Похожие презентации:
Иконы Успенского Собора
1.
2.
В ПЯТИ ГЛАВАХ УСПЕНСКОГО СОБОРА ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕОБРАЗЫ БОГА: В СКУФЬЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КУПОЛА – СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ,
В ЮГО-ВОСТОЧНОМ КУПОЛЕ - МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС В КОМПОЗИЦИИ
«БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ», В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ГЛАВЕ ПРЕДВЕЧНОГО
ЛОГОСА В ТИПЕ СПАСА ЕММАНУИЛА, ЧТО ОЗНАЧАЕТ «С НАМИ БОГ». В ЮГОЗАПАДНОМ КУПОЛЕ ПОМЕЩЕН АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
НЕИЗОБРАЗИМОГО БОГА ОТЦА – САВАОФА С ВОСЬМИКОНЕЧНЫМ
НИМБОМ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИМ ВЕЧНОСТЬ, А В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ –
ОБРАЗ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО. В БАРАБАНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЛАВЫ
ИЗОБРАЖЕНЫ ТОРЖЕСТВЕННО ПРЕДСТОЯЩИЕ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ АНГЕЛЫ В
РОСТ. ПОД НИМИ В ОКОННЫХ ПРОСТЕНКАХ – БИБЛЕЙСКИЕ ПРАОТЦЫ СО
СВИТКАМИ В РУКАХ. В ПАРУСАХ ТРАДИЦИОННО РАСПОЛАГАЮТСЯ ЧЕТЫРЕ
ЕВАНГЕЛИСТА, РАСПРОСТРАНИВШИЕ В СВОИХ ЕВАНГЕЛИЯХ СВЕТ УЧЕНИЯ
ХРИСТА ПО ВСЕМУ МИРУ.
3.
4.
НА СВОДАХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДВУНАДЕСЯТЫЕ, ТО ЕСТЬ ДВЕНАДЦАТЬ ОСОБО ЧТИМЫХ
ЦЕРКОВЬЮ ПРАЗДНИКОВ, ОТМЕЧАЕМЫХ В ГОДИЧНОМ КРУГЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ. НА ЮГОВОСТОЧНОМ СВОДЕ ПОМЕЩЕНА КОМПОЗИЦИЯ «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» СО СЦЕНАМИ
ПОКЛОНЕНИЯ ВОЛХВОВ, БЛАГОВЕСТИЯ ПАСТУХАМ И ОМОВЕНИЯ МЛАДЕНЦА. НА СЕВЕРОВОСТОЧНОМ СВОДЕ – «СРЕТЕНИЕ», ТО ЕСТЬ ПРИНЕСЕНИЕ МЛАДЕНЦА ХРИСТА ВО ХРАМ, ГДЕ
ЕГО С РАДОСТЬЮ ВСТРЕЧАЮТ СТАРЕЦ СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ, КОТОРОМУ БЫЛО ОТКРЫТО,
ЧТО ОН НЕ УМРЕТ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ УВИДИТ СПАСИТЕЛЯ МИРА, И ПРОРОЧИЦА АННА.
5.
• А ЗАПАДНОМ СВОДЕ ПОМЕЩЕНО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ», КОГДА НАГОРЕ ФАВОР ХРИСТОС ЯВИЛСЯ СВОИМ УЧЕНИКАМ ВО СЛАВЕ И
СИЯНИИ, КАК СЫН БОЖИЙ. РЯДОМ, НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ
СВОДЕ, НАХОДИТСЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ», А
НА ЮГО-ЗАПАДНОМ СВОДЕ – «СОШЕСТВИЕ ВО АД», ТО ЕСТЬ
НИСШЕСТВИЕ ХРИСТА И ИЗВЕДЕНИЕ ИМ ИЗ АДА ВСЕХ
ПРАВЕДНИКОВ, ИСКУПЛЕННЫХ ЕГО КРЕСТНОЙ ЖЕРТВОЙ.
6.
7.
