Похожие презентации:
История. Курс лекций
1.
2.
3.
34.
45.
56.
67.
Значимость изучения истории обусловлена рядомпричин:
во-первых, история представляет собой кладезь многих
идей, теорий, концепций, которые если не полностью, то
частично могут найти себе применение в той или иной
обстановке. Метод исторических аналогий в этом отношении
заслуживает особого внимания, а польза его бывает
несомненной;
во-вторых, освоение истории выступает важным средством
повышения политической культуры будущих руководящих
кадров, совершенствования политического мышления.
в-третьих, через изучение мировой и отечественной
истории во многом решается задача повышения социальной
ответственности управленческих кадров, осуществляется их
патриотическое воспитание, преодолевается духовная
слепота. В противном случае, «люди утрачивают духовное
измерение вещей и жизни, они как бы слепнут для духовной
субстанции бытия и судят обо всем по своему
собственному интересу, по навязанному им трафарету или
же по внешней видимости». (И.А.Ильин) .
8.
Историяучит даже тех, кто у нее
не учится:
она их проучивает за
невежество и
пренебрежение.
Кто действует помимо
ее или вопреки ее, тот
всегда в конце жалеет о
своем отношении к ней.
В.О. Ключевский.
9.
ЦЕЛЬКУРСА
освоением студентами системы научнопрактических знаний, умений и компетенций в
области основного содержания истории России и
Всемирной истории с древнейших времен до
наших дней на основе проблемнохронологического принципа, в соответствии с
современными научными концепциями,
новейшими достижениями российской и
зарубежной историографии и реализация их в
своей профессиональной деятельности.
Результат освоения дисциплины
определяются способностью применять
знания, умения и личные качества в
соответствии с задачами
профессиональной деятельности.
10.
В мире существует около двух тысячразличных наук как сфер приложения
человеческой деятельности, функцией
которых является выработка и
теоретическая систематизация объективных
знаний о действительности.
Геродо́т
Галикарна́сский
(около 484 г до н. э. —
около 425 г до н. э.) —
древнегреческий историк,
автор первого
полномасштабного
исторического трактата —
«Истории», —
описывающего грекоперсидские войны и
обычаи многих
современных ему
народов.
Одна из них — историческая наука, которая,
как и каждая наука, имеет свою теорию,
выражающуюся в системе законов,
закономерностей, категорий и понятий, в
совокупности обобщенных знаний,
накопленных в процессе общественноисторической жизни.
"Отцом истории" считается древнегреческий
историк Геродот, живший между 490 и 480—
425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит
первое систематическое описание скифов,
древних племен, проживавших в период VI в.
до н. э. — III в. н. э. на территории нашего
Отечества.
11.
История(от греческого historia)
означает рассказ о
прошедшем, об узнанном.
Имеет много определений,
но прежде всего — это
процесс развития
природы и общества;
комплекс общественных
наук, изучающий прошлое
человечества во всей его
конкретности и
многообразии.
12.
ФУНКЦИИ ИСТОРИИ КАК НАУКИ ИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Познавательная,
интеллектуально-развивающая;
практически-политическая;
мировоззренческая.
13.
Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания
исторического процесса как социальной отрасли
научного знания; из теоретического обобщения
исторических фактов, выявления главных
тенденций общественного развития истории.
На научном языке весьма часто слово "история"
употребляют как процесс, движение во времени
и как процесс познания во времени.
В курсе истории России нас будут интересовать
процессы зарождения, становления и
функционирования Российского государства на
различных этапах его истории.
В этой связи познавательная функция истории
состоит в самом изучении исторического пути
Российского государства, познании всех его
сторон, явлений, событий и фактов.
14.
Практическо-политическаяфункция состоит в том, что история
как наука, выявляя на основе
теоретического осмысления
исторических фактов закономерности
развития общества, помогает глубоко
осмысливать научно обоснованный
политический курс, избегая тем
самым субъективных решений
политического характера.
Вместе с тем знание истории
способствует определению
оптимального варианта политики по
руководству массами и взаимодействия
с ними различных партий и движений.
15.
