Похожие презентации:
Типы религиозных объединений
1.
Типы религиозных объединений2.
План лекции1. Структура религии
2. Понятие «секта»
3. Сектантские движения на Руси
4. Течения протестантизма
5. Течения ислама
3.
План семинара6. Мистика как религиозная практика
7. Сущность и классификация новых
религиозных движений (НРД)
4.
1. СТРУКТУРА РЕЛИГИИРелигиозное сознание
Религиозная форма
общественного
сознания, включающая
два уровня
Религиозная
идеология
система
идей и
теорий, в
которых
изложены
основы
вероучения
той или
иной
религии
Религиозная
психология
совокупность
религиозных
чувств,
образов,
идей,
хаотических
видений,
эмоций,
настроений
верующих
Религиозная деятельность
Религиозная организация
Осуществляется
в культовой и
некультовой форме
Представляют собой
упорядоченные группы
людей, которые
совместно отправляют
религиозные обряды
Культ
система особых
действий, с помощью
которых люди стремятся
повлиять на
сверхъестественные
существа, свойства и
отношения,
выступающие предметом
их веры
Внекультовая
деятельность
осуществляется в духовной
и практической сферах.
Духовная: производство
религиозных идей,
интерпретация догматов
теологии.
Практическая:
миссионерство,
религиозная пропаганда
и т.п.
Церковь - тип религиозной
организации, сообщество
верующих, связанных единством
христианского вероучения,
иерархией и таинствами.
Деноминация – промежуточный
тип, в зависимости от характера
образования и тенденции
эволюции соединяющий в себе
черты церкви и секты.
Секта (лат. – учение, направление,
школа) – возникает как
оппозиционное течение по
отношению к ранее
утвердившимся, господствующим
религиозным направлениям,
часто в результате их раскола, в
результате протеста против их
доктрины, культа,
организационной структуры.
Харизматический культ – одна из
разновидностей учений, создается
на основе объединения
приверженцев какой-то
конкретной личности (харизмы).
5.
Типы религиозных объединенийрелигиозная группа
(группа людей, объединенных совместной
деятельностью по отправлению
религиозных обрядов и ритуалов)
Культ и НРД
Церковь
(Конфессия)
Секта
Деноминация
6.
2. Понятие «секта»В обывательском сознание понятия секты и культы
используются как взаимозаменяемые, причём понятие «секта»
имеет негативную окраску. Однако такое понимание неверно.
Культ - мистические практики, либо круг
людей, объединенных поклонением личности
или интеллектуальной программе,
сопровождающейся ритуалами.
Секта - религиозная группа,
отклонившаяся от господствующего
религиозного направления.
7.
причины появлениясекты
социальный протест определенных групп
населения против существующих условий жизни,
выраженный в религиозной форме
причины протеста
господство религиозной
идеологии и
религиозность
протестующих
наличие Церкви,
освящающей именем
Бога существующие
социальные порядки
8.
с XIV века, начинаютактивизироваться еретические
движения
рационалистический
мистический
тип
тип
3) СЕКТАНТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
НА РУСИ
9.
Новгородскомосковская ересь иересь Башкина и
Косого
рационалистический
тип
молокане
духоборы
мистический
тип
хлысты
скопцы
СЕКТАНТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
НА РУСИ
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
ХЛЫСТЫ25.
Старообрядчествои его течения
Беспоповцы
Поповцы
1) вера в скорый конец света.
2) не признают духовенства
3) только таинства покаяния и
крещения.
4) объявили
обязательное
безбрачие для беспоповцев.
5) основной святыней
считаться иконы.
стали
1) придерживаются культовой
обрядности,
богослужебных
книг и церковных традиций.
2) участие в церковной жизни не
только священнослужителей,
но и мирян.
3) все 7 таинств христианства
4) уважается жизнь супружеская.
26.
Адвентисты 7 дня(деноминация)
Пятидесятничество
(деноминация)
Мормоны
течения
Баптисты
Методисты
(деноминация)
Свидетели Иеговы
4) ТЕЧЕНИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА
27.
Классификациярелигиозных движений
«Свидетели Иеговы»
Основатель: Чарльз Тейз Рассел
Учредил собственную церковь в 1878 г.
в Питсбурге.
В 1884 г. на базе созданной церкви было
организовано «Общество сторожевой
башни, Библии и трактатов», а с 1931 г.
организация стала называться «Свидетели
Иеговы».
28.
Суть учения:- Бог один, его имя – Иегова,
учение о троичности Бога
является дьявольским
измышлением, а Христос
является не Богом, а просто
высоконравственным человеком,
получившим от Бога способность
не грешить и задание искупить
человечество смертью на кресте.
- Хилиазм особого вида – вера во
второе пришествие Христа, после
которого на земле установится
1000-летнее царство праведников,
устроенное по образцу общества
потребления, по окончании
которого произойдёт третье
пришествие Христа и все люди
(независимо от праведности)
воскреснут и будут наслаждаться
райской жизнью.
«СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»
Культовые действия у иеговистов
практически отсутствуют.
Единственный праздник – воспоминание
о распятии Христа, в который они
собираются в «залах царства» и,
считающие себя включёнными в число
144 тыс. избранных «причащаются»,
отпивая из общего стакана виноградный
сок или вино.
Основной обязанностью является пропаганда своего учения,
втягивание новых людей. На пропаганду члены учения
отдают 10% своих доходов и должны посвящать
пропагандистской работе не менее 10 часов в месяц.
Пропаганда иеговистов носит назойливый характер.
29.
Церковь Иисуса Христа Святыхпоследних дней
религиозная организация
реставрационистского происхождения,
наиболее крупная ветвь мормонизма.
Считает себя восстановленной
раннехристианской церковью,
созданной Иисусом Христом, которая
исчезла в результате великого
отступничества, последовавшего вскоре
после смерти Апостолов Христа. Члены
организации — «святые последних
дней» считают веру в Иисуса Христа и
искупление краеугольным камнем
своей религии.
30.
5. Исламские теченияСунниты
представлены в большинстве исламских стран (страны
Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной и Южной Азии и
т.д.).
Шииты составляют вторую по численности группу мусульман и
традиционно делятся на умеренных шиитов-двунадесятников (Иран,
Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан) и зейдитов (Йемен,
Саудовская Аравия, Иран и Ирак), а также крайних шиитов
исмаилитов, алавитов (Сирия, Турция, Ливан), алевитов и др.