• НА ЦЕНТРАЛЬНОМ СВОДЕ, ПОДДЕРЖИВАЕМОМЧЕТЫРЬМЯ КРУГЛЫМИ СТОЛПАМИ, ИЗОБРАЖЕНО
«ВОЗНЕСЕНИЕ», КОГДА НА СОРОКОВОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ
ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОС НА ГЛАЗАХ СВОИХ УЧЕНИКОВ И
БОГОМАТЕРИ ВОЗНЕССЯ ВО СЛАВЕ НА НЕБО.
8.
В 1481 ГОДУ ЛУЧШИМИ ИКОНОПИСЦАМИСЧИТАЛСЯ ДИОНИСИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ, ИМ-ТО И
БЫЛО ПОРУЧЕНО НАПИСАТЬ ТРЕХЪЯРУСНЫЙ
ИКОНОСТАС ДЛЯ УСПЕНСКОГО СОБОРА.
ФРЕСКАМИ СОБОР БЫЛ РАСПИСАН ПОЗЖЕ - В
1513-1515 Г.Г. КАК ГЛАСИТ ЛЕТОПИСЬ, УКРАШАЛИ
СОБОР "ИКОННИК ДИОНИСИЙ, ДА ПОП ТИМОФЕЙ,
ДА ЯРЕЦ, ДА КОНЯ". К СОЖАЛЕНИЮ, ВСЁ ТО, ЧТО
МЫ СЕЙЧАС ВИДИМ, ИСПОЛНЕНО В 17 ВЕКЕ. ЧТО ЗА
РОСПИСИ БЫЛИ ПЕРВОНАЧАЛЬНО, МЫ НИКОГДА
НЕ УЗНАЕМ. ДРЕВНИЕ ФРЕСКИ, КАК ЭТО НИ
СТРАННО, БЫЛИ НЕ ЗАПИСАНЫ НОВЫМИ СЛОЯМИ
КРАСКИ, ЧТО ОБЫЧНО ПРАКТИКУЕТСЯ, А СБИТЫ
ВМЕСТЕ СО ШТУКАТУРКОЙ ПО ПРИКАЗАНИЮ ЦАРЯ
АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, ВТОРОГО ГОСУДАРЯ ИЗ
ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ. НО ЛЕТОПИСЦЫ ПИШУТ,
ЧТО ОН ВЕЛЕЛ ИХ СКОПИРОВАТЬ "НА ОБРАЗЦЫ".
НАД НОВЫМИ РОСПИСЯМИ ТРУДИЛИСЬ ДО 150
МАСТЕРОВ, КОТОРЫЕ ПРИБЫЛИ В МОСКВУ ИЗ
РАЗНЫХ ГОРОДОВ. CЧИТАЕТСЯ, ЧТО ОНИ
ПОЛЬЗОВАЛИСЬ СНЯТЫМИ КОПИЯМИ И
ВОССОЗДАЛИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВНУТРЕННИЙ
ОБЛИК СОБОРА.
9.
В ДРЕВНЕЙ РУСИ ПЕРВЫЕ БОЛЬШИЕ ИКОНОСТАСЫ ПОЯВИЛИСЬ В 15 ВЕКЕ. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИКОНОСТАС? ЭТОНЕСКОЛЬКО РЯДОВ ИКОН, В ЦЕНТРЕ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ ВОССЕДАЮЩИЙ НА ТРОНЕ ХРИСТОС, К КОТОРОМУ
ОБРАЩЕНЫ МОЛЯЩИЕСЯ СВЯТЫЕ. КРОМЕ ТОГО, ЗДЕСЬ ПОМЕЩАЮТСЯ ИКОНЫ СО СЦЕНАМИ ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА И
БОГОРОДИЦЫ, ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ИКОНЫ, ОБРАЗЫ АПОСТОЛОВ И ПРОРОКОВ. ТО ЕСТЬ, ЭТО
СВОЕОБРАЗНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ИКОНОСТАС УСПЕНСКОГО СОБОРА БЫЛ СОЗДАН В 1653 ГОДУ .