Мировоззренческая функцияп ри изучении истории в значительнойстепени определяет формирование научного мировоззрения. Это и
понятно, так как история дает документально точные данные о событиях
прошлого, опираясь на различные источники.
Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную
жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная
история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех
из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры.
На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие
рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс
приобрели решающее значение.
Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под
руководством Спартака, историю средних веков — без крупнейших
восстаний против феодальных владык, новую историю — без Парижской
коммуны, современную историю XX века — без Октябрьской революции и
последовавших за ней событий.
В этой связи знание истории вооружает людей пониманием исторической
перспективы.
Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся
концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная
история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо
самое худшее для общественно-политической практики — это ориентировка
на искаженный исторический опыт.
16.
Истории России присуща и воспитательнаяфункция.
Изучение истории России, как и истории любой
другой страны, воспитывает у народа нравственные
качества, помогает прививать навыки к гуманной
политике, направленной на осуществление интересов
большинства народных масс.
Знание истории активно формирует такие
гражданские качества, как патриотизм и
интернационализм; позволяет познать
моральные и нравственные качества и
ценности человечества в их развитии; понять
такие категории, как честь, долг перед
обществом, человеческое счастье и добро.
Вместе с тем знание истории позволяет глубже
разобраться в пороках общества, политических
руководителей, в их влиянии на человеческие
судьбы.
17.
«Карл Маркс - основательнаучного коммунизма не
зря в свое время сказал:
«То, что мы называем
историей, это - всего лишь
сказки, рассказанные
победителями».
А французский философ
Вольтер получил в свое
время заказ написать
историю Северной войны
1700-1721 гг. и отказался.
А потом он прочитал, то
что было создано здесь
немцами и написал в своем
дневнике:
«Там нет ни слова правды.
Ни слова. Все - ложь».
17
18.
"Когда в III веке до нашей эрыкитайский полководец Цинь Шихуанди завоевал 6 царств и основал
империю Цинь, то первое, что он
повелел — это собрать все
исторические хроники покорённых
государств и уничтожить их.
История Китая должна была
начинаться с Империи Цинь.
Это была не первая битва за историю.
Цинь Ши Хуанди
буквально: «великий император Основатель
Цинь»), настоящее имя Ин Чжэн; 259 до н.
э. — 210 до н. э.) — правитель царства Цинь
(с 245 года до н. э.), положивший конец
двухсотлетней эпохе Воюющих Царств.
К 221 году до н. э. он воцарился над единой
державой на всей территории Внутреннего
Китая и вошёл в историю как создатель и
правитель первого централизованного
китайского государства. Основанная им
династия Цинь, которой он предназначал
править Китаем на протяжении 10 тысяч
поколений, лишь на несколько лет
пережила императора.
И фараоны в Древнем Египте, и
властители восточных тираний
неоднократно приказывали
уничтожать какие-либо упоминания о
своих соперниках или
предшественниках.
А в Средние века христианство
пыталось уничтожить историю
язычества.
Битва за историю идёт непрерывно.
18
19.
В исторической науке существует в основномдва подхода в изучении истории:
формационный и цивилизационный
подходы,
которые обеспечивают различные пути к
постижению и
осмыслению истории
Формационный
подход
Цивилизационный
подход
20.
Формационный подходОн исходил из философской категории "общественноэкономическая формация" — исторически определенный тип
общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
Эта категория занимает центральное место в
историческом материализме, являющемся
составной частью марксистско-ленинской
философии.
Она характеризуется, во-первых, историзмом; вовторых, тем, что охватывает каждое общество в его
целостности.
Выработка этой категории К. Марксом и Ф.
Энгельсом дала возможность поставить на место
абстрактных рассуждений об обществе вообще,
характерных для предшествовавших философов и
экономистов,
конкретный
анализ различных
типов
Каждая формация
представляет
собой
общества, развитие которых подчиняется
особый социальный организм, отличающийся
присущим им специфическим законам.
от других не менее глубоко, чем отличаются
друг от друга различные биологические
виды. На основе обобщения истории развития
человечества марксизм-ленинизм выделил
следующие основные общественноэкономические формации, образующие
ступени исторического прогресса:
первобытнообщинный строй,
21.
