20.99M
Категория: ЛитератураЛитература

Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского

1.

Литература XVIII—XIX вв.
Поэзия Лермонтова
и роман «Герой
нашего времени»
в оценке Белинского

2.

Сегодня мы:
1
Поговорим о романтизме и реализме в романе «Герой нашего
времени».
2
Узнаем, что писал о творчестве Лермонтова критик
Белинский.

3.

Споры о романе
«Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» стал ярким
событием в культурной жизни России.
Роман читали, обсуждали, критики писали
рецензии.
На страницах журналов разворачивались
пламенные споры.

4.

О чём спорили
критики?
1
О характере главного героя.
2
О том, является ли Печорин героем
своего времени.
3
О романтизме и реализме в романе
Лермонтова.

5.

О чём спорили критики?
Критики даже не могут договориться, какой
художественный метод лежит в основе романа.
Роман считают:
Реалистическим.
Романтическим.
Сочетанием романтизма и реализма.

6.

Григорий Печорин — романтический
герой или реалистический?

7.

1
Признаки
романтизма
в образе
Печорина
Он исключительная личность.
Умный, сильный, наблюдательный человек.
Поэтичность в нём сочетается с отвагой.
2
Печорин разочарован в жизни и в людях.
Кроме того, он одинок.
3
Печорин презирает общество, этот мир
не устраивает героя.
4
Он пытается обрести душевную гармонию
в мире природы. Дикарка Бэла для него
«ангел, посланный сострадательной
судьбою», чтобы излечить его от вечной
скуки.

8.

Признаки романтизма.
Образ Печорина
Печорин полностью сосредоточен на себе.
Он погружён в свои переживания, мысли
и чувства.
О его прошлом ничего не известно.
Эту недосказанность мы видим
и у Лермонтова.

9.

Признаки романтизма.
Образ Печорина
Ещё одним признаком романтического
характера можно назвать статичность
Печорина.
В реализме герои меняются, проходя через
испытания.
Романтики в конце произведения остаются
такими же, какими были в начале.
Печорин не меняется, его характер только
сильнее раскрывается с каждой повестью.

10.

Признаки романтизма.
Композиция
В романе «Герой нашего
времени» нет последовательного
развития действия.
Лермонтов показывает
читателю только отдельные
эпизоды из жизни своего героя.
Хронология повествования
нарушена.
Композиция романа кольцевая.
История Печорина начинается в крепости,
где он служит с Максимом Максимычем.
В конце последней главы Печорин
возвращается в ту же крепость.
Замкнувшийся круг подчёркивает
тщетность всех попыток Печорина
победить судьбу.
Пытаясь заполнить пустоту в душе,
он не достигает цели, а только сеет зло.

11.

Признаки романтизма.
Средства художественной
выразительности
Лермонтов использует
и художественные методы романтизма.
В главе «Тамань» множество
олицетворений, эпитетов и метафор,
характерных для романтического стиля.
Море — «беспокойная, но покорная
стихия», луна «тихо смотрит» и т. д.
Рисунок М. Ю. Лермонтова
1837

12.

Признаки романтизма.
Средства художественной
выразительности
«Я, как матрос, рождённый и выросший на палубе
разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями
и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает
и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети
ему мирное солнце; он ходит себе целый день
по прибрежному песку, прислушивается
к однообразному ропоту набегающих волн
и всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли
там на бледной черте, отделяющей синюю пучину
от серых тучек, желанный парус, сначала подобный
крылу морской чайки, но мало–помалу отделяющийся
от пены валунов и ровным бегом приближающийся
к пустынной пристани...»

13.

Признаки романтизма.
Сюжеты
Лермонтов использует типичные
для романтизма сюжеты.
В основе повести «Бэла» лежит
история о трагической любви
разочарованного цивилизацией героя
и наивной дикарки.

14.

«Герой нашего времени» — это романтическое
произведение?

15.

Признаки реализма
в романе. Типичность
образов
В «Предисловии» Лермонтов пишет, что Печорин —
«это портрет, составленный из пороков всего
нашего поколения, в полном их развитии».
Автор рисовал «современного человека, каким он
его понимает, и, к его и вашему несчастью, слишком
часто встречал».
При всей своей исключительности Печорин
типичен.

16.

Типизация — это признак реализма.

17.

Печорин не единственный типический герой.

18.

Признаки реализма
в романе. Типичность
образов
После прочтения первой части романа
император Николай I решил, что герой
нашего времени — это честный служака
Максим Максимыч.
Такой подход Николаю I очень понравился.
А вот вторая часть императора жестоко
разочаровала.

19.

Образ Максима Максимыча воспринимался
современниками поэта как типичный.

20.

Признаки реализма
в романе. Типичность
образов
Образы горцев, «водяного общества»,
Грушницкого, княжны Мери и княгини
Лиговской тоже типичны и вполне
узнаваемы для своего времени.
Все характеры выписаны детально и точно,
а это признак реализма.

21.

