Северный Кавказ. Цивилизованные архетипы

1.

2.

3.

1. Социокультурная специфика северокавказского
региона.
Северный Кавказ географически относится к
европейской части России, расположен на перешейке между
морскими
бассейнами
Черноморско-Азовским
и
Каспийским; включает юг Восточно-Европейской равнины,
Предкавказье и территорию северных склонов Большого
Кавказа.
Процесс формирования большинства современных народов
Северного Кавказа происходил в результате синтеза автохтонных
(местных)
кавказских
субстратов
(основа
общности)
с
миграционными потоками пришлых племен. Как показывают
исследователи, у одних народов это протекало в глубокой древности
(вайнахи, адыгские народы, большинство народов Дагестана), у
других – в период раннего железного века (частично осетины), у
третьих – в период средневековья (карачаевцы, балкарцы, кумыки,
ногайцы, осетины).

4.

Северный Кавказ вошел в состав России в середине 19 века, хотя
некоторые территории начали присоединять еще в 16 век.
Это самый южный район страны. Территория Северного Кавказа
равна 355,1 тыс. км². Кроме того, это самый густонаселенный и
разнообразный по национальному составу регион. СевероКавказский регион включает в себя 10 субъектов Российской
федерации из них 2 края – Ставропольский и Краснодарский, 1
область и 7 республик.
Северокавказские республики – это:
Республика Адыгея.
Дагестан.
Ингушетия.
Чеченская республика.
Кабардино-Балкарская республика.
Карачаево Черкесская республика.
Северная Осетия-Алания.

5.

6.

Особенности рассеченной топографии Кавказа естественным
образом предопределили чрезвычайную этническую
разнородность (от 50 до 62 этнических групп), фрагментацию и
локализацию этнических идентичностей, культурное
своеобразие.
В регионе проживает множество народов и
этнонациональных групп, имеющих друг к другу
немало претензий территориального и иного
характера. Здесь сошлись ведущие мировые религии,
прежде всего христианство и ислам, Запад и Восток,
Европа и Азия, Север и Юг. В течение многих столетий
Кавказ находился либо в эпицентре серьёзных
геополитических катаклизмов, либо стоял на пути
масштабных имперских войн.

7.

Результатом многовекового
взаимодействия с соседними
народами является: обладание
горскими народами Северного
Кавказа весьма сходными
техническими навыками;
распространение общих
элементов костюма и
вооружения; ориентация на
почти одинаковые семейные
обычаи, похожие – кухонную и
музыкальную культуру, а также
нормы поведения.

8.

Также
складывается
универсальный
для
всех
этнических культур народов
Северного
Кавказа
набор
коммуникативных
табу

внешне отчужденное общение
между родителями и детьми,
супругами и мн. др. (в
настоящее
время
в
определенной
степени
сохраняется
существование
общего поведенческого кода и
общих культурных символов
народов Северного Кавказа. Это
проявляется
в
нормах
поведения
(почтение
к
старшему, женщине, внимание
младшему, мирное разрешение
конфликтов и т.д.).

9.

10.

Для всех местных горских народов также характерны сходные
варианты жилищ (сакля) и похожие типы селений, которые имели в
своем составе следующие структурообразующие компоненты:
источник; сакральное место; место собраний; родовую башню или
башни. Архитектурные формы горцев стали пространственной
символизацией норм горского этикета, идеалов и традиций горской
культуры.

11.

12.

13.

Вершиной в развитии
средневековой духовной
культуры народов
Северного Кавказа
является героический
нартский эпос
(распространен у осетин,
адыгейцев, кабардинцев,
черкесов, балкарцев,
карачаевцев, чеченцев и
ингушей – воспевает
подвиги богатырей –
нартов. Зародившись в
виде мифов и легенд в
древности и постоянно
находясь в развитии,
героический эпос
сформировался как жанр
устного народного
творчества в период
средневековья).

14.

