Похожие презентации:
Происхождение государства, теории происхождения государства. Тема 1
1.
Тема 1. Происхождениегосударства, теории
происхождения государства
2.
Основной единицей общества на заре формированияСтруктура
первобытного
общества
государства была община - объединение людей на
основе родства, ведущих совместную хозяйственную
деятельность.
На более поздних этапах появляются племена объединение нескольких родов, ведущих совместный
быт и хозяйственную деятельность. Племена в
последствие объединялись в союзы племен.
3.
Первобытное общество было основано на общиннойсобственности, все добытое и произведенное
перераспределялось между всеми членами общины.
Иного способа выживания не могло существовать из-за
кране низкого уровня производительности труда.
Отсутствовала частная собственность и эксплуатация.
Экономика
Однако постепенно совершенствуются орудия труда, а
также способы производства, что приводило к
постепенному росту производительности труда,
итогом чего стало появление излишков.
4.
Все наиболее важные вопросы на стадии общинырешались общим собранием рода, каждый имел право
участвовать в обсуждении. Для решения оперативных
вопросов избрался старейшина - наиболее уважаемый
член рода. Должность была сменяемой, более достойный
назначался по решению общего собрания.
Должность не давала никаких привилегий, не отделяла от
Власть,
управление
общества. Он работал наравне со всеми и получал равную
долю, как и все. Власть основывалась на авторитете.
Племя управлялось советом старейшин, представляющих
свой род. Совет избирал племенного вождя. Должность
также была сменяемой и не давала особых привилегий.
Союз племен - тоже самое. Иногда избирались вожди по
направлению деятельности, как правило военные.
5.
Постепенно обществом формируются различныеНормативное
(правовое)
регулирование
правила поведения, которые передаются из поколения
в поколение, повторяются и одобряются всеми
членами общества как наиболее справедливые,
рациональные, выгодные для людей и общества в
целом. Таким образом формируются обычаи.
В случае нарушения таких правил все общество встает
на защиту обычая, используя в том числе меру
принуждения (смерть, изгнание).
6.
Примерно 10 000 лет назад произошла Неолетическаяреволюция - переход от присваивающей экономики
(собирательство, охота) к производящей (земледелие,
скотоводство).
Производящая экономика требовала намного большего
Неолетическая
революция
управления и руководства, тем самым усилилась роль вождей,
которые постепенно накапливают опыт и для большей
эффективности управления отстраняются от общественных
обязанностей, сосредоточивают свою деятельность
исключительно на управление делами союза племен.
Экономической предпосылкой для отделения отдельных групп от
общественных обязанностей явилось появление излишков!
Постепенно по мере разрастания общества (племен, союза
племен), его стратификации, необходимости защиты общества
целом и отдельных его частей , а также организации труда
формируется отдельный класс управленцев во главе с вождем, что
явилось прообразом государства.
7.
1. Теологическая (божественная) теория2. Патриархальная теория
Теории
происхождения
государства
3. Органическая теория
4. Теория насилия
5. Психологическая теория
6. Теория общественного договора
7. Историко-материалистическая теория
8.
Одной из первых теории происхождения государства иправа была теологическая, объясняющая их
возникновение божественной волей . Ее представителями
были многие религиозные деятели Древнего Востока,
средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.),
идеологи ислама и современной католической церкви.
Теологическая теория не раскрывает конкретных путей ,
Теологическая
теория
способов реализации этой божественной воли (она может
укладываться в любую из последующих концепции).
Государство и право, согласно данной теории – творение
Бога с целью регулирования поведения людей.
Теологическая теория использует не столько научные
аргументы, сколько опирается на веру. Ее влияние велико
и по сей день – но золотой век данной концепции
относится к древности и средневековью
9.
Эта теория также возникла в древности. ЕеПатриархальная
теория
основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако
подобные идеи высказывались и в сравнительно
недавние времена (Р. Фильмер, Н.К. Михаиловский и
др.).
Смысл этой теории в том, что государство возникает из
разрастающеися из поколения в поколение семьи.
Глава этой семьи становится главой государства монархом. Его власть, таким образом, это продолжение
власти отца, монарх же является отцом всех своих
подданных.
10.
Эта теория возникла в XIX в. в трудах Г. Спенсера, ВормсаПреиса и др. в связи с успехами естествознания, хотя
некоторые подобные идеи высказывались значительно
раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в
том числе Платон (IV - III вв. до н. э.), сравнивали
государство с организмом, а законы государства - с
процессами человеческой психики.
Органическая
теория
В соответствии с органической теорией само человечество
возникает как результат эволюции животного мира от
низшего к высшему. Дальнеишее развитие приводит к
объединению людей в процессе естественного отбора
(борьба с соседями) в единый организм - государство, в
котором правительство выполняет функции мозга,
управляет всем организмом, используя, в частности, право
как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы
реализуют внутренние функции (обеспечивают его
жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние
(оборона, нападение).
11.
Эта теория также возникла в XIX в. ЕеТеория
насилия
представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е.
Дюринг и другие. Они объясняли возникновение
государства и права факторами военно-политического
характера: завоеванием одним племенем (союзом
племен) другого. Для подавления порабощенного
племени и создается государственный аппарат,
принимаются законы. Возникновение государства,
таким образом, рассматривается как реализация
закономерности подчинения слабого сильному. В своих
рассуждениях сторонники этой теории опираются на
известные исторические факты, когда многие
государства появились именно в результате
завоевания одним народом другого.
12.
Представителями этой теории, возникшей в XIX в.,были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др.
Они объясняли появление государства и права
Психологическая
теория
проявлением свойств человеческой психики:
потребностью подчиняться, подражанием, сознанием
зависимости от элиты первобытного общества,
осознанием справедливости определенных вариантов
деиствия и отношении и пр.
13.
Эта теория была сформулирована в работахраннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Д.
Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других,
т.е. в XVII - XVIII вв.
По этой теории до появления государства люди
Теория
общественног
о догвора
находились в "естественном состоянии", которое
понималось разными авторами по-разному
(неограниченная личная свобода, воина всех против всех,
всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.). В
большинство концепции входит идея "естественного
права", т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых,
естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
Однако в процессе развития человечества права одних
людей приходят в противоречие с правами других,
нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы
обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между
собой договор о создании государства, добровольно
передавая ему часть своих прав.
14.
Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Историкоматериалистическая
теория
Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство
возникает как результат естественного развития первобытного
общества, развития прежде всего экономического, которое не
только обеспечивает материальные условия возникновения
государства и права, но и определяет социальные изменения
общества, которые также представляют собой важные причины и
условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция включает два подхода:
- решающую роль отводится возникновению классов,
антагонистическим противоречиям между ними,
непримиримости классовой борьбы: государство возникает как
продукт этой непримиримости, как орудие подавления
господствующим классом других классов.
- результате экономического развития усложняются само
общество, его производительная и распределительная сферы, его
"общие дела". Это требует совершенствования управления, что и
приводит к возникновению государства.