить,
что
детей
-числом.
кИславе
брака,
аихСлово
не
Диадох
сотворении
вещей
вдрагоценнее
словах:
«Все
мы,
мужчину
люди,
созданы
и женщину
потого
сотворил
образу
Божию.
их.
Быть
же
по
подобию
Бог,
грехопадения
она
обратилась
в
плодовитость
телесную.
Ибо
сначала
соединение
ума
и
самовластности;
тогда
как
выражение:
по
подобию,
означает
уподобление
30.
а
всем
зверям
земным,
и
всем
птицам
небесным,
и
всякому
прекрасному
и поэтому
отпадет
от ангельской
жизни.
Тогда,
чтобы
множество
душ
совещание:
не
потому,
что
Богтолько
нуждается
совете
-по
да
нечеловек
будет!
-создан
но
чтобы
самим
гласомим
Своим
совокупно
все
это,
говоря,
что
поею
образу
сказал
Бог:
плодитесь
иобозначило
размножайтесь,
ивкоторые
наполняйте
землю,
илюбви
обладайте
(Быт
в наказание
за
грех».
Божию
есть
принадлежность
тех,
великой
свободу
свою
мужчины
и
женщины
было
чистым
и
сообразным
тому,
чтобы
ему
править,
а
ей
Богу
в добродетели,
насколько
этонам
возможно
для Я
человека».
человеческих
непосократилось
при
утрате
того
способа,
которым
ангелы
пресмыкающемуся
земле,
вчто
котором
душа
живая,
дал
всю
зелень
травную
речи
явить
оказанную
в
творении
честь».
Божию.
Это
ведь
все
равно,
сказать,
что
человек
сотворен
по
природе
1:27-28).
хотя
иобразом
делается
замечание,
что
они
вступили
в
соитие
и
начали
рождать
уже
поработили
Богу».
покорствовать».
до
множества,
Он
устраивает
в природе
способ
размножения,
вразмножаются
пищу.
И
стало
так.
после изгнания из рая, я все-таки
не вижу основания,
которое
бы могло
удерживать
нас от
причастником
всякого
блага».такой
какой
соответствует
соскользнувшим
в
грех,
вместо
ангельского
благорождения
Свт.
Григорий
Нисский
: «Одно
«К
одному
только
устроению
человека
Творец
вселенной
мысли,
что
еще
раю
них
был
арак
честен
и имеем
ложе
непорочно
(ЕврИ13:4).
Если
быдругое
они
жили
31.
И
увидел
БогвВеликий:
все,учто
Он
создал,
и мы
вот,
хорошо
весьма.
был
вечер,
и было
Свт.
Василий
(образ)
в результате
творения,
насадив
в человечестве
животный
и неразумный
способ их,
взаимного
преемства».
верно
и праведно
и послушно
и свято
Богу, от
семени
по изволению
Божиему,
приступает
как бы
с осмотрительностью,
чтобы
вещество
предуготовить
дляБогу.
его
утро:
день
шестой.
(подобие)
приобретаем
по своей
воле.служили
Он сотворил
нас
способными
уподобляться
могло бы
потомство
без всякого
страстного
волнения
похоти
и без
всякой
состава,
и рождаться
образ
его уподобить
первозданной
некой
красоте,
инам
предназначить
цель,
Одарив
нас
способностью
уподобляться
Богу,
Он
предоставил
самим
быть
трутрудности
ион
болезни
чадорождения».
для
которой
будет
существовать».
жениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за этот труд вознаграждение».

3. Образ Божий в человеке


Стремление к поиску истины;
Ощущение своей бессмертности;
Способность к творчеству;
Наличие разума (не столько логического, сколько духовного);
Словесность;
Свобода воли;
Власть над тварью;
Наличие нравственности, совести (стремление к святости,
чувство стыда, долга, ответственности, воздаяния и т.д.);
• В своей природе (трехсоставности);
• В своем образе бытия (личностность, множественность
ипостасей при одной природе);
• В теле человека;

4.

