Похожие презентации:
Презентация_ТГП_Тема_2
1.
Федеральное государственное казенное образовательноеучреждение высшего образования
«Московский университет Министерства внутренних дел
Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»
Кафедра теории государства и права
Доцент кафедры теории государства и права,
кандидат юридических наук, полковник полиции
Станислав Александрович Иванов
Москва-2024
2.
План лекции:1. Характеристика власти и нормативного
регулирования общественных отношений в
первобытном обществе
2. Возникновение государства и права
3. Теории происхождения государства и права
4. Общее и особенное в происхождении государства
и права у различных народов
3.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:Т
Зако
Теория государства и права. Базовый курс : учебное
пособие / А. Ю. Гарашко, Д. С. Давидов, Е. Н. Дубинина и др.
под ред. А. Г. Мамонтова, С. А. Иванова. -М. : Юнити-Дана ;
Закон и право, 2017. - 143 с.
Теория государства и права. Введение в юриспруденцию :
учеб. пособие / ред.: В.П. Малахов, ред.: С.В. Долгушина .—
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— 128 с.
4.
Вопрос 1. Общая характеристика власти и социальныхнорм догосударственного общества
Одной из социальных закономерностей у различных народов и в
разных регионах земного шара является создание специальных
органов управления жизнью людей. Именно с помощью этих органов и
осуществлялась власть в тот далекий период.
В первобытном обществе в общей сложности можно выделить шесть
органов управления.
Оговоримся, что эти властные структуры просматривались
далеко не во всех общинах и племенах и не в равной мере.
Одним словом, конкретный характер власти у первобытных
племен мог принимать различные черты.
5.
Органы управления первобытного обществаСобрание взрослых членов рода (воинов)
В Средиземноморье собирали именно всех взрослых. В северных
племенах практиковался совет всех воинов. Управление, основанное на
демократических началах и принципе народовластия, где главенство
принадлежало народному собранию, было далеко не везде.
Старейшины
Это предводители, главы семей или родов. Старейшиной становился
зрелый человек, обладающий особыми личностными качествами:
жизненным опытом или мудростью (которая приходила с годами),
умением предвидеть события хотя бы на шаг вперед, организационным
талантом, но главное — волей.
Он также рассматривал споры между сородичами. Направляя жизнь
рода, старейшина участвовал также и в общественном производстве.
Старейшину не выбирали. Старейшинами становились фактически,
т.е. все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек
является для них авторитетом, что его боялись, уважали и слушались.
6.
Совет старейшинНа более поздней стадии развития первобытного общества, когда
человеческая популяция стала разрастаться, а роды объединяться во
фратрии, стал появляться круг вопросов, общих для всех соседствующих
общин (семей, родов).
Совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия
семей общины в проведении сельскохозяйственных работ, проходилось
решать и санитарно-гигиенические вопросы с тем, чтобы уменьшить
эпидемиологическую опасность для соплеменников.
Военные предводители (вожди)
Это в основном главы племен. Объединение родов, фратрий в племена
чаще всего имело место для защиты территории (или для нападения).
Предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся
особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью,
смелостью и обязательно чрезвычайно сильной волей, а также умением
прогнозировать наступление или защиту от врага и ее организовывать
практически.
7.
Советы военных предводителей (вождей)Они собирались для решения вопроса о том, продолжать ли
затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки
тактики боя.
Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, оракулы, знахари)
Этот орган управления занимался, условно говоря, организацией сознания
людей.
Жрецы помогали «задобрить» богов путем совершения культовых
языческих обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы
природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность придавала
первобытным людям силу, так как отвлекала их сознание от возможной
борьбы с опасностью.
8.
Социальные регуляторы первобытногообщества выполняли 2 функции:
1. Позволяли первобытным людям освободить
свою психическую энергию от страха перед
окружающим миром, тревожности и направить ее
на производительную деятельность.
2. Вторая функция социального регулирования
заключается в установлении в обществе стабильных
отношений, поскольку именно такие отношения
исключают влияние случайных, чисто субъективных
мотивов и обстоятельств, могущих исходить от
каждого из сородичей и соплеменников.
9.
Многие ученые считают, что нормы первобытного обществаносили характер мононорм.