Элементы возникшего комплекса специфических,
архаических черт традиционной культуры были
обусловлены природными особенностями зоны
проживания кавказских этносов, типом хозяйства,
спецификой социально-политического развития и
межэтнических контактов, преобладающей системой
религиозных верований. Основой формировавшейся
социокультурной
специфики
северокавказских
обществ становится традиционализм с характерной
для него иерархией ценностей и предписанной
традициями сословной стратификацией. В качестве
структуры местных сообществ утверждается клановое,
корпоративное устройство, сочетавшее равенство
внутри соответствующих подструктур с признанной
иерархией между ними.

15.

На особенности и направленность внутрикавказского
взаимодействия повлияли давние местные обычаи,
закрепленные в обычном праве и этикетности
(традиционный тип социальных отношений –
общинный,
включает
следующие
черты:
невыделенную
индивидуальность,
личную
зависимость индивида в семье, сословии; приоритет
непосредственных межличностных, внутригрупповых
– родственных связей, групповую солидарность;
приписанный социальный статус и ограниченную
социальную мобильность; жесткий социальный
контроль
преимущественно
через
механизмы
межличностного
взаимодействия;
групповую
идентичность и ценностно-нормативные системы,
обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и
солидарность).

16.

Повседневное взаимодействие горских этносов происходило в формах,
предписанных обычаями (адаты) и сложившейся практикой отношений
многих поколений (гостеприимство, побратимство, куначество,
аталычество и др.). Поведение участников коммуникативных действий
или одной из сторон, отклонявшееся от заданных традицией этикетных
норм, приводило к заметному осложнению межкультурных контактов.

17.

Вхождение народов Северного Кавказа в состав России привело к
более тесному взаимодействию культуры России и кавказских этносов,
наложило неповторимый отпечаток и на русскую культуру, литературу,
искусство, общественную мысль, расширило горизонты познания, и в
свою очередь внесло мощную преобразующую струю в жизнь народов
Кавказа, их материальную и духовную культуру.

18.

В настоящее время регион в культурно-цивилизационном
отношении фундируется на трех основных составляющих.
Во-первых, Северный Кавказ – это часть российской
цивилизации; во-вторых, регион все более отчетливо
становится частью исламского культурно-цивилизационного
мира; наконец, в-третьих, важное значение имеют
аутентичные
традиционные
архетипы
самого
северокавказского общества. Противоречивое взаимодействие
этих трех составляющих формирует «кентаврическое»
социокультурное пространство Северо-Кавказского региона,
где соседствуют, казалось бы, совершенно противоположные
модели социального бытия, типы мировоззрения, культурные
нормы и стандарты. Особенность
цивилизационного
пространства Северного Кавказа ряд исследователей
связывают с существованием северокавказской и даже с
единой кавказской цивилизацией.

19.

На постсоветской территории Северного Кавказа, как
отмечает В.А. Тишков, «произошло превращение российской
культуры в мозаичную, многосоставную, состоящую из
типологически различных культурных систем: традиционной
северокавказской
культуры
(распадающейся
на
многочисленные этнотрадиционные культуры) и близкой к
ней по ценностной системе исламской, русской национальной
(включая казачью традиционную культуру), советской и
современной массовой западной культуры, находящихся в
состоянии открытой и латентной конфликтности, что
является
культурным
подтекстом
межэтнической
напряженности и ксенофобии». Именно от соотношения
влияния данных культурно-цивилизационных факторов на
реальную жизнь северокавказского общества зависят
стратегическая траектория развития региона в текущем
столетии, эффективность интеграции Северного Кавказа в
общероссийское культурно-цивилизационное пространство.

20.