Хариджиты. Религиозные взгляды хариджитов во многом совпадают
со взглядами суннитов, но хариджиты признают законными только
двух первых халифов — Абу Бакра и Умар ибн Хаттаба, не признавая
Усмана, Али и всех остальных (большая часть населения Омана)
Прочие течения и секты. Помимо трёх основных исламских течений
существует ещё ряд течений, принадлежность к исламу которых
ставится под сомнение исламскими учёными-богословами. К ним
относятся ахмадие, друзы, бахаи, низариты и др.
31.
течения в исламеосновные течения
СУННИТЫ
Мутазилиты
Ханафиты
Ханбалиты
Малакиты
Шафииды
ШИИТЫ
Исмаилиты
Джафариты
Зейдиты
Алавиты
Алевиты
ХАРИДЖИТЫ
Мухаккимиты
Азракиты
Надждатиты,
Байхаситы,
Аджрадиты,
Саалабиты
Суфриты
Ибадиты
32.
Характерные черты:отсутствие этноцентризма,
социальная гибкость, прозелитизм
ИСЛАМ
возник в VII в. н.э.
в Западной Аравии
Шиизм
исповедуется
азербайджанцами,
персами и курдами из
Туркмении и Бухары
Суннизм
исповедуют коренные
национальности
Средней Азии,
Казахстана,
некоторые народности РФ
Хариджизм
исповедуют жители
Омана, ОАЭ,
Алжира, Туниса, Ливии,
Марокко и о-ва
Занзибар в Танзании
33.
основные понятияПрозелити́зм (от греч.
προσήλυτος — «обращённый,
нашедший своё место») —
стремление обратить других
в свою веру, а также
деятельность, направленная
на достижение этой цели.
34.
основные понятияЭТНОЦЕНТРИЗМ – предпочтение своей
этнической группы, проявляющееся в
восприятии и оценке жизненных явлений сквозь
призму ее традиций и ценностей. Термин
этноцентризм ввел в 1906 У. Самнер,
полагавший, что люди имеют тенденцию видеть
мир таким образом, чтобы своя группа
оказывалась в центре всего, а все другие
соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой
на нее.
35.
течения в исламеДругие течения и
секты
Ваххабизм
Суфизм
Ахмадие
Исмаилиты
Карматы
Ассасины
Друзы
36.
6.Мистикакак религиозная
практика
37.
Мистика и ритуалМистическая
практика
–
достижение
человеком
трансперсонального
психического состояния
Трансперсональное
состояние
означает
выход в глубинные слои психики, которые
сформировались
в
начальный
период
«рождения»
человека
в
родовом
(архетипический опыт) и индивидуальном
(перинатальный) аспектах
В основе мистики – состояние встречи с
Богом в себя (пробуждение воспоминаний
человека о моменте его творения, когда он
был неразрывно связан с Творцом )
38.
Ритуал• Ритуал совокупность определенных
актов, имеющих сакральный смысл и
направленных
или
на
воспроизведение того или иного
глубинного переживания, или на его
символическую репрезентацию.
• Ритуал,
утративший
связь
с
глубинным переживанием - обряд.
• Литургия (культ)
- совокупность
ритуально-обрядовых норм и практик
в рамках одной конфессии.
39.
Типология религиозных культов• Психотехнические
культы.
«Божество»
кодирует особое состояние сознания адепта, но
не имеет онтологического существования
• Мистериальные культы. К ним относятся
культы божеств, являющихся центральными
персонажами мистериальных ритуалов.
• Универсальные культы. Это специфический тип
культа, не соотносящийся однозначно с
определенным
типом
ритуалов
(может
использовать разные ритуалы)
• Обрядовые культы. Культы, выражаемые в
ритуалах
обрядового
типа.
Бытовая
религиозность
• Нерелигиозные культы. Прежде всего это
«культы», связанные с различными типами
магии
40.
Классификация мистики1) шаманизм
2) мистерии
Аттиса (Адониса)
3) мистерии
Диониса
6) иудейская
мистика
7) исламская
мистика
8) католическая
мистика
4) буддистская
мистика
9) экзорцизм
5) индуистская
мистика
10) православная
мистика
41.
1) Мистика шаманизма42.
• В основе шаманизма лежиттрансперсональный
опыт «умирание» и
«рождения»
• Камлание - ритуальное
вхождение шамана в
психотехнический транс
(совершаемый обычно
публично) для достижения
тех или иных целей (вполне
практических).
Психически переживается
как «полет» в нижний или
верхний мир (духов,
предков)
Мистика
шаманизма
43.
2) Мистерии Аттиса (Адониса) – изменениесознания
Мистерии – особая ритуальная форма коллективного
мистического
(эстатический)
опыт
соитие
с
мифологическими (архетипическими) образами
Мифология:
Аттис младенцем был брошен своей матерью. Когда он вырос
и возмужал, то стал красавцем, и его возлюбила Мать богов –
Кибела, заповедовав ему служить лишь ей и не любить другой
женщины. Однако Аттис влюбился в нимфу Сангарию, божество
реки, и сочетался с ней в пещере. Кибела навела на него
исступление, во время которого Аттис оскопил себя, после чего
был прощен Кибелой и возведен ею в небесную высь.
Ритуал:
Мистерия
разворачивается
в
несколько
этапов,
центральный - коллективный экстаз, включающий в себя
оргии и членовредительство, вплоть до оскопления.
44.
3) Мистерии Диониса45.
Мистерии ДионисаМифология:
1) Дионис родился от кровосмесительной связи Зевса со
своей дочерью Персефоной. В результате у Персефоны
родилось рогатое или быкоголовое дитя, Дионис-Загрей.
2) Зевс, увидев сына, сразу же чрезвычайно полюбил его,
дал ему свое оружие, свои атрибуты громовержца и
посадил его справа от себя на престоле.
3) Супруга Зевса ревнивая Гера задумала погубить
младенца, и когда Зевс однажды отлучился с Олимпа, она
подговорила Титанов напасть на Загрея и растерзать
младенца.
4) Загрей превращается в бабочку, змею, птицу, коня, волну,
льва, мошку, звезду, тучу, гору, былинку и ускользает от
Титанов, которые безуспешно ловят его. Но наконец цикл
превращений закончен, и Загрей снова становится
рогатым младенцем. Титаны хватают бога, терзают,
разрубают его, пьют его кровь, жарят, варят и пожирают
его плоть, за исключением сердца. Это еще трепещущее
сердце отнимает у Титанов Афина и отдает его Зевсу.