Признаки реализма
в романе. Эволюция героев
Грушницкий не решается стрелять.
Потом намеренно легко ранит Печорина,
выстрелив в упор.
«Я себя презираю, а вас ненавижу», —
говорит Грушницкий Печорину.
Шелуха модного романтизма спадает
с Грушницкого.

22.

В повести «Бэла» историю Печорина
рассказывает Максим Максимыч.

23.

Признаки реализма в романе.
Стиль повествования
В речи Максим Максимыча очень мало
художественных красот, характерных
для романтизма.
Пожилой офицер говорит очень просто:
использует просторечия, междометия,
словом, воссоздаёт на бумаге живую речь.
«Бедный старичишка бренчит на
трёхструнной... забыл, как по–ихнему…
ну, да вроде нашей балалайки».

24.

Признаки реализма в романе.
Стиль повествования
У каждого персонажа в романе своя манера
говорить.
Вот, например, слова слепого мальчика из
«Тамани»:
«Куды я ходив?.. никуды не ходив... с узлом?
яким узлом?»
Так точно речь передают реалисты,
а не романтики.

25.

Ещё одна черта реализма — объективность.

26.

Признаки реализма в романе.
Объективность
Мы видим Печорина и глазами других
персонажей.
При этом их взгляд извне совпадает с его
собственным взглядом изнутри.
Получается, что Печорин изображён вполне
объективно.

27.

Романтизм и реализм — это абсолютно разные
художественные методы.

28.

Сочетание романтизма
и реализма в романе
В романе Лермонтова романтизм
и реализм не просто прекрасно
сочетаются, они дополняют друг друга.
Эта удивительная особенность романа
и крайне противоречивый характер
главного героя — главные причины споров
в русской критике.

29.

Виссарион Григорьевич Белинский пришёл
в восторг от романа «Герой нашего времени».

30.

Белинский о романе
«Герой нашего времени»
Белинский отмечал и поэтичность текста,
и глубину образов, созданных
Лермонтовым.
Он первым оценил сложную композицию
романа и необыкновенный характер
Печорина.
Тогда как современники обрушили целый
вал критики на этого героя, Белинский
за него заступился.

31.

Белинский о Печорине
Белинский писал, что обвинять Печорина
в безверии всё равно что нищего — в бедности.
Критик отрицал в Печорине эгоизм: эгоисты
всегда довольны собой, а Печорин страдает.
«Душа Печорина не каменистая почва,
но засохшая от этой пламенной жизни
земля: пусть взрыхлит её страдание
и оросит благодатный дождь, — и она
произрастит из себя пышные, роскошные
цветы небесной любви...»

32.

Сложность и реалистичность Печорина — это признак
современной литературы, которая тяготеет к реализму.

33.

Белинский о Печорине
Белинский верил, что искусство должно
показывать жизнь, а не рисовать идеал.
«…В человеке должно видеть человека
и что идеалы нравственности
существуют в одних классических
трагедиях и морально–сантиментальных
романах прошлого века».

34.

Белинский о Печорине
Отмечал Белинский и противоречивость печоринского
характера:
«В самом деле, в нём два человека: первый
действует, второй смотрит на действия
первого и рассуждает о них, или, лучше
сказать, осуждает их, потому что они
действительно достойны осуждения.
Причины раздвоения натуры... — противоречие
между глубокостью натуры и жалкостью
действий одного и того же человека».

35.

Белинский утверждал, что Печорин
действительно герой нашего времени.

36.

Белинский о поэзии
Лермонтова
Белинский считал Лермонтова достойным
наследником пушкинского таланта.
«Пушкин есть такой наш поэт, в раны
которого мы можем влагать персты,
чтобы чувствовать боль и врачевать их;
Лермонтов обещает то же».

37.

Под влиянием поэзии Лермонтова у Белинского
изменились взгляды на литературу.

38.

Белинский о поэзии
Лермонтова
До 40–х гг. XIX в. Белинский считал, что писатель
обязан как можно объективнее изображать
реальность.
А после он стал считать отсутствие субъективности
недостатком художественной литературы.
«Великий поэт, говоря о себе, о своём “я”,
говорит об общем — о человечестве,
ибо в его натуре лежит всё, чем живёт
человечество».

39.

Белинский о поэзии
Лермонтова
К сатире Белинский тоже стал относиться
совершенно иначе:
«Если под сатирой должно разуметь
не невинное зубоскальство весёленьких
остроумцев, а громы негодования, грозу
духа, оскорблённого позором общества, —
то “Дума” Лермонтова есть сатира,
и сатира есть законный род поэзии».

40.

«По глубине мысли, роскоши поэтических
образов, увлекательной, неотразимой силе
поэтического обаяния, полноте жизни
и типической оригинальности, по избытку
силы, бьющей огненным фонтаном,
его создания напоминают собою создания
великих поэтов. Его поприще ещё только
начато, и уже как много им сделано,
какое неистощимое богатство элементов
обнаружено им: чего же должно ожидать
от него в будущем?..»
Виссарион
Григорьевич
Белинский
English     Русский Правила