Седьмой день – день покоя
Быт. 2, 1-3
1. Так совершены небо и земля и все воинство их.
2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в
день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел
Своих, которые Бог творил и созидал.
Прп. Ефрем Сирин: «Бог благословил и освятил седьмой день не потому, что имел
нужду в упокоении (ибо Он не утруждается), и не для того только, чтобы народу
еврейскому дать его для упокоения от трудов (ибо по освобождении от рабства не
разбирал он дней). Бог дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ
своих, имели отдохновение; и, кроме того, временною субботою, данною народу
преходящему,
хотел Он
представить
образговорит:
субботыБог...
истинной,
в мире
Свт. Иоанн Златоуст:
«Когда
Писание здесь
почил вкакая
день будет
седьмой
от
всех дел Своих, оно этим научаетнескончаемом».
нас, что Он перестал в седьмой день творить и
производить из небытия в бытие; а когда Христос говорит: Отец мой доныне
делает, и Я делаю (Ин 5:17), Он этим указывает нам на непрерывный Его промысл, а
деланием называет сохранение возникшего, дарование ему дления в бытии и
управление им во все время. Разве могла бы существовать вселенная, если бы это
было не так, если бы верховная рука не управляла и не распоряжалась всем
видимым и человеческим родом?»

5.

Творение человека по 2 главе кн. Бытия
Быт. 2 гл.
7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его
дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Свт.Августин:
Василий Великий:
«Ибо
Он вдунул
в лицо его
то есть
вложил
в человека
Блж.
«почему Бог
сотворил
человека
из праха?.
Разве
не было
у Него нечто
лучшей,
Свт.
Григорий
Нисский:
«В сотворил
слове этом
я нахожу
дваподобным
утверждения:
что
есть
от
собственной
Своей
чтобы
человек
познавал
подобное...».
небесной
материи,
чтоблагодати,
Он
хрупкое
смертное
существо
из человек
земной
грязи?
ничто
и что великпрежде
человек.
Еслипусть
рассмотреть
одну природу,
то он
ничто
и ничего
Неразумеющим
всего
будет сказано
в ответ,
что
земля
и водане
в
Свт.
Григорий
Богослов:
«Душа
есть
дыхание
Бога,
и,
будучи
небесной,
она
достоин;
если множество
же взглянутьзначений,
на честь, что
емуиоказана,
человек
Писании
имеют
а прах
есть смесь
водывелик».
и земли».
претерпевает смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же
божественный и неугасимый».
Свт. Филарет Московский: «Мысль о происхождении из персти должна быть для
человека
неисчерпаемым
источником
смирения
земле
ичасть
на небесах».
Свт.
Иоанн
Златоуст:
вдунул,
говорит Моисей,
в на
лице
его дыхание
жизни.Господь
То есть
Блж.
Августин:
«не «И
следует
заключать,
будто некоторая
Божественной
творит
человека
подобно
горшечнику

из
того
материала,
который
у
всех
под
ногами.
вдуновение
сообщило созданному
из землитогда
жизненную
силу, ичто
так«природа
образовалось
природы
превратилась
в душу человека;»
получается,
Бога
Усущество
пророка
Иеремии
мы
читаем:
«говорит
Господь.
Вот,
что
глина