.
46.
5) Зевс испепеляет Титанов молнией, и из их прахапоявляются люди, сочетающие в себе два начала – благое
дионисийское (поскольку Титаны «причастились» плоти
бога) и злое титаническое.
6) Сердце же Загрея Деметра облекла новой плотью Вакхачеловека.
7) Дионис проходит по всей земле во главе войска
вакханок. Их оружие – тирсы (вакхические жезлы), увитые
плющом и притупленные на концах сосновыми шишками.
Дионис всюду устанавливает мир и прекращает войны.
8) Всюду, где ступала нога Диониса, он утверждал свой
культ, обучал людей виноградарству и виноделию. Отсюда и
один из эпитетов Диониса – Лиэй-Освободитель: благодаря
вакхическому опьянению человек освобождается от
мирских забот, спасается от бремени обыденности и рутины
повседневного существования
Ритуал:
• символическое повторение сюжета мифа «смерти-возрождение»
• восходящее психическое возбуждение/пробуждение родовой
памяти
47.
4) Буддистская мистика – расширениесознания адепта
1. Созерцание образов первоэлементов.
• Сосредоточению
на
символах
четырех первоэлементов.
• Цель практики достигается тогда,
когда остается лишь предельно
сосредоточенное
и
однонаправленное сознание, а его
объект
исчезает,
переставая
восприниматься.
2. Созерцание объектов, вызывающих
отвращение.
• 1) «Созерцание вздутого трупа
благотоворно
для
того,
кто
испытывает физическое влечение к
красивым формам»;
• 2) созерцание посиневшего трупа
благотоворно для того, кто имеет
пристрастие к красивой коже;
• 3) созерцание гноящегося трупа
благотворно
для
того,
кто
испытывает
вожделение
к
ароматам тела от цветов, духов и
т.д.»
48.
3.Созерцания-памятования.
дыхания.
Осознание
• Мистик
буддист
стремится
к
изгнание
поведенческих
автоматизмов и к максимальному
расширению сферы осознаваемого,
постепенно включая в нее все новые
и новые уровни подсознательного и
бессознательного, идея тотальной
осознанности, всей психофизической
деятельности человека "здесь и
теперь" является фундаментальной
для буддийской йоги (вплоть до
осознавания во сне факта сна)
• Особую роль в буддизме играет
осознавания процесса вдыхания и
выдыхания (жизнь-смерть).
• Начальная фаза осознавание длины
вдоха и выдоха ("делая длительный
вдох,
он
осознает:
"Я
делаю
длительный вдох"" – и т.д.).
49.
4. Практика дружелюбия, сострадания, со-радование• Сначала, йогин должен развить чувство дружелюбия к себе
самому ("пусть я буду свободным от враждебности,
свободным от несправедливости, свободным от тревоги,
пусть я стану тем, кто сохраняет спокойствие") и только
после распространять это отношение на других людей..: «
• «Как я хочу быть счастливым, а не страдающим, хочу жить
и не хочу умирать, так и другие существа тоже".
• Далее он размышляет о своем учителе или другом
достойном человеке. "Пусть этот достойный человек
будет свободен от зла".
• Постепенно йогин распространяет это отношение от
любимых им людей, к безразличным и наконец на нелюбимым
и ранее ненавидимым
5. Созерцание на уровне мира не-форм
• Сосредоточения на образе бесконечного пространства.
Развертывание сознания на уровне бесконечного сознания.
Здесь сознание развертывается как таковое, вне каких-либо
содержаний, что делает излишним наличие пространства
психического опыта.
50.
5) Индуистская мистика - тантраУчение:
Та́нтра
санскр.
«непрерывность», «связь», «нить»
В индуизме тантризм — учение о
двуединой
мужской/женской
природе мира, о нераздельном
союзе «блаженства» и «пустоты»
В основе учения представление о
тождестве
и
человека
(микрокосма)
и
мироздания
(макрокосма: все возводится к
единению двух начал - женского и
мужского.
В зависимости от того, какое
начало
признается
главенствующим,
тантра
разделяется
на
«правую»
и
«левую».
Тантристы
покланяются
богу
Шиве
51.
• Тантра «правой руки» господствуетв Индии, она признает ведущим
мужское, активное начало.
• Тантра «левой руки»
началом признает женское
ведущим
Ритуал:
• В Тантре большую роль играют
ЯНТРЫ мистические изображения и
магические формулы - заклинания МАНТРЫ.
• В
Тантре
интимная
близость
партнёров - это особое состояние
человека,
в
котором
наиболее
эффективна ритуально-мистическая
практика
совершенствования
(в
тантре «правой руки»)
По преданию Тантра
появилась во время
свадьбы Шивы, где он
создал 85000
сексуальных поз
• В Тантре используются все техники
брахманизма и буддизма: медитация,
контроль
над
психофизическими
процессами и т.д., но применительно
к мистико-сексуальным практикам
52.
янтра• Восприятие партнера
воплощённого божества
как
• Восприятие любой позы как
йогической асаны
• Замедленность,
обеспечивающая
возможность ритуализацию
как
психических,
так
физических процессов
• Утончение и эстетизация
интимных отношений
Рельеф тантрического храма
• Осознанность
каждого
мгновения,
с
целью
«впитывания»
сознанием
энергии, высвобождаемой в
процессе
интимность
близости
53.
6) Каббала - иудейская мистикаКаббала – мистическая практика постижения
законов мироздания
Учение:
Наиболее знаменитой каббалистической
книгой является Книга Зоар ( «Сияние»),
написанная
согласно
ортодоксальным
каббалистам во II—III веке н. э. р. Шимоном
бар Иохаем и опубликованной в XIII в.
1. Каббала раскрывает тайный смысл Торы
(законов
мироздания),
которая
рассматривается в качестве глубокого
мистического кода. Первый каббалист
Адам, который познал суть мироздания,
его знания в зашифрованном виде вошли
в Тору
2. Причиной всех проблем человечества в
целом
и
каждого
индивидуума
в
частности
является
несоответствие
законам мироздания.
3. Целью изучения Каббалы - духовное
совершенствование личности, которое
позволит
человеку
понять
свое
предназначение
в
материальном
и
духовном мирах.