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ РЯД В ИКОНОСТАСЕ - ЭТО ДЕИСУСНЫЙ ЧИН. ОН ЗДЕСЬ ВТОРОЙ СНИЗУ, НАД ЦАРСКИМИ
ВРАТАМИ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИКОНА - "СПАС В СИЛАХ". В ЦЕНТРЕ - СПАСИТЕЛЬ, А ПО УГЛАМ В БЛЕСТЯЩИХ НИМБАХ
АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ, КОТОРЫЕ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ "ТВАРНЫЙ МИР" - ВСЕЛЕННУЮ С ЧЕТЫРЬМЯ
СТОРОНАМИ СВЕТА. " И ПОСРЕДИ ПРЕСТОЛА И ВОКРУГ ПРЕСТОЛА ЧЕТЫРЕ ЖИВОТНЫХ, ИСПОЛНЕННЫХ ОЧЕЙ
СПЕРЕДИ И СЗАДИ. И ПЕРВОЕ ЖИВОТНОЕ БЫЛО ПОДОБНО ЛЬВУ, И ВТОРОЕ ЖИВОТНОЕ ПОДОБНО ТЕЛЬЦУ, И ТРЕТЬЕ
ЖИВОТНОЕ ИМЕЛО ЛИЦЕ, КАК ЧЕЛОВЕК, И ЧЕТВЕРТОЕ ЖИВОТНОЕ ПОДОБНО ОРЛУ ЛЕТЯЩЕМУ".(ИЗ ОТКРОВЕНИЯ
ИОАННА БОГОСЛОВА).
10.
РЯДОМ СО СПАСОМ - ИОАННПРЕДТЕЧА, АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
И АПОСТОЛЫ.
11.
САМЫЕ ПОЧЕТНЫЕ МЕСТА В ИКОНОСТАСЕ - СПРАВА И СЛЕВА ОТ ЦАРСКИХ ВРАТ.СПРАВА - ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ ИКОНА, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ "СПАС - ЗЛАТАЯ
РИЗА". ЕЁ ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ "СПАС ИМПЕРАТОРА МАНУИЛА" ТАК КАК ПО
ПРЕДАНИЮ ЕЁ НАПИСАЛ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР МАНУИЛ. ЭТО
ПОДЛИННАЯ, ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ ИКОНА, ДАТИРУЕМАЯ 11 ВЕКОМ. И ХОТЯ ОНА
БЫЛА ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕПИСАНА В 1700 ГОДУ, ЭТО, КОНЕЧНО, НЕ УМАЛЯЕТ ЕЁ
ЦЕННОСТИ. ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО ЭТУ ИКОНУ ПРИВЕЗ В МОСКВУ ИВАН ГРОЗНЫЙ
В 1570 ГОДУ ПОСЛЕ ПОХОДА НА КАЗАНЬ.
ЧТО ЖЕ В НЕЙ НЕОБЫЧНОГО? ЕСЛИ ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ТО ДОЛЖНЫ
ЗАМЕТИТЬ, ЧТО НЕТ ОБЫЧНОГО БЛАГОСЛАВЛЯЮЩЕГО ЖЕСТА ПРАВОЙ РУКИ
СПАСИТЕЛЯ. ОН УКАЗЫВАЕТ НА ЕВАНГЕЛИЕ. СОГЛАСНО ПРЕДАНИЮ,
ИМПЕРАТОР МАНУИЛ ИЗОБРАЗИЛ СПАСИТЕЛЯ СОГЛАСНО КАНОНУ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИМ ПРАВОЙ РУКОЙ. НО ОДНАЖДЫ ОН РАССЕРДИЛСЯ ЗА
ЧТО-ТО НА СВЯЩЕННИКА И ХОТЕЛ ЕГО ВЫГНАТЬ. И В ЭТУ ЖЕ НОЧЬ ЕМУ
ПРИСНИЛСЯ САМ СПАСИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЛ СВОЕЙ РУКОЙ ВНИЗ, Т.Е.
