Похожие презентации:
НК в зеркале этнолингвистики. Архаический ритуал-диалог
1.
2022 - Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РоссииАрхаический
ритуал-диалог
Составитель: Васильева Е.В., зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки филиала
ДВФУ в г. Уссурийске.
Информационно-методическое сопровождение проекта: Маринченко И.А., канд. филол. наук, доцент
Департамента образовательных технологий в области русской и зарубежной филологии ДВФУ.
Школа педагогики ДВФУ,2022
2.
План1. Подходы к реконструкции древних славянских текстов.
2. Что такое ритуальный текст.
3. Виды ритуальных текстов.
4. Архаический ритуал-диалог.
5. Классификация ритуальных диалогов.
6. Тематические группы ритуальных диалогов.
7. Особенности бытования ритуалов-диалогов в различных славянских
зонах.
3.
1. Подходы к реконструкциидревних славянских текстов
Лингвистический подход (В. В. Иванов, В. Н. Топоров).
Фольклористический подход (В. Я. Пропп).
Дифференцированный подход (Н. И. Толстой):
- этимологические методы отбора материала;
- методика хронологической атрибуции.
4.
2. Что такое ритуальный текстВербальный
способ
магического
воздействия
устойчивость
консервативность
сакральный характер
календарная привязанность
Ритуальные тексты «ярче других несловесных (невербальных)
ритуальных действий и предметов выражают смысл обряда
как сложного «трехслойного» (вербального, акционального и
реального) текста» .
(Н.И. Толстой. Очерки славянского язычества, 2003)
5.
3. Виды ритуальных текстов(Классификация Л. Лобановой)
Заговор
Заговорнозаклинательный
текст
Причитание
Приговор
Молитва
Ритуал-диалог
6.
4. Архаический ритуал-диалогВопрос
- Что вам надо? В
чем вы нуждаетесь?
Ответ
Пожелание
Изучение архаического
ритуала-диалога в
славянской традиции
предпринято в работах
Н.И. Толстого.
- Мира и Божьего
благословения.
- Бог вам дай от неба
росу,
от
земли
пшеницу, от сердца
веселье.
7.
5. Классификация ритуальныхдиалогов
I.
Прятанье за пирогом, хлебом, виноградом и т.п.
II.
Катание, волочение по земле, сеяние и др., внесение в дом яств и воды.
III.
Посещение дома «полазником», ребенком (ангелом), Богом и т.п.
IV.
Удержание дома птицы, скота.
V.
Угрозы бесплодным фруктовым деревьям, болезням и немощам.
VI.
Имитация уничтожения хищных зверей и птиц.
VII. Ворожба, лечение болезней.
VIII. Изгнание насекомых.
IX.
Магия большого удоя молока, добывание «живого огня».
X.
Выражение благопожелания в семейных обрядах.
XI.
Определение мерок, загадки, игры.
8.
6. Архаическийритуал-диалог
(тематические группы)
9.
I. Прятанье за пирогом, хлебом,виноградом и т.п.
- Виден ли я (из-за пирога)?
- Слегка выступаешь,
слегка виден.
- Сейчас немного, а на
будущий год нисколько.
10.
II. Катание, волочение по земле, сеяние,молотьба. Внесение в дом яств и воды
11.
III. Посещение дома «полазником»- Доброе утро вам, поздравляю
вас с Рождеством!
- И тебе тоже доброй
удачи, а кто ты?
- Я ангел господний и несу мир
Божий, всякое обилие и урожай.
12.
IV. Удержание дома птицы, скота13.
V. Угрозы бесплодным фруктовым деревьям,болезням и немощам
-Что ты хочешь?
- Хочу срубить.
- Почему?
- Потому что не дает плода.
- Не руби, будет плодоносить!
14.
VI. Имитация уничтожения хищных зверей, птицСобираю и связываю, чтобы завязать
ястребов, ворон и других птиц, чтобы они в
течение года не ловили цыплят.
- Что ты делаешь?
15.
VII. Ворожба, лечение болезней-Что гонишь?
- Гоню болезнь из овец (рогатого скота,
свиней).
- Гони, гони, гони, чтобы ее не было!
16.
VIII. Изгнание насекомых17.
IX. Магия большого удоя молока- Есть да и будет. На
погляди.
- Масло есть?
18.
X. Выражение благопожелания в семейныхобрядах
- Во имя Отца, Сына и Святого
Духа, аминь.
- Будем пирог резать или
пусть плодоносит?
- Этот будем резать, а то,
что посеяли, пусть даст
плоды.
19.
XI. Определение мерок. Загадки, игры- Что ты делаешь?
- Копаю яму.
- Зачем она тебе?
- Для цыплят.
- Где они у тебя?
- Вот они.
20.
7. Особенности бытования ритуалов-диалогов в различных славянских зонах
• Смысловое
разнообразие
ритуального
диалога
сводится
к
привлечению в дом достатка и удачи или изгнанию из него потусторонних
враждебных человеку сил.
• Общеславянское
распространение
имеют
ритуалы-диалоги,
сопровождающие прятанье за пирогами, угрозы неплодоносящим
деревьям, удержание дома скота и птицы, изгнание насекомых.
• Для
южной
славянской
зоны
характерны
направленные на уничтожение хищных зверей и птиц.
ритуалы-диалоги,
• Для восточной славянской зоны
направленные на лечение болезней.
ритуалы-диалоги,
характерны
21.
Литература• Конкка, А. Диалоги космологического содержания в контексте зимней
святочной обрядности карел [Текст] // Художественный текст: явное и
скрытое (IX Всероссийский междисциплинарный семинар) / А. Конкка. –
Петрозаводск, 2007. – С. 78-85.
• Левкиевская, Е.Е. Славянский оберег: семантика и структура [Текст] / Е.Е.
Левкиевская. – М : Индрик, 2002. – 336 с.
• Толстой, Н.И. Архаический ритуал-диалог // Очерки славянского язычества
/ Н.И. Толстой. – М : Индрик, 2003. – 656 с.
• Фольклористика Коми : Исследования и материалы [Электронный
ресурс] / Ред.-сост. Л. Лобанова, Н. Кузнецов. – Тарту : ЭЛМ, 2016. –
Режим доступа : http://www.folklore.ee/rl/pubte/ee/sator/sator17/ (дата
обращения 25.11.2017)
22.
Спасибо завнимание