в
руке
горшечника,
души. Потому
Моисей
и прибавил:
и стал человек
душею
Приняв
заблуждается,
страждет,
сквернится
пороками
и грешит..
душаживою.
сотворена
то вы
–является
в Моей руке»
(Иер.
18,или
6). Божественной
вдуновение,Богом
дыхание
жизни,
созданный
из
праха
стал
душею
живою. Чтоприроды».
значит:
всемогущим
и потому
не
частью
Бога
душею живою? Душою действующей, для которой члены тела - как орудия ее
послушные
еев уберечь
воле». творческий
В. Н. Лосский:
«Нетварная
благодать
включена
самый
акт, Само
и душа
Создавая
человека
из прахадействий,
земного,
Господь
желает
его от гордыни.
имя
получает
жизнь и –благодать
ибо благодать
это дыхание
Божие,
первого человека
«Адам» – водновременно,
переводе на русский
означает:—
«красная
глина».
Имя
"Божественная
животворящее
Духа
Святого».
Адама
должно былоструя",
постоянно
напоминать присутствие
ему об истинном
его
месте, о его
Свт. Григорий Богослов: «Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными
происхождении
и предназначении.
Прот. Г. Флоровский:
«Изведенный
из небытия
человек
в самом
руками
составило мой
образ и уделило
ему жизни,
потому
чтотворении
послало помазуется
в него дух,
Духом, –" дыхание жизни",
которое
вдунулневидимого
Бог в Адама,
было не душа, но Дух святый и
который
есть струя
Божества».
животворящий».

6.

Вопрос этапности в творении человека
Идея поэтапного творения человека
Идея одномоментного творения человека
Свт. Григорий Богослов: «Творец созидает
Свт. Григория Нисского: «Так как человек, состоящий
человека из сотворенного уже вещества
из души и тела, един, нужно предполагать одно
взяв тело, а от Себя вложив жизнь»;
общее начало его состава, так чтобы он не оказался
Свт. Феофан Затворник: «Созда Господь тело ни старше, ни младше самого себя, когда телесное
человека из персти. Это тело что было?
первенствовало бы в нем, а остальное последовало
Глиняная тетерька или живое тело? — Оно бы».
было живое тело — было животное в
«При сотворении же каждой части не появлялось
образе человека с душою животною. Потом одно раньше другого — ни душа раньше тела, ни
Бог вдунул в него Дух Свой — и из животного наоборот, — чтобы человек не пришел в
стал человек»;
разногласие с самим собой, разделяемый временным
Прп. Серафим Саровский: «И все три части
различием. Тогда, если одно предсуществовало, а
нашего естества созданы были от персти
другое появилось после, то обличится известное
земной, и Адам не мертвым был создан, но
несовершенство силы Создавшего, недостаточной,
действующим животным существом,
для мгновенного создания всего, но разделяющей
подобно другим живущим на земле
дело и занимающейся отдельно каждой из половин»
одушевленным созданиям. Если бы Господь
Прп. Иоанн Дамаскин: «тело и душа сотворены в
Прот. Олег Давыденков: «В Предании Церкви
закрепилось мнение, что человек творится
не вдунул потом в лицо его дыхания жизни,
одно время»
одновременно из души и тела. Это мнение утвердилось в VII столетии во время полемики
то есть благодати, то был бы он подобен
Прп. Серафим Саровский: «Господь Бог создал Адама
с монофизитами и монофелитами. Порядок сотворения тела и души первого человека
всем прочим созданиям».
от персти земной в том составе, как святой
является
архетипом,
по
которому
соединяются
душа утверждает:
и тело всех последующих
Свт. Филарет (Дроздов): «он производится
апостол Павел
"Всесовершен людей.
ваш дух и
Предание
Православной
Церкви
говорит
нам,
что
душа
и
тело
в
составе
человеческой
не единократным действием, но
душа и тело сохранится" (1 Фес. 5, 23). И все три
природы
возникают одновременно.
Святые
отцы естества
учат, чтосозданы
понятие
"человек"
постепенным
образованием,
подобно как
части нашего
были
от персти
приложимо
только
к
сложной
ипостаси,
состоящей
из
души
и
тела,
но
не
к
сперва созидается свет и потом
земной, и Адам не мертвым был создан,душе
но или к
телу в отдельности».
образуются светила».
действующим живым существом»

7.

