17.44M
Категория: ИсторияИстория

Ранневизантийская архитектура

1.

Ранневизантийская
архитектура

2.

• в византийском стиле начало преобладать
центрическое основание храмов с куполом
и окнами в нем. Это было связано и с
местными формами проведения
священных обрядов.

3.

Церковь Сергия и Вакха (527-536 гг.)
• Церковь была построена по приказу Юстиниана, и в плане
представлена в виде восьмигранника, находящегося
внутри квадрата. Купол держится на восьми опорных
столбах.

4.

Купол церкви Сергия и Вакха
• Диаметр купола составляет 16 метров. Опорой купола
служит восьмигранное основание, а сам купол не покрыт
крышей, и виден издалека.

5.

Паруса
• Парус – связующее звено между плоским основаниемпрямоугольником, и куполообразным сводом. Используя
парус, византийские мастера получили возможность
постройки куполов не только над округлыми
основаниями.

6.

Купольная базилика св. Ирины (532 год)
Купол базилики держат четыре арки. Центральный неф покрыт сводом в виде
цилиндра.
Два яруса галерей и нефов окружают центральную часть базилики. Сверху ее
покрывает цилиндрический купол дугообразного свода.

7.

• Церковь Святого Николая (Штральзунд).
Клеристорий — стена с окнами между
двумя зелёными крышами

8.

• Клеристорий — в архитектуре стена с
окнами, возвышающаяся над кровлей
остальных частей здания. Служит для
освещения и/или вентиляции

9.

10.

11.

• Традиция моления на восток находит отражение в ориентации
христианского храма. Как известно, алтарная апсида в
христианских церквах, как правило, находится на востоке, и это
специально регламентируется в так называемых «Апостольских
постановлениях» (кн. II, гл. 57) второй .половины IV в. 133
Отметим, что при этом может сохраняться непосредственная
связь с восходом солнца: при закладке храма обычно
оказывается актуальной не столько ориентация по странам
света, сколько ориентация именно на восход солнца, которое,
как известно, по мере удаления от экватора не совпадает с
востоком (иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку
горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца). А
так как храмы закладывались весной, часта ориентация на
северо-восток. Например, Шартрский собор.

12.

• Запад - место завершения, «умирания» дня,
традиционно рассматривалось как
обиталище смерти, а восток, напротив,
воспринимался как оплот вечной жизни.
Христиане считали, что на Востоке
находился рай земной – Эдем, и там же
находится град Святой – Иерусалим

13.

• В связи с этими представлениями пространство храма
делилось на части следующим образом: притво́ р (нарте́кс) –
самая западная часть храма, мыслился как преддверие ада.
Здесь находились те, чьи души были наиболее уязвимы
перед кознями Сатаны – так называемые оглаше́нные - не
крещённые, но собирающиеся принять крещение.

14.

Притвор собора Осиос Лукас

15.

• Центральная часть собора - наос, вмещающая во
время службы всех принявших крещение
верующих, символизировала Земной Рай (Эдем),
из которого были изгнаны когда-то Адам и Ева за
первородный грех.

16.

Пространство наоса церкви СантАпполинаре Нуово в Равенне.

17.

• Самая же важная, священная, часть храма располагалась на востоке.
Здесь находится алтарь – место, где, согласно представлениям
христиан, происходит таинство пресуществления (превращения)
крови и тела Христа в вино и хлеб, и где, во время службы, восседает,
как на престоле, сам Бог.

18.

• Алтарь был отделён от прихожан, и проходить к нему
разрешалось лишь священникам - посредникам между
миром небесным и человеческим. В сознании верующих
алтарная часть храма символически рассматривалась как
Рай Небесный, место, где пребывает сам Бог.
Церковь Св. Софии в
Монемвасии. Алтарь
этой церкви отделён от
верующих современной
преградой.

19.

• Снаружи алтарная (восточная) часть храма
имела выступ, называющийся апси́ да.

20.

Базилика Панагии Ахиропитос.
Салоники. Выступающая
полукруглая часть стены - апсида.

21.

• входящие в храм, совершали
символическое движение от тьмы, смерти,
безверия, через преодоление
первородного греха к Небесному Раю,
свету, вечности и спасению души.

22.

• движение в здании храма шло не только в
горизонтальном направлении с Запада на Восток,
но и снизу вверх. Так, квадратное (прямоугольное)
основание здания, рассматривалось как символ
Земли, в то время как круглая форма купола
являлась символом Неба. Столбы и опоры, на
которых покоилась купольная сфера, в сознании
христиан, уподоблялись святым и подвижникам –
столпам веры, на которых держится всё здание
Церкви (как организации). Окна, изливающие свет,
воспринимались как апостолы и пророки, донесшие
до людей свет истины, свет веры христианской.