Мононормы — это различные по своему характеру правила
поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи,
религиозные нормы и другие), единые для всех его членов.
Таким образом, мононормы носили не дифференцированный и
не расщепленный характер, т.е. не различались на нормы
социальной регуляции первобытного общества.
Мононормы исчезли тогда, когда начала возникать социальная
дифференциация.
Некоторые ученые считают, что мононормы первобытного
общества – это научный вымысел, фантазия ученых, а не
реальность.
10.
Вопрос 2. Условия и пути возникновения государства и права.Основные причины появления государства были следующие:
Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с
его усложнением.
Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в
этих целях больших масс людей.
Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.
Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего
функционирование общественного производства, социальную
устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к
внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.
Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.
11.
Возникновениеправа
—
закономерное
следствие
усложнения общественных взаимосвязей, углубления и
обострения социальных противоречий и конфликтов.
Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в
обществе, а значит, появилась объективная необходимость в
принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в
письменных источниках, содержат четко сформулированные
дозволения, обязывания, ограничения и запреты.
Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:
значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на
собственность социальной верхушки.
12.
Два основных пути развития права:1) В восточных обществах, господствующее положение
занимает государственная собственность создавались сборники
нравственно-религиозных поучений (Поучение Птахотепа в
Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в
мусульманских странах и т.п.).
2) В западных античных обществах, основанных на частной
собственности формируется обширное, отличающееся более
высокой степенью формализации и определенности
законодательство (древнее законодательство отличалось такой
степенью совершенства, что пережило на многие века
использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня
(например, частное римское право).
13.
Признаки права на этапе перехода общества кгосударству:
Социальность
Нормативность
Обязательность
Формализм
Процедурность
Неперсонифицированность
Институциональность
Объективность
14.
Основные пути развития государства:А. Типичные формы
1) Восточный (азиатский) путь возникновения
государства. Возникает на Древнем Востоке (Азия, Северная
Африка, доколумбова Центральная и Южная Америка).
Ведение совместных трудоемких гидротехнических и
ирригационных работ и общинный способ земледелия
требовали объединения людских масс под единым
централизованным началом.
2) Западный (европейский) путь возникновения
государства (Древняя Греция и Древний Рим). Эту модель
связывают с появлением частной собственности,
организацией ее защиты и охраны прав собственников.
Захватнические или оборонительные войны требуют создания
специальной, способной к применению силы организации.
15.
Б. Уникальные формы3) Прафеодальное государство (Киевская Русь).
Для восточных славян зарождение государства связано с
процессами формирования племенных союзов, из-за постоянных
угроз нападения и набегов воинственных соседей. Такие союзы
становятся военными объединениями с сильной властью вождя и
его окружения. Государственность возникает на предфеодальной
основе с сохранением свободы земледельцев и их прав
собственности.
4) Военная демократия (Франкское государство).
Институтами военной демократии были: военный вождь, совет
вождей и народное собрание. Развитие грабительских войн заметно
возвышало роль военного предводителя. Вокруг него объединялись
воины, составляющие его дружину. Постепенно военный
предводитель наделялся на завоеванной территории функциями
правителя (князя, царя, короля), а его приближенные становились
советниками и наместниками.
16.
Вопрос 3. Основные теории происхождения государстваи права.
Теологическая теория — наиболее древняя из известных
концепций — отстаивает Божественное начало в появлении
государственной
власти,
освященность
ее
авторитета
и
общеобязательной силы именем Бога. В учениях теологов нашло
место одно из начальных явлений об истоках государственности.
В ней заключено так называемое креационистское (от лат.
creationis — созидание) толкование творения мира, предполагающее
«первоинициативу» Бога во всех человеческих начинаниях.
Теологическая теория находила свое развитие в более поздние
периоды истории. В средние века ее использовали для укрепления
абсолютной монархической власти, сравнивая деятельность
правителя с активностью Бога, но при этом проводилась мысль о
необходимости послушания монархов воли церкви.
17.
Патриархальная теорияСвоими корнями также уходит в представления древних об
окружающем мире. Ее основателем признается Аристотель, который
в труде «Политика» рассматривал государство как «со единение
многих родов и деревень ради общения наилучшей и современной
жизни».