Двойное повествование о сотворении мира и человека
1 глава Бытия
2 глава Бытия
1. Мир творится поэтапно в течении 6 дней. 1. Не различаются определенные этапы в
Первый день - сотворён свет;
творении мира.
Второй день - сотворена твердь небесная;
2. Творение человека представляется, как
Третий день - сотворены суша и
первое творение.
растительность;
3. Сотворил человека – «асса», то есть
Четвертый день - сотворены светила;
оформил из уже существующей материи.
Пятый день - сотворены рыбы и птицы;
4. Описывается этапность в творении
Шестой день - сотворены животные и
человека:
человек;
• «И создал Господь Бог человека из праха
Седьмой день - день Субботний (покоя).
земного,
2.Архиеп.
Человек
представляется
• и вдунул
в лице
его дыхание
Нафанаил
(Львов):венцом
«Если мы будем помнить
истину
о человеке,
как ожизни,
двуедином
творения.
Творится
хронологически
• ииостал
человек
живою».
Прп.
Ефрем
Сирин:
«Сказав
субботнем
покое
том,
как Богдушею
благословил
и освятил
духо-телесном
существе,
тоодля
нас станет
совершенно
очевидно
церковное
понимание
последним
в 6 деньповествования
вместе сснова
животными.
5.кРастения,
животные
творятся
после
день седьмой,
Моисей
обращается
повествованию
о первоначальном
двойственности
Библии о сотворении
человека
как
изложение
разных
3. Сотворил
«бара»,
то есть
из
человека
с целью
найти
устроении
тварей,–где,
кратко
упомянув
опоявления
о чем
быловуже
сказано,
обширно
естеств человека
человеческой
природы:
духовной
итом,
душетелесной:
1-й
главе
говорится
о
ничего,
новое духа
творение.
помощника
человеку.
излагаетво
то,
было
недосказано».
сотворении
человеческаго,
2-йчто
главе
о создании
его тела и животной души. Дух
4. Человек
творится
по образу
и подорбию
6. Женапо
творится
мужа Божию,
из его ребра.
человека
создан
из ничего
Божиим глаголом
образупосле
и подобию
Божию.
7. Все
животные
приводятся
к Адаму,
одновременно мужская и женская личности,
имеющие
каждая
свои персональные
Св.
Григорий
Нисский,
указывая
на
двойственность
сотворения-создания
человека,
5.личные
Творится
человекно
сразу
в сложной
чтобы
он дал
им имя.
свойства,
единую
природу. Тело же
человека
одушевленное
животной душой
говорит:– «Бог
сотворил
(т.е. „бара")
внутреннего человека и вылепил ("асса") внешнего,
ипостаси
«мужчину
и женщину,
сотворил
было создано
(асса) из
ранее сотворенного
материала, из праха земного, т. е. из пыли, из
вылеплена
плоть,
сотворена
же
душа».

2 главы не противоречат, а дополняют друг
их».элементов, из атомов и молекул земных, как
из этого же материала создал Господь и
друга. Перед нами пример библейского параллелизма, но не зеркального, а
животных, которым тоже дал Господь душу живую, сотворенную из ничего, но не по
последовательного.
образу Его, без нравственного содержания и вменения».

8.

О творении человека в Библии
• «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал
меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13);
• «Твои руки трудились надо мною и образовали
всего меня кругом, — и Ты губишь меня? Вспомни,
что Ты, как глину, обделал меня, и в прах
обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как
молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и
плотью одел меня, костями и жилами скрепил
меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение
Твое хранило дух мой?» (Иов 10:8-12);
• «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя
дало мне жизнь» (Иов 33:4

9.