В настоящее время формационный подход использует меньшая часть историков.Большая часть историков предпочитает цивилизационный подход, название
которого идет от понятия "цивилизация".
Это понятие появилось в XVIII в. в тесной связи с понятием "культура".
Французские философы-просветители называли цивилизованным общество,
основанное на началах разума и справедливости.
В XIX в. понятие "цивилизация" употреблялось как характеристика капитализма в
целом, однако представление о "цивилизаций" не было господствующим.
Русский ученый и публицист Н. Я. Данилевский (1822—1885), социологические
взгляды которого примыкали к теориям и идеям исторического круговорота,
высказал идею обособленных, локальных "культурно-исторических типов",
взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом.
Он выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный,
культурный, политический и социально-экономический.
По Н. Я. Данилевскому, ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга
культурно-исторических типов, которых он насчитывал десять, целиком или
частично исчерпавших возможности своего развития.
При этом качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Н. Я.
Данилевский считал "славянский тип", наиболее полно выраженный в русском
народе.
22.
Понятие «цивилизация» также многозначно,его можно рассматривать
как:
синоним культуры (например, в работах Э.Тайлора)
уровень, ступень общественного развития, материальной и
духовной культуры (древнеегипетская, античная, средневековая и т.д.)
ступень общественного развития, следующая за варварством
(Ф.Энгельс)
эпоха деградации и упадка в противовес целостности и
органичности культуры (О. Шпенглер)
Понятие «цивилизация» входит в научный
оборот с 18 века, когда начался процесс
формирования различных теорий
цивилизаций, продолжающийся до
настоящего времени.
23.
24.
«Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, тоответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость,
вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать
правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов
общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо.
Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает
ему основы и формы добродетели».
Виктор Рикети
де Мирабо
(1715 — 1789) —
маркиз,
французский
экономистфизиократ и
философ.
Известен как отец
знаменитого
революционного
деятеля
Оноре де Мирабо.
У Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только
определенный этап развития общества, но и несет в себе
оценочное значение, т. е. указывает на то, какое
общество достойно называться «цивилизацией».
Мирабо и другие французские просветители исходили из
нравственной оценки общественного развития. Для них
цивилизация — это прежде всего определенный уровень
нравственного развития человечества, этап реализации
не мнимой, а подлинной добродетели.
Вместе с тем в обществознании широкое
распространение получила трактовка цивилизации как
определенного, достаточно высокого уровня духовнокультурных и технологических достижений общества,
социального и политического развития и т. д.
В словаре «Американское наследие» цивилизация
истолковывается как продвинутое состояние
интеллектуального, культурного и материального развития
в человеческом обществе, отмеченное прогрессом в
искусствах и науках, интенсивным использованием
письменности, появлением комплекса политических и
социальных институтов.
25.
26.
Цивилизация как целостная система включает в себя различныеэлементы (религию, экономическую, политическую, социальную
организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые
согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый
элемент этой системы несет в себе печать своеобразия той или
иной цивилизации.
Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием
определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации
происходят определенные изменения, их некая основа, внутреннее
ядро остается неизменным. Следовательно, каждая цивилизация
самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу,
свои институты и ценности.
В процессе функционирования цивилизации происходит реализация
единства духовной жизни крупной социальной общности в исторической
преемственности на определенной территории и дифференциация
культурной жизни в тех же рамках места и времени. Определенность
цивилизации придает духовный фактор — своеобразный склад
психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей,
норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д.
Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной
уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других
цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или
обеднить их.
27.
Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку реализует каксобственную преемственность во времени и пространстве, так и
связь с другими цивилизациями.
В отличие от формационного деления общества, связанного с
производственно-экономическими отношениями, отношениями
собственности, цивилизационное деление связывается с
особенностями культуры.
Поэтому, чтобы уяснить особенность цивилизации,
необходимо рассмотреть отношение понятий
«культура» и «цивилизация».
В современной науке существует довольно сильное течение,
противопоставляющее культуру цивилизации.
Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы,
утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как
чисто западного явления.
Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти
духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не
реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее
кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы
культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается
переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить
жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни
средствами жизни, орудиями жизни».