Великий шелковый путь соединял древние цивилизации Востока и
Запада со II в. до н.э. до XV века. Уже с VI в. одна из ветвей
трансевразийской магистрали проходила по Северному Кавказу. По
этой причине Северный Кавказ стал ареной столкновения интересов
могущественных империй Византии и Персии. Борьба велась за
обладание правом контроля над пролегающими через Кавказ
жизненно важными торговыми маршрутами Великого Шелкового
пути. Византийский император Юстиниан приложил все усилия для
того, чтобы изменить привычные маршруты караванов, идущих из
Китая, и направить их к Черноморскому побережью именно через
горные перевалы Северного Кавказа, в обход Персии. Спустя
некоторое время в отдаленные горные районы Северного Кавказа
устремились христианские монахи-миссионеры. Они и начали
возводить монастыри, к которым тянулись люди. Так вокруг
монастырей возникали поселения. Караванщики остро нуждались в
таких опорных пунктах, надежно защищенных крепостными стенами.
Здесь они могли сменить лошадей и охрану, нанять проводников,
отремонтировать снаряжение, переночевать, переждать непогоду и
получить информацию о том, что может их ожидать на следующих
участках пути.

21.

На территории Центрального Предкавказья локализуются
районы (район Кавминвод, Верховья рек Кубани и Лабы),
где пересекались образцы письменности греческого,
иранского, китайского, арабского, тюркского и др.
происхождения, что свидетельствует о процессе выбора
наиболее удобной контактной лингвистической формы. В
периоды функционирования в Предкавказье дорог ВШП
первоначально
в
большей
степени
использовался
согдийский (среднеазиатский) язык, затем греческий, в
эпоху господства половцев и затем Золотой Орды
доминирует тюркский язык.

22.

23.

В силу особого географического положения, внешних связей народов
Центрального Предкавказья с центрами, входившими в политические,
торговые, военные, культурные отношения с местным населением благодаря
функционированию транзитных международных путей, появлялись те или
иные элементы «иностранных»: языка, письменности, религии и др. Данные
изменения поддерживались представителями высших слоев местного
населения исследуемого региона по следующим причинам:
Психологическое воздействие через убеждение и обольщение роскошью в
принятии тех или иных решений, касающихся политических
взаимодействий;
Стремление приобщиться к культуре великих, а значит, престижных,
цивилизаций;
Переосмысление догматов «иноземных» религий в связи с привычными
канонами политеизма, желание сопоставить христианских Святых с
определенными языческими божествами;
Практическое восприятие – преимущество новых видов оружия, удобство
новых образцов одежды и др.

24.

Таким образом, территория пролегания северного отрезка ВШП и
других транскавказских магистралей являлась для Центрального
Предкавказья областью взаимодействия элементов различных
культурных влияний. Из центров, расположенных на пересечении
транспортных путей, по всему Центральному Предкавказью
распространялись культурные нововведения: религиозные воззрения,
образцы письменности, архитектурные формы, изобразительные
сюжеты, элементы иноземных костюмов (бытовых и военных). При
этом тот или иной новый элемент преломлялся в менталитете
населения
Центрального
Предкавказья,
видоизменялся
и
использовался в соответствии с требованиями и вкусами местных
пользователей.

25.

3. Геостратегический статус Северного Кавказа как южного рубежа
российской цивилизации.
На современном этапе общественного развития, когда после
окончания «холодной войны» мир постепенно вступает в новую фазу
глобальных конфликтов и противоречий, Северо-Кавказский регион
и в силу своего географического положения, и по причине своей
культурно-цивилизационной специфики является важнейшим
форпостом Российской Федерации на юге. Важность данного
форпоста обусловлена в первую очередь тем, что Северный Кавказ –
это неотъемлемая часть российской территории, которая отделяет
российскую цивилизацию от ряда крупных стран исламского мира.
Этот регион имеет ключевое значение для сохранения целостности
Российской Федерации. Северо-Кавказский регион в силу своего
геополитического положения и этнической структуры населения
занимает особое место в этнических процессах, происходящих в
России, т.к. представляет собой на современном этапе арену
соперничества интересов крупнейших геополитических центров –
блоков, союзов и отдельных держав.

26.