Внебиблейские параллели повествования о творении мира
Быт. 2, 4-7 ст.
Первые стихи поэмы «Энума элиш»
«Вот происхождение неба и земли, при
«Когда вверху — небеса были без
сотворении их, в то время, когда Господь
названья, А внизу земля была
Бог создал землю и небо, и всякий полевой безымянна...; когда кустарники
кустарник, которого еще не было на земле, не сплетались, не появлялись
и всякую полевую траву, которая еще не
тростники; когда не существовали
росла, ибо Господь Бог не посылал дождя
боги, не было никого, имя их не
на землю, и не было человека для
называлось, судьба их не была
возделывания земли, но пар поднимался с определена, тогда были рождены
земли и орошал все лице земли. И создал
боги».
Господь
Бог человека из праха земного, и
Библейское повествование о творении мира обнаруживает многочисленные черты сходства с
вдунул
в лице егокосмологиями.
дыхание жизни,
и стал первичность водной бездны в начале мира
ближневосточными
Это, например,
человек
душею живою».
и ее последующее
разделение, божественный отдых после сотворения мира. Пример совета
богов перед сотворением человека мы находим в месопотамской литературе.О сотворении
человека по образу бога и вдыхании богом дыхания жизни в ноздри человека говорится в
древнеегипетских текстах, а в «Энума элиш» боги творят друг друга по своему подобию.
Сотворение человека из земли также является очень распространенным мотивом для
литературы Древней Месопотамии. Как объяснить этот факт. В начале своей истории все
человечество обладало единой истинной религией и лишь затем в результате усилившегося
среди людей развращения перешло от монотеизма к политеизму; либо тем, что библейские
авторы активно использовали ближневосточный космогонический язык в полемических целях.

10.

Насаждение рая
Быт. 2, 8-17
8. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека,
которого создал.
9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и
Иоанн
Дамаскин:
«Божественный
рай, руками
Бога
в Едеме,
Прп.«И
Сирин:
«Богпосреди
насадил
рай витретий
день».
Свт.Прп.
Иоанн
Златоуст:
когда
услышишь,
возлюбленный,
чтонасажденный
насадил
Господь
Бог рай
хорошее
для
пищи,
иЕфрем
дерево
жизни
рая,
дерево
познания
добра
и
хранилище
веселья
и
всякой
радости.
Ибо
Едем
переводится:
наслаждение.
Лежа
в Едеме на востоке, то слово насадил понимай о Боге богоприлично, то есть что на
Он
зла.
востоке