28.
В западной науке последовательное противопоставление культуры ицивилизации осуществил О. Шпенглер.
В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный
момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок.
Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную
рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм,
смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами,
развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.
Однако в науке имеется и противоположный подход, по сути дела
отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса
цивилизация интерпретируется как ценность всех культур.
Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе
нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации.
С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации»
может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт
культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это
создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его
функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой
трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность.
Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она
связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация
предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же
— способ освоения достижений.
Цивилизация есть реализация определенного типа общества в
конкретных исторических обстоятельствах, культура же —
отношение к этому типу общества на основе различных духовно-
29.
30.
31.
ВЫВОД:Различие культуры и цивилизации,
приводящее в определенных
социальных системах к их
противоречию, носит не
абсолютный, а относительный
характер.
История показывает, что
гуманистические ценности
культуры могут воплотиться в
жизнь лишь с помощью развитой
цивилизации.
В свою очередь, высокая
цивилизация может быть
построена на основе культурного
творчества и вдохновляющих
культурных смыслов.
32.
Никола́й Я́ ковлевичДаниле́вский
(1822 — 1885) —
русский социолог,
культуролог, публицист
и естествоиспытатель;
геополитик, один из
основателей
цивилизационного
подхода к истории,
идеолог панславизма.
Данилевский, отрицая всякую общечеловеческую
задачу в истории, считает Россию и славянство лишь
особым культурно-историческим типом, однако
наиболее широким и полным Данилевский видит в
человечестве только отвлеченное понятие, лишенное
всякого действительного значения и оспаривает
общепринятые деления — географическое (по частям
света) и историческое (древняя, средняя и новая
история).
При этом Данилевский выставляет в качестве
действительных носителей исторической жизни
несколько обособленных «естественных групп»,
которые обозначает термином «культурноисторические типы».
«Европа не только нечто нам чуждое, но даже
враждебное, что её интересы не только не могут
быть нашими интересами, но в большинстве
случаев прямо им противоположны»
33.
Цивилизационные теории(Н.Я. Данилевский)
«Россия и Европа»
Данилевский выделил 5 законов развития и существования культурноисторических типов ("локальных цивилизаций").
1. Всякое племя или семейство, характеризуемое отдельным языком или группой языков,
довольно близких между собой, составляет самобытный культурно-исторический тип.
2. Народы, принадлежащие к данному культурно-историческому типу, порождают цивилизацию
только при наличии политической независимости
3. Каждый культурно-исторический тип вырабатывает культуру только для себя, и начала
цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам, относящимся к
другому типу, хотя определенное воздействие предшествующих или современных чуждых ему
цивилизаций не исключается.
4. Полнота, разнообразие и богатство культурно-исторического типа прямо
пропорционально разнообразию составляющих его элеметнов в форме политической
взаимосвязи
5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется развитию
многолетнего одноплодного растения, у котрого период роста продолжителен, а период
цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда его
жизненную силу.
34.
Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов,сыгравших решающую роль истории
(с различными основами):
1. Египетский
2. Ассиро-вавилоно-финикийский
3. Индийский
4. Иранский
5. Еврейский (религиозный)
6. Греческий (художественный)
7. Римский (политический)
8. Аравийский
9. Романо-германский (2 основы: политическая
и научно-индустриальная)
10. Китайский
Данилевский предсказывал появление нового культурноисторического типа - 11-го - славянского.
35.
Идеи Н. Я. Данилевского в значительной мерепредвосхитили историко-философские воззрения
немецкого ученого-философа О. Шпенглера
(1880—1936).
В концепции О. Шпенглера "цивилизация" — это
определенная заключительная стадия развития
любой культуры; ее основные признаки: развитие
индустрии и техники, деградация искусства и
литературы, возникновение огромного скопления
людей в больших городах, превращение народов
в безликие "массы".
О́свальд А́рнольд
Го́ттфрид Шпе́нглер
Шпенглер считал, что единой общечеловеческой
— немецкий историософ,
представитель философии
жизни, публицист
консервативнонационалистического
направления.
«Закат Европы» (нем. Der
Untergang des Abendlandes, Т.