54.
4.Только
в
этом
«чувственном
мире»
достижимо
Избавление,
охватывающее
все
мироздание.
Избавление
неотделимо от Исправления
(тикун), оно рождается из
диалога творения и Творца,
и, достигает кульминации в
их воссоединении.
5. Согласно учению каббалы, Бог присутствует всюду,
каждое
явление
и
событие
является
непосредственным
проявлением
Его
сущности.
Задачей
человека
является
преодоление
ограниченности собственного бытия и слияние с
Божественным светом.
55.
Практика каббалыСогласно Каббале душа воплощается в, в материальном мире до
тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции,
для которой она была создана. Когда - посредством обучения
Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться.
Базовое понятие каббалы сфирот (тайные знаки)с помощью
которых Бог сотворил мир, в них также запечатлено
символическое толкование букв еврейского алфавита.
1)
2)
3)
4)
5)
Ритуал:
Чтение книги Зоар (изменяет сознание адепта)
Изучения языка «букв и чисел»
«бесконечная» все более и более глубокая интерпретация
(«перевод») Торы, выстраивание Древа Жизни символическую
связь между явлениями
Практика гадания (каббалисты считают, что они изобрели
карты Таро),
Практика магического воздействия на мир людей и природу
Одно из современных направлений каббала Михаэля Лайтмана
56.
7) Исламская мистика - суфизмСуфи́зм ( от араб. «шерсть»)- все мусульманские учения, целью
которых является разработка практических способов,
обеспечивающих возможность непосредственного общения
человека с Аллахом
•Адепт суфизма - мюрид
(«ищущий», «жаждущий»)
проходит обучение под
руководством муршида или
суфийского шейха
•Суфийские шейхи являются
частью цепочки
преемственности учения,
которая согласно канонам
восходит к Пророку. Тот, у
которого нет иджаза («печати
сердца») от своего шейха на
наставление мюридов, не
является истинным шейхом и не
имеет права обучать желающих
суфизму
57.
1.2.
3.
4.
Практика:
Ступени пути суфия
Шариат неукоснительное исполнение
законов мусульманской религии
Сулук послушничество в роли мюрида
при истинном суфийском шейхе
Марифат - познание Бога не умом, а
сердцем
Хакикат - полное постижение истины
Зикр
- медитативная практика,
заключающаяся
в
многократном
произнесении молитвенной формулы,
содержащей имя Аллаха.
Во время произнесения зикра суфий
совершает ритмизированные
движения, притнимает определённую
молитвенную позу и контролировать
своё дыхание.
Фикр - «безмолвным» медитативные
размышлениям о себе и о Боге.
Мистико-религиозное
значение
имел
танец
дервишей
(нищенствующий
орден «святых людей»)
58.
8) Католическая мистикаУчение Мейстера Экхарта (13 в)
1.Бог есть абсолютное Единство за
пределами многообразия сотворенного
мира и даже за пределами Троицы.
2.Существует абсолютный разрыв между
Богом и творением. Только душа
человека
занимает
промежуточное
положение. Душа содержит внутреннее
божественное
ядро
сущности,
идентичное Единому, она то место, где
Бог рождается в душе.
3. Христос -прообраз для соединения Бога
и человека. Тем самым он
является
примером для всех верующих
4.Спасение состоит в том, что человек
через умирание для мира и погружение в
себя соединяется с божественным.
59.
Христианский мистик должен пройти три этапаспасения души:
Первая очищение, заключается в раскаянии и
отмирании греховного эго, в борьбе против
чувственности. Аскетизм.
Вторая - просвещение, состоит в подражании
послушанию
и
смирению
Христа,
главными
средствами для чего являются созерцание страданий
Христа, оставление собственной воли и вхождение в
волю Божию. Любовь к ближнему есть путь к Богу.
Третья - соединение души с Богом, наступает, когда
человек освобождается от сотворенного мира и его
влечений, а также от самого себя. В душе рождается
Христос. Человек хочет того, чего хочет Бог, и
становится с Ним единой сущностью. Иногда это
соединение переживается как экстаз или за ним
следуют видения, которые становятся вершинами в
жизни благочестивого человека
60.
9) ЭкзорцизмМифология:
В основе библейский сюжет об изгнании
Иисусом бесов из одержимого
Практика
• Свидетельством
одержимости
является
способность
жертвы
левитировать,
«бесноваться»,
показывая нечеловеческую силу,
святотатствовать
словами
и
жестами и т.д. - все то, что было
характерно
для
участников
языческих мистерий
• Священники обычно сами изгоняли
бесов при помощи младших лиц
духовного звания.
• Жертва
испытывала
боль,
психические сдвиги, спазмы, тело ее
издавало отвратительные звуки,
жертва плевалась, потела, ее рвало
и т.д.
61.
• С мистической точки зрения христианский экзорцизм - этодуэль между дьяволом и экзорцистом за душу жертвы.
• Во время ритуала священник и его помощник должны
быть относительно безгрешны, ибо дьявол может
швырнуть их грехи им в лицо и сурово критиковать их.
Экзорцист должен быть тверд в вере.
• Каждой хитроумной уловке дьявола экзорцист должен
противопоставить открытое требование уйти именем
Христа,
грозя,
если
дьявол
не
подчинится,
непрекращающейся болью и проклятием.
• Экзорцисты разработали целый арсенал «символов»,
инструментов пытки и молитв, направленных на изгнание
бесов
• В 16 веке экзорцизм стал инструментом «охоты на
ведьм», которую начала католическая инквизиция.
«Ведьм» обвиняли в сожительстве с Сатаной и его
слугами - бесами
62.
10) Православная мистика - исихазм• Исихáзм (от греч. hesychia —
покой, безмолвие, отрешенность).
• Идеи исихазма восходит к трудам
отцов
Церкви
христианского
Востока,
описывавших
мистические
монашеские
практики (Макарий Египетский,
Иоанн Лествичник, и др.).
• Основоположниками исихазма как
целостного учения стали жившие
в XIV веках в св. Григорий Палама.
Святому исихасту не
страшны дикие
звери, так как в нем
нет никакой угрозы и
агрессии
• В
России
распространения
Троице-Сергиев
монастырь
(Сергий Радонежский)
• Возрождение
мистических
традиции связано с именем
Серафима Саровского.