СМИРИ СВОЮ ГОРДЫНЮ. ПРОСНУВШИСЬ ИМПЕРАТОР УВИДЕЛ, ЧТО И НА
ИКОНЕ ПРОИЗОШЛО ТО ЖЕ САМОЕ. ЗАТЕМ ЭТА ИКОНА ПОПАЛА В НОВГОРОД И
ПАТРИАРХ НИКОН ПОМЕСТИЛ ЕЁ НА САМОЕ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО, ЧТОБЫ ЦАРИ
ПОМНИЛИ, ЧТО ДУХОВНАЯ ВЛАСТЬ ВСЕГДА ПРЕВЫШЕ СВЕТСКОЙ.
РЯДОМ С ИКОНОЙ "СПАС - ЗОЛОТАЯ РИЗА" НАХОДИТСЯ ЕЩЕ ОДНА ЦЕННЕЙШАЯ
ХРАМОВАЯ ИКОНА 14-15 В. "УСПЕНИЕ", НАПИСАННАЯ ДИОНИСИЕМ.
12.
БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СТЕН ЗАНИМАЮТРОСПИСИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗЕМНОЙ
ЖИЗНИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР ВЕДЬ ИМЕНУЕТСЯ УСПЕНИЕМ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
13.
НА КОЛОННАХ-СТОЛБАХ, КОТОРЫЕ ПРИДАЮТ ХРАМУ УДИВИТЕЛЬНОНЕПОВТОРИМЫЙ ВИД, ИЗОБРАЖЕНЫ 135 СВЯТЫХ И МУЧЕНИКОВ.
14.
В НИЖНИХ ЯРУСАХ СТЕНИЗОБРАЖЕНЫ ВСЕЛЕНСКИЕ
СОБОРЫ, ТО ЕСТЬ СЪЕЗДЫ
ВЫСШИХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ,
ПРОХОДИВШИЕ В 4-8 В.В., А ТАКЖЕ
РАЗМЕЩЕНЫ ОГРОМНЫЕ ИКОНЫ С
ЖИТИЯМИ СВЯТЫХ.
15.
НА ЗАПАДНОЙ СТЕНЕ ПОКАНОНУ ИЗОБРАЖЕН
СТРАШНЫЙ СУД. СЛЕВА
ВВЕРХУ ПЕРЕД СПАСИТЕЛЕМ
КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ АДАМ
И ЕВА, ИЗОБРАЖЕННЫЕ В
ОДЕЖДАХ И С НИМБАМИ. А
НИЖЕ ИХ - МЕРЗКИЙ ЗМИЙ,
СОВСЕМ ВНИЗУ - БЕСЫ,
ГРЕШНИКИ И ОГНЕННЫЙ АД.
16.
ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦАФИЛАТЬЕВ ТИХОН ИВАНОВ
ШКОЛА ИЛИ ХУД. ЦЕНТР: МОСКВА
СЕРЕДИНА XIV В.
В 1945 ГОДУ ПРОИЗВЕДЕНО ПРОБНОЕ РАСКРЫТИЕ ГОЛОВЫ ПРАВОГО АНГЕЛА,
ОБНАРУЖИВШЕЕ ПРЕКРАСНОЕ СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ЖИВОПИСИ. ЗЕЛЕНЫЙ ПЛАЩ АНГЕЛА БОГАТО УКРАШЕН ЗОЛОТЫМ
АССИСТОМ. РАСЧИСТКА ЭТОГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПАМЯТНИКА ДОЛЖНА
МНОГО ДАТЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕЙ МОСКОВСКОЙ ИКОНОПИСИ.
17.
СПАС ЗЛАТЫЕ ВЛАСЫШКОЛА ИЛИ ХУД. ЦЕНТР: ЯРОСЛАВЛЬ
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIII В.
ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ, КУДА, ВОЗМОЖНО, БЫЛА
ПРИВЕЗЕНА ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ. СОХРАННОСТЬ ПЛОХАЯ. МНОГО УТРАТ И
ПОТЕРТОСТЕЙ НА ФОНЕ И В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ЛИЦА. В РЯДЕ МЕСТ (ОДЕЖДА
ХРИСТА ВНИЗУ И СПРАВА, ШЕЯ СПРАВА, ВЕРХНЕЕ ПЕРЕКРЕСТЬЕ И ВОЛОСЫ В
ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ВДОЛЬ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ТРЕЩИНЫ) ВСТАВКИ НОВОГО
ЛЕВКАСА. ПО КОЛОРИТУ И ХАРАКТЕРУ УКРАШЕНИЙ ИКОНА ТЯГОТЕЕТ К
ПАМЯТНИКАМ ЯРОСЛАВСКОГО КРУГА.
18.
ИКОНА БОГОМАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»НАЧАЛО XIII В.
ПРОИСХОДИТ ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, ГДЕ НАХОДИЛАСЬ НА
ЮЖНОЙ СТЕНЕ МЕЖДУ ИКОНАМИ "БОГОМАТЕРЬ ИЕРУСАЛИМСКАЯ" И "МИТРОПОЛИТ ПЕТР".
НА СЕРЕБРЯНОМ ОКЛАДЕ ИКОНЫ, ОТНОСЯЩЕМСЯ К 1875 ГОДУ, ПРОЧЕКАНЕНА НАДПИСЬ
"БОГОМАТЕРЬ АКАФИСТНАЯ". НА НИЖНЕМ ПОЛЕ ИКОНЫ ТАКЖЕ ШЛА НАДПИСЬ:
"АКАФИСТНЫЯ ПРЕС[ВЯ]ТЫЯ Б[ОГОРОДИ]ЦЫ НАХОДЯЩЕЙСЯ [В] ХИЛЕ[НДАР]СКОМ
МОНАСТЫРЕ САВВЫ СЕРБСКОГО.
ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА В КРЕМЛЕ. ИКОНА ИМЕЕТ УТРАТЫ (НИМБ, ЗОЛОТЫЕ УЗОРЫ НА
ПЛАТКЕ, ГРУНТ НА ПОЛЯХ), НО ЛИКИ И ОДЕЖДЫ СОХРАНИЛИСЬ НЕПЛОХО. СПРАВА
БОЛЬШАЯ ВСТАВКА НОВОГО ЛЕВКАСА (НА МЕСТЕ УТРАЧЕННОГО СТАРОГО). ДОСКА СО ВСЕХ
СТОРОН НАДСТАВЛЕНА. УЦЕЛЕЛИ КУСОЧКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТЕМНО-СИНЕЙ ЛУЗГИ С
ЗОЛОТЫМИ КВАДРАТИКАМИ. КАРНАЦИЯ ПЛОТНОГО ОЛИВКОВОГО ТОНА С ПОДРУМЯНКОЙ И
ПОБЛЕКШЕЙ КРАСНОЙ ОПИСЬЮ НОСА. ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ТИП УМИЛЕНИЯ РАНО ПРОНИК
ИЗ ВИЗАНТИИ НА РУСЬ (НЕ ПОЗДНЕЕ XII ВЕКА) И В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИОБРЕЛ ШИРОКУЮ
ПОПУЛЯРНОСТЬ: «БЕЛОЗЕРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ» И «ВЛАХЕРНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ» XIII ВЕКА ИЗ
РУССКОГО МУЗЕЯ
19.
ЯВЛЕНИЕ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА ИИСУСУНАВИНУ
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ XIII В.
ПРОИСХОДИТ, ВОЗМОЖНО, ИЗ ЦЕРКВИ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, ПОСТРОЕННОЙ
МИХАИЛОМ ХОРОБОРИТОМ НА МЕСТЕ, ГДЕ НЫНЕ СТОИТ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР.
МНОГО УТРАТ В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ИКОНЫ, НА БЕЛОМ ФОНЕ, РОЗОВОМ НИМБЕ И
ОЛИВКОВОГО ЦВЕТА ПОЛЯХ, НА КОТОРЫХ УЦЕЛЕЛИ ЛИШЬ НЕБОЛЬШИЕ КУСОЧКИ
СТАРОЙ ЖИВОПИСИ. СОХРАННОСТЬ ФИГУРЫ АРХАНГЕЛА И ЕГО ЛИЦА НЕПЛОХИЕ.