Стратегический статус Северного Кавказа как связующего звена
между Европой и Центральной Азией определяется выгодным
геополитическим положением и его ролью в обеспечении военнополитической стабильности и безопасности Российского государства
(выполняет функции естественного военно-оборонительного рубежа: с
военной точки зрения это крайне выгодный плацдарм для развёртывания
группировок сухопутных войск, авиации и флота, радиолокационных
систем и др.).

27.

В настоящее время Кавказ является не только естественной
географической границей между регионами, древнейшей
транспортной артерией (северная ветвь Великого
Шелкового пути), связывающей два континента, но и
источником стратегических природных энергетических
ресурсов – нефти и газа. Кавказ уже несколько столетий –
это стык двух цивилизаций – западной (христианской) и
мусульманской, двух мировых идеологий, декларирующих
различные духовные ценности и миропорядок.

28.

Особое геополитическое значение Северного Кавказа как
региона, непосредственно влияющего на военно-стратегическое
преобладание на Ближнем Востоке и развитие европейскоазиатской торговли, перспективного для сельскохозяйственного
освоения и развития промышленности, а также как бесспорного
центра обмена культурными ценностями между народами
признавалось большинством государственных деятелей и
просвещенной общественностью.

29.

Несмотря на взаимные претензии, противоречивая и сложная общая
история подтверждает прочность неразрывных и глубоких уз,
связывающих кавказскую и российскую цивилизации. История
неразрывно связала Россию и Северный Кавказ, они необходимы
друг другу. Без Северного Кавказа Россия перестает быть великой
мировой державой и, в свою очередь, народы Северного Кавказа
идентифицируют себя как граждан России и не мыслят свою судьбу
вне единого политико-правового, экономического и социальнокультурного пространства. Геополитическое преимущество России
состоит и в том, что она является поликонфессиональной страной,
имеет большие исторические традиции взаимодействия как с
Западом, так и с Востоком. Единство российского государства
основано на этнокультурном многообразии. Роль русского языка как
посредника следует считать стратегической, настолько важен
русский язык, его сохранение, изучение и распространение не
только в масштабах России, но и за ее пределами.

30.

Проводимая в последнее время федеральным центром
государственная политика ориентирована на осуществление
практических мер по поддержанию устойчивого развития и
стабильности региона. Реализуется комплекс мероприятий,
направленных на упрочение территориальной целостности
государства, борьбу с экстремизмом и терроризмом. Большим
препятствием
эффективного
использования
геостратегического положения региона являются кризисные
проявления в политической и социально-экономической
сферах: коррумпированность, этноклановость власти,
экономическая
отсталость,
безработица,
социальное
расслоение, деградация инфраструктуры.

31.

Геополитика России на Северном Кавказе должна носить
взвешенный
и
последовательный
характер.
Нужно
выработать действенные механизмы политической и
социально-экономической
стабилизации
ситуации
на
Северном
Кавказе,
предотвращения
вооруженных
конфликтов,
эффективной
стратегии
обеспечения
национальной безопасности, активного включения республик
и краев Северного Кавказа в общенациональные процессы
модернизации, трансформации российского общества.
Необходимо
сохранять
политическое,
социальноэкономическое и культурное единство Северного Кавказа
через грамотную государственную политику, направленную
на гармонизацию межнациональных отношений, сохранение
и развитие культурного многообразия; улучшение социальноэкономической ситуации в регионе, развитие институтов
демократического правового государства и гражданского
общества.

32.

Вопросы и задания
1. Составьте глоссарий по теме (Межкультурное
взаимодействие,
социокультурная
парадигма,
миссионерская деятельность, синкретизм).
2. Подготовьте презентацию на тему:
«Этнокультурные особенности народов Северного
Кавказа»
Структура презентации:
1. типы традиционного поселения и жилища; особенности
внутреннего убранства жилищ; виды традиционных
занятий;
2. Традиции (отношение к старшим, гостеприимство,
специфика традиционной кухни; основные национальные
блюда; основные обряды;
3. Национальные праздники и обряды
English     Русский Правила