63.
Учение1) Бога непознаваемое можно созерцать
посредством божественных энергий,
которые Божии пронзают мир, и
поэтому можно узреть «нетварное»
(несотворённое) и невещественное
излучение Бога
2) Путь к богосозерцанию молитвенное
самоуглубление,
духовном,
«внутренне» зрение.
1)
2)
3)
Серафим Саровский
4)
5)
6)
7)
Практика
уход от мира, монашеский образ
жизни
противостояние
греховным
помыслам
«духовная
брань»
(православная психотехника)
внутреннее
сосредоточении
и
мысленное перемещении «ума» в
«сердце» во время «молчаливой
молитвы» или «умной молитвы» о
бед молчания
«непрерывная молитва» во время
обычных дел
безмолвная молитва и созерцание
Божественного
(«Фаворского»)
света;
«обожение» человека
64.
7. Сущность иклассификация новых
религиозных движений
65.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ«НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Нетрадиционные
религии
—
совокупность
религиозных вероучений, появившихся в ХХ веке.
Нетрадиционные религии также называют
религиями Нового века, альтернативными культами
или
неокультами,
внеконфессиональными
(надконфессиональными) верованиями, новыми
религиозными движениями (НРД).
Как отмечают исследователи, широкая экспансия
подобных
групп,
свойственна
экономических и политических кризисов.
периодам
66.
новые религиозные движенияК новым религиозным движениям относят религии, возникшие
в ХХ вв.; не связанные с определенной этнической группой. Их
вероучение не имеет глубоких связей с историей и культурой
государства. Новые религиозные движения часто называют
нетрадиционными или альтернативными религиями.
привлекает своеобразная
романтика, система тайных
инициаций, экзотичность,
экстравагантность
Основные причины
возникновения
глобальные проблемы человечества,
которые стали источником негативных
настроений: утраты гуманистических
принципов, бесперспективности жизни,
вызывающих ощущения общего кризиса
общества
компенсировать
потребность в
контактах, общении,
духовной близости
через специфический
образ жизни
67.
► «Самоеглавное обобщение, которое
можно сделать о НРД – это невозможность
обобщения о них. Они различаются
своими традициями и внутри этих
традиций»
(профессор
социологии
религии Лондонской школы экономики и
политических наук Айлин Баркер).
► Новые религиозные движения (НРД)
вышли
за
рамки
доктринальных
положений традиционных конфессий,
исследование их должно акцентироваться
на
социокультурной
альтернативе,
свойственной новым мировоззренческим
исканиям.
68.
ПОНЯТИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙНовыми называются религиозные движения, возникшие в XI Х– ХХ вв.,
и продолжающие появляться поныне.
Точное число новых религиозных
движений неизвестно. По темпам
роста новые движения опережают
другие религиозные системы.
Тоталитарный
характер вероучения
большинства из
них
Снижение общественного
авторитета христианской
церкви
Сохранение
неразрешёнными вопросов
человечества, в особенности
вопроса о смерти
Развитие средств
массовой информации,
увеличение скорости
донесения информации до
потребителя, что оставляет
ему значительно меньше
времени на её обдумывание
Неустойчивость вероучения
и культа, которая негативно
сказывается на психическом
состоянии людей, всецело
доверившихся этим движениям
Наличие тайных
элементов вероучения,
скрываемых при
публичной саморекламе и
доступных посвящённым
Коммерциализация сторон
жизни, превращение
религиозной веры и спасения
души в товар
Развитие науки и техники,
значительно расширившей
возможности человека и
поставившей перед наукой
новые проблемы
Расширение связей между
странами, народами,
взаимопроникновения
культур, появление
стремления к объединению
между ними
69.
Сущность новых религиозных теченийЭто
дестабилизирующая сознание человека,
подрывающая
его
психику
организация,
деятельность
которой
направлена
на
удовлетворение потребностей её основателей.
В
большинстве
случаев
это
религиозные
общины, прикрывающиеся Библией, которую они
трактуют по-своему, разнообразные медитивные
собрания
и
«реабилитационные»
центры,
заменяющие одну зависимость на другую.
Дэвид
Майерс
в
книге
«Социальная
психология»
определяет
это
как
группу
характеризуемую:
1) особым ритуалом поклонения Богу или человеку
2) изоляцией от окружающей «злой» культуры
3) наличием харизматического лидера
70.
Классификация нетрадиционных религий1) Неохристианские
объединения
2) Неоориенталистские
(восточные) течения
3) Сатанистские
группы
Три типа специфических признаков:
1 тип — организационные особенности
2 тип — кадровые особенности
3 тип — вероучительные особенности
4) Саентологическое
направление
5) Синтетические
религии
6) Оккультизм и
целительские культы
7) Харизматические
культы
(тоталитарные)
71.
РАЗНОВИДНОСТЬ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙНеохристианские
объединения
Саентологические
направления
Неоориенталистские
культы
Харизматические
культы
Характерно стремление
объединить
христианское
вероучение с
элементами восточных
религий, наукообразная
фразеология в
изложении вероучения,
мотивы скорого конца
света и мессианизм,
наделение
руководителя статусом
посланника Бога
Наукообразные
направления в
вероучении, в
которых получают
мистическую
трактовку
неисследованные
явления природы
и психики
человека
Преобладает
агрессивная
антиинтеллектуали
стская
направленность, а
также способы
психофизического
воздействия на
человека
Во главе стоит
лидер,
обладающий
«особой
благодатью»
«Церковь Христа»
Во главе харизматический
лидер, уверяющий, что он
обладает новым
уникальным
«откровением»
относительно Бога и
реальности.
Группа придерживается
катастрофическиапокалиптического
взгляда на мир. Члены
организации
отказываются от
имущества
«Церковь
саентологии»
Р. Хаббарда
«Белое братство»
«Общество
Сознания Кришны»
Лидер создает особую «семью»
или коммуну, в которой его
называют «отцом».
Лидер устанавливает
обязательные для всех правила
поведения, но не обязательно
следует им сам.
Используется техника
контроля за поведением
обращенных,
предполагающая
изоляцию от внешнего
мира.
Культ предпочтительно
коллективный,
используется «техника»
психологического
манипулирования,
психотерапия, особое
внимание уделяется
новообращенным, их
адаптированию к группе.
72.