СЛЕВА ОТ ГОЛОВЫ И У ЛОКТЯ ПРАВОЙ РУКИ ЖИВОПИСЬ УТРАЧЕНА ДО ДОСКИ.
20.
АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛКОНЕЦ XIV — НАЧАЛО XV ВВ.
21.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦШКОЛА ИЛИ ХУД. ЦЕНТР: СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIV В.
22.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙПОБЕДОНОСЕЦ
ДВУСТОРОННЯЯ ИКОНА
ШКОЛА ИЛИ ХУД. ЦЕНТР: НОВГОРОД
ОК. 1170 Г.
СОХРАННОСТЬ ХОРОШАЯ (КРОМЕ НЕБОЛЬШИХ УТРАТ НА ЛИЦЕ, ФОНЕ И БОЛЕЕ
СУЩЕСТВЕННЫХ УТРАТ В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ОДЕЖДЫ). ВЕРОЯТНО, ИКОНА ПРОИСХОДИТ
ИЗ ГЕОРГИЕВСКОГО СОБОРА ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ ПОД НОВГОРОДОМ, В КОТОРОМ
ГЛАВНЫМ ХРАМОВЫМ ОБРАЗОМ БЫЛО ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕОРГИЯ В РОСТ.
ЗАКАЗЧИКОМ ИКОНЫ МОГ БЫТЬ МЛАДШИЙ СЫН АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО — КНЯЗЬ
ГЕОРГИЙ АНДРЕЕВИЧ. В 1174 ГОДУ ОН БЫЛ ИЗГНАН НОВГОРОДЦАМИ И ЗАКОНЧИЛ
СВОЮ ЖИЗНЬ В ГРУЗИИ, ГДЕ СТАЛ ПЕРВЫМ МУЖЕМ ГРУЗИНСКОЙ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ.
ИКОНУ СЛЕДУЕТ ДАТИРОВАТЬ НАЧАЛОМ 70-Х ГОДОВ. КРОМЕ ЖЕСТА ЛЕВОЙ РУКИ
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ТИП ВОИНА И ТИП ЛИЦА НАХОДЯТ СЕБЕ БЛИЖАЙШИЕ АНАЛОГИИ
В ВИЗАНТИЙСКИХ ПАМЯТНИКАХ XII ВЕКА
23.
ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙСОЛУНСКИЙ
XII В.
24.
ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ, СЖИТИЕМ И ЧУДЕСАМИ
ШКОЛА ИЛИ ХУД. ЦЕНТР: МОСКВА
СЕРЕДИНА XVI В.
ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (1448–1533) РОДИЛСЯ В СЕЛЕ МАНДЕРА ОБОНЕЖСКОЙ ПЯТИНЫ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ. У ЕГО
РОДИТЕЛЕЙ, СТЕФАНА И ВАССЫ, БЫЛО МНОГО ДЕТЕЙ. ОНИ ХОТЕЛИ ЕЩЕ СЫНА, НО ВНЕЗАПНО НАСТУПИЛО БЕСПЛОДИЕ. ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ
ЛЕТ УСЕРДНОЙ МОЛИТВЫ РОДИЛСЯ МЛАДЕНЕЦ, КОТОРОГО НАЗВАЛИ АМОС. ОДНАЖДЫ В СЕЛО, ГДЕ ОН ЖИЛ, ПРИШЛИ МОНАХИ ВАЛААМСКОГО
МОНАСТЫРЯ. ПОСЛЕ БЕСЕДЫ С НИМИ АМОС РЕШИЛ УЙТИ ИЗ ДОМА. В 26 ЛЕТ ОН ПРИНЯЛ ПОСТРИГ НА ВАЛААМЕ И ЖИЛ УЕДИНЕННО НА
ПУСТЫННОМ ОСТРОВЕ СВЯТОЙ. ЗАТЕМ ВЕРНУЛСЯ В НОВГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ И ПОСЕЛИЛСЯ НЕДАЛЕКО ОТ РЕКИ СВИРЬ В 35 ВЕРСТАХ ОТ
ОЛОНЦА. ЗДЕСЬ ЕГО ОБНАРУЖИЛ ОХОТИВШИЙСЯ БОЯРИН АНДРЕЙ ЗАВАЛИШИН, КОТОРОМУ СВЯТОЙ ПОВЕДАЛ, ЧТО ЖИВЕТ В УЕДИНЕНИИ 7 ЛЕТ.