выше
всей
земли,
будучи
благорастворенным
и
освещаемый
кругом
А касательно
последующих
слов веруй,
что
рай точно
был сотворен,
и на
10.повелел.
Изтончайшим
Едема
выходила
река для
орошения
рая;
и потом
разделялась
на четыре
и чистейшим
воздухом,
красуясь
вечно
цветущими
растениями,
том самом месте, где назначило Писание».
реки.насыщенный благовониями,
наполненный светом, превышая мысль о всякой
11. чувственной
Имя одной Фисон:
она
обтекаетонвсю
землю божественное
Хавила, ту, гдеместо
золото;
прелести
и красоте,
– истинно
и жилище,
кто
создан
потам
образу
в нем не
пребывало
ни одно из
12. идостойное
золото
тойтого,
земли
хорошее;
бдолах
и камень
оникс.
Свт. Григорий
Богослов:
«древо
это,
по Божию;
моему
умозрению,
было созерцание,
к
Прп.
Иоанн
Дамаскин:
«Думаю,
Он
хочет
сказать:
через
все
творения
восходи
ко
Мне
бессловесных
существ,
а один
только
человек
– создание
Божественных рук».
которому
безопасно
приступать
могут
только
опытно
но не
13. Имя
второй
реки
Гихон:
она обтекает
всю
землю
Куш.усовершившиеся,
- Творцу,
и содля
всех
них рассматривать
собери
плод
-первый
Меня, истинную
жизнь.
Пусть
все приносит
заповедь
можно
как
доисторический
завет
между
Богом
и
хорошо
простых
ещеодин
и для
неумеренных
в своем
желании,
подобно
как
ирека
14.Эту
Имя
третьей
реки
Хиддекель:
она
протекает
пред
Ассириею.
Четвертая
тебе
плод
жизнь;
и
общение
со
Мною
полагай
основой
своего
существования,
ибо
человеком.
Райская заповедь
быладля
человеку
того, чтобымолока».
сделать свободу
совершенная
пища недана
полезна
слабыхдля
и требующих
Евфрат.
таким
образом
ты
будешь
бессмертен».
первого
сознательной,
она
должна
была
упражнять
волю
через
Прп.
Иоаннчеловека
Дамаскин:
«Некоторые,
конечно,
представляли
себе
райчеловека
чувственным,
15.
И
взял
Господь
Бог
человека,
и
поселил
его
в
саду
Едемском,
чтобы
послушание
ее добру.
Не имея
в своей
природе
греха,
человек,что
какподобно
нравственное
другие
же - духовным.
Однако,
мне,
по крайней
мере,
кажется,
тому,
возделывать
его и был
хранить
его.
Прп.
Иоанн
Дамаскин:
«Древо
познания
добра
зла есть
распознание
существо,
должен
совершенствоваться,
поидревний
выражению
блж.
Августина,
«восходя
как
человек
сотворен
был
состоящим
из
чувственной
вместе
и из
духовной
природ,
Есть
мнение,
что территория,
где находился
Эдем,
была
намногообразного
территории
Свт. иГригорий
Назианзин
-храм
«Дает
Бог
и закон
упражнения
свободы»
16.
И
заповедал
Господь
Бог
человеку,
говоря:
отдля
всякого
дерева
втрадиционно
саду
ты
то
есть
познание
собственной
природы.
Это
изне
себя
отзрелища,
возможности
не
грешить
к залива.
невозможности
грешить».
Возможность
грешить
при
Прп.
Иоанн
Дамаскин:
«Океан
разделяется
на
четыре
рукава
(Быт
2:10),
илисамого
четыре
так
священнейший
его
был
чувственным
вместе
и духовным».
современного
Персидского
Библейские
Евфрат
и познание,
Хиддекель
раскрывая
величие
Творца,
прекрасно
для
совершенных,
для
утвердившихся
в и
постепенном
утверждении
добре
могла
перейти
в невозможность
грешить.
так
реки.
Имя
Фисонв(Быт
2:11),
то
индийский
Ганг.
Имя
второйИГеон
будешь
есть,одной
отождествляются
среки
современными
Евфратом
иесть
Тигром.
А в списках
рек
Месопотамии
созерцании
и неиз
боящихся
ибо
они
вследствие
продолжипостеренно
совершенствуясь,
по
замыслу
Адам
должен
весь
мир
(Быт
— это
Нил, текущий
Эфиопии
вБожиему,
Египет.
Имя
третьей
-был
(Быт
2:14),
17.
аклинописных
от2:13)
дерева
познания
добра
и
зла
не ешь
от него,
ибо
в день,
вТигр
который
ты
вбожественном
источниках,
сохранившихся
впадения,
развалинах
различных
городов
древней
тельного
упражнения
приобрели
некоторый
навык
вна
таком
созерцании.
Носходные
не хорошо
привести
за собой
куказания
Богу,
обожению.
анайдены
имя
четвертой
- Евфрат
(Быт
2:14).»
вкусишь
от
него,
смертью
умрешь.
Вавилонии
и Ассирии,
косвенные
два
водных
потока,
с
оно для тех, которые еще неопытны
подвержены
именамииПишон
и Гихон.сладострастным влечениям».

11.