1 — 1918, Т. 2 — 1922)
«Человек и техника» (нем. Der
Mensch und die Technik, 1931)
«Годы решений» (нем. Jahre
der Entscheidungen, 1933)
культуры не только нет, но и быть не может.
Он насчитывал восемь культур: египетскую,
индийскую, вавилонскую, китайскую,
"аполлоновскую" (греко-римскую), "магическую"
(византийско-арабскую), "фаустовскую"
(западноевропейскую) и культуру майя; ожидал
появления русско-сибирской культуры.
36.
Цивилизационные теории(О.Шпенглер)
Освальд Шпенглер, немецкий философ 20 века, сразу после первой мировой
войны выпустил книгу "Закат Европы", где, подобно Данилевскому, отверг
идею однолинейности развития культур, и еще больше подчеркнул их
замкнутость и несвязанность друг с другом.
Шпенглер выделил 8 типов культур:
1. Египетский
2. Индийский
3. Вавилонский
4. Китайский
5. Греко-римский (аполлонский)
6. Майанский
7. Западно-европейский (фаустовский)
8. Византийско-арабский (магический)
37.
Черты упадкацивилизации:
«Омассовление» и огромные города вместо деревень.
Современный горожанин – это новый кочевник и безбожник, для
него главное – это деньги и власть, а не героические мифы и
патриотизм
Войны за мировое господство
Во главе государства встаёт тиран
Перенасыщенность техникой
Пессимистический прогноз
Шпенглера для Европы состоял в
том, что Европу в ближайшее время
38.
Под влиянием О. Шпенглера английскийученый-историк и социолог А. Д. Тойнби
(1889—1975) стремился переосмыслить все
общественно-историческое развитие
человечества в духе теории круговорота
локальных цивилизаций.
Арно́льд Джо́зеф
То́йнби
(1889 — 1975 ) —
британский историк,
философ истории,
культуролог и социолог.
Один из разработчиков
цивилизационной теории,
автор двенадцатитомного
труда по сравнительной
истории цивилизаций
«Постижение истории».
Исследователь процессов
Глобализации, критик
концепции евроцентризма.
Удостоен Ордена
Кавалеров Почёта.
Он считал, что всемирная история
представляет собой лишь совокупность
историй отдельных своеобразных и
относительно замкнутых цивилизаций.
В начале своего исследования А. Д. Тойнби
насчитывал 21 цивилизацию, затем сократил
их до 13, не считая второстепенных,
побочных и окончательно не развитых.
39.
Цивилизационные теории(А.Тойнби)
Арнольд Тойнби в своей книге "Постижение истории", в отличие
от Шпенглера, признаком цивилизации считает формирование в
обществе творческой элиты, а именно, части населения, не
занятой какой-либо экономической и хозяйственной
деятельностью: священники, профессиональные военные и
администраторы.
Цель элиты - сплочение общества перед лицом различных
разрушающих сил. Цивилизация возникает как ответ культуы на
внешнее и внутреннее воздействие. Тойнби ввел универсальный
критерий для оценки уровня цивилизации - увеличение
самодетерминизма нации, т.е независимости и
самообусловленности развития.
При этом постоянное обновление общественных структур
необходимо для отражения нового отрицательного воздействия.
40.
В их числе: египетская, андская, китайская,минойская, шумерская, майянская, индская,
эллинская, западная, православная
христианская (в России), дальневосточная (в
Корее и Японии), иранская, арабская,
индуистская, мексиканская, юкатанская и
вавилонская.
Тойнби выделяет
21 цивилизацию.
Из выделенных цивилизаций семь - живые
общества, а остальные четырнадцать мертвые, при этом большинство живых
цивилизаций клонится теперь к упадку и
разложению.
Помимо цивилизаций, в какой-то степени
продвинувшихся по дороге развития, Тойнби
выделяет четыре неродившиеся цивилизации (в их
числе - скандинавская), а также особый класс
задержанных цивилизаций, которые родились, но
были остановлены в своем развитии после рождения
(в их числе - полинезийцы, эскимосы, кочевники,
спартанцы и др.)
41.
Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́нтингтон (1927 — 2008) —американский социолог и политолог, автор концепции
этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной
им в статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of
Civilizations?), опубликованной в 1993 году в журнале
«Форин афферс», а затем в 1996 году в книге «Столкновение
цивилизаций».
Большую известность получила созданная Хантингтоном концепция «столкновения
цивилизаций», описывающая динамику современных международных отношений
сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе.
По его мнению, единственное реальное различие, оставшееся между народами после
завершения холодной войны, - культурная принадлежность.
Хантингтон высказал мнение о неизбежности в недалёком будущем противостояния
между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советскоамериканское противоборство во времена холодной войны.
Эти его построения приобрели особую популярность на Западе после трагических событий 11
сентября 2001 г.
«…Хантингтон не учитывает социально-экономический фактор, пытаясь свести всё
к «культурным различиям» и упрощает политическую картину мира, деля его на
«добрую» (западную) и «злую» (не-западную, прежде всего исламскую) половины».
В.С. Малахов
42.
Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма (1952) —американский философ, политолог, политический экономист и
писатель японского происхождения.
Старший научный сотрудник Центра по вопросам демократии,
развития и верховенства права в Стэнфорде. До этого занимал
должность профессора и руководителя программы
международного развития в Школе перспективных
международных исследований Университета Джонса Хопкинса.
С февраля 2012 года — ведущий научный сотрудник Института
международных исследований Фримена Спольи при
Стэнфордском университете.
По мнению Фукуямы победа либеральной демократии знаменует собой
окончание «исторических» конфликтов между государствами, например
таких, как империализм:
«Фундаментально невоинственный характер либерального общественного
строя очевиден в необычайно мирных отношениях, которые страны с таким
строем поддерживают друг с другом. <…> Но в отношениях между собой
либеральные демократии демонстрируют мало недоверия или интереса к
господству друг над другом. Они придерживаются одинаковых принципов
всеобщего равенства и прав, и поэтому у них нет оснований оспаривать
легитимность друг друга».
Реальная политика (политика с позиции силы, по определению
Фукуямы), соответственно, теряет свое значение.
Основным источником взаимодействия между либеральными
демократиями останется экономика.
43.
Однако, независимо от подходов к изучению истории,ее объективное познание обеспечивается
научной методологией
(от греческого methodos — путь исследования, подход
к познанию и logos — учение).
В современной литературе приводятся различные
определения методологии вообще и методологии
исторической науки в частности.
На их основании можно сформулировать такую
краткую и обобщенную дефиницию:
методология истории — это система научных
принципов и методов исторического исследования,
основывающаяся на теории исторического
познания.
44.
Принцип объективности является однимиз принципов, который обязывает
рассматривать историческую реальность
в целом, независимо от желаний,
стремлений, установок и пристрастий
субъекта.
Рассматривать историю с позиций этого
принципа означает, что необходимо
прежде всего изучение объективных
закономерностей, которые определяют
процессы общественно-политического
развития; что необходимо опираться на
факты в их истинном содержании; что
необходимо, наконец, рассмотрение
каждого явления в его многогранности
и противоречивости, изучение всех
фактов в их совокупности.
45.
Принцип всесторонностиизучения истории подразумевает не
только необходимость полноты и
достоверности информации, но и то,
что необходимо иметь в виду и
учитывать все стороны и все
взаимосвязи, влияющие на
политическую сферу жизни
общества.
Таким образом, принципы
объективности, историзма,
социального подхода, всесторонности
изучения базируются на диалектикоматериалистической методологии
изучения исторических процессов.
46.
Особенности российскойистории
При сравнении истории России со всемирной историей, заметно, что Россия
не прошла все те формации, которые определяли основные этапы
исторического развития:
- древний мир - рабовладельческая;
- средневековье - феодальная;
- новое время -буржуазная социально-экономическая формация;
- новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран.
Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было
отпущено развитию капитализма.
К началу XX века она стала страной, в которой переплелись противоречия
феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в
результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и
созданием первого в мире социалистического государства.
По сути дела, история России представляет собой поэтапное
развитие феодализма с раннефеодальных форм,
сменяющих первобытное общество, до тотального
закрепощения в форме военно-феодального
самодержавного строя.