ПОСТЕПЕННО К СВ. АЛЕКСАНДРУ СТАЛА СОБИРАТЬСЯ БРАТИЯ, И СВЯТИТЕЛЬ НОВГОРОДСКИЙ СЕРАПИОН ВОЗВЕЛ ЕГО В САН ИГУМЕНА. СВЯТОЙ
СПОДОБИЛСЯ ЯВЛЕНИЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЕХ АНГЕЛОВ. ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ СВ. АЛЕКСАНДР ПРОСЛАВИЛСЯ ДАРОМ ИСЦЕЛЕНИЯ; У НЕГО
БЫЛО МНОЖЕСТВО УЧЕНИКОВ, НЕМАЛО СДЕЛАВШИХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНАШЕСТВА. ПОЧИТАНИЕ СВ. АЛЕКСАНДРА НАЧАЛОСЬ СРАЗУ ПОСЛЕ
ЕГО СМЕРТИ. ЖИТИЕ СВЯТОГО СОСТАВЛЕНО ЕГО УЧЕНИКОМ ИРОДИОНОМ, В 1547 ГОДУ СВ. АЛЕКСАНДР БЫЛ КАНОНИЗИРОВАН. НЕТЛЕННЫЕ
МОЩИ ОБРЕТЕНЫ В 1641 ГОДУ. НЕТЛЕННОСТЬ МОЩЕЙ ОБУСЛОВИЛА ПОРТРЕТНОЕ СХОДСТВО ЕГО ИКОННЫХ И ЖИВОПИСНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. В
1918 ГОДУ МОЩИ БЫЛИ УВЕЗЕНЫ В ПЕТРОГРАД, А В 1994-М НАЙДЕНЫ И ВОЗВРАЩЕНЫ В МОНАСТЫРЬ. ОБЩЕЦЕРКОВНАЯ ПАМЯТЬ СВ.
АЛЕКСАНДРА 30 АВГУСТА / 12 СЕНТЯБРЯ, МЕСТНАЯ, В ЧЕСТЬ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ, — 17/30 АПРЕЛЯ.
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ОБРАЗ БЫЛ НАПИСАН СРАЗУ ПОСЛЕ КАНОНИЗАЦИИ СВ. АЛЕКСАНДРА И ПРЕДНАЗНАЧАЛСЯ ДЛЯ УСПЕНСКОГО СОБОРА
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ ПОДРОБНОЙ ЖИТИЙНОЙ ИКОНОЙ ПРЕПОДОБНОГО: КОЛИЧЕСТВО КЛЕЙМ НЕ НАХОДИТ АНАЛОГОВ
СРЕДИ ЖИТИЙНЫХ ЦИКЛОВ ДРУГИХ СВЯТЫХ, СОЗДАННЫХ В СЕРЕДИНЕ — ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА. НЕОБЫЧНА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЧТЕНИЯ СЦЕН — ПОСЛЕ ВЕРХНИХ РЯДОВ ПОВЕСТВОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ В ПРАВОМ СТОЛБЦЕ, А ЗАТЕМ УЖЕ ПЕРЕХОДИТ НА ЛЕВЫЙ.
25.
СТРАШНЫЙ СУДШКОЛА ИЛИ ХУД. ЦЕНТР: МОСКВА
КОНЕЦ XIV — НАЧАЛО XV ВВ.