Человек, согласно взглядам древнегреческого мыслителя,
является «животным общественным» и общается с себе подобными в
семье, обществе и государстве. Государство становится естественным
продолжением процесса разрастания семьи, ее деления на отдельные
роды и последующего их объединения.
В «Патриархии» утверждалось, что истинный образец всякого
государства заложен в управлении семьи ее главой. Власть отца над
членами семьи была дарована Всевышним Адаму, от которого она
перешла к его потомку Ною (патриарху). Ной разделил три
континента (Европу, Азию и Африку) среди своих детей. Впоследствии их неотчуждаемые полномочия перешли по наследству
последующим потомкам — королям, в силу чего их власть сохраняла
свой абсолютный характер.
18.
Органическая теорияПрежде всего связана с именем Платона и его сочинением
«Государство», в котором последнее сравнивается с человеком, но
взятом в ином, более масштабном измерении. Внутренне устройство
государства уподобляется строению человеческого организма с теми
же важнейшими по функциям составными частями и с такими же
подчиненными отношениями частного к целому.
Государство, по Платону, образуется в силу того, что никто из
людей не способен удовлетворить свои потребности сам по себе и
потому они ищут помощи у других.
В обществе подобные процессы, по мнению английского
мыслителя, становятся поводом к поэтапному группированию
первичных союзов людей в более сложные, что приводит их
постепенно к конечному результату — государству, где люди
дифференцированы в зависимости от сфер деятельности.
19.
Договорная (естественно-правовая) теорияФормировалась на протяжении долгих веков развития на
основе одного из направлений политических и правовых учений,
обосновывавших положение о предшествующем государству
естественном состоянии человека.
Государство же выступает как искусственное порождение
сознательной воли свободных людей, решивших самоограничиться
в пользу общественных приоритетов.
Люди заключают договор о создании власти, способной защитить их неотъемлемые права на частную собственность и личную
свободу. Взамен они передают государству иные права, среди
которых право на самозащиту и на самопомощь.
20.
Психологическая теорияТакже обращается к общественному договору как источнику
создания государства, однако в основе стремления людей к
объединению называются их эмоциональные характеристики (Л.И.
Петражицкий), свойственное человеку стремление подчиняться
(Н.М. Коркунов) или инстинкты (3. Фрейд).
Государство является способом самовыражения эмоциональной
потребности людей находиться в рамках организованного общества.
В человеческих обществах имеется такое координированное и
сообразованное с потребностями и благом всего общественного союза
поведение разных его членов, которое состоит в руководстве и указаниях со стороны одних и подчинения этим указаниям со стороны
других.
Системой психических эмоций и создается своеобразная структура человеческих обществ, состоящая в закреплении за отдельными
индивидами известных благ, известной сферы господства и свободы.
21.
Историко-материалистическаяТеория объясняет происхождение государства с классовых
позиций, усматривая его появление в процессах экономического
разложения общества на имущих и неимущих.
С этой точки зрения государство представляет собой социальное
явление, ограниченное определенными историческими рамками. Его
не знает первобытное общество, поскольку государство возникает в
результате общественного разделения труда, появления частной
собственности и раскола общества на классы.
Допускается при этом, что определенные примитивные виды
эксплуатации возникают еще на каких-то ранних ступенях
разложения родовых отношений и даже внутри рода. Но, и
последующее положение особо подчеркивалось, первой классической
формой эксплуатации и одновременно с тем социального
неравенства и угнетения сделалось рабство.
22.
Суммируя такие закономерности, возможно указать на основныеюридические положения:
понимание государственности как последовательности,
объединяющей возникновение и становление государственноправовых институтов общества;
объективность процессов формирования начал
государственности, вызванных усложнением управления
общественными механизмами;
исторически длительная протяженность данных процессов,
приводящих в конечном итоге
к появлению государства и его юридического оформления;
23.
несовпадение причин, сроков и способов возникновениягосударства и права различных народов и в различных регионах
мира;
определенная подготовленность создания более высоких форм
организации общества его предгосударственным состоянием в
условиях потестарной власти, опиравшейся на личный
авторитет и силу предводителя и использовавшей нормативную
систему с элементами предправа;
складывание первичного права государства в
основном путем перерастания обычаев догосударственно
организованного общества в нормы обычного права посредством
придания им
со стороны государственных институтов общеобязательной силы.