Сотворение жены
Быт. 2, 18-25
18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему
помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как
наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
полов совершается с целью: удовлетворить потребность в общении.
20. ИРазделение
нарек человек
имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям
Троичный образ жизни не есть просто единство на уровне естества, но соединение в
полевым;
но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
любви свободных и отличных друг от друга ипостасей. «Таким образом, — заключает X.
21.Яннарас,
И навел—Господь
на человека
крепкий
сон; и, когда
он уснул,
взялтварной
одно
различиеБог
полов
обусловлено
необходимостью
выразить
в рамках
изприроды
ребр его,
и закрыл
место плотию.
образ
жизни то
нетварного».
«Как Бог един, как Его лица — Отец, Сын и Святой
22.Дух
И создал
Бог изиребра,
взятого
у человека,
жену,единым
и привел
к
— одно,Господь
так и мужчина
женщина…
призваны
стать одним,
во ее
взаимной
любви друг к другу».
человеку.
Блж. Августин: «А если не для вспомоществования при рождении детей сотворена
23.жена,
И сказал
человек:
это кость отЕсли
костей
моих
плотьвместе
от плоти
моей; она
то для
чего жевот,
она
сотворена?
для
того, и
чтобы
обрабатывать
Свт.
Иоанн
Златоуст:
«Это
было
не
простое
исступление
и
не
обыкновенный
сон.
Профессор
Троицкий
в книге
"Христианская
философия
брака"непишет:
«Таким
Свт.
Амвросий
Медиоланский:
«Не
случайно
женщина
сотворена
из
того
же
праха,
будет
называться
женою,
ибо
взята
от
мужа.
землю, тоиобрабатывание
земли
не было
ещеприроды
таким трудом,
чтобы
нуждалось
виз
Премудрый
бла-гоискусный
Создатель
нашей
хотел
взять
у
Адама
одно
образом,
здесь
говорится
не
о
восполнении
в
труде,
а
о
восполнении
в
бытии.
Жена
из
которого
сотворен
Адам,
но
из
ребра
самого
Адама,
а
чтобы
мы
знали,
что
в
24.
Потому
оставит
человек
отца
своего
мать
свою ивраждебности
прилепится
своей;
работнике,
ачтобы
если бы
этоне
было
нужно,
тоиболи
помощником
скорее
бы дан кбыл
мужчина;
ребр
его; всего
но,
тот
почувствовал
и затем
кжене
созидаемой
прежде
нужна
мужу,
как
его
alter
ego,
второе
"я".
Таким
образом,
библейское
мужчине
иплоть.
женщине
однаителесная
природа
что источник
человеческого
рода
ииз
будут
одна
то
же можно
сказать
об утешении,
еслии допустить,
что
муж скучал
от
его
ребра,
чтобы,
помня
боль,
не
возненавидел
создаваемое
живое
существо,
Бог,
повествование
открывает
истину
о двуединстве
человека,
реализуемом
в не
брачном
един.
Поэтому
в
начале
не
были
сотворены
оба
мужчина
и
женщина,
и
два
одиночества.
Ибо
в интересах
иему
собеседования
гораздо
сообразнее
25.
И былиАдама
оба
наги,
Адам и жена
его,
и не стыдились.
погрузив
в исступление
и сожительства
как
бы повелев
бытьмужа
объятым
некоторого
рода
союзе,
равносущных,
соединенных
любовью,
и жены».
мужчины,
не две женщины,
но сначала
мужчина,
а потом,Поэтому
из него, -яженщина.
было
жить ивместе
двум
чемчто
мужчине
и женщине.
не нахожу,
оцепенением,
навел на
негодрузьям,
такой сон,
он совсем
не чувствовал происходившего
Желая,
чтобы
человеческая
природа
была
единой,
Бог
создал
человека
из
единого
какой
жена сотворена
мужу,
если то,
устранить
причину
Деторождения».
сдля
ним.
Как помощи
совершеннейший
Художник,
Бог взял
что считал
нужным,
и восполнил
начала, устранив возможность существования многих и несхожих природ».
то, чего недоставало, и взятое устроил по Своему человеколюбию».

12.

Домашнее задание
Прочитать следующие главы:
3-4 главы кн. Бытия – событие грехопадения
English     Русский Правила