23.

• Запад, откуда начиналось движение,
символизировал прошлое.
• Центр, где верующие отмаливают грехи,
происходящие от первородного грехопадения
Адама, мыслился как настоящее.
• Алтарная же часть, недоступная простым смертным,
являлась символом будущего, то есть Царствия
Божьего, которое будет установлено после второго
пришествия Христа и Страшного Суда.

24.

• Топографи́ ческая символика. Все части
христианского храма и его детали
символически рассматривались как
конкретные места, связанные с земной
жизнью и смертью Христа.

25.


амво́ н (возвышение перед алтарём) был символом горы, где
прозвучала «нагорная проповедь» Христа, раскрывающая суть
его учения или Голго́ фы – места казни Христа.
• Полукруглая форма алтарной части храма напоминала о
вифлеемской пещере, в которой был рожден Сын Божий, а
также о месте его захоронения, где произошло чудо
Воскресения. Кроме того, храм также рассматривался как град
Небесный – Иерусали́ м.
• Также церковь служила образом распятия Христова, его
спасительной жертвы во имя человечества, поэтому в
основании структуры храма, так или иначе была заложена
форма креста.

26.

27.

28.

• Амво́н (от греч. ἄμβων — выпуклость,
возвышение, край горы) – возвышенный,
полукруглый и выдвинутый вглубь храма
выступ в середине солеи, напротив Царских
врат.
• Архиерейским амвоном называется
четырехугольное возвышение в центре храма,
на которое во время богослужения ставится
архиерейская кафедра.

29.

Базилика Византии
• Новая столица – Константинополь, была
столицей восточной части Римской империи
(Византии). Христиане, до появления
собственного архитектурного стиля
использовали постройки поздней империи и
архитектурные приемы той поры. В качестве
места для проведения церемоний и собраний
была выбрана базилика, так как она не имела
ярко выраженных символов многобожия,
проповедовавшегося в Римской империи
ранее.

30.

• В плане базилика была прямоугольной формы. С
запада размещался вход в нее, а с востока
находился алтарь. Два ряда колонн образовывали
три дополнительных нефа.

31.

Трансепт. Базилика святого Димитрия в
Салонниках (V в.)
• Трансепт – это неф, расположенный поперек
остальных нефов. В плане они образуют крест –
символ христианства.

32.

Атриум и фасад Базилики Св. Петра
• При входе находился обширный двор – атриум. Сразу за
ним помещался притвор, куда допускались те из
верующих граждан, кто не прошел еще обряда крещения.

33.

• Основными материалами при строительстве базилик и
прочих сооружений той эпохи были кирпич и бетон. Вновь
получил распространение и камень.

34.

• В торце храма расположен выступ в форме
полукруга. Это апсида, в которую входит одна из
частей алтаря. Закрывает апсиду сомкнутый свод.

35.

• У боковых нефов перекрытия были более низкими,
чем у расположенного в центре. В связи с этим окна
клерестория освещали все помещение целиком,
сверху.
• Хорами называется второй ярус боковых нефов, на
котором стояли женщины во время церковной
службы. Если хоров не было, они стояли вместе с
мужчинами внизу.
• Главный и боковой нефа разделяли ряды колонн с
аркадами. Аркады опирались на колонны, и могли
иметь сразу несколько ярусов.

36.

37.

Алтарная преграда
• Алтарь в храме стоял на возвышении, и отделялся от
остального зала перегородкой – преградой. Ступать на
возвышение разрешалось только священнослужителям.

38.

Кампанилла Сант-Аполлинаре-ин-Классе
• Кирпичная церковь накрыта сверху куполом, имеющем в
основании восьмиугольный барабан. Купол возвышается
над остальными частями храма.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

• Экседра
• полукруглая ниша, перекрытая полукуполом

49.

• Конха
• перекрытие в форме полукупола.

50.

• пресбите́рий
• (позднелат. presbyterium, от греч. presbýteros
— старейшина), возвышение для алтаря и
мест духовенства в восточной части
католического храма.
• — «место для избранных»,— в
западноевропейской (прежде всего,
католической) церковной архитектуре
пространство между нефом и алтарём
(аналогом которого в восточных церквях
является «престол») в восточной части храма.

51.

• Парус
• часть свода, навес между двумя арками

52.

• Пилястра
• (с лат. — «колонна», «столб»)
• плоский вертикальный выступ, повторяющий все части и
пропорции колонны

53.

Сан Апполинаре ин Классе

54.

Импост
завершающая часть
колонны или стены,
имеющая вид полочки
или фигурного карниза и
являющаяся опорой для
вышерасположенной
арки.

55.

Центрические сооружения
English     Русский Правила