1. Организационные особенности1) поклонение живому
божеству (обожествление
лидера)
2) централизация
управления и дисциплину
3) активное миссионерство
4) материальное
жертвование или отказ
верующего от
собственности в пользу
своей общины
73.
2. Кадровые особенности1) общая направленность на
радикальное изменение
сознания новообращенного
2) агрессивные методы
привлечения и удержания
своих сторонников
3) требование
безоговорочного принятия
вероучения и исполнения
культовых предписаний
74.
3. Вероучительныеособенности
1) отсутствие
догматической и
обрядовой традиции
2) антихристианство и
неоязычество (вплоть
до идолопоклонства)
3) синтетичность и
эклектичность
вероучения
75.
Классификация новых религиозных движений1) Неохристианские объединения
Заявляют о своей ориентации на
христианское наследие, однако при
его трактовке используются
нехарактерные для традиционного
христианства схемы, привлекаются
элементы восточных религий, упор
делается на скором приближении
конца света.
76.
«ЦЕРКОВЬ ХРИСТА»Деструктивная секта протестантского толка. Основана в Бостоне в 1979 г. пастором
Кип Мак Кингом.
Суть учения:
библия даёт ответ на все жизненные вопросы; целью секты является всеобщая
евангелизация планеты Земля и возвращение к нормам церковной жизни
I века христианской эры.
Имеет жёсткую организацию и дисциплину. Центром её является Бостонская
церковь, которой подчиняются 24 региональные «столповые» церкви.
Руководитель каждой группы является наставником нижестоящих и
учеником вышестоящих руководителей. Члены общины должны бросить
семью и работу. Они живут в «семейных группах» из 5-10 чел. под
руководством лидера. Член общины обязан беспрекословно подчиняться
своему наставнику, отчитываться перед ним в своих делах и мыслях. Ему
запрещается сомневаться в правильности слов и действий начальника. День
проходит в молитвах, слушании проповедей, отчётах перед лидером,
бесплатной работе – сборе милостыни или публичной агитации. За любые
нарушения, а также «для профилактики» лидер может подвергнуть наказанию
(посту или бодрствованию в течение нескольких дней, обливанию холодной
водой по полчаса).
77.
Классификация новыхрелигиозных движений
2) Неоориенталистские (восточные) течения
В основу культовой практики положены восточные
вероучения, которые значительно перерабатываются и
представляют собой адаптированный для западного
восприятия вариант.
«Общество сознания Кришны»
Основатель: Шрила Прабхупада (1896–1977 гг.)
В религиозной жизни кришнаитов значительное место
отводится аскетической практике. Человек должен свести к
минимуму потребности материального тела, только так он
сможет возвысить уровень своего сознания и встать на путь
духовного совершенствования.
В самой Индии последователи Прабхупады особенной
популярностью не пользуются.
78.
«МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ»Основано в 1955 г. индуистским проповедником Абхеем Сараном Шри Шримад Бхактиведанта
Свами Прабхупадой. Основы учения изложены в сочинениях основателя секты – английских
переводах священных индуистских писаний и комментариях к ним.
Кришна (одно из воплощений бога Вишну) считается самостоятельным божеством и главным
богом Вселенной. Культ строится на индуистских обрядах.
Суть вероучения: существует единственный абсолютный Бог – Кришна, который выступает в
трех сторонах своего проявления: Бхагавака, Брахман, Паратама.
Бхагавак
это сторона Бога как
Верховной личности,
обладающей непостижимыми
качествами, всем богатством,
могуществом, красотой
Брахман
это внеличностная сторона,
всепроникающая абсолютная
истина, непостижимая,
бесконечная сила, излучение
трансцендентального тела
Личности Бога
Паратама
в ней выражается Верховная
душа, которая находится в
сердце каждого живого
существа наряду с
индивидуальной душой –
дживой
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТА
В публичных проповедях
предусматривается уважение к
живой природе, отказ от
употребления пищи животного
происхождения, кроме молока,
запрет употребления алкоголя,
кофеина, табака, наркотиков, запрет
половых отношений вне брака.
Основное моральное требование –
преданное служение Кришне. Это
беспрекословное исполнение воли
духовного наставника – гуру. С теми,
кто не разделяет учения секты,
кришнаиту запрещено поддерживать
какие-либо отношения, кроме
изымания у них денег.
Дети сектантов тщательно
оберегаются от связей с внешним
«сатанинским» миром, не получают
медицинской помощи, в случае
болезни должны терпеливо ждать
смерти, которая позволит им
«соединиться с Кришной».
Чтобы подавить волю сектанта к
сопротивлению, предписывается
ограничение времени сна – не более
четырёх часов в сутки, диета, чтение
мантры «харе Кришна»
до 2000 раз в день и более.
Считается, что «карми» –
все, кто не входит в секту,
могут потратить деньги
только на греховные дела.
Поэтому кришнаит должен
изъять у них как можно
больше денег путём
попрошайничества, продажи
изготовленных на
принадлежащих секте
предприятиях товаров
(ароматических веществ,
книг, пряностей, косметики,
предметов индуистского
религиозного культа) по
явно завышенной цене.
8
79.
Кришнаиты на улице80.
Классификация новыхрелигиозных движений
3) Сатанистские группы
В частности, «Церковь сатаны»,
культы дьявола и другие
разновидности зловещих
антигуманных объединений.
Они объявляют себя носителями зла
и антиподом христианства
Их общей чертой является активное неприятие
морали и идеализация образа Сатаны как борца с
«тиранией» Бога. Подростков соблазняют обещанием
чудесной силы, вседозволенностью, культом силы.
81.
Сатанистские культы82.
4) Саентологическое направлениеКлассификация новых
религиозных движений
Название произошло от английского
слова science – наука.
Направление объединяет различные
«космические религии» (типичный
представитель – «Церковь
саентологии»
Рона Хаббарда)
Основой учения саентологии является дианетика
(наука о мышлении). В ней причудливым образом
достижения науки соединены с практикой
психоанализа, элементами научной фантастики
(пребывание душ на других планетах) и восточных
религий (идея перевоплощения).
83.
«ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ»Основана в 1953 г. в Фениксе, штат Аризона США писателем- фантастом Р.Л.Хаббардом
Суть учения:
В основе лежит идея о том, что человечество - это бессмертные души (фетаны),
потерявшиеся во времени, пространстве и материи (мэст). Перевоплощаясь из
одного тела в другое они забыли о своем истинном происхождении.
Причина забывчивости гнездится в «реактивном уме», который подсознательно
регистрирует реакции человека на разного рода душевные и телесные травмы.
Эти реакции (инграммы) можно удалить с помощью специального метода
(одитинга), который очищает сознание и делает человека «клиром». Чем больше
подобных людей будет на земле, тем меньше на ней будет преступности, войн,
наркомании и т.д.
Церковь имеет очень сложную и разветвленную
управленческую структуру, которая во многом напоминает
структуру международных корпораций.
Ее центр расположен в Лос-Анджелесе. По данным самой
церкви, число ее членов составляет около 10 млн. человек,
более чем в 600 церквах, более чем в 100 странах мира.
Хаббард охарактеризовал саентологию как прикладную
религиозную философию. Саентология включает в себя
философию и технику духовного совершенствования и
охватывает такие темы как мораль, этика, детоксикация,
образование, управление и др.
Подобно трансцендентальной медитации, сайентология не препятствует своим
членам оставаться христианами, буддистами и т.д. и настроена на религиозный
диалог. Однако основной корпус ее идей вряд ли совместим с христианским
мировоззрением.
84.
Общество сайентологов85.
5) Синтетические религииКлассификация новых
религиозных движений
К ним относятся движения Общества Бахаи,
община Ахмадие
Бахаизм (бехаизм) – возникшая в лоне
шиитского ислама секта, представляет собой
новую религию и отличается
межконфессиональным пацифизмом и
экуменизмом (движение церквей различных
конфессий в целях преодоления вероисповедных
разногласий и последующего их объединения)
Община Ахмадие. Основатель – Мирза Гулам Ахмед
Кадиани (1835-1908 гг.). В своем учении он попытался
осуществить синтез восходящей к Корану мусульманской
традиции с отдельными положениями других религий
(прежде всего христианства).
86.
6) Оккультизм и целительские культыРечь идет о
распространении
мистических учений,
магии, теософии,
спиритизма, астрологии,
колдовства,
целительства. В
частности «Алля Аят»,
«Ата жолы».
Классификация новых
религиозных движений
Организация «Ата жолы» появилась
в феврале 1997 г. и
зарегистрирована в 2001 г. в
качестве коммерческой организации.
Организация за определенную плату
обещает исцелить любого человека и
превратить его в святого (аулие). В
начале 2009 г. суд Алматы
запретил организацию «и
пропаганду ее деятельности,
поскольку она несет угрозу здоровью
граждан.
Движение «Алля Аят», зародившееся в Казахстане, получило
известность в странах СНГ. Секта издавала в Новосибирске журнал
«Звезда Селенной». В СМИ появлялись сообщения о том, что пациенты
«Алля Аят» попадали в психиатрические клиники с тяжелейшими
психозами, вызванными сомнительными гипнотическими внушениями.
87.
7) Харизматические культыРечь идет о
распространении
мистических учений,
во главе которых стоит
харизматический
лидер, обладающий
«особой благодатью».
В частности «Белое
Братство», «Город
Солнца
Виссариона»
Классификация новых
религиозных движений
«Белое братство»
в основе — подмена
Истинного Бога, отрицание
Иисуса Христа, назначение
нового Бога, утверждение
нового «мессии», новой
религии именно как
собственного изобретения
88.
«ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ»Основана в 1954 году в Южной Корее Сан Мён Муном
В учении смешиваются христианские,
буддистские и языческие корейские
представления. Бог, согласно учению,
является двуполым существом, как и все
существа подчиняется половому инстинкту
Распорядок дня строго регламентирован. Царит жёсткая дисциплина,
действует система подавления личности. Свободное от работы время
«дети» Муна посвящают изучению «Принципа» - священного писания,
составленного Муном, и «священного» корейского языка. Питание и
сон ограничиваются. Мужчины и женщины живут в одной квартире,
но спят в разных комнатах. Долгие взгляды друг на друга, словесное
общение пресекаются и наказываются. Члену общества прививается
чувство несоответствия принятым нормам, вины, ущербности. За
нарушение установленных норм лидер группы может наложить
жестокие наказания. Всё это, естественно, негативно отражается на
психике и физическом здоровье людей. После нескольких лет такой
работы и изучения «Принципа» член общины получает
«благословение» и вступает в брак с партнёром, которого ему
подбирает Мун. Церемония «бракосочетания» происходит один раз в
год, на стадионе, одновременно сочетаются браком несколько тысяч
пар, на подбор пары уходят считанные секунды.
89.
Тоталитарный религиозный культ — особый типорганизации, для которой характерны
авторитарные методы управления, ограничения
прав человека для членов организации и
деятельность которой представляет опасность для
жизни и здоровья граждан, существующая в форме
религиозной, общественной, коммерческой,
образовательной или оздоровительной организации.
90.
Около 30 человек, в том числечетверо детей, закрылись в
пещере с запасом продуктов,
чтобы встретить там «конец
света», который их
руководитель, Петр Кузнецов
назначил на май 2008 года
91.
В ноябре 1978 года мир был потрясен,узнав о страшном конце «Народного
храма», возглавлявшего Джимом
Джонсом
92.
«Происходит очень опасное явление врелигиозной жизни РФ:
эксплуатируется религиозная тема,
которая стала близкой для очень
многих людей. Кто-то пробует
эксплуатировать ее ради каких-либо
целей политических, кто-то
употребляет для личных целей, кто-то
реализует в этом контексте свои
болезненные фобии»
(митрополит Кирилл)
93.
Признаки новогорелигиозного культа
1) Монополия на истину и религиозная нетерпимость
(«Наша вера единственно верная»)
2) Часто - поклонение не богу, а лидеру секты
3) Требование уйти из мира в секту, отдать секте
имущество
4) Регламентация
времени
жизни:
еды,
сна,
проведения
5) Служба охраны. Сложно выйти из секты
6) Обязательность пожертвований
обязательность работы на секту
секте
и
(или)
94.
Сравнительная характеристика религиозных организаций с христианствомДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ХРИСТИАНСТВО
В каждом человеке есть дух и этот дух после Душа не имеет перевоплощений.
смерти человека воплощается в новые и новые
тела.
Человек может стать Богом.
Бог Творец, а человек творение Божие.
Бог мог воплотиться в человека, а
человек может только приобщится к
Богу через Богочеловека Иисуса Христа
Выражение неуважения к патриотизму, родной
культуре,
традициям,
памяти
предков,
авторитету
старших.
Гордость
своим
неуважением.
Утрата интереса к привычному кругу общения,
семье, друзьям, профессии, форме отдыха. Частое
и необъяснимое отсутствие дома
Гордыня – это самый страшный грех.
Человеку надо каяться в своих грехах
перед Богом.
Уважать и не забывать родителей. Не
нарушать супружескую верность. Не
лжесвидетельствовать
против
своего
соседа.
Значительные денежные потребности: займы в Не красть. Не убивать.
банках, поборы у родственников и друзей, долги,
кражи.
95.
Появляется биполярное видениямира: черное и белое, спасенное и
осужденное, добро и зло. В мире нет
места для полутонов. Лица и
движения воспринимают себя в
«белой, спасенной, доброй»
категории. Все это может привести
к нетерпимости и экстремизму.
Особенно часто проявляется во
времена личных кризисов,
социальных и экономических.
96.
В данные организации приводят путёмскрытием достоверной информации о учении
и
деятельности
этой
организации,
заманиванием на различные вечера и
семинары,
обещаниями избавления от
наркотической и алкогольной зависимости.
Человеку
предлагается
выполнение
определённых действий, которые «ведут к
постижению истины», «к связи с высшими
силами», «способствуют решению проблем
или
получению
информации
для
их
решения», «активизируют резервы души и
тела», «способствуют духовному очищению,
развитию, совершенствованию» и т.д.
97.
Методы, применяемые в деструктивных религиозных организациях длявовлечения и удержания новых членов
Существует много методов подвергнуть человека
психологической обработке и втянуть его в
деструктивную организацию. Существующая
модель описывает поэтапный процесс обретения
психологического контроля над человеком. Три
этапа состоят из размораживания прежней
личности, ее замены новой и замораживания
новой личности.
98.
Модель обретения психологическогоконтроля над человеком
РАЗМОРАЖИВАНИЕ
ЗАМЕНА
ЗАМОРАЖИВАНИЕ
99.
Приёмы манипулированиябазируются на двух основных принципах:
Если можно заставить человека вести
себя так, как хотите, можно заставить его
поверить в то, что хотят.
Внезапные перемены среды, настроения
могут
сделать
человека
особенно
подверженным влиянию и привести его к
переменам
мироощущения,
системы
ценностей и веры.
100.
Изоляцияприёмы
манипулирования
Когда человек отделен от
общества друзей,
родственников и привычного
окружения, то может утратить
собственное ощущение
действительности
101.
приёмыманипулирования
Социальное групповое давление
Эксплуатируется чувство
принадлежности к социуму,
человек может начать
подавлять в себе сомнения
по отношению к идеям
группы
102.
Винаприёмы
манипулирования
Учение группы о спасении
подкрепляется
намеренным
преувеличением «грехов»
прежней жизни
103.
приёмыманипулирования
Страх
Лояльность группе и подчинение
её правилам и идеологии может
достигаться путем запугивания, а
также угрозой серьезных
духовных и физических
последствий, вытекающих из
различных нарушений.
104.
приёмыманипулирования
Бомбандировка любовью
Чувство единой семьи, принадлежности может
быть искусственно создано постоянными
объятиями, поцелуями, прикосновениями и
лестью. Потенциального «брата» («сестру»)
окружают добротой и пониманием, молятся за
него и его близких, могут дать совет, помочь
материально.
У
человека
вырабатывают
зависимость. Он уже даже если и захочет, то не
сможет отказать в какой-либо просьбе своей
новой «семье».
105.
приёмыманипулирования
Отсутствие всего личного
Не оставляют времени на
«самого себя», чтобы побыть
в одиночестве. Теряется
способность объективно
мыслить и оценивать
ситуацию «со стороны», «в
перспективе»
106.
приёмыманипулирования
Усталость
Не получая отдыха, человек
утрачивает способность
ориентироваться в обстановке и
делается подверженным влиянию, в
особенности, если при этом его ставят
во все новые и не привычные для
него положения и представляют
противоречивую информацию, в
которой нет времени разобраться
107.
Вероятность попадания под влияние нового религиозногоучения сильно увеличивается, если человек:
*не
имеет
сформировавшейся
жизненной
представления о своём месте в мире;
позиции,
*предпочитает представлять себя как «необычную личность»,
имеет потребность в отделении от большинства;
*недавно пережил индивидуально значимую психологическую
травму или серию неудач, которые трактует как ситуацию,
неразрешимую доступными ему средствами;
*испытывает одиночество.
108.
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙЦЕРКОВЬ
ДЕНОМИНАЦИЯ
СЕКТА
КУЛЬТ
Источник
членства
Все или
большинство
членов общества
преданы церкви
Набор путем
обращения в веру
детей членов общины;
в некоторой мере
обращение в веру
новых людей
Братство преданных
верующих;
обращение в веру на
основе убеждения
Братство преданных
верующих,
обращение в
результате
эмоционального
кризиса
Отношение к
государству и
другим
религиям
Тесно связана с
государством и
нерелигиозными
организациями
В нормальных
отношениях с
государством, но не
входит в его структуру
Выступает против
других религий, а
также
государственных и
светских органов
власти
Отрицание других
религий, а также
государственных и
светских органов
власти
Тип
руководства
Профессиональны
е священники,
работающие
полный рабочий
день
Профессиональные
священники
Непрофессиональн
ые лидеры,
имеющие слабую
подготовку
Харизматические
лидеры
Тип
вероучения
Формальная
теология
Терпимость к
различным точкам
зрения и спорам
Новые принципы;
откровение и
проникновение в
духовную сущность
Вовлеченность
членов
Сведено до
минимума или
совсем не
требуется для
многих членов
Наличие
ритуалов
Незначительная
вовлеченность,
разрешается иметь и
другие обязательства
Упор на чистоту
вероучения и
возврат к
изначальным
принципам
Необходимо
глубокое чувство
преданности
Глубокая
эмоциональность
Глубокая
эмоциональность
Тип
религиозных
действий
Наличие ритуалов,
слабая
эмоциональная
выразительность
Необходима полная
преданность
109.
Будущее новых религиозныхкультов зависит от того, в
какой мере может быть
социально значимым их вклад
в поиски ответа на вопрос, что
значит быть человеком